Огюст Конт основоположник социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:58, доклад

Краткое описание

Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология

Вложенные файлы: 1 файл

Социология билеты=.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)
  1. Так как исходным элементом всякого общества является человек, а точнее определенное количество людей, объединенных родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и др. связями, то структуру общества можно представить как систему групп, классов, общностей и статусно-ролевых единиц. Все эти элементы существуют не сами по себе (разрозненно), а связаны в социальную систему — целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.
  2. Кроме того в обществе как системе выделяют подсистемы или сферы. Таковыми являются экон., полит. и социальная подсистемы. Существует традиция подразделения общества на материальную и духовную сферы жизни людей. Каждая подсистема складывается из своих собственных блоков или институтов, выполняющих свои функции в структуре целостного социального организма, чаще всего эти функции связаны с реализацией тех или иных социальных потребностей.

В современном обществе принято выделят вслед за Парсонсом 4 сферы, в рамках которых функционируют те или иные общественные институты:

  1. Экономическая сфера или сфера экономики. В рамках этой сферы существуют институты денег, ценных бумаг, банков. В экон. сфере находится производство материальных благ, рынок. Главным содержанием экон. сферы является производство, обмен и потребление материальных благ.
  2. Политическая или сфера политики, в рамках которой существуют такие полит. институты, как институт парламентаризма, институт президентства, правительство, бюрократический аппарат, местное самоуправление, полит. партии, общественные организации и движения. Главным содержанием, смыслом полит. отношений выступает власть, т.е. способ оказывать влияние на поведение других людей в полит. сфере. Условием, обеспечивающим власть одних людей над другими, является закон наделяющий разные должностные категории разными правами в системе государственного и полит. управления.
  3. Сфера общественной жизни — культура, главным элементом которой является образование, наука, религия, искусство, мораль, ценности и идеалы.
  4. Сфера, где выступают семейные роды, семейные отношения. Главные институты этой сферы — институт брака, развода.

В разных обществах все эти сферы имеют существенные отличия: и власть, и экономика, и культура, и семья имеют различную структуру, обладают различными качествами. Марксистская теория близка к этому, выделяя: экономическая, политическая, культурная и социальная. Но не зависимо от выделяемых элементов, главное то, что общество — представляет собой целостную систему с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов.

Исходя из теории социальной стратификации социальная структура трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная порядочность:

  1. они занимают разное положение в системе социального неравенства данного общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж, собственность);
  2. они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями;
  3. они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и прежде всего экономических.

 

7.СУЩНОСТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА

Общество как и любая сложная самоорганизующаяся система изменяется и развивается, проходя определенные исторические стадии:

  • Кондорсе полагал, что история общества складывается из 10 эпох, основным стержнем которых является развитие капиталистических отношений.
  • Герден полагал, что история общества есть прогрессивное развитие, целью которого является реализация гуманистических идеалов.
  • Конт подразделял прогрессивное развитие общества на 3 эпохи: теологическую (когда человек объясняет все явления на основе религиозных представлений), метафизическую (отказ от апелляции к сверхъестественному и пытается объяснить все на основе философских абстракций) и позитивную (или научную, когда человек пытается постичь причины явлений через научное исследование). Последовательная смена этих эпох — это история перехода от военного общества к промышленному.
  • Маркс и Энгельс представляли историю как смену общественно-исторических формаций.
  • Тойнби полагал, что история человечества складывается из смены цивилизаций, имеющих свои замкнутые циклы развития.

Известны модели развития общества от индустриального к постиндустриальному состоянию общества.

Основными можно считать 2 подхода к анализу истории человечества: формационный и цивилизационный.

Формационный называется так же стадиальным и прогрессистским. Впервые его сформулировал К. Маркс, выдвинув идею о 5 последовательно сменяющихся общественно-экономических формациях: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическое (или социалистическая). Согласно марксисткой традиции, формация определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Но у Маркса есть и деление истории на 3 формации: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм).

Во второй половине 20в американскими социологами сформировался другой подход, рассматривавший историю о развитии как смена трех стадий человеческого развития: доиндустриальное общество, индустриальное и постиндустриальное. Индустриализация — это социальный процесс, который характеризовал превращение традиционных (аграрных) обществ в современные (промышленные) путем создания крупной машинной промышленности и производственных технологий. Индустриализм рассматривается как система социальной организации, где индустрия охватывает не только производственную сферу, но и остальные сферы общественной жизни.

В целом этому подходу присуще:

  • понимание развития как прогрессивного — от низших к высшим формам;
  • источником достижений выступает экономика или какая-либо сторона, часть экономики;
  • признание, что развитие идет по одному пути, но с раной скоростью.

В социологии наиболее популярна стадийная точка зрения на развитие человечества. Вместе с тем в последнее время предпринимались попытки соединить достоинство обоих подходов, сняв их недостатки. Считают, что вплоть до нового времени развитие носило более разорванный характер, а с нового времени все более общий, единый прогрессивный характер.

