Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 10:16, курсовая работа
Цель исследования – выявить пути и методы повышения компетентности специалиста по социальной работе.
Задачи исследования:
дать определение понятию «компетентность»;
выявить роль профессиональной компетенции в социальной работе;
выявить пути формирования профессиональной компетентности в системе подготовки специалистов по социальной работе;
выявить способы оценки повышения компетентности специалиста по социальной работе;
выявить и описать модели повышение компетентности специалиста по социальной работе.
Введение
3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к профессиональной компетенции специалиста по социальной работе
5
1.1 Понятие профессиональной компетенции
5
1.2 Профессиональная компетентность в социальной работе
9
1.3 Профессиональная подготовка и формирование компетентности специалиста по социальной работе
12
1.4 Профессиограмма специалиста по социальной работе
15
Вывод к главе I
19
Глава II. Модели повышения профессиональной компетентности специалиста в социальной работе
20
2.1 Оценка компетентности и повышение ее уровня
20
2.2 Мотивация персонала
22
2.3 Система непрерывного обучения
26
Вывод к главе II
30
Глава III. Организация исследования профессиональной компетентности специалиста социальной работы
31
Заключение
37
Список литературы
Оглавление
Введение |
3 |
Глава I. Теоретико-методологические подходы к профессиональной компетенции специалиста по социальной работе |
5 |
1.1 Понятие профессиональной компетенции |
5 |
1.2 Профессиональная |
9 |
1.3 Профессиональная подготовка и формирование компетентности специалиста по социальной работе |
12 |
1.4 Профессиограмма специалиста по социальной работе |
15 |
Вывод к главе I |
19 |
Глава II. Модели повышения профессиональной компетентности специалиста в социальной работе |
20 |
2.1 Оценка компетентности и повышение ее уровня |
20 |
2.2 Мотивация персонала |
22 |
2.3 Система непрерывного обучения |
26 |
Вывод к главе II |
30 |
Глава III. Организация исследования профессиональной компетентности специалиста социальной работы |
31 |
Заключение |
37 |
Список литературы |
40 |
Приложение |
41 |
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы - социальная работа, как вид профессиональной деятельности находится в постоянной эволюции и нуждается в инновациях.
Современная социальная работа распространена в различных направлениях – социальная защита, образование, здравоохранение, пенитенциарная система и правоохранительная деятельность, благотворительность, молодежная политика и т.д.
Социальная работа требует от специалистов, занятых в этой профессии большого объема знаний и профессиональных навыков и умений.
Вполне естественно, что встает вопрос о границах компетенции специалиста по социальной работе, о его профессиональных качествах, повышении образования и появлении новых функций и ролей.
Подготовка специалистов и их профессиональное становление является такой же важной задачей для российской социальной работы как и научное осмысление и практические формы оказания помощи нуждающимся категориям граждан.
Необходимость повышения профессиональной компетенции специалиста по социальной работе обусловлена динамично изменяющимся обществом, предъявляющим все новые требования к представителям данной работы.
На протяжении истории своего развития, социальная работа осваивала все новые сферы влияния. И это требовало новых знаний и повышения квалификации от специалистов социальных служб.
Объект исследования – управление персоналом в социальной работе.
Предмет исследования – профессиональная компетентность специалиста по социальной работе.
Цель исследования – выявить пути и методы повышения компетентности специалиста по социальной работе.
Задачи исследования:
Проработанность проблемы - надо сказать, что данная тема не в достаточной степени проработана в учебной и научной литературе по социальной работе.
Информацию о проблеме профессиональной компетентности можно найти в научной и учебной литературе по социальной работе.
В работах таких авторов как М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, И.Г. Зайнышев уделяется внимание и этой проблеме, но чаще всего она сводится к вопросам профессионального портрета и профессиональной этики социального работника.
Гипотеза исследования - предположение, что работа с детьми-инвалидами влияет на развитие профессиональной компетентности специалиста социальной работы.
