Общество как предмет философского исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:13, реферат

Краткое описание

Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы (“социального организма”). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

Содержание

1. Общество как предмет философского исследования……………………3
2. Происхождение человека и общества…………………………………….8
3. Социальная структура и специфика общения…………………………..11
4. Взаимоотношение общества и природы. Экологический кризис,
его истоки и пути разрешения……………………………………………….19
Библиографический список………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

общество.docx

— 48.72 Кб (Скачать файл)

Появление неандертальца на исторической арене  обусловлено развитием производительных сил его животного предка на качественно  новом уровне не свойственном животным, стоящим на эволюционной лестнице ниже человека. Вместе с тем, социальные, и, прежде всего, производственные отношения неандертальца, захваченные им с собой из "животного мира" в силу известной консервативности продолжали оставаться не уровне свойственном животным, стоящим на эволюционной лестнице ниже человека. Данное обстоятельство противоречит утверждению отечественных ученых обществоведов о параллельности и двуединости процессов происхождения человека и общества. Лишь в процессе жизнедеятельности неандертальца, унаследованные им старые социальные, и, прежде всего, производственные отношения - свойственные животным, стоящим на эволюционной лестнице ниже человека, стали принимать черты социальных, и, прежде всего, производственных отношений свойственных человеку. Таким образом, только с приведением неандертальцем унаследованных им социальных, и, прежде всего, производственных отношений в соответствие с характером и уровнем развития своих производительных сил можно и нужно говорить о преобразовании стада в общество.

 

3. Социальная структура  и специфика общения.

 

Общество, таким образом, представляет собой  определенную совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих  друг с другом. Сферы общественной жизни взаимопроницаемы и взаимосвязаны.

Экономические трудности и тем более кризисы (экономическая сфера) порождают  социальную неустойчивость и недовольство различных общественных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера).Все это обычно сопровождается апатией, смятением духа, но и - духовными  поисками, интенсивными научными исследованиями, усилиями деятелей культуры, направленными  на осознание истоков кризиса  и путей выхода из него. Таков  один из примеров, иллюстрирующих взаимодействие основных сфер общественной жизни. Военный переворот (политическая сфера) как следствие экономического кризиса, резкое снижение уровня жизни (экономическая сфера), разногласие в обществе (социальная сфера) и все это отражается на духовной жизни общества. (Пиночет 1973 - военная хунта) пришел к власти в Чили в результате военно-фашистского переворота, установил режим жесточайшего террора, экономика улучшилась, разногласие в обществе, творческая интеллигенция ушла в подполье.

Структура общества, как и всякая природная  структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто  большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому  в качестве простейшего приемлемо  определение общества как совокупности людей и их взаимоотношений.

Если  отдельных людей и их разнообразные  объединения обнаружить нетрудно, то связи и отношения между людьми увидеть сложнее, ибо они носят  как бы бесплотный, скрытый характер. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений была понята не сразу. В ее оценке немало предрассудков  сохраняется и сегодня. Из них  наиболее распространены крайний индивидуализм (или социальный нигилизм) и воинствующий коллективизм.

С точки  зрения социального нигилизма существуют только отдельные люди, индивидуумы, а общественных связей и, следовательно, общества не существует. В данном случае общество выступает как чистая фикция, удобное слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического  подхода является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей и значение общественных организаций.

С точки  зрения крайнего, воинствующего коллективизма, напротив, общество не только существует, но и является более полноценным  и высоким, чем индивиды, из которых  оно состоит. Существует будто бы только общество и ничего, кроме  общества. Отдельные же люди — всего  лишь частицы, винтики, «моменты», как  выражался Гегель, более широкого целого, подобно тому, как ноги и руки человека являются частями его тела. При последовательном проведении эта точка зрения порождает тоталитаризм, подчиняющий себе личность полностью, регулирующий все моменты ее жизни, вплоть до мельчайших.

Оба этих предрассудка, особенно тоталитаризм, послужили идейным источником многих страданий и бед, что лишний раз  свидетельствует, насколько опасными могут быть философские, мировоззренческие  и идеологические заблуждения.

Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества  различных частей и элементов. Причем, эти части и элементы тесно  связаны между собой, постоянно  взаимодействуют. Поэтому общество и существует как единый, целостный  организм, как единая система. От других природных систем, в том числе  физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью и имеет ряд признаков:

1) множественность  составляющих общество элементов,  подсистем, их функций, связей  и взаимоотношений, 

2) разнородность,  разно качественность социальных  элементов, среди которых, наряду  с материальными, имеются и  идеальные, духовные.

Особую  специфику социальной системе придает  уникальность ее главного элемента —  человека, обладающего возможностью свободного выбора форм и способов своей деятельности, поведения. Это  придает развитию общества большую  степень неопределенности, а, следовательно, и непредсказуемости.

По мере выявления философской мыслью сложности  и многообразия общественной жизни  философы все настойчивее стремились отыскать какое-то общее основание, общий знаменатель, к которому можно  было бы свести это многообразие. После  долгих дискуссий они в конце  концов пришли к общему выводу: все  внешне многообразные явления общественной жизни представляют в сущности ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Это как бы скрытая, тайная сущность, первооснова, субстанция всего социального.

Однако  при всем исключительном значении феномена человеческой деятельности в социальной жизни роль ее все же не следует  преувеличивать, а тем более абсолютизировать. Потому что социальная жизнь, основываясь  на человеческой деятельности, тем  не менее, не сводится к ней. Наличие  у социальной системы этой единой основы исключает представление  о ее многомерности, сложности. Поэтому  социальную систему можно понять не только как совокупность отдельных  видов деятельности, но и как совокупность отдельных социальных групп или  как структуру связывающих эти  группы и организации отношений.

