Огюст Конт основоположник социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:58, доклад

Краткое описание

Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология

Вложенные файлы: 1 файл

Социология билеты=.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

 

12.ЗНАЧЕНИЕ ЕДИНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО, КУЛЬТУРНОГО, РЕСУРСНОГО и т.д. ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОБЩЕСТВА

Любое общество не может существовать вне определенного пространства. Территория, занимаемая обществом, освоенная человеком выступает как социальное пространство. В социальное пространство входит как территория с определенным ландшафтом (леса, горы, степь) так и определенные глубины земной поверхности с полезными ископаемыми — ресурсное пространство. Под полит. пространством понимают пространство, ограниченное рамками государственности, где действуют единые законы, единая система власти, единые полит. ценности. Экономическое пространство — это пространство где действует единая денежная система, банковская система, общий рынок.

Существует термин — культурное пространство, т.е. пространство, на котором функционирует единая система культуры, зачастую единый язык, как основа культуры, и возможно — единая религия (но это не обязательно).

Парсонс писал: «Общество представляет собой социальную систему, обладающую относительной самодостаточностью, с точки зрения критериев равновесия между такими факторами, как территориально ориентированная полит. организация, доступ к экон. ресурсам, восполнение и социализация населения и культурная легитимизация системы как независимого целого».

Общество как система может существовать только при единстве, неразрывности политического, экономического, культурного и ресурсного пространства. Бывают случаи, когда часть общества территориально отделена от всего общества (например Калининградская область), но при этом сохраняется единство политического, экономического и культурного пространства. Такое положение очень усложняет соц.-экон. положение этой части общества (анклав). Взаимодействие общества и пространства разнообразны и существует много понятий, отражающих какие-то аспекты их взаимодействия. Это понятия — среда обитания и жизненная среда, под которыми понимается вся совокупность климатических, экон. и полит. факторов и условий жизнедеятельности, включая жилье, экологию, нравы и обычаи, менталитет людей, влияющих на жизнь людей, ее качества как каждого человека, так и общностей разного уровня от семьи до всего человечества. Для общества как единого организма важнейшим фактором является единство политического, экономического, культурного и ресурсного пространства. Это единство залог целостности и устойчивого развития общества. Например, при разрывании целостности экон. или полит. пространства неизбежно произойдет распад общества (что видим на примере распада СССР). Единое ресурсное пространство — это потенциал развития общества и только при едином ресурсном пространстве общество может рационально его использовать. Единство экон. пространства подразумевает единую денежную единицу. Роль, функция денег в обществе определяется тем, что являясь всеобщим универсальным эквивалентом ценности, стоимости любого товара, продукта, они способствуют обмену одного товара на другой и продвижению товара от производителя к потребителю. Деньги играют свою роль в обществе, опираясь, используя правовые механизмы единого полит. пространства. Другой институт экон. сферы — банки не только хранилище денег и ценных бумаг, но функции банков многообразны — это и посредничество, и концентрация финансовых средств для кредитования производства, перечисление платежей, без которых невозможны экон. связи между предприятиями и отраслями.

Не последнюю роль в сохранении целостности общества играет и общее культурное пространство, разрыв культурных связей между какими-то частями общества может повлечь антагонизм, приводящий к распаду целостной системы.

 

13.ВИДЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Особой социальной проблемой является социальное перемещение. Социальное перемещение бывает 2 типов:

Первое связанное с пониманием социального пространства по Сорокину, когда пространство представляется совокупностью людей, обществом. И перемещение называется социальной мобильностью. Там люди перемещаются не столько территориально, сколько меняя социальный статус на более высокий или низкий, в представлениях о престиже, общественной значимости, общественного положения.

Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой:

  • вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса);
  • индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;
  • восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).

Второе связанное с территориальным перемещением — миграция.

Есть разнообразная типология миграционных процессов. Например, эмиграция и иммиграция, различаются разной направленностью миграции. Эмиграция означает выезд из страны проживания, иммиграция — въезд в страну. Также различаются миграционные потоки по причинам вызвавшим миграцию. Такими причинами являются природные катаклизмы, наводнения, извержение вулканов. Бывают экономические миграции, в ее основе стремление людей улучшить свои экон. условия жизни, повысить заработок, улучшить жилищные условия. Т.е. из-за стремления более полно удовлетворить свои материальные потребности, через повышение покупательной способности.

