Организация досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработать и апробировать программу организации досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома на основе интересов детей.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать психологические особенности младших школьников – воспитанников детских домов.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме организации досуга младших школьников – воспитанников детских домов в каникулярное время.

Содержание

Введение

Глава 1. Современные теоретические подходы к проблеме организации досуга детей – воспитанников детских домов

1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детских домах

1.2 Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста

1.3 Особенности организации досуга детей – воспитанников детского дома в каникулярное время

Глава 2. Опыт организации досуга детей младшего школьного возраста в каникулярное время в условиях детского дома

2.1 Особенности интересов детей – воспитанников детского дома

в сфере проведения досуга в каникулярное время

2.2 Организация досуга детей младшего школьного возраста в условиях детского дома в каникулярное время с учётом интересов детей

2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

организация досуга младших школьников в каникулярное время .docx

— 94.48 Кб (Скачать файл)

 

Во всех играх, театрализациях необходимо особое внимание уделять тому, чтобы ребёнок научился максимально эмоционально, насыщенно  представлять будущее, последствия  своих поступков для себя и  окружающих.

 

Важными факторами, которые необходимо учитывать при  организации досуговой деятельности в условиях детского дома, являются: быстрая утомляемость воспитанников, их неспособность сосредоточиться  на длительное время, нарушения сна, недостаточное развитие навыков  общения и совместной деятельности.. Это определяет специфику требований к организации режима досуговой деятельности в условиях детского дома:

 

проведение  занятий в малых группах;

 

непродолжительность занятий, чередование с отдыхом;

 

разнообразие  занятий, проведение нескольких разноплановых  занятий в течение дня.

 

Таким образом, отказ от авторитарного стиля  общения с детьми, от жёсткой регламентации  содержания и форм досуговой деятельности позволяет преодолеть формализм  и казёнщину, сделать досуг детей интересным. Досуговая деятельность в условиях детского дома должна стать совместной развивающей деятельностью детей и взрослых. При этом необходимо предоставлять детям самостоятельность, обеспечивать смену ролей и деятельности каждого ребёнка, развивать интересы, умения, способности детей.

 

 

Выводы по 1 главе

 

 

1. Младший  школьный возраст является наиболее  ответственным этапом школьного  детства.

 

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимы для того, чтобы в дальнейщем ребёнок успешно развивался и адаптировался к жизни в социуме, нащёл своё место в жизни. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов.

 

2. Результаты  психологических исследований показывают, что большинство детей младшего  школьного возраста - воспитанников  детских домов имеют значительные  проблемы личностного развития. Наибольшие трудности и отклонения  от нормального становления личности  наблюдаются в эмоционально - волевой  сфере, в нарушении социального  взаимодействия, неуверенности в  себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к серьёзным проблемам адаптации этих детей.

 

3. Понятия  “досуг” и “свободное время”  взаимозаменяемы. Однако они не  идентичны по смыслу. Когда говорят  о свободном времени, имеют  ввиду потенциальную возможность использовать его на что угодно. Некоторые люди проводят его неэффективно. Понятие «досуг» подразумевает использование человеком свободного времени для своего личностного развития. Существуют различные виды досуга в зависимости от времени и места его проведения; типа социально - досугового учреждения, занимающегося его организацией, формы организации, вида досуговой деятельности.

 

4. Досуг может  стать средством развития личности  ребёнка, в чём заключены его  воспитательные возможности. Но  свободное время, не организованное  должным образом, может привести  к деформации личности,ограничению духовного мира человека, к различным проявлениям девиантного поведения. Организация детского досуга должна вылиться в крупномасштабную социальную акцию, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, профилактика девиантного поведения.

 

5.Сущностью  досуга детей младшего школьного  возраста в каникулярное время  является их творческое поведение  в свободной для выбора рода  занятий и степени активности  среде, обусловленное потребностями  и интересами, направляемое (но не  навязываемое) педагогами совместно  с другими взрослыми.

 

6. Досуговая  деятельность в условиях детского  дома должна стать совместной  развивающей деятельностью детей  и взрослых. При этом важны  самостоятельность, смена ролей  и деятельности каждого ребёнка,  развитие интересов, умений, способностей  детей.

 

7. При организации  досуговой деятельности в условиях  детского дома необходимо учитывать  следующие факторы: быструю утомляемость  воспитанников, их неспособность  сосредоточиться на длительное  время, нарушения сна, недостаточное  развитие навыков общения и  совместной деятельности..