Так, в  качестве относительно самостоятельного предмета изучения может быть выделена исторически сложившаяся в ходе совместной деятельности людей структура  социальных общностей (семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т. п.). Может быть также специально выделена и рассмотрена структура  связей, зависимостей, отношений между  людьми по крупным сферам жизнедеятельности  общества, таким, как экономическая, политико-правовая, духовная, нравственная, религиозная, эстетическая. Могут рассматриваться  как отношения между людьми внутри этих сфер, так и отношениями между  самими этими сферами.

Возможен  и анализ общества с точки зрения существующих в нем многообразных  институтов (различного рода производственные предприятия, учреждения культуры и  здравоохранения, центральные и  местные органы власти и др.), обеспечивающих устойчивость социальных отношений.

Допустим  и иной универсальный, синтетический  подход к пониманию структуры  общества как состоящей из отдельных  личностей; из отдельных коллективов, малых групп; из больших социальных групп и их организаций; из отдельных  народов, наций и государств; из международных, межгосударственных объединений и  организаций. При таком подходе  каждый представитель любого из рассматриваемых  уровней выступает в качестве элемента более сложной структурной  организации. Причем, каждый элемент  структуры находится в системе  многообразных связей друг с другом как вертикальных, так и горизонтальных.

Анализ  перечисленных многообразных элементов  социальной системы составляет, по сути дела, содержание социальной философии. Не пытаясь исчерпать все ее богатство, обратим особое внимание на субстанциональную  основу этой системы, т. е. на совместную деятельность людей.

Деятельность  определяется как специфически человеческая форма активного отношения к  окружающему миру. Содержание ее составляет целесообразное осмысление, изменение  и преобразование данного мира. Оно  имеется уже в простейшем индивидуальном социальном действии. Каковы же его  составные элементы?

Первый  элемент, необходимый фактор всякой деятельности — человек, индивид, люди. Он ее активная сторона, субъект. Но потому люди являются субъектами, что их деятельность направлена на те или иные объекты. В качестве таковых могут оказаться  и отдельные индивиды (деятельность врача, учителя, представители некоторых  других профессий).

Таким образом, существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности — люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства  порождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру  в многоплановой общественной системе. Соответственно четырем основным элементам  простейшего социального действия, выделяются и четыре типа или сферы, области общественной деятельности:

  • материальная;
  • духовная;
  • регулятивная, или управленческая;
  • деятельность обслуживания, иногда именуемая гуманитарной, или социальной в узком смысле слова.

Все они  не только обеспечивают необходимые  условия любой человеческой деятельности, но и одновременно создают предпосылки  жизнеспособности общества в целом.

Каковы  же специфика и функции каждой из указанных четырех сфер социальной деятельности?

Начнем  характеристику этих сфер с выявления  особенностей материального производства. Его своеобразие состоит в  том, что оно призвано создавать  определенные вещи, необходимые для  удовлетворения потребностей людей, поддержания  их активности в любой сфере. Здесь  заняты люди физического и умственного  труда. Они добывают сырье, перерабатывают его и создают все необходимое  как для развития производства, так  и для материального оснащения  образования, науки, медицины, политики, для повседневной жизни людей (жилье, продовольствие, одежда и т. д.).

Складывавшиеся  в производственной сфере социальные отношения традиционно отличались особой степенью напряженности, конфликтности. Проблема преодоления конфликтов в  этой сфере, укрепления отношений социального  партнерства остается и сегодня  актуальной теоретической и практической задачей.

Признавая большую роль материального производства, современная социальная философия  все же склонна считать, что его  качественное отличие от других сфер жизни общества не дает оснований  сводить к нему все многообразие человеческой деятельности.

Важнейшую роль в общественной жизни играет духовное

производство, в процессе которого формируются идеи, создаются научные и художественные ценности. Правда, эти ценности, так или иначе, материализуются в физических вещах (книгах, картинах, скульптурах и т. п.). Но главное в этих предметах не материальная сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

Духовная  деятельность, наряду с материальной, имеет огромное, неоценимое значение. Без преувеличения модно сказать, что достижения современной цивилизации  являются в значительной мере результатом  развития науки, искусства, религии, духовного  производства в целом. Именно поэтому  труд ученого, художника, композитора, конструктора, архитектора пользуется в обществе высоким призванием.

В качестве еще одной сферы выделяется регулятивная, или управленческая деятельность, т. е. деятельность различного рода администраторов, управляющих, политиков. Специфическая  задача этой области — поддержание  связей между людьми, регулирование  их деятельности. Поскольку связи  и отношения возникают стихийно, постольку они первоначально  не нуждаются в специальной регуляции. Только со временем для их становления  и развития формируются специализированные виды регулятивной деятельности и соответствующие  им организации, которые и обеспечивают согласованность, упорядоченность  различных сфер общественной жизни. Без этого общественная жизнь  также невозможна, как невозможна она без материального и духовного  производства.

Регулятивная, управленческая деятельность, как и  другие ее типы, включает различные  виды труда. Это, прежде всего, управление людьми с применением различных способов, средств, включая принуждение. Но это также и управление вещами, средствами материального производства (заводскими постройками, станками, землей и т. п.).

Управление  осуществляется на различных уровнях: от государства до предприятия и  семьи. Оно играет огромную роль в  судьбах общества. Беда в том, что  его часто поражают многочисленные болезни: злоупотребление методами принуждения, насилия, репрессий, чрезмерное разрастание чиновничьего аппарата, бюрократизация управленческой деятельности, казнокрадство, коррупция, взяточничество и т. п. Особенно высока цена ошибок, просчетов и злоупотреблений  в политической деятельности, ибо  она так или иначе определяет судьбы миллионов и миллионов  людей.

Информация о работе Общество как предмет философского исследования