В 20в довольно широкое распространение получили миграции, мотивом которой является профессиональная неудовлетворенность. В 90-х гг. из России уехало множество специалистов, т.к. закрывались научные лаборатории, плохое финансирование научно-исследовательских институтов. Научные работники и интеллигенция выезжали за рубеж в поисках адекватной их таланту, образованию и знаниям работы и условий продолжить научную работу есть политическая миграция — переезд в демократические страны в поисках более полной реализации прав и свобод. Есть религиозная миграция — в 90-х гг. беженцы не только в Россию, но и в странах Азии, Африки. В странах Латинской Америки, на Балканах люди мигрировали от военных конфликтов. Этот тип миграции называется вынужденной миграцией.

В России главные миграционные потоки 20в характеризовались нестабильностью. Их назвали волнами миграции. 1-ая волна была вызвана революцией и гражданской войной (существует противоречивая статистика, но не менее 2млн. человек). К ней примыкает и не столь массовый поток миграции 20-х гг., когда люди уезжали по причинам политических и религиозных преследований. 2-ая волна миграции была связана социология второй мировой войной. Тогда мигрантами стали люди либо сотрудничавшие с немецкими оккупантами, либо военнопленные, большая часть возвратилась из концлагерей, гражданские лица вывезенные в Германию период оккупации за пределы СССР. Вплоть до 80-х гг. миграция была мала, т.к. были ограничения и люди желавшие выехать часто получали титул «невыездных». С середины 80-х начал нарастать миграционный поток и до настоящего времени, за этот период за границу выехало более 2млн. человек. Главные пути: Германия, Израиль, США, Греция. Многие выехали в другие страны Европы, Канаду, Австралию и в др. страны. Мигрировали прежде всего по этническим признакам, особенно в Израиль — евреи, в Германию — российские немцы, в Грецию — греки. В США поток смешанный, в основном русские. Причиной этнических миграций было неудовлетворенность своим положением на государственном и бытовом уровнях, стремление воссоединиться с родственниками, надежду на более полную реализацию способностей и образовательного уровня и др. причины. Особой разновидностью миграций являются миграции город-село, и маятниковая миграция (регулярная с определенной длительностью перемещения, в частности это перемещение из спальных районов города к месту работы и по окончанию работы — назад. К маятниковой миграции можно отнести и «вахтовиков».

Особенностью современной России является проблемный, неудовлетворительный характер миграции. Во-первых эмиграция и иммиграция характеризуются не только тем, что выехало на млн. больше, чем въехало, но прежде всего тем, что выехавшие практически все представители европейской расы с высоким образовательным уровнем и способностями. Значительное число въехавших — это представители афро-азиатских рас, большинство из которых — китайцы, с низким образовательным уровнем, занимающихся мелкой торговлей. Что касается миграции из села в город, то она тоже не удовлетворительна с социальной точки зрения, т.к. большой слой населения в репродуктивном возрасте, что снижает общую рождаемость в стране.

 

14.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ»

Для современного общества время представляет собой необходимое условие, важнейшую форму существования этого общества и особенно всех изменений происходящих в нем. Время хронометрируется, измеряется. И без учета фактора времени, без возможности сверять его, осуществлять ранних процессов общество не могло бы существовать. Но так было не всегда. И до сих пор существуют народы, (есть племя в Судане) не знающие время исчисление. Потребность в учете времени возникло вместе с формированием первых цивилизаций. В Древнем Египте и Вавилоне были изобретены солнечные и водяные часы. Лишь в 14в появляются механические часы, по началу редкие и дорогостоящие, и только в середине 19в в Европе и Америке, а потом и по всему миру распространились дешевые часы, массового изготовления. Время приобрело четко выраженное социальное звучание, стало социальной потребностью. Различные хронометры, т.е. измерители времени построены на учете одинаковых единиц времени: секунд, минут. Их называют астрономическим временем. Социальное время использует массу временных единиц: секунд, минут, час, сутки, неделя, год, век, эпоха, эра, из которых лишь сутки и год связаны и обусловлены естественными природными процессами. Остальные единицы имеют договорной характер, как бы люди договорились и в разных обществах различаются. Например, неделя у разных народов равна и пяти и шести суткам, 7 — в христианско-иудейских системах исчисления, 10 — в Китае, 8 — в Древнем Риме. Термин «век» в одних случаях равен 100 годам, когда речь идет о процессах человеческого общества. Но применяют этот термин в контексте «человеческий век» он равен 70-80 лет.

