Организация досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработать и апробировать программу организации досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома на основе интересов детей.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать психологические особенности младших школьников – воспитанников детских домов.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме организации досуга младших школьников – воспитанников детских домов в каникулярное время.

Содержание

Введение

Глава 1. Современные теоретические подходы к проблеме организации досуга детей – воспитанников детских домов

1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детских домах

1.2 Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста

1.3 Особенности организации досуга детей – воспитанников детского дома в каникулярное время

Глава 2. Опыт организации досуга детей младшего школьного возраста в каникулярное время в условиях детского дома

2.1 Особенности интересов детей – воспитанников детского дома

в сфере проведения досуга в каникулярное время

2.2 Организация досуга детей младшего школьного возраста в условиях детского дома в каникулярное время с учётом интересов детей

2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

организация досуга младших школьников в каникулярное время .docx

— 94.48 Кб (Скачать файл)

 

Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. - Ростов-на-Дону, 2002. – 220с.

 

Моторин В. Во что играют дети? // Воспитание школьников. - 2001. -№5. - С.36-37.

 

Мухина В. М. Детская психология – М., 2000.

 

Петрусинский В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. - М.: «Новая школа», 2002. – 366с.

 

Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика. - 1999. - №3. - С.121-126.

 

Розанова  Е.Г. Праздники в школе и дома. Сценарии, викторины. – М.: РОСМЭН, 2000. – 334с.

 

Российский  энциклопедический словарь. М., 2004. – 1217 с.

 

Рухленко Н.М. Программа «Лето» // Практика административной работы в школе. - 2004. - №2. – С.32-33.

 

Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004. – 340с.

 

Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. - М., 1991. – 322с.

 

Стрельцов Ю.А. Культурология досуга-М.,2003. – 263 с.

 

Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха. - М., 1999. – 129с.

 

Тимофеев  Ю. Игры в летнем лагере // Воспитание школьников. -2003.-№5. – С.23-24.

 

Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в  сфере досуга. - СПб, 1997. – 208с.

 

Тихомирова  Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 144 с.

 

Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., - Воронеж, 1996. – 219 с.

 

Фомина А. Игра в структуре свободного времени  детей // Воспитание школьников. - 2005. - №3. – С.34-36.

 

Фришман И.И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции // Народное образование. - 2003. - № 3. – С.28-29.

 

Шульга И. И. Педагогическая анимация в практике социального воспитания за рубежом // Школьные технологии. – 2006. - № 3. –  С. 134 – 136.

 

 

Приложение 1

 

 

Анкета для  воспитанников детского дома

 

 

Дорогой друг!

 

Просим тебя заполнить анкету на тему «Осенние каникулы».

 

Нам важно  мнение каждого из Вас.

 

Анкета анонимная, то есть своё имя писать не нужно.

 

Правила заполнения анкеты.

 

Отвечая на 1 – й вопрос, обведите кружком  или подчеркните тот ответ, который  совпадает с вашим мнением.

 

Отвечая на другие вопросы, запишите свой ответ  в отведённом месте.

 

Заранее благодарим вас за работу.

 

1. Знаешь  ли ты, что скоро осенние каникулы? - да нет

 

2.Что Вы  делаете на каникулах в детском  доме?_________________________

 

3.Где хочешь  провести каникулы в этот раз?___________________________

 

4. Как хочешь  провести каникулы?_________________________________

 

5.Как ты  думаешь, как это можно сделать  в условиях детского дома? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Твоё любимое  занятие___________________________________________

 

 

Приложение 2

 

 

Анкета для  учащихся школы № 2

 

 

Дорогой друг!

 

Просим тебя заполнить анкету на тему «Осенние каникулы».

 

Нам важно  мнение каждого из Вас.

 

Анкета анонимная, то есть своё имя писать не нужно.

 

Правила заполнения анкеты.

 

Отвечая на 1 – й вопрос, обведите кружком  или подчеркните тот ответ, который  совпадает с вашим мнением.

 

Отвечая на другие вопросы, запишите свой ответ  в отведённом месте.

 

Заранее благодарим вас за работу.

 

1.Знаешь  ли ты, что скоро осенние каникулы? - да нет

 

2.Что Вы  делаете на каникулах дома?_________________________________

 

4. Чем хочешь  заниматься на осеннтих каникулах?_______________________

 

5. Твоё любимое  занятие___________________________________________

 

 

Приложение 3

 

 

Анкета для  педагогов детского дома

 

 

Уважаемык педагоги!

 

Просим Вас  заполнить анкету на тему «Организация досуга младших школьников в каникулярное время». Нам важны Ваши ответы.

 

Анкета анонимная.

 

Запишите  ответы в отведённом для них месте.

 

Заранее благодарим Вас за работу.

 

Анкета.

 

1.Как планируете  провести осенние каникулы с  детьми?__________________

 

2.Как проводились  каникулы раньше?__________________________________

 

3.Какие трудности  возникают в организации досуга  в каникулярное время?

 

4.Как разрешаются  возникающие трудности в организации  досуга?

 

Приложение 4

 

 

Представления воспитанников детского дома о том, кто может им помочь интересно  провести каникулы.

 

 

Приложение 5

 

 

Сравнительная таблица интересов детей –  воспитывающихся в условиях детского дома, и детей, воспитывающихся в  семье, в сфере досуга.

 

 

Где хотели бы провести каникулы?

 

варианты  ответов дети-воспитанники детского дома (%) дети, воспитывающиеся в семье (%)

дома 53 27

в гостях у  родственников 27 27

на юге, в  Санкт-Петербурге,в путешествии 20 46

 

Любимые занятия.

