Основные идеи социологии Ф. Тенниса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ основных идей социологии Ф. Тенниса.
Основные задачи работы:
проанализировать основные идеи социологии Ф. Тённиса;
рассмотреть сущность и специфику теории общности и общества;
изучить основные идеи социальных типов воления Ф. Тённиса;
проанализировать типы и виды социологических форм общественной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

курсак 3 тённис.docx

— 63.49 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что в социологии Тенниса был сделан шаг от характерных для предшествующего периода социально-философских спекуляций к выработке объективной, научной социологии, которая не использует предвзятые ценностных позиций, политические установки и понятия философии. Разумеется, «научность» его социологии ориентировалась на вполне определенный, а именно позитивистский образ науки. Теннис одним из первых в западной социологии определил проблему социальной структуры, которая именно с того времени стала рассматриваться как специфически социологическая, гарантирующая особый угол зрения, особый способ постановки проблемы. Идея разработки формальной социологии, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик, была подхвачена Г. Зиммелем. Далее, одной из существенных сторон социологии Тенниса была его натуралистическая теория социального познания, во многих вариантах продолженная и развитая социологами XX в.

Актуальность проблемы также  определяется тем, что оставил Теннис современной социологии Запада, а  именно, идея выделения двух типов  социальных связей и отношений, воплощенных  в понятиях «община» и «общество». Эта идея была подхвачена Дюркгеймом, выделавшим общество с «органической» и «механической» солидарностью. В  переработанном виде эта типология  применялась и продолжает применяться  ныне многими социологами, философами и историками для объяснения основного  конфликта исторического развития современности. Именно поэтому необходимо изучать Тённиса и в нынешнее время.

Степень научной  разработанности проблемы. Основополагающими трудами, в которых отражены основные теории Тенниса Ф. являются «Общность и общество» [8], «Преступность как социальное явление», «Критика общественного мнения», «Введение в социологию» и «Мораль». Здесь он описывает свою теорию общины и общества, им были также представлены два основных типа воления, а также типы форм общественной жизни. Исхаков Р. в своей статье «Социологическая концепция Фердинанда Тённиса» занимался проблемой соотношения формализма и историзма в творчестве немецкого социолога [6]. Фоменков А.И. в своей работе «Социологическая концепция Фердинанда Тенниса» разработал идеи о взаимодействии концепций Тённиса с политикой, формальной социологией и историей, а так же указал значение научных трудов философа-социолога [10]. В свою очередь Михельс Р. в статье «Социальные идеи классической немецкой социологии» рассмотрел основания рационального подхода к общественной жизни, которые были предложены Тённисом, а также взаимосвязь работ немецкого социолога с трудами Гоббса Т. и Спинозы [2]. Малинкина А.Н. дал подробный анализ влияния концепций Тённиса на последующее развитие социологии в своей работе «О жизни и творчестве Фердинанда Тенниса» [7], в которой.

Объектом работы является социология Ф. Тенниса.

Предметом работы являются основные идеи социологии Ф. Тенниса.

Цель данной работы – анализ основных идей социологии Ф. Тенниса.

Основные задачи работы:

  • проанализировать основные идеи социологии Ф. Тённиса;
  • рассмотреть сущность и специфику теории общности и общества;
  • изучить основные идеи социальных типов воления Ф. Тённиса;
  • проанализировать типы и виды социологических форм общественной жизни.

Гипотеза: основной идеей Ф. Тённиса является теория общины и общества, в которой противопоставлялись два типа общественного устройства, форм общественной жизни и воли их участников.

Методы: историко-описательный, сравнительно-описательный, синтез и анализ теоретического и фактического материала по теме исследования.

Методологическую  основу исследования составляют принципы объективности, научности, системного и исторического подхода.

Теоретическую основу работу составляют статьи Михельса Р. [2] и Фоменкова А. И. [8], работы Тенниса Ф. [4, 10], Малинкина А. Н. [7] и Ионина А. Г. [9].

Новизна работы заключается в том, что был проведен подробный анализ социологических идей Фердинанда Тённиса, рассмотрены его основные теории и идеи, изучены их особенности и указаны некоторые недостатки положений.

Практическая  значимость работы состоит в том, что данные могут быть использованы для дальнейшей разработки темы.

Работа состоит из содержания, введения, четырёх глав, заключения и 17 источников.

 

 

1 Творческий путь Ф. Тённиса

 

Теннис родился 26 июня 1855 г. вблизи городка Ольденсворт, Шлезвиг, в семье богатого крестьянина. В 1872 г. он поступил в университет в  Страсбурге и завершил университетское  образование в Тюбингене в 1875 г., защитив диссертацию по классической филологии.

В дальнейшем его научные интересы охватывали широкий круг проблем самых разных социально-научных дисциплин. Восьмидесятые – девяностые годы были посвящены изучению социальной философии XVIII – XIX вв. Результатом этих занятий явились книга о Гоббсе, опубликованная в 1896 г. и впоследствии неоднократно переиздававшаяся, ряд важных статей о Лейбнице, Спинозе, Ницше, Спенсере, Марксе и др. Эти занятия не прерывались и позже. Результатом их стала, в частности, увидевшая свет в 1921 г. книга «Маркс. Жизнь и творчество». Изучение наследия Гоббса побудило Тенниса вплотную заняться философией истории и философией права. Его собственная концепция была сформулирована в написанной в 1881 г. работе «Общность и общество (теорема философии культуры)», которая затем под тем же названием многократно издавалась в переработанном и углубленном виде. Именно эта работа и составила основание социологической концепции Тенниса.

Также в начале восьмидесятых  годов проявился интерес Тенниса  к социальной статистике, в частности  к проблемам преступности, бедности, самоубийства и т. п. (книга «Преступность  как социальное явление» увидела  свет в 1909 г.). Наряду с эмпирической Теннис постоянно вел теоретическую  работу в области социологии: книги  «Мораль» (1909), «Критика общественного  мнения» (1922), «Собственность» (1926), «Прогресс  и социальное развитие» (1926), «Введение  в социологию» (1931).

Несмотря на его обширную теоретическую, эмпирическую, а также  публицистическую деятельность, академическое  признание пришло к Теннису довольно поздно. Лишь в 1913 г. он стал внештатным профессором университета в Киле. В 1910 г. во Франкфурте состоялось учредительное заседание немецкого социологического общества, одним из основателей которого был Теннис. В 1921 г. он был избран его президентом и оставался в этой должности до фактического разгона общества нацистами в 1933 г. Будучи настроен в духе социал-демократической политики, он выступал за Веймарскую республику и боролся с национал-социализмом, предупреждая общественность об опасности «впадения в варварство» и подвергаясь атакам нацистских демагогов. Теннис умер в Киле 11 апреля 1936 года [1].

Постановка главной проблемы социологии вытекала из исследования Теннисом основного противоречия развития социально-философской мысли XVIII – начала XIX в., то есть из противоречия рационалистического и исторического подходов к проблеме возникновения и существования государства, права и социальных институтов.

Для сторонников рационалистического  способа мышления, опиравшихся на идеи Просвещения, было характерно признание  естественных прав человека и соответственно признание самовластия народа, его  неотъемлемого права на установление разумных законов и разумного  общественного устройства, соответствующего человеческой природе.

Приверженцы исторического  подхода, наиболее ярко выразившегося  в работах исторической школы  права и исторической школы национальной экономики, напротив, подчеркивали важность традиционных норм и принципов человеческого  общежития и соответственно необходимость  существования исторически сложившихся  форм государственного и правового  регулирования общественной жизни.

Теннис поставил своей  целью связать воедино рационалистическое и историческое мировоззрение, соединить  преимущества рационального научного метода с историческим взглядом на социальный мир. Его источниками  служили труды основоположника  исторической школы права Ф. фон  Савиньи (прежде всего идеи, сформулированные Савиньи в небольшой, но имевшей  громкую славу книге «О призвании  нашего времени к законодательству и правоведению»), книга англичанина Г. Мэна «Древнее право», труды Моргана, Бахофена и других этнографов, историков, правоведов того времени.

В одной из своих первых историко-философских работ, посвященных  творчеству Гоббса, Теннис сформулировал  теоретическое содержание понятий, легших впоследствии в основу его  социологической теории.

«У Гоббса часть его  последователей... искала поддержки  в концепции абсолютного суверенитета общинной воли. В исторической действительности того времени этому соответствовало  явление неограниченной монархии. Другие, исходя из оптимистических представлений  о природе человека, отвергали  даже этот новый, затмивший все остальное  авторитет; они вообще не считали  собственно общину необходимой, полагая, что высшее возможное счастье  человечества может быть достигнуто в чистом обществе посредством общественного  государства, т. е. посредством равных, двусторонних, могущих быть установленными и расторгнутыми отношений индивидов  друг к другу. Первым имевшим успех  представителем этой идеи был Локк. Он одержал победу в основном благодаря  своим трудам в области молодой  науки — политической экономии. Реальная основа подобных взглядов выступала  в образе либерального конституционализма» [2].

