Основы социальной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Социальная деятельность предприятия имеет как внутреннюю, так и внешнюю среду. При этом, если во внутренней среде (структуре) на первый план выступает социальная организация трудовой деятельности людей и их групп на предприятиях, то во внешней среде - это, в первую очередь, удовлетворение общественных потребностей в определенных товарах и услугах, а так же взаимодействие с местными и региональными сообществами в развитии социальной инфраструктуры, участие в реализации территориальных социальных программ.
В современных условиях разработка вопросов социальной политики предприятий все более связывается с вопросами стратегического менеджмента.
В данной курсовой работе я хочу рассмотреть все аспекты социальной деятельности организации, а именно основы социальной деятельности предприятия и проанализировать зарубежный опыт в данной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

КСО.docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Эффективность деятельности предприятия, выполнение им своей миссии, устойчивость функционирования в условиях рыночных отношений прямо связаны  с совершенствованием и развитием  его социальной организации. Это  тем более относится к крупному предприятию. Высокий удельный вес  товаров и услуг на рынке, их качество и важность для удовлетворения общественных потребностей, занятость большего количества людей, территориальные масштабы такого предприятия делают его особо  значимым для всех уровней социума, начиная с местного и кончая - глобальным.

Социальная деятельность предприятия имеет как внутреннюю, так и внешнюю среду. При этом, если во внутренней среде (структуре) на первый план выступает социальная организация  трудовой деятельности людей и их групп на предприятиях, то во внешней  среде - это, в первую очередь, удовлетворение общественных потребностей в определенных товарах и услугах, а так же взаимодействие с местными и региональными  сообществами в развитии социальной инфраструктуры, участие в реализации территориальных социальных программ.

В современных условиях разработка вопросов социальной политики предприятий  все более связывается с вопросами  стратегического менеджмента.

В данной курсовой работе я  хочу рассмотреть все аспекты  социальной деятельности организации, а именно основы социальной деятельности предприятия и проанализировать зарубежный опыт в данной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы социальной деятельности предприятия

Производство — это  комплексный процесс создания материальных благ, неотъемлемой составляющей которого являются люди и взаимоотношения  между ними. Поэтому каждое предприятие  представляет собой не только сложную  производственно-экономическую, но и  не менее сложную социальную систему. Иначе говоря, на результативность деятельности предприятия заметно  влияют социально-культурные факторы  внешней среды. Поэтому современные  предприятия объективно вынуждены  направлять определенную часть своих  усилий на решение как внутренних, так и внешних социальных проблем.

Социальные потребности  работников предприятия охватывают широкий круг вопросов: улучшение  условий труда и быта работников и членов их семей, организация здравоохранения, социально-культурного обслуживания. Напомним, что обеспечение социальных потребностей трудовых коллективов  осуществляется совокупностью определенных подразделений социальной инфраструктуры предприятия, в состав которой могут  входить: 1) столовые, кафе, буфеты; 2) больницы, поликлиники, медпункты; 3) собственные  жилые дома, подразделения заведения  бытового обслуживания; 4) школы, профессионально-технические  училища, факультеты и курсы (центры) повышения квалификации; 5) детские  дошкольные учреждения, библиотеки, клубы (дворцы культуры); 6) базы и дома отдыха, спортивные сооружения и т. п.

Содержание всей совокупности объектов социальной инфраструктуры каждым предприятием требует немалых средств.

Управление деятельностью  подразделений социальной инфраструктуры осуществляет заместитель директора  предприятия (вице-президент фирмы) по кадровым и социальным вопросам. Ему подчиняются отделы: кадров, технического обучения, административно-хозяйственный  и жилищно-коммунальный, которые уже непосредственно управляют деятельностью учреждений социальной инфраструктуры предприятия.

Для удовлетворения социальных потребностей работников предприятие  должно составить план социального  развития, т. е. обоснованную, финансово  и материально обеспеченную систему  мероприятий, направленных на совершенствование  социальной структуры кадров, улучшение  условий труда и быта всех категорий  работников, их социально-культурного  обслуживания, повышение трудовой активности.