Впервые понятие «социальное время» рассмотрено В.Г. Афанасьевым выявлена специфика соц. времени в проявлении общих свойств времени — однонаправленность, необратимость, связность.

В.П. Яковлев подробно рассмотрел неодинаковость соц. времени, важность субъективных факторов, выделил 3 уровня соц. времени: время индивида, время поколения, время человеческого общества.

Соц. время — это время существования, функционирования и развития общества как совокупности соц. системы, от человека до общественно-экономической формации, и человеческого общества в целом. Это время общественного бытия людей, т.е. их материальной деятельности. Соц. время есть единство длительности, последовательности, сосуществования, единства объема деятельности и ее результатов, выступающих в виде событий, процессов, предметов. Соц. время есть время связанное с человеческой деятельностью. Соц. время представляет собой совокупность времени существования и деятельности всех членов общества, вступающих в процесс деятельности в различные отношения и образующие различные группы (от семьи или малых групп до классов). /В.А. Артемов «Социальное время»

Социальное время тесно связанное и обусловленное событиями, происходящими в тот или иной период обладает целым рядом особенностей (событийность, цикличность, неравномерность, субъективность восприятия, возможность копить, расходовать и определять стоимость, наличие 3-х измерений) что позволят выявлять тенденции и составлять прогнозы на будущее.

 

15.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ:

  1. Событийность выступает первой характеристикой социального времени. Это означает, что общество воспринимает время в связи с теми или иными событиями, представляющими важное значение для общества. Такими событиями являются: смены государственного управления, войны, перевороты, кризисы, эпидемии и т.д. события выступают первыми ориентирами, отметками времени тогда, когда еще не было хронометров.
  2. Второй характеристикой социального времени выступает мифологичность. Как правило в общественном сознании время ушедшее мифологизируется, чаще всего позитивно, приукрашивается. Но иногда наоборот, оценка бывает чрезмерно негативной. Также мифологизируется будущее время, преимущественно наделением положительных качеств, т.к. связано с ожиданием людей, ожиданиями улучшения своего сегодняшнего положения.
  3. Социальное время обладает свойством социальной и индивидуальной неравноценности, неравнозначности. Что касается общественной неравнозначности, то оно проявляется в 2-х вариантах. Во-первых в том, что для общества различные этапы, периоды времени даже равные по протяженности имеют не одинаковое значение. Есть периоды бурных изменений в общественной жизни, периоды реформ, где один день или месяц или год играют судьбоносную роль для данного общества и человечества в целом. Второй вариант общественной мировозначности выражается в рамках микросоциологии и связан с тем, что время в приложении к конкретным личностям социально неравнозначно. День, неделя в деятельности уборщицы или те же периоды хирурга, или шофера социально неравнозначны. С этим связано понимание всеми людьми неодинакового престижа разных видов деятельности. Это — то, что касается общей неравномерности социального времени. Индивидуальная неравнозначность социального времени заключается в том, что мы все и каждый из нас в отдельности ощущаем разные периоды своей жизни неодинаково с точки зрения его реальной продолжительности. Когда мы торопимся, нам кажется что время течет очень быстро и наоборот. В детстве восприятие времени более протяженное, чем в старости. Это связано с тем, что время, насыщенное событиями, впечатлениями, эмоциями, переживаниями ощущается как более протяженное.
  4. Следующая характеристика социального времени связана с неодинаковым восприятием протяженности времени, но несколько с иных позиций, называемых линейным и циклическим восприятием времени. Считается, что раньше этапы общественного развития, ранние цивилизации воспринимали время преимущественно циклически, в виде циклов, когда последовательные события пройдя определенный круг затем повторяется точно так же или с некоторым изменением еще и еще раз и так до бесконечности. Это было связано с тем, что отсчет времени был привязан к природным циклам (суточным и особенно годовым), которые сами по себе цикличны. В науке, в теории циклический взгляд или циклическая парадигма (точка зрения) выражается в том, что существуют теории цивилизационного, а по сути циклического развития истории, а также открытие несколько разной протяженности циклов. В частности открытие К. Марксом циклов экон. развития. От одного кризиса перепроизводства через падение производства, затем бурный рост производства и новый кризис перепроизводства. В 20-е гг. нынешнего века русский экономист и социолог Николай Кондратьев открыл еще один цикл — названный теорией длинных волн Кондратьева, равный 60-65 годам, когда какое-нибудь значительное научно-техническое открытие внедряемое в производство на протяжении более полувека подталкивает или провоцирует более мелкие открытия, связанные с его производственной реализацией. Второй угол зрения на время — линейное восприятие времени совпадает с ощущением восприятия времени как прогресса. Человечество, отдельное общество идут по пути прогресса, нарабатывая жизненный опыт и улучшая условия жизнедеятельности, и в целом будущее лучше настоящего и тем более лучше прошлого. Гораздо реже эта оценка получает противоположную окраску, это называется синдром апокалипсиса. Т.е. ожидания будущего как катастрофы, всеобщей или частичной. Одним из вариантов линейного восприятия времени является теория стабильного или формационного развития человечества.