 

варианты  ответов дети-воспитанники детского дома (%) дети, воспитывающиеся в семье (%)

играть 47 0

смотреть  телевизор, играть в компьютерные игры 0 73

заниматься  спортом 20 27

заниматься  домоводством 13 7

гулять 7 7

читать 0 13

рисовать 33 0

танцевать 13 0

 

Приложение 6

 

 

План воспитательной работы МОУ «Детский дом № 2».

 

№ Мероприятия Срок Ответственные

1. Футбол 01.11.09 Физрук, воспитатели

2. День вежливости 02.11.09 Детский совет, педагоги

3. Экскурсия в ПЧ № 1 03.11.09 Директор, педагоги

4. Подготовка к Дню Матери 05. 11. 09 Педагоги

Занятия по домоводству.

 

Кулинария

 

06. 11.09 Воспитатели

6. Праздник “Умники и умницы” 07.11.09 Педагоги

7 Праздник “Золотая осень” 08. 11. 09 Педагоги

8 Посещение бассейна “Акватика” 

09. 11. 09

 

23. 11. 08

 

Педагоги

9 Спортивная игра 28.11.09 

Организация

 

“AWORD»

 

10 Игра – путешествие в мир здоровья 30. 11. 09 Мед. работник

11 День Матери 29. 11. 09 Воспитатели, зав.библиотекой, педагоги доп. образования

 

Приложение 7

 

 

Конспекты мероприятий, проводимых в детском доме, в осенние  каникулы

 

 

02.11.2009

 

День веливости

 

Цель: развивать  у детей умение вежливо обращаться друг с другом и окружающими людьми.

 

Задачи:

 

1.Формирование  правильного умения обращаться  друг с другом и взрослыми.

 

2. Воспитывать  нравственные поступки.

 

3. Коррекция  нежелательных черт личности.

 

Методы: рассказы, игры, чтение стихов.

 

Оформление: плакат «Ничто не обходится нам так  дешево, и не ценится так дорого, как вежливость».

 

Ход занятия:

 

Ребята! Сегодня  мы с вами поговорим о вежливости.

 

Как вы понимаете, что такое - вежливость? (вежливость - моральное качество человека, для  которого уважение к людям является повседневной нормой и привычным  способом обращения с окружающими. Вежливость включает в себя внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность).

 

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым – означает знать, как себя вести.

 

Игра:"Вежливо-невежливо».

 

Педагог:

 

Условия игры просты:

 

Если вы со мной согласны,

 

И поступок хороший,

 

Не сидите, не молчите,

 

Хлопайте  в ладоши.

 

Ну, а если плох поступок

 

И не случился с вами,

 

Вы тогда  все вместе, дружно

 

Топайте ногами.

 

1. Если мест в трамвае нет,

 

Не стоит  покупать билет,

 

Всё равно  ты едешь стоя,

 

Лучше деньги экономить.

 

2.Если стали  вам грубить,

 

Нужно вслед  им нахамить.

 

3.Если вам  подарят книгу,

 

Вы ответите "спасибо!"

 

4. Если вы  зашли в кино,

 

А оно идёт давно,

 

Нужно громко прокричать

 

«Кто посмел без нас начать?»

 

5. Если кто-то  вдруг случайно

 

Вам на ногу наступил,

 

Как бы он ни извинялся,

 

Поступок  этот не простим.

 

6. Если ты  пошёл гулять,

 

И оделся чисто,

 

То домой  придти ты должен

 

Хуже трубочиста.

 

Педагог:

 

Мы часто  слышим выражение «вежливый человек». "Какого человека называем вежливым? Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках, в словах. В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы с вами называем "волшебными".

 

Как вы думаете, почему их так назвали?

 

Послушайте  стихотворение А. Шибаева.

 

Дядя Саша огорчен,

 

Рассказал он вот о чем...

 

"Настя  славная девчонка,

 

Настя ходит  в первый класс.

 

Но давно  уже от Насти

 

Я не слышал слово "здрасьте".

 

А слово-то какое  – очень дорогое.

 

Он про  внучку говорил:

 

"Экая досада"

 

Я портфель ей подарил,

 

Вижу, очень  рада.

 

Но нельзя ж молчать, как рыба,

 

Ну, сказала  бы «спасибо»!

 

Каким должен быть человек, чтобы про него могли  сказать "вежливый"?

 

Слушаем дальше советы автора:

 

"В олшебные слова"

 

«Извини», «пожалуйста» и «разреши» -

 

Это не слова, а ключик от души.

 

Кроме нашей  спутницы – таблицы умножения -

 

Есть еще  таблица – таблица уважения!

 

Помните, как  азбуку,

 

Как дважды два:

 

"Спасибо"  и "пожалуйста" -

 

Волшебные слова!

 

Всюду, где  нескромному

 

Укажут отворот,

 

Вежливый  попросит

 

И пройдет.

 

Перед словом вежливым

 

Двери отворяются!

 

Пусть оно  почаще всюду повторяется.

 

Помните, как  азбуку,

 

Как дважды два:

 

"Спасибо"  и "пожалуйста" -

 

Волшебные слова!

 

Игра «Волшебные слова».

 

Воспитанники  становятся в одну линию.

 

По очереди называя вежливое слово, делают шаг вперед. Кто окажется первым, тот и выиграл. Все взрослые хотят, чтобы дети были вежливыми. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

 

Послушайте  стихотворение С. Погореловского:

 

Вот кто вежливость у нас

 

Проявил на деле -

 

Он в полночный  тихий час

 

Поднял мать с постели.

 

- Что с  тобой?!- вскочила мать -

 

Заболел, сыночек?...

 

- Я забыл  тебе сказать:

 

Мама, доброй ночи!

 

Педагог: Как  вы думаете, можно ли считать этого  мальчика вежливым? Почему? (ответы детей).

Информация о работе Организация досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома