Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 10:16, курсовая работа
Цель исследования – выявить пути и методы повышения компетентности специалиста по социальной работе.
Задачи исследования:
дать определение понятию «компетентность»;
выявить роль профессиональной компетенции в социальной работе;
выявить пути формирования профессиональной компетентности в системе подготовки специалистов по социальной работе;
выявить способы оценки повышения компетентности специалиста по социальной работе;
выявить и описать модели повышение компетентности специалиста по социальной работе.
Введение
3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к профессиональной компетенции специалиста по социальной работе
5
1.1 Понятие профессиональной компетенции
5
1.2 Профессиональная компетентность в социальной работе
9
1.3 Профессиональная подготовка и формирование компетентности специалиста по социальной работе
12
1.4 Профессиограмма специалиста по социальной работе
15
Вывод к главе I
19
Глава II. Модели повышения профессиональной компетентности специалиста в социальной работе
20
2.1 Оценка компетентности и повышение ее уровня
20
2.2 Мотивация персонала
22
2.3 Система непрерывного обучения
26
Вывод к главе II
30
Глава III. Организация исследования профессиональной компетентности специалиста социальной работы
31
Заключение
37
Список литературы
Такой подход позволяет максимально соединить теорию с практикой и приносит видимую пользу не только обучаемому, но и организациям, отправляющим менеджеров на учебу.
Программы обучения для менеджеров должны учитывать особенности знаний и умений менеджеров разного уровня.
Дифференцированный подход к обучению в нашей стране реализуется через систему дополнительного профессионального образования. В ней предусмотрены программы, удовлетворяющие разные потребности в обучении:
Подобная система, на наш взгляд реализуема и в социальных службах, для специалистов разного уровня.
Так как социальная работа является динамично развивающимся видом профессиональной деятельности, нуждающейся в инновациях, то и повышение уровня профессиональных знаний необходимо для поддержания и повышения профессиональной компетентности специалистов.
Вывод к главе II
Наличие (формирование и закрепление) развития профессиональной компетентности специалиста социальной работы позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с детьми-инвалидами.
Развитие личностных свойств, необходимых в профессиональной деятельности, позволяют социальному работнику быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимание к клиентам.
Глава III. Организация исследования профессиональной компетентности специалиста социальной работы
В организация исследования профессиональной компетентности специалиста социальной работы можно выделить следующие этапы.
На первом этапе отрабатываются методики для изучения особенностей развития профессиональной компетентности специалистов социальной работы, подготавливаются бланки протоколов исследования. Приглашаются специалисты, с разрешения их руководителей для обследования, проводится беседа и предлагается график работы по предложенным методикам.
На втором этапе проходит диагностика профессионально-важных качеств у специалистов социальной работы, в ходе которой проводится обследование, которое проходит в малых группах по 10 человек – сотрудники приглашаются в заранее определенное время в конференц-зал, где предлагается в индивидуальном темпе выполнить задания по методикам.
Для проведения данного исследования используется следующая методика. Основным теоретическим методом являлся анализ психологической литературы по изучаемой проблеме. Среди эмпирических методов были использованы такие, как метод анализа документов, анкетирование, тестирование с помощью бланков.
Методы исследования:
1. Анкетирование.
Инструкция. Предлагаем вам принять участие в исследовании проблемы «Развитие профессиональной компетентности сотрудников». От вашего искреннего ответа на вопросы анкеты во многом зависит достоверность общего результата исследования. На их основе готовятся рекомендации по решению данной актуальной проблемы. Отвечая на вопрос, внимательно прочтите предложенные варианты ответов. Ответ, который соответствует вашему мнению, обведите кружком. Если ни один из обозначенных ответов вас не устраивает, напишите свой ответ.
1. Ваш возраст:
а. 20-25 лет.
б. 25-30 лет.
в. 30-35 лет.
г. 35 лет и старше.
2. Ваше образование:
а. Окончил высшее учебное заведение.
б. Окончил техникум.
в. Окончил среднюю школу, ПТУ.
3. Занимаемая должность:
4. Профессия (согласно образованию):
6. Нравится ли вам ваша профессия?
а. Да, очень нравится.
б. Скорее нравится, чем не нравится.
в. К профессии отношусь безразлично.
г. Затрудняюсь ответить.
д. Профессия скорее не нравится;
е. Профессия совершенно не нравится.
5. Изменилось ли ваше представление о профессии за период работы?
а. Изменилось в лучшую сторону.
б. Изменилось в худшую сторону.
в. Не изменилось.
6. Хотели бы вы сейчас
работать по другой
а. Да, хотел бы перейти.
б. Нет.
в. Не знаю.
7.Ваше семейное положение.
8. Имеются ли в вашей семье дети (сколько)?
9. Имеется ли у вас опыт работы с инвалидами?
10. Имеется ли у вас
опыт работы с детьми-
11. Хотели бы вы дальше
продолжать работу с детьми-
12. Как вы представляете свою трудовую перспективу через несколько лет?
13. Что побуждает вас трудиться в настоящее время?
14. Оцените, пожалуйста,
в какой степени ваша
15 Индивидуальные замечания (пожелания).
2. Тестирование.
1) Методика диагностики
уровня эмпатических
Бланк методики представлен в приложении №1.
Обработка результатов. Подсчитывается число совпадений ваших ответов по ключу по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка.
1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, –13, + 19, + 25, –31.
2. Эмоциональный канал эмпатии: –2, +8, –14, +20, –26, + 32.
3. Интуитивный канал эмпатии: –3, +9, +15, + 21, +27, –33.
4. Установки, способствующие эмпатии: +4, –10, –16, –22, –28, –34.
5. Проникающая способность к эмпатии: +5, –1, –17, –23, –29, –35.
6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, –24, +30, –36.
Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.
Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.
Эмоциональный канал эмпатии фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.
Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.
Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
Идентификация – важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов. По предварительным данным, считают: 30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии; 29–22 – средний уровень, 21–15 – заниженный, менее 14 баллов – очень низкий.
2) Экспресс-диагностика по определению уровня самооценки [19, c. 566] Бланк методики представлен в приложении №2.
Выявить уровень самооценки можно с помощью несложного теста-опросника, при анализе суждений которого может быть дано пять вариантов ответов: очень часто – 4 балла, часто – 3 балла, иногда – 2 балла, редко – 1 балл, никогда – 0 баллов.
Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям. Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек чаще всего не отягощен комплексом неполноценности, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от комплекса неполноценности и лишь время от времени старается подладиться под мнения других. Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от комплекса неполноценности. [19, c. 566]
3) Тест, оценивающий общий
уровень общительности,
Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый. [23, с.56]
4) Умение слушать[19, c. 430] Бланк методики представлен в приложении №4.
Инструкция
Прочитайте готовые ответы на вопрос: как вы обычно (чаще всего) слушаете собеседника? Если высказывание соответствует особенностям Вашего поведения, то напишите рядом с ним «да», если не соответствует, то «нет».
Подсчитайте сумму баллов, используя ключ. Вы получаете по 1 баллу за ответ «да» на вопросы:
Оцените свой результат
25–50 баллов. Вы просто идеальный слушатель, за что пользуетесь заслуженной любовью и уважением окружающих. Вы до тонкостей постигли это сложное искусство, и у Вас есть, чему поучиться. Надеемся, Вы объективно и честно оценили свое умение слушать.
20–24 балла. Вы хороший слушатель, но допускаете отдельные ошибки (сравните свои ответы с оценками ключа). Желаем успехов в овладении этим искусством.
15–19баллов. Вероятно, Вы считаете себя хорошим слушателем, но Вас можно, скорее, отнести к числу посредственных. Вы допускаете довольно много ошибок, которые раздражают других людей и мешают Вам овладеть искусством слушания.
10–14 баллов. Вас следует отнести к людям, плохо умеющим слушать. Кое-что Вы делаете правильно, и это позволяет Вам не быть в полном одиночестве. Но гораздо больше Вы делаете неправильно, и это отталкивает Ваших собеседников.
Меньше 9 баллов. Вы не умеете слушать других людей. Советуем внимательно проанализировать свои ошибки, сверяя свои ответы с оценками ключа. Неумение слушать лишает Вас величайшего удовольствия в жизни, мешает сделать карьеру и может привести к одиночеству. Не лучше ли измениться? [19, c. 430]
5) Определение уровня готовности к риску. [19, c. 423]
Бланк методики представлен в приложении №5.
Риск представляет собой ситуационную характеристику деятельности, состоящую в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха. В психологии понятие риска раскрывается главным образом в аспекте принятия риска – активного предпочтения субъектом опасного варианта действий неопасному. Выяснено, что в групповой дискуссии каждый член группы пересматривает свое решение с тем, чтобы приблизить его к некоторому групповому стандарту рискованности. Ниже представлена методика определения степени готовности к риску (тест Шуберта).