Социальное время в обществе, а в современном особенно, выполняет ряд очень важных функций:

  • синхронизация одновременных действий. Мы постоянно синхронизируем свое время со временем других людей. Это касается согласования времени деловых встреч, начала лекций и т.д.;
  • последовательность и координация социальных действий (писать открытку ко дню рождения нужно до дня рождения). Координация социального времени имеет важное значение в условиях современного разделения труда. Сборка машин и тому подобное может состояться, если только будет изготовлено к определенному сроку соответствующее количество деталей, а они в свою очередь могут быть изготовлены только, если будет завезено определенное сырье. При обратном порядке действий сборка не может осуществиться;
  • способность к измерению и связанная с этим стоимость времени, что можно выразить фразой — время деньги. Измеряется время проживания в гостинице, в квартире, время работы и оплачивается. С учетом общественной значимости труда рабочее время разных профессий и категорий оплачивается неодинаково.

Социальное время тесно связанное и обусловленное событиями, происходящими в тот или иной период обладает целым рядом особенностей (событийность, цикличность, неравномерность, субъективность восприятия, возможность копить, расходовать и определять стоимость, наличие 3-х измерений) что позволят выявлять тенденции и составлять прогнозы на будущее.

 

16.ЦЕНА ВРЕМЕНИ, БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ

Измерение времени делает возможным применение к нему термина «расход времени», «экономия времени», «бюджет времени» В эти понятия преимущественно вкладывают представление о том, что владея, имея 24 часа в сутках человек расходует их неравнозначно, неодинаково. Эту неодинаковость можно оценить и точно измерить. Измерение бюджета времени в социологии были начаты в 19в, а в 20в и особенно во второй половине приобрели регулярный характер. Богатые традиции изучения бюджета времени накоплены в России. Бюджет времени принято делить на рабочее и внерабочее время. До 70-х гг. внерабочее время называли свободным временем. Более глубокое изучение внерабочего времени привело к выделению собственно свободно времени, как времени которое человек волен использовать по своему усмотрению, и введен термин внерабочее время, куда входит и время сна, время приготовления и потребления пищи, соблюдения гигиенических процедур. Это делает внерабочее и свободное время бесспорно не одинаковым. Исследование бюджета времени разных социальных категорий показало, что во-первых, если протяженность рабочего времени у работающих людей более или менее одинаково, но не совсем одинаково, то внерабочее время резко различается, в частности мужчин и женщин (женщина имеет во внерабочем времени по сути второй рабочий день в домашнем хозяйстве). В структуре свободного времени определенное место занимает развлечения, спокойный отдых, общение. По исследованиям начала 90-х гг. общение с собственными детьми занимает у родителей в среднем 15мин в сутки.

Информация о работе Огюст Конт основоположник социологии