 

8.ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД И АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Общество как и любая сложная самоорганизующаяся система изменяется и развивается, проходя определенные исторические стадии:

  • Кондорсе полагал, что история общества складывается из 10 эпох, основным стержнем которых является развитие капиталистических отношений.
  • Герден полагал, что история общества есть прогрессивное развитие, целью которого является реализация гуманистических идеалов.
  • Конт подразделял прогрессивное развитие общества на 3 эпохи: теологическую (когда человек объясняет все явления на основе религиозных представлений), метафизическую (отказ от апелляции к сверхъестественному и пытается объяснить все на основе философских абстракций) и позитивную (или научную, когда человек пытается постичь причины явлений через научное исследование). Последовательная смена этих эпох — это история перехода от военного общества к промышленному.
  • Маркс и Энгельс представляли историю как смену общественно-исторических формаций.
  • Тойнби полагал, что история человечества складывается из смены цивилизаций, имеющих свои замкнутые циклы развития.

Известны модели развития общества от индустриального к постиндустриальному состоянию общества.

Основными можно считать 2 подхода к анализу истории человечества: формационный и цивилизационный.

Авторами цивилизационного подхода являются Данилевский, Тойнби, Шпенглер и др. Они исходили из того, что нет единого пути развития всего человечества. Оно развивается локальными (человеческими) цивилизациями, которые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры неповторимые и свойственные только данной цивилизации. Разные авторы насчитали 7, 11 и более цивилизаций, такие как Древний Египет, Древняя Греция, Римско-Эллинская, Китайская и др. Показателем и выразителем, как и источником развития цивилизаций выступает культура, понятие прогресса отсутствует. Существуют разные варианты цивилизационного подхода:

  1. Культурологический подход использовал немец Шленгер, взгляды которого были широко распространены в первой половине 20в. Он считал, что каждая культура имеет собственную цивилизацию, но каждая культура существует изолировано и замкнуто. Она появляется на определенном этапе исторического процесса, а затем погибает. Таких культур Шленгер насчитал 8: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Любая культура как и цивилизация переживает возрасты отдельного человека: детство, юность, зрелость и старость. Смерть культуры по его мнению начинается с возникновения цивилизации, когда вся культура сосредотачивается в крупных городах, а вся остальная часть общества превращается в провинцию. Городской житель лишен традиций и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.
  2. За 50 лет до Шпенглера русский ученый Данилевский утвердил идею о национальных цивилизациях. В своей книге «Россия и Европа» он доказал, что всякое племя или семейство народов характеризующееся языком или группой близких языков, составляет культурно-исторический тип.
  3. Тойнби описывал историю человеческого общества не прямой линией прогресса, а представлял в виде ряда цивилизаций, каждая из которых возникает, развивается, а затем деградирует и погибает. Он рассматривал цивилизации в качестве «кирпичиков» из которых строится здание истории человечества. Под цивилизацией он понимал устойчивую общность людей, объединенных прежде всего духовными традициями, а также географическими рамками. Духовные традиции по его мнению — это прежде всего религиозные традиции и различал цивилизации: шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую и ортодоксальная христианская, индусская, исламская и т.д. Согласно его классификации в истории человечества существуют около 30 локальных цивилизаций.
  4. Современные представления о цивилизации рассматриваются как нечто единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности, единства мира. Цивилизация представляет собой совокупность материальных и духовных достижений общества. Категория «цивилизация» используется в смысле обозначения а) культурно-исторического типа, характеризующего регионально-традиционные особенности развития общества; б) обозначения цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски и т.д.). Главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.

В социологии наиболее популярна стадийная точка зрения на развитие человечества. Вместе с тем в последнее время предпринимались попытки соединить достоинство обоих подходов, сняв их недостатки. Считают, что вплоть до нового времени развитие носило более разорванный характер, а с нового времени все более общий, единый прогрессивный характер.

 

9.СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Начало русской истории относят к 9в, когда возникла Киевская Русь и по мнению Сорокина сформировалась русская нация. Сорокин считал, что нацию образует группа индивидов принадлежащих к единому государству, связана общим языком и территорией. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательное упорство, готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни. Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце 10в православия в качестве государственной религии. По мнению Сорокина основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическое, поведенческое и материальное воплощение установок православия до 18в. Позднее начали оказывать влияние различные моменты светской сферы жизни и западной культуры. Возможно под влияние православия сформировался особый институт русской деревни — община, которая делила поровну земли, организовывала взаимопомощь, уплачивала за кого-то налоги и т.д. В ней выражался характерный для национальной культуры коллективизм, стремление быть «как все». Коллективизм сдерживал развитие индивидуальности, но одновременно был средством выживания.

С точки зрения цикличной теории развития Тойнби общество последовательно переходит от стадии генезиса, как периода зарождения цивилизации, к стадии роста, сменяющейся надломом и затем дезинтеграцией. Русская цивилизация по мнению Тойнби пережила свой надлом в конце 11в, т.е. в период начавшегося феодального раздробления Киевской Руси. Все последующие значительные события в русской истории, в том числе и в послеоктябрьскую эпоху, Тойнби относит к периоду после надлома русской цивилизации. Надлом он считал предпосылкой к дезинтеграции, которая ведет к гибели цивилизации. Но Россия после 11в продолжала развиваться /Философия, с.152,158/

Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков была идея единения русских земель. Первоначально эта идея рассматривалась как идея преодоления феодальной раздробленности. Затем эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, позднее — с собиранием русских земель вокруг Москвы, формированием могучего самостоятельного государства. История России не была гладкой, случались подъемы и падения. В истории были периоды когда Россия утрачивала свою государственную самостоятельностью (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (смутное время 16в, период революции и гражданской войны в 20в). Но все же русская нация находила силы для преодоления трудностей.

Информация о работе Огюст Конт основоположник социологии