Организация процесса отбора кандидатов на вакантную должность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что в эффективности процесса отбора кадров и приема на работу заинтересованы как общество в целом, отдельные предприятия, так и конкретные индивиды. Предварительный обзор литературы показал, что тема отбора персонала, как научное направление, исследована очень хорошо. В большинстве источников литературы (например, в работах Кибанова А.Я., Шекшни С.В., Галенко В.П.) отбор персонала рассматривается недостаточно глубоко в связи с тем, что авторы в своих работах пытаются рассмотреть все функции по управлению персоналом. Поэтому их исследования по этой теме нельзя назвать достаточными для глубокого анализа. В работах авторов, посвящающих исследования именно подбору и отбору персонала (например, Магуры М.И., Курбатовой М.Б., Дураковой И.Б., Деркача А.А.) данная тема, в том числе конкурсный отбор персонала, рассмотрена более глубоко, комплексно.

Вложенные файлы: 1 файл

осн. часть.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. При этом одной из центральных задач является отбор (подбор) кадров. Комплектование штатов является одним из ключевых элементов работы любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность работы организации и использование всех остальных ресурсов. Поэтому ошибки в подборе кадров могут дорого обойтись организации, а подбор хороших кадров является удачным вложением денег.

К главным факторам, определяющим успешную деятельность предприятия обслуживания, относятся: высокая квалификация, подготовка сотрудников и их мотивация; обеспечение постоянного качества работы; имидж предприятия обслуживания, влияющий на выбор клиента, покупающего его услугу. Решение о принятии на работу, согласно оценкам специалистов, акция не только существенная, но и имеющая далеко идущие последствия.

 Актуальность выбранной  темы работы заключается в  том, что в эффективности процесса  отбора кадров и приема на  работу заинтересованы как общество в целом, отдельные предприятия, так и конкретные индивиды. Предварительный обзор литературы показал, что тема отбора персонала, как научное направление, исследована очень хорошо. В большинстве источников литературы (например, в работах Кибанова А.Я., Шекшни С.В., Галенко В.П.) отбор персонала рассматривается недостаточно глубоко в связи с тем, что авторы в своих работах пытаются рассмотреть все функции по управлению персоналом. Поэтому их исследования по этой теме нельзя назвать достаточными для глубокого анализа. В работах авторов, посвящающих исследования именно подбору и отбору персонала (например, Магуры М.И., Курбатовой М.Б., Дураковой И.Б., Деркача А.А.) данная тема, в том числе конкурсный отбор персонала, рассмотрена более глубоко, комплексно.

В соответствии с этим целью настоящей работы является комплексное исследование конкурсного отбора персонала при замещении вакантной должности.

Основными задачами работы являются:

  1. изучение теоретических основ конкурсного отбора персонала при замещении вакантной должности;
  2. исследование процесса отбора кандидатов на вакантную должность на предприятии ООО «Полярная звезда».

Объектом изучения является персонал малого предприятия ООО "Харрис СНГ". Предмет исследований в работе – процесс обеспечения организации кадрами.

Курсовая изложена на 100 страницах,бла бла бла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методические основы отбора кандидатов на вакантную должность в организации

    1. Сущность и основные источники отбора кандидатов на вакантную должность

 

Основополагающие принципы грамотного подбора персонала: исходная позиция – разработка грамотных требований к кандидату, отражающих специфику труда и рабочего места; серьезность приемочных испытаний, которые не должны ограничиваться ответами на вопросы опросника, а принуждать претендента совершать конкретные поступки, принимать решения в ситуациях, аналогичных или близких к реальным; гибкость и реализм работодателя по отношению к качествам претендента и процедурам их выявления; стремление к минимизации затрат по подбору персонала, к экономии средств не в ущерб качеству отбора.

Итак, отбор – это процесс выбора из группы кандидатов индивидуума, лучше других подходящего на определенную должность и для организации.1 Отбор персонала часто осуществляется не только при найме работников, и поэтому в общем случае его следует рассматривать как процесс отбора кого-либо по установленным критериям с ипользованием определенных методов из общего числа работников, отвечающим этим критериям.

