Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:58, доклад
Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология
Изменение соотношения бюджетов рабочего и внерабочего времени в общей структуре затрат времени имеет непосредственное отношение к социализации личности. Но социализация личности в данном случае зависит не от увеличения внерабочего времени вообще, а от того на что, на удовлетворении каких человеческих нужд оно расходуется. В соц. исследованиях культурной деятельности на досуге используют в основном количественные показатели. В ходе этих исследований фиксируются показатели, касающиеся запросов различных соц. групп в культурных занятиях на досуге, их ориентацией, денежных расходов на культурные нужды, и др. данные свидетельствуют, что по частоте основных форм культурных занятий специалисты с высшим образованием значительно более творчески организуют свой культурный досуг, чем рабочие. Они больше читают, чаще посещают учреждения культуры (музеи, консерватории, театры) и спортивные. Рабочие в свою очередь больше проводят время вперед телевизором, в художественной самодеятельности. Таким образом, досуг рабочих в большей степени проходит на массовых, общедоступных культурных мероприятиях, не требующих специальной эстетической подготовки.
Итак, внерабочее время тоже имеет свою стоимость. Соц. время можно копить и расходовать как деньги. Причем бюджетом времени можно манипулировать.
17.ПОНЯТИЕ ТЕНДЕНЦИИ
В соц. времени нужно еще упомянуть 1 черту: в отличие от астрономического, соц. Время имеет 3 измерения — прошлое, настоящее и будущее. Наше прошлое время наполненное событиями, делами влияет на настоящее, и в какой-то степени его определяет. В экономике мы можем использовать тот потенциал, что создано раньше. А настоящее время влияет на будущее. И это называется историческим детерминизмом (обусловленностью). Из взаимосвязи этих 3 измерений можно выделить какую-то повторяющуюся связь, систему повторяющихся явлений, то, что мы называем тенденцией. Она выводится только из взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Т.е. тенденция — направление в котором совершается развитие какого-либо социального явления, процесса.
Например, в полит. сфере российского общества за последнее десятилетие говорят о положительных и отрицательных тенденциях. К позитивным тенденциям относят — либерализация общественной жизни, демократизация полит. отношений и всех полит. институтов. Негативные тенденции — обострение соц.-полит. противоречий, развитие и углубление всеобщего кризиса (политического, экономического, финансового).
На основе выявления тенденций в разных сферах жизни становиться возможным прогнозирование. Прогноз на основании тенденций возможен только в условиях стабильного развития. Социальное время тесно связанное и обусловленное событиями, происходящими в тот или иной период обладает целым рядом особенностей (событийность, цикличность, неравномерность, субъективность восприятия, возможность копить, расходовать и определять стоимость, наличие 3-х измерений) что позволят выявлять тенденции и составлять прогнозы на будущее.
18.СОЦАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
Общество как целостная система представляет собой сложное сочетание различных видов связей, которые в свою очередь распадаются на экономические (производственные финансовые, торговые, потребительские, и т.д.), политические, правовые, культурные и т.д. Так Конт пытался представить социальную структуру (статику в его терминологии) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до системы религии и государства. Многие социологи 19 и 20вв как на западе, так и в России считали главным объектом исследований социальные институты. Они обосновывали приоритетность изучения социальных институтов тем, что фактически все многообразие взаимоотношений и социальных связей, складывающихся в обществе как между индивидуумами, так и между группами, реализуются через социальные институты. Под социальным институтом принято понимать исторически сложившиеся, устойчивые, получившие определенную формализацию взаимоотношения людей.
В обществе функционируют сотни соц. институтов, имеющие различные типологию, однако чаще всего соц. институты подразделяются на группы по сферам деятельности этих институтов. Выделяют: соц.-полит., соц.-экон., социально-культурные институты, а также институт семьи с примыкающими институтами брака, развода.
Для поддержания общественного порядка и обеспечения стабильности социальных связей и взаимодействия социальных групп и общества в целом существует система социального контроля, важной частью которого являются социальные институты. Социальными институтами являются: государство, полит. партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и т.д. Чаще всего понятие социального института употребляется для обозначения всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей и отношений. А сам процесс стандартизации и формализации социальных связей называется — институционализация. Возникновение социальных институтов в обществе было связано прежде всего с объективной потребностью общества в специальном регулировании в сфере социальных отношений и связей. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных индивидов, социальных групп и иных общностей и призваны организовать их совместную деятельность с целью удовлетворение тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения и связи между полами, поколениями и конкретными индивидами.
Социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся своей структурой, интегрированностью их элементов. С точки зрения социальных связей основными элементами социальных институтов выступают системы ценностей, норм, идеалов и образцов деятельности и поведения людей. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в определенное русло стремления, устанавливает способы достижения целей и удовлетворения потребностей, разрешает конфликты, возникающие в повседневной жизни — т.е. упорядочивает социальные связи. Тем самым обеспечивая состояние равновесия и стабильности в рамках того или иного общества. Между людьми возникают самые разные отношения и связи, но лишь те из них обретают статус соц. института, которые характеризуются устойчивостью. Обязательность, неизбежность определенных видов взаимоотношений и связей, их повторяемость на протяжении длительного промежутка времени приводит к тому, что эти отношения приобретают характер одинаковых, определенным образом оформленных отношений, т.е. они становятся организованными. Соц. институты любой формы лишь тогда сформируется, когда все общество или его часть имеет потребность в формировании данного института.
С точки зрения организации различаются формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов и все социальные связи внутри этих институтов основаны на строго установленных предписаниях ( к ним относятся право, устав, инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия). Формальные институты играют огромную роль в современном обществе с точки зрения социальных связей. Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты. Например, если отношения в армии регламентируются уставом и правилами, то отношения в группе ровесников собравшихся провести досуг устанавливаются специфическими «правилами игры», т.е. нормами, позволяющими разрешать возникающие конфликты. Но правила во втором случае нигде не зафиксированы в виде правил и устава. В неформальных институтах социальный контроль осуществляется с помощью норм, зафиксированных в общественном сознании, традициях, обычаях. Именно этим определяются связи между индивидами и группами в неформальных институтах, и часто это более эффективные средства, чем нормы права или другие формальные правила.
В разные исторические времена на передний план выходили разные социальные институты: в первобытнообщинном обществе — семья играла особую роль, в феодальном обществе базовым институтом являлась религия, в советском обществе — полит. институты и прежде всего партия, в капиталистическом обществе ведущая роль принадлежит экон. институтам. Гармоничная и сбалансированная система социальных институт, обеспечивающих основные потребности общества и прежде всего в обеспечении необходимых связей и регулировании поведения людей — это важнейшее условие сохранения и развития общества. Во время революционных или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность либо адаптируются к новым условиям и задачам. Но формирование новых институтов требует времени, в итоге люди сталкиваются с трудностями неурегулированности новых социальных отношений и связей, поддержания общественного порядка в каких-то областях жизни. Такие переходные периоды когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных социальных институтов Дюркгейм назвал аномией.
19.ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Многие социологи 19 и 20вв как на западе, так и в России считали главным объектом исследований социальные институты. Они обосновывали приоритетность изучения социальных институтов тем, что фактически все многообразие взаимоотношений, складывающихся в обществе как между индивидуумами, так и между группами, реализуются через социальные институты. В обществе функционируют сотни соц. институтов, имеющие различные типологию, однако чаще всего соц. институты подразделяются на группы по сферам деятельности этих институтов. Выделяют: соц.-полит., соц.-экон., социально-культурные институты, а также институт семьи с примыкающими институтами брака, развода. К тому же каждое общество как в плане исторического развития (древнее, средневековое) так и разные современные общества составляющие человечества различаются характером и даже набором социальных институтов. В разные исторические времена на передний план выходили разные социальные институты: в первобытнообщинном обществе — семья играла особую роль, в феодальном обществе базовым институтом являлась религия, в советском обществе — полит. институты и прежде всего партия, в капиталистическом обществе ведущая роль принадлежит экон. институтам. Поэтому, изучая социальные институты, социология получает представление не только о характере взаимодействия людей, но и том как эти взаимодействия проистекают в разных обществах, а тем самым исследовать чем данное общество отличается от других. Под социальным институтом принято понимать исторически сложившиеся, устойчивые, получившие определенную формализацию взаимоотношения людей. Раскрывая это понятие мы фиксируем основные черты, присущие соц. институтам. Во-первых присуще более или менее длительные исторические процессы формирования, в частности, если мы рассматриваем наиболее типичные соц. институты играющие важную роль в любом современном обществе, то они подтверждают данную особенность. Соц. институты начали складываться еще при переходе от первобытного общества к первым цивилизациям. Первые цивилизации характеризовались именно наличием таких институтов — государства, городов. А само государство так или иначе форма власти — монархия, например. Разумеется государства проделали за это время длительный путь и современные отличаются от древних. Однако основные атрибуты государства — власть, законы, армия в измененном виде существуют и сейчас. Деньги как экон. институт существуют в измененном виде и сейчас, пройдя путь от черепков, золотых монет до современных форм, не утративших своих функций — быть основным платежным средством. Наконец один из самых древних соц. институтов, семья исторически пройдя путь развития, изменения и существует в настоящее время. Из этого вытекает вторая характерная черта соц. институтов — устойчивое соц. взаимодействие. Между людьми возникают самые разные отношения, но лишь те из них обретают статус соц. института, которые характеризуются устойчивостью.
Обязательность, неизбежность определенных видов взаимоотношений их повторяемость на протяжении длительного промежутка времени приводит к тому, что эти отношения приобретают характер одинаковых, определенным образом оформленных отношений, т.е. они становятся организованными. Соц. институты любой формы лишь тогда сформируется, когда все общество или его часть имеет потребность в формировании данного института.
Для того, чтобы соц. институты выполняли свои функции необходимо чтобы они обладали средствами, которые можно структурировать в 3 категории:
Наличие 3 или 2 видов средств присуще любому соц. институту.
Таким образом, можно сформулировать характерные черты соц. институтов:
20.ИНСТИТУТ СЕМЬИ
Семья — самый древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с т. зр разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:
Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.
С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы:
Сейчас соц. исследования идут в направлениях:
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.