 

8. Досуговая  деятельность детей - воспитанников  детсеого домав каникудярное время должна быть многообразной, включать различные формы образовательной, творческой, спортивной деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы детей. Во время досуга необходимо развивать у детей качества, от которых зависят их успехи в учёбе: интеллект, образное мышление, креативность. Пассивность и неверие детей в то, что каникулы в условиях детского дома можно провести интересно, помогают преодолеть такие формы организации досуга, как театрализация, анимация.

 

 

Глава 2. Опыт организации досуга детей младшего школьного возраста в каникулярное время в условиях детского дома

 

 

2.1 Особенности  интересов детей – воспитанников  детского дома в сфере проведения  досуга в каникулярное время

 

Исследование  проводилось на базе Моу «Детский дом №2 г. Петрозаводска в октябре  – ноябре 2009 г. В нём приняли  участие 15 человек детей младшего школьного возраста – воспитанников  детского дома; 4 педагога, работающих в детском доме. На первом этапе  опытно – экспериментальной работы также приняли участие 15 детей  младшего школьного возраста – учащихся МОУ «Средняя школа № 2», не являющихся воспитанниками детского дома.

 

Для выявления  особенностей интересов детей младшего школьного возраста - воспитанников  детского дома в сфере проведения досуга в каникулярное время были разработаны анкеты, предложенные детям, воспитавающимся в детском доме, детям, воспитывающимся в условиях семьи, а также педагогам детского дома (Приложение 1 – 3)

 

В анкетировании  приняли участие дети младшего школьного  возраста, воспитывающиеся в детском  доме. Все они имеют задержку в  психическом развитии.

 

В результате анкетирования мы выяснили, что 94 % воспитанников  детского дома знают, когда будут  осенние каникулы; 6% - не знают.

 

На каникулах  в детском доме дети, по их словам:

 

играют – 47%;

 

гуляют – 40%;

 

читают- 20%;

 

занимаются  интересными делами вместе с воспитателем – 13%;

 

ходят на экскурсии  – 13%;

 

просто отдыхают – 13%;

 

ходят в кино – 7%.

 

Дети хотели бы провести каникулы:

 

дома - 53%;

 

у бабушки  – 27 %;

 

на юге  – 7%;

 

в Санкт – Петербурге – 7%;

 

в походе, путешествии  – 13 %.

 

Дети хотели бы провести каникулы:

 

весело –27%;

 

сходить на каникулах в бассейн – 27%;

 

играть в  различные увлекательные игры, собирать что-нибудь из конструктора «Лего» - 13%;

 

гулять в  парке - 7%;

 

устроить  праздник – 7%;

 

ходить по магазинам – 7%;

 

гулять с  мамой – 7 %;

 

нет никаких  желаний – 7%.

 

20% детей  на вопрос «Как ты хочешь  провести каникулы?» ответили  так же, как и на вопрос «Где  ты хочешь провести каникулы?»  – дома, то есть эти дети  не разграничивают эти вопросы.

 

Осуществить свои пожелания, связанные с организацией досуга на каникулы, по мнению детей, можно (Приложение 4):

 

не знают  – 53 %;

 

с помощью  воспитателей – 13 %;

 

с помощью  водителя автобуса, который отвозит  детей на различные мероприятия  вне детского дома – 13 %;

 

с помощью  директора – 7%;

 

с помощью  мамы – 7 %;

 

с помощью  друзей – 7%.

 

Любимые занятия  детей:

 

играть – 47%;

 

рисовать  – 33%;

 

заниматься  спортом – 20%;

 

мастерить различные  поделки, шить 13 %;

 

танцевать – 13%;

 

гулять – 7 %.

 

Таким образом, подавляющее большинство воспитанников детского дома знает, когда у них будут осенние каникулы.

 

Большинство детей считают, что на каникулах  они играют и гуляют; некоторые  – просто отдыхают, читают, занимаются интересными делами с воспитателем, ходят на экскурсии, в кино.

 

Большинство детей хотело бы провести каникулы дома, остальные – у бабушки, на юге, на даче, в Санкт – Петербурге, в походе, в лагере, то есть все дети хотели бы провести каникулы за пределами детского дома.