Профессиональный отбор - это управленческие мероприятия, с помощью которых организация из ряда кандидатов на вакантную должность выбирает одного или нескольких наиболее подходящих по имеющимся профессионально-нравственным критериям.2 Важно формализовать требования к должности ли рабочему месту будущего сотрудника, исходя из стратегии развития организации и особенностей её корпоративной культуры. Это обязательное условие эффективного отбора среди кандидатов.

К наиболее распространённым формам описания рабочего места можно отнести должностную инструкцию – документ, отражающий основные функции, обязанности, квалификационные требования к сотруднику. Подготовка должностных инструкций должна стать целью деятельности кадровых служб совместно с линейными руководителями и при активном участии самих работников. Наличие правильно разработанных должностных инструкций облегчает работу по подбору персонала кадровыми службами компании и привлекаемым кадровым агенствам. Начиная с 80-х гг. прошедшего столетия в качестве обобщённой характеристики квалификации работников используется понятие «компетенция». Французский ученый Г.Каннак определил компетенцию как рационалное сочетание знаний и способностей, рассматриваемых на небольшом промежутке времени, которыми обладают работники. Но в современном производстве готовность работника к эффективной трудовой деятельности оценивается с точки зрения не только его профессиональной компетенции, связанной с его специализацией, но и социальной компетентности. Социальная компетентность  отражает способности работника, необходимые для эффективного взаимодействия с людьми внутри и вне организации, для творческой, инновационной и предпринимательской деятельности.

Из этого можно сделать вывод, что компетентность человеческих ресурсов рассматривается как совокупность знаний, навыков, способностей, ценностей и норм поведения работников, определяемых целями организации и заданностью конкретной ситуации, а также картой компетенций, описывающей профессиональны, социальные и личностные характеристики, которыми должен обладать «идеальный сотрудник», занимающий данную должность.

Определив будущие потребности организации в новых сотрудниках и разработав профиль компетенций (требования) к должностям, кадровая служба должна разработать и реализовать программу мероприятий по привлечению кандидатов на вакантные позиции, рассчитать бюджет на рекрутинг, провести отбор и оценку среди кандидатов.

Основные источники отбора персонала традиционно делятся на внутренние и внешние. Внутренний набор – это набор из сотрудников организации, т.е. людей, которые уже связаны трудовыми отношениями с данной организацией.

Внутренние источники подбора персонала:

  • объявления об образовании вакансий с приглашением участвовать в конкурсе работников предприятия;
  • внутрифирменное перемещение персонала;
  • персонал, состоящий в кадровом резерве организации.

Внешний подбор – это набор специалистов, ранее не связанных с организацией трудовыми отношениями, из внешних источников:

    • Рекламные объявления в СМИ;
    • Прямые обращения кандидатов в организацию;
    • Взаимодействие с кадровыми агентствами;
    • Сотрудничество с учебными заведениями и школами бизнеса;
    • Поиск кандидатов через Интернет.

Выбор источника набора новых сотрудников определяется кадровой политикой компании, её финансовыми возможностями, привлекательностью (брэндом) организации, а также ситуацией на рынке труда. Проведя организационную работу по привлечению кандидатов, кадровая служба начинает осуществлять мероприятия по их диагностике и отбору.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организация и проведение процесса отбора кандидатов на вакантную должность

 

Процедура подбора новых сотрудников включает ряд относительно самостоятельных, расположенных в строгой последовательности блоков, каждый из которых имеет собственную цель, задачи, схему действий, методы и инструментарий, конкретного исполнителя. Прием осуществляется путем взаимодействия отдела кадров, службы безопасности, отдела техники безопасности, отдела пожарной безопасности, врача, руководителей подразделений компании, заинтересованных в заполнении конкретной вакансии. Каждое лицо отвечает за определенный этап процедуры приема в пределах своей компетенции. Общий контроль и ответственность за соблюдение предусмотренных процедур поиска, отбора и найма нового сотрудника возлагается на менеджера по персоналу.3

Основными блоками (этапами) процедуры подбора сотрудника на вакантную должность являются:

  • оценка потребности в персонале;
  • разработка комплекса требований к кандидату на должность;
  • объявление конкурса на замещение должности, поиск кандидатов;
  • отбор кандидатов;
  • прием на работу;
  • адаптация нового сотрудника.

Необходимым условием продолжения процесса подбора является полное завершение предыдущего этапа при условии получения удовлетворительных результатов, при этом руководство компании или сам кандидат могут отказаться от дальнейших действий на любом из этапов (до издания приказа о приеме).

Целью этого этапа является обобщение данных о существующих вакансиях. Основными исполнителями являются руководители подразделений, которые представляют в отдел кадров информацию о вакансиях, существующих в подчиненных им подразделениях (вакансии могут быть как запланированными в начале года, так и "горящими"). Сотрудники службы персонала сверяют наличие указанных вакансий со штатным расписанием компании.

Приступая к решению вопроса об оценке потребности в персонале, имея четко обозначенные финансовые, часто и временные ресурсы необходимо в первую очередь определить оптимальное количество трудовых функций с учетом их взаимосвязи, через которые и реализуются стоящие перед предприятием цели. Человеческий фактор на начальном этапе отступает на второй план. Анализ качественной стороны персонала возможен только после определения функциональных характеристик каждого подразделения, конкретных должностей, расчета необходимого количества персонала.4

 

Разработка комплекса требований к кандидату на должность.

Данный комплекс включает полный набор профессиональных, психологических и медицинских требований к будущим сотрудникам. Руководители подразделений, в которых имеются свободные рабочие места, оформляют бланк заявки на заполнение определенной вакансии, где указывают основной минимум требований к соискателю на должность (пол, возраст, образование, опыт работы, квалификацию, дополнительные знания и навыки), а также основные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией. Врач компании (при необходимости) указывает ограничения на замещение данной должности по медицинским показаниям. Служба персонала, исходя из анализа должностной инструкции и характера работы в данной должности, определяет перечень желательных индивидуально-психологических, личностных и деловых качеств претендента, проверяет и завершает оформление заявки на вакантную должность.

 

Объявление конкурса на замещение должности, поиск кандидатов.

Менеджером по персоналу определяется круг источников для поиска кандидатов на должность и предпринимаются меры, чтобы ранее сформулированные требования к претендентам были доступны всем потенциальным кандидатам.

Используются как внутренние, так и внешние источники. Из числа внутренних сипользуют:

  • кадровый резерв;
  • приглашения работников компании принять участие в конкурсе.

Данные пути используются, в первую очередь, при поиске претендента на должность руководителя, специалиста высокого уровня и дают возможность продвигать способных сотрудников по служебной лестнице и заинтересовывать подобной перспективой всех работников компании. Преимущество состоит в том, что профессиональные и личные качества кандидата в данном случае хорошо известны, это позволяет верно судить о его соответствии предполагаемой должности.

Из числа внешних способов привлечения кандидатов чаще используются:

  • объявление о найме через средства массовой информации – газеты, радио и телевидение;
  • заключение договоров о подборе кандидатов на вакантные должности с агентствами по найму, включая государственные службы занятости, частные кадровые бюро и рекрутинговые фирмы;
  • участие в ярмарках и презентациях вакантных мест;
  • использование базы данных собственной картотеки кандидатов, обращавшихся в поисках работы ранее;
  • поиск работников через Интернет.

Преимущество внешних источников состоит в том, что появляется выбор из большего количества кандидатов и меньше угроз возникновения конфликтов в компании. Недостаток же, проявляется в долгом периоде привыкания работника; ухудшения морального климата среди давно работающих; рабочая «хватка» нового работника не извести.5

 

Отбор кандидатов.

Процедура отбора – наиболее трудоемкий и ответственный этап, разбитый на несколько стадий, каждая из которых позволяет отсеять часть претендентов вследствие несоответствия определенным требованиям.   Прохождение всех стадий обеспечивает минимум ошибок, а потому является обязательным условием при отборе кандидатов на ключевые должности.

Стадия 1: рассмотрение представленных резюме.

Процедура рассмотрения осуществляется службой персонала в следующей последовательности:

Информация о работе Организация процесса отбора кандидатов на вакантную должность