Организация досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработать и апробировать программу организации досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома на основе интересов детей.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать психологические особенности младших школьников – воспитанников детских домов.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме организации досуга младших школьников – воспитанников детских домов в каникулярное время.

Содержание

Введение

Глава 1. Современные теоретические подходы к проблеме организации досуга детей – воспитанников детских домов

1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детских домах

1.2 Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста

1.3 Особенности организации досуга детей – воспитанников детского дома в каникулярное время

Глава 2. Опыт организации досуга детей младшего школьного возраста в каникулярное время в условиях детского дома

2.1 Особенности интересов детей – воспитанников детского дома

в сфере проведения досуга в каникулярное время

2.2 Организация досуга детей младшего школьного возраста в условиях детского дома в каникулярное время с учётом интересов детей

2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

организация досуга младших школьников в каникулярное время .docx

— 94.48 Кб (Скачать файл)

 

Специфические условия жизни в учреждении закрытого  типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу. Й. Лангмейер, З. Матейчек перечисляют своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость и т.д. (22, с. 95).

 

Академик  В.С. Мухина обращает внимание на серьезные  нарушения в формировании структуры  самосознания детей – сирот (27, с. 298)..

 

В условиях жизни в детском доме у детей  стихийно складывается совершенно особое психологическое образование - детдомовское (интернатское) "мы". Дети без родителей делят мир на "своих" и "чужих", на "мы" и "они". У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим детдомовцам.

 

Внутри своей  группы дети, живущие в детском  доме, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция вызвана  многими причинами, но, прежде всего, нереализованной потребностью в  любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка, лишенного  родительского попечительства. У  этих детей масса проблем, которые  неведомы ребенку в нормальной семье. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники  из семей выступают в их сознании как "они", что развивает сложные  конкурентные, негативные отношения  детдомовских и домашних детей.

 

Воспитанники  детских домов, как особая общность, живут по групповому нравственному  нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр.

 

Социальная  ситуация развития в условиях детского дома без родительской опеки, условия  жизни (постоянное круглосуточное пребывание каждого ребенка среди детей  и взрослых, скученность, отсутствие достаточных для уединения пространств  в помещениях; отсутствие личных вещей  и своего места), нарушения в сфере  общения ребенка влияют на развитие его личности, искажают его представление  о себе, отношение к самому себе, затрудняют осознание себя как личности. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности.

 

К одной из наиболее актуальных проблем воспитанников  учреждений закрытого типа исследователи  относят и трудности социализации детей-сирот (24, с.132).

 

Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при  овладении той или иной социальной ролью. Родившись, ребенок сразу  попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в котором каждый играет множество  ролей: семьянина, друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается  на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает  иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление  о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации личности.

 

У детей, живущих  в сложившихся условиях воспитания в детском доме на полном государственном  обеспечении, появляется иждивенческая  позиция ("нам должны", "дайте"), отсутствуют бережливость и ответственность.

 

Трудности социализации, нередко приводят к безответственности, к недостаточному пониманию или  непринятию детьми моральных норм, правил и ограничений, к различного рода девиациям уже в младшем школьном возрасте.

 

Дети, воспитывающиеся  в детских домах, нуждаются в  особом, гуманном к ним отношении, в профессиональном сопровождении. Ребенку из детского дома нужен друг, способный к пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться  в жизни (13, с. 126).

 

Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение заключаются в  умении воспитать у детей правильную позицию по отношению к людям, к миру и к самим себе.

 

Таким образом, основные достижения младшего школьного  возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих  лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и  верить в свои силы. Однако результаты психологических исследований свидетельствуют  о значительных проблемах развития личности большинства детей младшего школьного возраста - воспитанников  детских домов. Наибольшие трудности  и отклонения от нормального становления  личности наблюдаются в эмоционально-волевой  сфере, в нарушении социального  взаимодействия, неуверенности в  себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности".

 

Коррекция данных нарушений должна быть предустотрена при организации работы с детьми из детских домов, в частности, при организации их досуга.

 

 

1.2 Особенности  организации досуга детей младшего  школьного возраста

 

 

Досуг –  «деятельность в свободное время  вне сферы общественного и  бытового труда, благодаря которой  человек восстанавливает свою способность  к труду и развивает в себе те умения и способности, которые  невозможно усовершенствовать в  сфере трудовой деятельности» (4, с. 9).

 

Важно понимать, что это не пустое времяпрепровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это  деятельность, осуществляемая в русле  определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия  – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное  время.

 

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих  сущностных сил во многом зависит  социальное самочувствие человека, его  удовлетворенность своим свободным  временем.

