Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:11, курсовая работа
Цель дипломной работы – разработать и апробировать программу организации досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома на основе интересов детей.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать психологические особенности младших школьников – воспитанников детских домов.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме организации досуга младших школьников – воспитанников детских домов в каникулярное время.
Введение
Глава 1. Современные теоретические подходы к проблеме организации досуга детей – воспитанников детских домов
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детских домах
1.2 Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста
1.3 Особенности организации досуга детей – воспитанников детского дома в каникулярное время
Глава 2. Опыт организации досуга детей младшего школьного возраста в каникулярное время в условиях детского дома
2.1 Особенности интересов детей – воспитанников детского дома
в сфере проведения досуга в каникулярное время
2.2 Организация досуга детей младшего школьного возраста в условиях детского дома в каникулярное время с учётом интересов детей
2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Специфические условия жизни в учреждении закрытого типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу. Й. Лангмейер, З. Матейчек перечисляют своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость и т.д. (22, с. 95).
Академик В.С. Мухина обращает внимание на серьезные нарушения в формировании структуры самосознания детей – сирот (27, с. 298)..
В условиях жизни в детском доме у детей стихийно складывается совершенно особое психологическое образование - детдомовское (интернатское) "мы". Дети без родителей делят мир на "своих" и "чужих", на "мы" и "они". У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим детдомовцам.
Внутри своей группы дети, живущие в детском доме, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция вызвана многими причинами, но, прежде всего, нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка, лишенного родительского попечительства. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как "они", что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей.
Воспитанники детских домов, как особая общность, живут по групповому нравственному нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр.
Социальная
ситуация развития в условиях детского
дома без родительской опеки, условия
жизни (постоянное круглосуточное пребывание
каждого ребенка среди детей
и взрослых, скученность, отсутствие
достаточных для уединения
К одной из
наиболее актуальных проблем воспитанников
учреждений закрытого типа исследователи
относят и трудности
Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в котором каждый играет множество ролей: семьянина, друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации личности.
У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в детском доме на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция ("нам должны", "дайте"), отсутствуют бережливость и ответственность.
Трудности социализации, нередко приводят к безответственности, к недостаточному пониманию или непринятию детьми моральных норм, правил и ограничений, к различного рода девиациям уже в младшем школьном возрасте.
Дети, воспитывающиеся
в детских домах, нуждаются в
особом, гуманном к ним отношении,
в профессиональном сопровождении.
Ребенку из детского дома нужен друг,
способный к пониманию, - тот человек,
который поможет правильно
Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение заключаются в умении воспитать у детей правильную позицию по отношению к людям, к миру и к самим себе.
Таким образом,
основные достижения младшего школьного
возраста обусловлены ведущим характером
учебной деятельности и являются
во многом определяющими для последующих
лет обучения: к концу младшего
школьного возраста ребенок должен
хотеть учиться, уметь учиться и
верить в свои силы. Однако результаты
психологических исследований свидетельствуют
о значительных проблемах развития
личности большинства детей младшего
школьного возраста - воспитанников
детских домов. Наибольшие трудности
и отклонения от нормального становления
личности наблюдаются в эмоционально-
Коррекция данных нарушений должна быть предустотрена при организации работы с детьми из детских домов, в частности, при организации их досуга.
1.2 Особенности
организации досуга детей
Досуг –
«деятельность в свободное
Важно понимать, что это не пустое времяпрепровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время.
От умения
направлять свою деятельность в часы
досуга на достижение общезначимых целей,
реализацию своей жизненной программы,
развитие и совершенствование своих
сущностных сил во многом зависит
социальное самочувствие человека, его
удовлетворенность своим
В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства. Существует три основных взгляда на сущность досуга (15, с. 22 – 24):
деление временного отрезка на рабочее (учебное) и внерабочее (внеучебное) время, где “досуг” и “внерабочее” (внеучебное) время рассматриваются как одно и то же;
отождествление понятий “досуг” и “свободное время”;
досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения, связанные с
развитием личности. Мы придерживаемся третьего подхода к пониманию досуга.
Ещё до начала XX века понятие «досуг» означало способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.
Так, например, В.И.Даль дает следующую характеристику человеку «досужему»: “досужий” – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный (12, с. 369).
В современных энциклопедиях и словарях понятия “досуг” и “ свободное время” между собой равнозначны: “Досуг – часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми” (31, с.413).
Когда люди говорят о досуге, чаще всего они имеют в виду свободное от работы, учёбы время. Однако ученые – исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.П. Иванов,С.М. Курганский и др.).
Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает:
на производственно - трудовые функции, или учебную деятельность, включая дорогу к месту работы (учёбы), и обратно;
физиологический отдых (ночной сон);
оздоровительные и санитарно – гигиенические нужды;
покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям.
Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.
В будний день доля свободного времени у работающего, или обучающегося в учебном заведении человека – относительно небольшая величина. Это время человек может увеличивать или сокращать, затрачивать его на занятия, не связанные с досугом. Однако, если учёба или труд на производстве, а также многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. В то же время люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.
Доля свободного времени в объеме суточного времени у человека заметно возрастает в выходные дни и в отпускной (каникулярный) период. Многие стремятся использовать эти дни преимущественно с рекреационно – досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела.
В современных условиях свободное время является настоящей ценностью.
Идеология демократического общества в области свободного времени базируется на фундаментальном праве человека самостоятельно распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность, исходя из личных потребностей и интересов. Однако обществу небезразлично, как и на что человек расходует свое свободное время, поэтому оно, с одной стороны, формирует ценностные ориентации в сфере досуга, с другой – создает инфраструктуру его организации и проведения. Общество исходит из того, что человек должен использовать свободное время прежде всего на восстановление собственного здоровья и на развитие своей личности.
Таким образом,
понятия “досуг” и “свободное
время” взаимозаменяемы. Однако они
не идентичны по смыслу. Когда говорят
о свободном времени, акцентируется
потенциальная возможность
Существует
множество разнообразных
деятельный и созерцательный;
ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный;
домашний и внедомашний;
- индивидуально организованный и коллективно – организованный.
В зависимости
от типа социально-досуговых
семейный досуг;
досуг в условиях дошкольного образовательного учреждения, школьный досуг, досуг, осуществляющийся в условиях других учебных заведений (ПТУ, колледжи, техникумы, вузы и т.д.);
досуг в школах - интернатах, детских домах;
досуг в летнем лагере;
досуг, который проводится в библиотеках, культурно-досуговых центрах, физкультурно-спортивных комплексах, музыкальных, хореографических, художественных школах и т. п. (1, с. 24).
Все вышеперечисленные
социально – досуговые
К вспомогательным
досуговым учреждениям
Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три группы:
а) просто отдых: игры, развлечения и т.д.
б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;
в) творчество: техническое, научное, художественное.
Таким образом,
существуют различные виды досуга в
зависимости от времени и места
его проведения; типа социально - досугового
учреждения, занимающегося его
В современных
социально-экономических