Одной из предпосылок эффективного управления персоналом предприятия  является прогнозирование изменений  в социальной структуре трудового  коллектива. Так, установление необходимых  соотношений разных категорий работников по полу и возрасту имеет целью  своевременное обеспечение потребностей современного производства в кадрах. Характер и содержание труда, которые  неуклонно и быстро изменяются под  влиянием достижений научно-технического и организационного прогресса, требуют  такого же динамического улучшения  профессиональной и квалификационной структуры персонала. Поэтому в  план социального развития предприятия  должны быть включены меры по повышению  уровня специального образования работников, уменьшения текучести кадров.

В плане социального развития обязательно нужно предусмотреть  конкретные мероприятия, направленные на совершенствование санитарно-гигиенических  условий труда (снижение уровня шума, вибрации, запыленности и загазованности воздуха и т. п.). Не менее важной является разработка мер по сохранению надлежащей трудоспособности в течение  длительного времени и предупреждению быстрой усталости. Эти меры будут  способствовать устранению чрезмерных физических и нервно-психологических  нагрузок, установлению оптимальных  режимов труда и отдыха, организации  рабочего места, интенсивности работы. Особое внимание нужно уделять мероприятиям, повышающим безопасность труда и  устраняющим производственный травматизм, а также предупреждающим профзаболевания.

В план социального развития трудового коллектива обязательно  включают также мероприятия по улучшению  жилищных и бытовых условий работников предприятия, а также по укреплению материально-технической базы соответствующих  объектов социальной инфраструктуры.

План социального развития предприятия должен предусматривать  и мероприятия по усилению трудовой и творческой активности, в частности, те, которые способствуют развитию рационализаторства и научно-технического творчества работников.

Главные аспекты плана  социального развития предприятия  должны быть согласованы с соответствующими планами развития городского района или даже города в целом, где оно  расположено. Это связано с тем, что решение многих важных социальных проблем превышает возможности  отдельного (даже очень крупного) предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Зарубежный опыт социальной деятельности

 

2.1. Опыт социальной  деятельности в США

Обзор опыта социального  управления имеет смысл начать с  США—государства, занимающего лидирующие позиции в современном мире. Управление социальным развитием в компаниях  США имеет свой опыт и свои традиции. США занимали первое место среди  других стран в области внедрения  средств механизации и автоматизации  производства, совершенствования технологий. До 70-х гг. ежегодно производительность труда в США устойчиво возрастала в среднем на 3%. Но затем обозначилось отставание — прежде всего от Японии. Среди причин, приведших к этому, не последнее место занимали социальные факторы: ослабление прежних мотивов  к труду, распространение алкоголизма  и наркомании, нарастание забастовочного движения и иных форм социального  протеста, неудовлетворенность людей  содержанием и условиями труда.

Так, в ходе социологических  исследований на предприятиях известной  корпорации «Дженерал моторс» о  своей неудовлетворенности заявили 76% рабочих и 57% служащих.

Концепция качества трудовой жизни

Американские деловые  круги адекватно среагировали на вызов времени. Были приняты различные  меры, в том числе и по восстановлению авторитета протестантской трудовой этики. Но наибольшее влияние имело распространение  с середины 70-х гг. концепции качества трудовой жизни(КТЖ), суть которой —  прямая связь, с одной стороны, между  уровнем производительности труда  и, с другой стороны, степенью самореализации человека в профессиональной деятельности и удовлетворением его личных потребностей на данном предприятии.

Смысл КТЖ—совершенствование  трудовой мотивации, обеспечение разнообразия и обогащение содержания труда, полное использование интеллектуального, творческого и нравственного  потенциала работников.

 

Система КТЖ включает в  себя комплекс ценностных ориентиров:

 

• самоактуализацию в профессиональной деятельности — организация создает  условия, открывающие возможность  работнику использовать и развить  свои способности;

 

• перспективу роста —  поддержание у работника уверенности  в благоприятной для него трудовой деятельности, перспективе профессионального  роста и служебного продвижения;

 

• вознаграждение за работу — соответствует принятым в стране стандартам достатка, дифференцированная оплата с учетом сложности и значимости различных видов работы;

 

• безопасность — обеспечение  безопасных и здоровых условий труда;

 

• социальную защищенность — работник должен быть уверен «в завтрашнем дне», т.е. в том, что его жизненный  уровень не снизится, он не потеряет работу, не утратит своих законных прав, будет защищен от произвола  администрации и вмешательства  в частную жизнь;

 

 

• морально-психологическую  атмосферу—благоприятна для установления нормальных межличностных отношений  на основе взаимопонимания и доверия, для расширения производственной демократии и социального партнерства;

 

• общественную значимость организации — источник гордости работника, его уверенности в  том, что его работа, выполняемая  наилучшим образом, полезна и  нужна обществу;

 

• оптимальность труда  — труд не является препятствием для  досуга и отдыха, личностного роста  и семейных отношений работника.

Впервые детальная программа  повышения КТЖ была разработана  и внедрена в корпорации «Дженерал  моторс». В настоящее время КТЖ  является социальным приоритетом в  системе стратегического планирования как отдельных предприятий, так  и различных гражданских сообществ, муниципальной и государственной  власти.

Немаловажную роль КТЖ  сыграла в преодолении кризиса  индустриализма. К 80-м гг. в США  стабилизировалась производительность труда, страна усилила свои позиции  в конкурентной борьбе на мировом  рынке. Важную роль при этом сыграло  понимание специалистами в области  управления решающего значения социальной деятельности организаций в научно-техническом  и социально-экономическом прогрессе.

Важнейшими инструментами  социальной деятельности, влияющими  на успех компаний, являются:

 

• вовлечение персонала  в управление (как один из способов усиления их сопричастности к делам  фирмы);

 

• соглашения об участии  в прибылях (такие соглашения заключены  примерно с 20% рабочих и служащих).

Крупные фирмы выделяют средства на благотворительные цели — на развитие местных служб здравоохранения, устройство зон отдыха, развлекательных  и просветительских учреждений, поддержание  центров обучения, подготовки и переподготовки кадров. Данная деятельность выгодна  компаниям: во-первых, направляемые на благотворительность средства снижают налогооблагаемую базу предприятия, во-вторых, эта деятельность положительно влияет на уровень квалификации, здоровье и настроение сотрудников, что обусловливает успешную работу самой фирмы.

В целом США тратят на здравоохранение, образование, науку  и социальное обеспечение 20% своего ВВП. По уровню и качеству жизни в  рейтингах ООН США неизменно  выходят на первые места среди  других развитых стран. Так, по рейтингу 2000 г. США оказались третьими, уступив  только Канаде и Норвегии. В структуре  денежных доходе в среднего американца почти 65% занимает заработная плата, 12% — различные социальные выплаты (трансферты), 23% — поступления от вкладов в банки, облигаций и  дивидендов по акциям.

2.2. Опыт социальной  деятельности Германии. Принцип  «социальной солидарности» Швеции. Социальное партнерство в Западной  Европе.

Наиболее представительным государством среди европейских  стран в области социального  управления является Германия. Не всегда найдутся аргументы, подтверждающие, что  Германия развивалась по капиталистической  модели. Если рассматривать ее социально-экономическую  систему в истории ХX в. с точки  зрения ее геополитического положения, наличия всех видов ресурсов, характера  обменных процессов в экономике, характера собственности, особенно с 1933 по 1945 г., то становится понятным, что  слово «социалистическая» как одно из слов в названии правящей партии того времени вполне оправданно. Поражение  Германии во Второй мировой войне  явилось катализатором индустриального  кризиса, вследствие чего Германия (как  и Япония) раньше других стран вступила в постиндустриальную стадию, для  которой характерна конвергенция социализма и капитализма. Поэтому социальная деятельность организаций и государства  является важнейшей стратегией.

Основу социальной политики Германии составляет концепция, согласно которой успешное экономическое  развитие приводит к расслоению общества на бедных и богатых, поэтому государство обязано гарантировать соблюдение основных прав человека и социальную справедливость, а также способствовать экономическому росту, повышению производительности труда, созданию таких условий, которые стимулировали бы трудолюбие и предприимчивость.

Принцип «социальной солидарности»  Швеции

Ярким примером социальной деятельности государства и предпринимателей является Швеция, основу социальной политики которой составляет принцип «социальной  солидарности»: «сильный помогает слабому». Взимание налогов производится по прогрессивной  шкале и составляет в среднем  около 1/3 зарплаты, а у высокооплачиваемых категорий работников — 40%. Государство  и общественные фонды обеспечивают фактически бесплатное здравоохранение  и образование.

Самая низкая заработная плата  в стране — 9—10 тыс. крон, самая высокая  — 40—50 тыс. крон, т.е. соотношение 1:5.

Информация о работе Основы социальной деятельности предприятия