Именно принципиальное противопоставление двух типов общества было последовательно  проведено Теннисом в небольшой  работе «Община и общество», написанной, как и цитированная выше статья, в 1881 г. и имевшей подзаголовок «Теорема философии культуры». Эта работа впоследствии принесла Теннису мировую  известность.

Теннис разделил социологию на общую и специальную. Общая  социология изучает социальные формы  жизни везде, где они встречаются, стало быть не только (и не столько) у людей, но и у животных. Он приписывал социальности универсально-историческое значение, полагая, что она зарождается  у так называемых общественных животных (прежде всего насекомых). Наконец третий элемент фундаментальной или общей социологии должен касаться биоантропологических, демографических и других аспектов, роднящих поведение людей с действиями и образом жизни животных. Специальная социология подразделяется у Тенниса на чистую (теоретическую), прикладную и эмпирическую (социографию). Они изучают только социальную жизнь людей. «Социология - это исследование человека, но не его телесного, душевного, а его социального существа, стало быть, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает социальное», - писал Ф.Теннис [3]. 

В социологии Тенниса был  сделан шаг от характерных для  предшествующего периода социально-философских  спекуляций к выработке объективной, научной социологии, чуждой предвзятых ценностных позиций, политических установок, чуждой свойственной философии истории  морализаторской тенденции. Разумеется, «научность» социологии Тенниса  ориентировалась на вполне определенный, а именно позитивистский образ науки. К достоинствам своей социологической  концепции Теннис относил, во-первых, объективность, во-вторых, свойственную ей натуралистическую тенденцию, в-третьих, ее независимость от ценностных предпосылок  и практической социальной деятельности.

Интерес в творчестве Тенниса  представляет проблема соотношения  социологии и политики. Он следовал в этом вопросе в фарватере  позитивистских постановок. Это значит, что социология, во-первых, должна постоянно  оставаться объективной, во-вторых, независимой  от практической социальной деятельности, в-третьих, свободной от политики и  политических решений рассматриваемых  в социологии вопросов.

Социолог не ставил цель полностью отделить и отдалить их друг от друга. Более того, выступая за независимость социологии от политики, он не считал, что точно так же следует поступать и в политике. Ее необходимо постоянно «онаучивать» за счет усвоения политиками социологических  знаний и использования их в практике политической деятельности, считал Теннис. Следует сказать, что его взгляды на поставленную проблему на годы, даже десятилетия вперед определили позицию в этом вопросе многих социологов, особенно тех, кто проявлял высокую общественную активность в практической деятельности и оставался чистым теоретиком в сфере научных исследований.

Теннис − социолог, стоящий  на грани двух эпох западной социологии. Одной стороной своего творчества он как бы обращен в XIX в. Об этом говорит  его стремление разработать «философию»  истории как социологию», попытка  создания широкого культурно-исторического  познания, а также отсутствие строгой  дифференциации в его учении собственно социологических, правоведческих, государствоведческих идей [4].

С другой стороны, Теннис выдвинул ряд идей, получивших дальнейшую разработку и реализацию в западной социологии XX в. Это прежде всего идея аналитического − в противоположность историческому  − построения социологии, свидетельствующая  об осознании социологией самой  себя как науки, о ее стремлении самоопределиться, найти свой собственный подход к  анализу общества. Теннис одним из первых в западной социологии поставил проблему социальной структуры, которая  именно с того времени стала рассматриваться  как специфически социологическая, гарантирующая особый угол зрения, особый способ постановки проблемы. Далее, одной из существенных сторон социологии Тенниса была его натуралистическая  теория социального познания, во многих вариантах продолженная и развитая западными социологами XX в. Все же главным, что оставил Теннис современной  социологии Запада, стала идея выделения  двух типов социальных связей и отношений, воплощенных в понятиях общины и  общества. Эта идея была подхвачена Э. Дюркгеймом, выделившим общество с  «органической» и «механической» солидарностью. В соответствующим образом переработанном виде эта типология применялась  и продолжает применяться ныне многими  западными социологами, философами и историками для объяснения основного конфликта исторического развития современности.

Информация о работе Основные идеи социологии Ф. Тенниса