Практическая значимость - сегодня социальная работа – одна из самых востребованных специальностей на рынке труда. Это связано, прежде всего, с изменением приоритетов в государственной политике, динамичным развитием социальной сферы России: увеличением объемов финансирования социальных учреждений, постоянным вниманием и заботой о социально незащищенных слоях населения со стороны Правительства РФ и Президента РФ.
Глава I. Теоретико-методологические подходы к профессиональной компетенции специалиста по социальной работе
1.1 Понятие профессиональной компетенции
Понятие «компетенция» происходит от латинского слова «competere», что означает соответствовать, подходить.
Под этим термином обычно понимается:
В нашей стране под профессиональной компетенцией принято понимать совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, опыта работы, отношение к компании, лояльность к руководителям и коллегам, умение «вписываться» в микроклимат организации.
Такие понятия как
«компетенция» и «
С этой позицией не согласны некоторые исследователи.
Э.В. Зеер и Э. Сыманюк обозначают термином компетентность – интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще, а термином компетенции – интегративную целостность, действенность знаний и опыта в профессиональной деятельности. С.Ш. Чернова считает, что под компетентностью понимается характеристика личности, означающая обладание совокупностью определенных компетенций, а компетенция – единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида. И.Л. Зимняя разводит эти понятия - компетенция является своего рода программой, по которой развивается компетентность, то есть понятие компетентность гораздо шире.
В странах Европейского союза особое место отводится понятиям «ключевые компетенции» и «ключевые классификации».
К числу «ключевых классификаций» относятся:
1. психомоторные умения,
общетрудовые качества, познавательные
способности, индивидуально-
2. основные навыки (грамота, счет), жизненные навыки (самоуправление, профессиональный и социальный рост), ключевые навыки (коммуникация), социальные и гражданские навыки, предпринимательские навыки, управленческие навыки, способность к планированию и анализу;
3. социально-профессиональные и персональные квалификации, профессионально-когнитивные способности;
«Ключевые компетенции»:
Согласно определению О.В. Ховова (энциклопедия профессионального образования под редакцией С.Я. Батышева) профессиональная компетентность включает не только представления о квалификации (профессиональных навыках, опыта деятельности, умений и знаний),
но также социально-
В рамках данной работы, понятие компетентность интерпретируется как совокупность профессиональных знаний, навыков и опыта, профессионально-значимое качество, необходимое для эффективного выполнения должностных обязанностей.
1.2 Профессиональная компетентность в социальной работе
Специалист по социальной работе осуществляет свою профессиональную деятельность в системе «человек – человек». Его работа заключается в оказании необходимой помощи нуждающемуся человеку – клиенту (или группе лиц).
Так как клиенты социальной работы не являются однородной группой – среди них есть различные категории нуждающихся граждан – то, от специалиста требуется освоить большой объем знаний и владеть.
Важно и то, что ситуация клиента всегда индивидуальна. Поэтому в рамках компетентности специалиста по социальной работе должны присутствовать такие качества как креативность мышления и способность брать на себя ответственность. К сожалению, в нашей стране социальная работа представлена государственными социальными службами, в которых существует строгая вертикаль власти, не позволяющая специалисту принимать решения независимо.
В рамках компетентности специалиста по социальной работе принято выделять:
1) специальную компетентность:
- понимание предназначения
профессии специалиста по
- овладение нормами профессиональной деятельности, высокой эффективности;
- достижение высоких результатов в решении проблем клиента;
- профессиональное мастерство;
- профессиональное мышление, интуиция, самостоятельность в решении проблем клиента;
- оптимальная психологическая цена результата, отсутствие усталости и перегрузки;
2) коммуникативная компетентность:
- отнесение себя к профессиональной общности;
- овладение нормами
профессионального общения,
- направленность профессиональны
- социальная ответственность
за свои профессиональные
- умение сотрудничать, легкая совместимость;
- готовность к изменениям
в межличностных отношениях, умение
воздействовать на эти
- умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессии и направлять его на решение нужд клиентов;
3) личностная компетентность:
- устойчивая профессиональная мотивация;
- наличие позитивной Я-концепции, самоценность;
- переключаемость,