 

В подходах к пониманию сущности досуга до сих  пор нет полного единства. Существует три основных взгляда на сущность досуга (15, с. 22 – 24):

 

деление временного отрезка на рабочее (учебное) и внерабочее (внеучебное) время, где “досуг” и “внерабочее” (внеучебное) время рассматриваются как одно и то же;

 

отождествление  понятий “досуг” и “свободное время”;

 

досуг –  часть свободного времени, отдых  и развлечения, связанные с

 

развитием личности. Мы придерживаемся третьего подхода  к пониманию досуга.

 

Ещё до начала XX века понятие «досуг» означало способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.

 

Так, например, В.И.Даль дает следующую характеристику человеку «досужему»: “досужий” – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный (12, с. 369).

 

В современных  энциклопедиях и словарях понятия  “досуг” и “ свободное время” между собой равнозначны: “Досуг – часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом  непреложных, необходимых затрат. В  структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими  людьми” (31, с.413).

 

Когда люди говорят о досуге, чаще всего они  имеют в виду свободное от работы, учёбы время. Однако ученые – исследователи  и менеджеры, работающие в области  организации досуга населения, не отождествляют  эти явления, хотя они тесно связаны  между собой (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.П. Иванов,С.М. Курганский и др.).

 

Для определения  свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени  следует вычесть время, которое  он затрачивает:

 

на производственно - трудовые функции, или учебную деятельность, включая дорогу к месту работы (учёбы), и обратно;

 

физиологический отдых (ночной сон);

 

оздоровительные и санитарно – гигиенические нужды;

 

покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;

 

приобретение  необходимых вещей, товаров повседневного  спроса и длительного пользования;

 

воспитание  малолетних детей, неотложную помощь близким  людям.

 

Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его  досуг, или «чистое» свободное время  в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек  может распорядиться по своему усмотрению.

 

В будний день доля свободного времени у работающего, или обучающегося в учебном заведении  человека – относительно небольшая  величина. Это время человек может  увеличивать или сокращать, затрачивать  его на занятия, не связанные с  досугом. Однако, если учёба или труд на производстве, а также многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. В то же время люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

 

Доля свободного времени в объеме суточного времени  у человека заметно возрастает в  выходные дни и в отпускной (каникулярный) период. Многие стремятся использовать эти дни преимущественно с  рекреационно – досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела.

 

В современных  условиях свободное время является настоящей ценностью.

 

Идеология демократического общества в области свободного времени базируется на фундаментальном праве человека самостоятельно распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность, исходя из личных потребностей и интересов. Однако обществу небезразлично, как и на что человек расходует свое свободное время, поэтому оно, с одной стороны, формирует ценностные ориентации в сфере досуга, с другой – создает инфраструктуру его организации и проведения. Общество исходит из того, что человек должен использовать свободное время прежде всего на восстановление собственного здоровья и на развитие своей личности.

 

Таким образом, понятия “досуг” и “свободное время” взаимозаменяемы. Однако они  не идентичны по смыслу. Когда говорят  о свободном времени, акцентируется  потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Некоторые люди проводят его неэффективно. Понятие «досуг» подразумевает  использование человеком свободного времени для своего личностного  развития.

 

Существует  множество разнообразных типологий  современного досуга. Наиболее распространено деление досуга на: (1, с. 19).

 

деятельный  и созерцательный;

 

ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный;

 

домашний  и внедомашний;

 

- индивидуально  организованный и коллективно  – организованный.

 

В зависимости  от типа социально-досуговых учреждений, занимающихся организацией досуга, выделяют:

 

семейный  досуг;

 

досуг в условиях дошкольного образовательного учреждения, школьный досуг, досуг, осуществляющийся в условиях других учебных заведений (ПТУ, колледжи, техникумы, вузы и т.д.);

 

досуг в школах - интернатах, детских домах;

 

досуг в летнем лагере;

 

досуг, который  проводится в библиотеках, культурно-досуговых  центрах, физкультурно-спортивных комплексах, музыкальных, хореографических, художественных школах и т. п. (1, с. 24).

 

Все вышеперечисленные  социально – досуговые учреждения и институты являются основными.

 

К вспомогательным  досуговым учреждениям относятся: средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические  и спортивные общества, массовые добровольные организации.

 

Виды досуговой  деятельности человека можно условно  разделить на три группы:

 

а) просто отдых: игры, развлечения и т.д.

 

б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;

 

в) творчество: техническое, научное, художественное.

 

Таким образом, существуют различные виды досуга в  зависимости от времени и места  его проведения; типа социально - досугового учреждения, занимающегося его организацией, формы организации, вида досуговой  деятельности.

 

В современных  социально-экономических условиях досуг (в том числе и детский  досуг) недопустимо коммерциализируется, и включенность в сферу деятельности досуговых учреждений становится уделом избранных в силу отсутствия у многих людей материальных средств, поэтому говорить о масштабности сферы влияния данных учреждений не приходится.

Информация о работе Организация досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома