Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:11, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать изменения профессиональной ориентации молодежи в Архангельской области, определить особенности профориентации в данном регионе. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
• определить основные проблемы, ценности и принципы жизни молодежи в 90е годы;
• раскрыть сущность профессиональной ориентации и занятости молодежи в 90е годы;
• выявить основные проблемы профессиональной ориентации современной молодежи в Архангельской области;
Один из главных постулатов жизни – честность, одобренных 2/3 опрошенных, является основой для утверждения других ценностей, таких как согласие, с наличием бедных людей, тех, которые не захотели сами достигать успеха в жизни, неприятие поступления принципами, ради личной выгоды.
Особняком стоит вопрос о допущении риска, для достижения цели. Здесь мнения разделились примерно поровну: 50,6% - не хотят рисковать, 49,4% - хотят.
Как бы ни велико было число тех, кто
согласен с общепризнанными ценностями
и нормами морали цивилизованного
общества, все-таки велико число тех,
кто готов поступиться
В заключение хотелось бы сказать, что, несмотря на то, что, из-за экономического кризиса 90ых, кардинальной ломки ценностей общества и обесценивания нравственных и культурных основ общества, в молодежном обществе сформировался довольно многочисленный асоциальный слой молодых людей, все же подавляющее большинство молодежи руководствуется нормальными морально-нравственными принципами демократического общества, для него стоят на первом месте общечеловеческие ценности (семья, друзья, образование и т.п.).
В то же время наблюдается резкое падение культурного уровня молодежи, подмена традиционной «классической культуры» разновидностями субкультур и появлением псевдокультур, наносимых из западного образа жизни. Но наметились и положительные тенденции в развитии общества.
Так по сравнению с поколением 80ых молодежь 90ых стала более самостоятельной, независимой и прагматичной. Наблюдается процесс более осознанного восприятия своей социальной значимости и роли (отношение к браку, гражданским обязанностям).
Ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его старта) при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи1.
К концу школы у человека наступает период его окончательного самоопределения относительно его будущей сферы деятельности. Здесь и наступает «кризис мысли» у молодых людей, когда они не могут выбрать свой путь. По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы:
Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение, причем не без влияния разочарования в них представителей прежних выпусков. Дело, таким образом, заключается не в легкомыслии части молодых людей. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.
Исследования показывают2, что, несмотря на значительный рост инструментализации мотивов труда, важнейшими его составляющими после уровня заработной платы (93%) были названы возможность чувствовать себя при деле (85%) и перспектива профессионального роста (83%). Показательно, что стремление не утруждать себя работой в структуре мотивов оказалось на последнем месте (33%). Однако то обстоятельство, что каждый третий молодой человек не стремиться реализовать себя в труде, свидетельствует об отсутствии для этого реальных возможностей, особенно в госсекторе. Материальное положение молодых россиян мало зависит от результатов труда, уровня образования и квалификации.
Системный кризис сузил сферы использования квалификационного труда, прежде всего в массовых профессиях. Как следствие, половина молодых людей работает не по специальности, 17,8% не имеют возможности повысить квалификацию, 30,1% - реальную зарплату и 30,5% - продвинуться по службе. Из всего вышеперечисленного можно заключить, что круг серьезных проблем, возникающих у молодых людей при выборе профессии, очень широк. С одной стороны это непредсказуемая экономическая ситуация в стране не способствующая стабильному развитию частного сектора, с другой это бедственное материальное положение государственного сектора, не дающего возможности для нормальной жизни и карьерного роста.
Что же выбирает нынешнее поколение? Какие профессии являются престижными и нужными? Далее будут приведены данные различных опросов в различных городах и регионах России, в разных социальных и возрастных группах молодежи.
В таблице 3 приведены результаты социологического опроса учащихся выпускных классов 13 школ Красноярского края, проведенного Центром социологических исследований Красноярского края3.
Распределение ответов на вопрос: «Если вы выбрали профессию, то какую?»(см. таблицу 3)
Как видно из таблицы молодые люди неохотно хотят идти в чисто коммерческую сферу деятельности (3,75%) и также неохотно они выбирают государственные структуры. Особенно молодежь не жалует промышленность, армию, науку, с/х. (0,25%, 1,5%, 1,15%, 1,9% соотв.) Они выбирают «золотую середину» - работу в финансовой сфере в государственных органах – это работники министерств, органов исполнительной власти, фискальных органов, бухгалтерий (25,25%). Неожиданно много процентов набрали традиционно малооплачиваемые профессии в сфере здравоохранения и образования. Здесь, по моему мнению,
Таблица 3
играет роль социальной
В 1996 году был проведен опрос студентов МГУ им. М.В. Ломоносова, некоторые результаты представляют интерес4. Был задан вопрос: «Какие сферы деятельности после окончания ВУЗа привлекают вас больше всего?» На первом месте у девушек оказалась «работа в коммерческой структуре»(66,7%), потом «аспирантура»(17,9%) и на третьем свободное творчество(8,3%). Поступить на государственную службу намериваются 6% студенток, преподавать в ВУЗе 4,8% и преподавать в средней школе 1,2%.
У мужчин предпочтения не слишком отличаются от предпочтений женщин. На первом месте также работа в коммерческой структуре (54,8%), аспирантура (16,6%), свободное творчество (15,3%), госслужба (7,6%). Далее добавились новые ответы: «Профессиональная политическая деятельность» (7%), «Церковная деятельность» - 2,5%, преподавание в ВУЗе (1,9%), «служба в армии» (1,3%), «собственное дело» - 0,1%.
Престижность – еще один фактор, наряду с семейным, во многом определяющий выбор будущей профессии. Вот как выглядит в глазах молодых степень социального статуса следующих видов деятельности (наивысший бал - 10). Первые 10 мест занимают: юрист (8%), владелецкоммерческого банка (7,9%), врач (7,1%), менеджер (6,9%), журналист (6,6%), бухгалтер (6,6%), владелец магазина (6,4%), телохранитель (5,9%), криминальный авторитет и школьный учитель получили одинаковое количество процентов (5,2), рабочий (3,9%), тракторист (3,6%) и, наконец, инженер (4,5%)5.
Анализ этого опроса показывает, что наряду с ожидаемыми ответами «юрист» и «коммерсант», соседствует профессия «врач», что говорит о высокой социальной значимости данной профессии и об осознании молодежью этой значимости, что, в свою очередь, говорит о том, что ценностные ориентации молодого поколения не деградировали в такой степени, в какой об этом говорится.
Особенно хочется сказать о
том, что «криминальный авторитет»
к сожалению приобретает какую-
Падение престижности и доходности в сознании молодежи некоторых важнейших с социальной точки зрения профессий не означает падения престижности и доходности квалифицированного труда вообще, а лишь означает смену приоритетов в рамках специальностей квалифицированного труда. Это хорошо видно на примере ответов молодежи на открытый вопрос о наиболее престижных и прибыльных профессиях6.(см. таблицу 4)
Таблица 4
Как видно из данной диаграммы, первые 5 мест занимают профессии сферы коммерции и бизнеса, если не считать, конечно, юриста. Но в предыдущих опросах, которые были показаны в прошлых частях, данные профессии не доминировали так сильно. Это объясняется тем, что получить образование для престижной профессии, а тем более получить престижную работу, в нынешней России очень не просто. Во-первых, из-за дороговизны обучения в ВУЗах, даже государственных. Во-вторых, из-за отсутствия цивилизованного рынка труда, прежде всего для молодых специалистов. В-третьих это нестабильная экономическая ситуация в стране, которая не способствует нормальному развитию частного сектора экономики. И, наконец, в-четвертых, высокая криминализованность экономики.
Важно заметить, что, при ответе на вопрос о самых прибыльных профессиях, профессия юриста резко сдает свои позиции, остальные параметры остаются примерно на тех же местах, что в опросе по престижности. Но теперь появляется профессия сферы криминала и проституции, которая по доходности, в понимании молодежи, перекрывает даже профессию врача-стоматолога, актера или певца, милиционера и военного.
Глава 2. Основные принципы профориентации молодежи в Архангельской области
2.1. Проблемы профессиональной ориентации современной молодежи
Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.
Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимых категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:
Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Проводимые в современных условиях мероприятия профориентационного воздействия не способствуют достижению главной цели — выбору профессии, соответствующей индивидуальным особенностям, жизненному пути индивида и потребностям общества в кадрах, процесс профессионального выбора стал во многом стихийным.
Изменилась также система образования. Исполнение государственных планов сменилось ориентацией на потребителя: профессиональные учебные заведения открыли набор на те специальности, которые пользуются спросом у молодежи, а процесс подготовки принял массовый характер. Появились негосударственные учебные заведения, а также платное обучение, что позволяет обучаться специальности независимо от наличия способностей. В современном обществе уже нет противоречия между ожиданиями молодежи и структурой системы образования.