 

Не все  дети различают вопросы «Как бы ты хотел провести каникулы?» и «Где ты хочешь провести каникулы?». На оба  эти вопроса некоторые дети ответили – дома. Это говорит о том, что  понятие «дом» значит для них  очень много. Это для них и  место, где они хотели провести каникулы, и вид досуга, и состояние души. Некотпрым детям очень хочется провести каникулы с мамой (7%).

 

Для некоторых  детей (27 %) важно не то, чем они  будут заниматься в каникулы, а  то, чобы им было весело, то есть у них на первый план выходят эмоции, хорошее настроение.

 

Остальные хотели бы сходить на каникулах в бассейн, играть в различные увлекательные  игры, собирать что-нибудь из конструктора «Лего», гулять в парке, устроить праздник, ходить по магазинам.

 

Есть и  такие (хотя их и немного), которые  ничего не хотят, что является очень  тревожным сигналом.

 

Любимые занятия  детей: играть (у большинства), рисовать, заниматься спортом, мастерить различные  поделки, шить, танцевать, гулять.

 

Интересны данные анкетирования, полученные в МОУ  «Средняя школа №2». По своим характермстикам эти дети имеют много общего с воспитанниками детского дома. Они учащиеся младшего школьного возраста, имеют ЗПР. Принципиальное отличие между этими детьми состоит в том, что одни из них живут в семье а другие – в условиях детского дома.

 

94 % детей,  воспитывающихся в семье, знают,  когда будут осенние каникулы; 7% - не знают.

 

На каникулах  дети:

 

смотрят телевизор  и играют в компьютерные игры – 80%;

 

просто играют 73%;

 

играют с  друзьями, братьями или сёстрами – 27%;

 

гуляют – 60%;

 

просто отдыхают – 13%;

 

ходят в гости  – 13%;

 

помогают  по хозяйству – 7 %.

 

Дети хотели бы провести каникулы:

 

- в Египте, Сочи, на Чёрном море, в круизе, в Санкт - Петербурге

 

47%;

 

дома – 27%;

 

в гостях у  родственников – 7 %.

 

Во время  каникул дети хотели бы заниматься:

 

играть в  компьютерные игры, смотреть телевизор  – 73%;

 

кататься  на велосипеде – 37%;

 

плавать, купаться – 27%;

 

ходить в  кино – 13%;

 

гулять с  друзьями 13 %;

 

путешествовать  – 7%.

 

Любимые занятия  детей:

 

компьютерные  игры – 73%;

 

спортивные  занятия – 27%;

 

чтение – 13%;

 

домашние  дела – 7%.

 

Таким образом, большинство детей также знают, когда у них будут осенние  каникулы.

 

На каникулах  дети чаще всего смотрят телевизор  и играют в компьютерные игры, просто играют, гуляют. Иногда они играют с  друзьями, братьями или сёстрами, просто отдыхают, ходят в гости, помогают по хозяйству.

 

Большинство детей хотели бы провести каникулы в Египте, Сочи, на Чёрном море, в  круизе, в Санкт – Петербурге, то есть вне дома, хотели бы сменить обстановку. Часть детей хотела бы провести каникулы дома или в гостях у родственников.

 

Большинство детей во время каникул хотели бы играть в компьютерные игры, смотреть телевизор. Остальные - кататься на велосипеде, плавать, купаться, ходить в кино, гулять с друзьями, путешествовать.

 

Любимое занятие  большинства детей - компьютерные игры. Остальные любят спортивные занятия, чтение, заниматься домашними делами.

 

Анкетирование детей – вослитанников детского дома и детей, воспитывающихся в семье, показало, что интересы детей – воспитанников детского дома в сфере досуга отличаются от интересов детей, воспитывающихся в семье.

 

Дети из детского дома предпочли бы провести каникулы дома, в семье, с родителями, какими бы они ни были (у большинства  родители лишены родительских прав). Домашние дети в большинстве своём хотели бы куда-нибудь поехать (в Египет, Сочи и т. д.).

 

Дети из детского дома имеют традиционные интересы: хотят играть, гулять, рисовать, мастерить  поделки, танцевать, хотят праздника, хотят выезжать за территормю детского дома. Домашние дети в большинстве своём всем занятиям предпочитают играть в компьютерные игры и смотреть телевизор (Приложение 5).

 

Педагоги  детского дома планируют провести осенние  каникулы:

Информация о работе Организация досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома