Особенности профессиональной ориентации и занятости молодежи в современный условиях - социологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать изменения профессиональной ориентации молодежи в Архангельской области, определить особенности профориентации в данном регионе. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
• определить основные проблемы, ценности и принципы жизни молодежи в 90е годы;
• раскрыть сущность профессиональной ориентации и занятости молодежи в 90е годы;
• выявить основные проблемы профессиональной ориентации современной молодежи в Архангельской области;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

Один из главных постулатов жизни  – честность, одобренных 2/3 опрошенных, является основой для утверждения  других ценностей, таких как согласие, с наличием бедных людей, тех, которые не захотели сами достигать успеха в жизни, неприятие поступления принципами, ради личной выгоды.

Особняком стоит вопрос о допущении  риска, для достижения цели. Здесь  мнения разделились примерно поровну: 50,6% - не хотят рисковать,  49,4% - хотят.

Как бы ни велико было число тех, кто  согласен с общепризнанными ценностями и нормами морали цивилизованного  общества, все-таки велико число тех, кто готов поступиться принципами ради личной выгоды, кому больше дороги материальные блага, чем свобода, для кого не важен способ получения доходов. Для этой части опрошенных упорство, настойчивость, инициатива, опора на собственные силы в жизни для достижения цели заменена упадническими, пессимистическими настроениями и апатией. Они хотят достичь успехов не прилагая к этому нужных усилий. Безусловно, экономический кризис, разгул преступности и падение нравов не прошли незамеченными для российской молодежи. Высокая структурная безработица (каждый третий безработный – человек в возрасте до 30 лет), большая частота возникновения циклической безработицы, криминализованность рыночных отношений, коррумпированность чиновников на всех уровнях, отсутствие внимания к молодежи со стороны общества, низкая материальная и социальная поддержка молодежи со стороны государства, пропаганда аморального поведения и насилия в СМИ и проникновение далеко не «идеального» западного взгляда на образ жизни– далеко не полный список проблем негативно повлиявших на российскую молодежь в 90ые годы. В то время как большинство молодых людей стремиться переступить через возникшие трудности, принимая их как данность и не желая с ними мириться,  другая часть около 30-35% смирились с ними и не желает преодолевать их. Они встают на путь наименьшего сопротивления, используя все имеющиеся средства, в основном нечестные. Такая молодежь потенциально подвержена влиянию криминальных структур, многие из них вступают в экстремистские организации и тоталитарные секты. Пытаясь достичь богатства и успеха легкими, но сомнительными и опасными путями в большинстве своем они скатываются на дно общества, теряя все нажитое их родителями и т.д. Невнимание государства к проблемам молодежи: отсутствие институтов поддержки молодежи и программ содействия профессиональному и жизненному самоопределению молодежи, неэффективная система трудоустройства – все эти факторы способствуют росту численности этой пассивной и асоциальной части молодежи.

В заключение хотелось бы сказать, что, несмотря на то, что, из-за экономического кризиса 90ых, кардинальной ломки ценностей общества и обесценивания нравственных и культурных основ общества, в молодежном обществе сформировался довольно многочисленный асоциальный слой молодых людей, все же подавляющее большинство молодежи руководствуется нормальными морально-нравственными принципами демократического общества, для него стоят на первом месте общечеловеческие ценности (семья, друзья, образование и т.п.).

В то же время наблюдается резкое падение культурного уровня молодежи, подмена  традиционной «классической культуры» разновидностями субкультур и появлением псевдокультур, наносимых из западного образа жизни. Но наметились и положительные тенденции в развитии общества.

 Так по сравнению с поколением 80ых молодежь 90ых стала более  самостоятельной, независимой и прагматичной. Наблюдается процесс более осознанного восприятия своей социальной значимости и роли (отношение к браку, гражданским обязанностям).

 

    1. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в 90е годы

 

Ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его старта) при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи1.

  1. Позиция родителей
  2. Позиция друзей и сверстников
  3. Авторитет отдельных личностей, представляющих данную профессию.
  4. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы
    • главная цель
    • «жизненная перспектива»
    • внешние условия достижения целей
    • представление о собственных возможностях.
  1. Уровень притязаний на общественное признание
  1. Информированность
  2. Склонности к тем или иным видам деятельности.

К концу школы у человека наступает  период его окончательного самоопределения  относительно его будущей сферы деятельности. Здесь и наступает «кризис мысли» у молодых людей, когда они не могут выбрать свой путь. По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы:

  1. определившихся – 30%
  2. колеблющихся – 30%
  3. неустойчивые – 15%
  4. пассивные – 25%

Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они  будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь  в определенной мере проявились общие  изменения в стиле жизни  молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение, причем не без влияния разочарования в них представителей прежних выпусков. Дело, таким образом, заключается не в легкомыслии части молодых людей. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.

Исследования показывают2, что, несмотря на значительный рост инструментализации мотивов труда, важнейшими его составляющими после уровня заработной платы (93%) были названы возможность чувствовать себя при деле (85%) и перспектива профессионального роста (83%). Показательно, что стремление не утруждать себя работой в структуре мотивов оказалось на последнем месте (33%). Однако то обстоятельство, что каждый третий молодой человек не стремиться реализовать себя в труде, свидетельствует об отсутствии для этого реальных возможностей, особенно в госсекторе. Материальное положение молодых россиян мало зависит от результатов труда, уровня образования и квалификации.

Системный кризис сузил сферы использования  квалификационного труда, прежде всего  в массовых профессиях. Как следствие, половина молодых людей работает не по специальности, 17,8% не имеют возможности  повысить квалификацию, 30,1% - реальную зарплату и 30,5% - продвинуться по службе. Из всего вышеперечисленного можно заключить, что круг серьезных проблем, возникающих у молодых людей при выборе профессии, очень широк. С одной стороны это непредсказуемая экономическая ситуация в стране не способствующая стабильному развитию частного сектора, с другой это бедственное материальное положение государственного сектора, не дающего возможности для нормальной жизни и карьерного роста.

Что же выбирает нынешнее поколение? Какие профессии являются престижными и нужными? Далее будут приведены данные различных опросов в различных городах и регионах России, в разных социальных и возрастных группах молодежи.

В таблице 3 приведены результаты социологического опроса учащихся выпускных классов 13 школ Красноярского края, проведенного Центром социологических исследований Красноярского края3.

Распределение ответов на вопрос: «Если вы выбрали профессию, то какую?»(см. таблицу 3)

     Как видно из таблицы молодые люди неохотно хотят идти в чисто коммерческую сферу деятельности (3,75%) и также неохотно они выбирают государственные структуры. Особенно молодежь не жалует промышленность, армию, науку, с/х. (0,25%, 1,5%, 1,15%, 1,9% соотв.) Они выбирают «золотую середину»  - работу в финансовой сфере в государственных органах –  это работники министерств, органов исполнительной власти, фискальных органов, бухгалтерий (25,25%). Неожиданно много процентов набрали традиционно малооплачиваемые профессии в сфере здравоохранения и образования. Здесь, по моему мнению,

 

Таблица 3


 играет роль социальной значимости  этих профессий и главное большой  социальной ответственности российской  молодежи.

В 1996 году был проведен опрос студентов  МГУ им. М.В. Ломоносова, некоторые  результаты представляют интерес4. Был задан вопрос: «Какие сферы деятельности после окончания ВУЗа привлекают вас больше всего?» На первом месте у девушек оказалась «работа в коммерческой структуре»(66,7%), потом «аспирантура»(17,9%) и на третьем свободное творчество(8,3%). Поступить на государственную службу намериваются 6% студенток, преподавать в ВУЗе 4,8% и преподавать в средней школе 1,2%.

У мужчин предпочтения не слишком  отличаются от предпочтений женщин. На первом месте также работа в коммерческой структуре (54,8%), аспирантура (16,6%), свободное творчество (15,3%), госслужба (7,6%). Далее добавились новые ответы: «Профессиональная политическая деятельность» (7%), «Церковная деятельность» - 2,5%, преподавание в ВУЗе (1,9%), «служба в армии» (1,3%), «собственное дело» - 0,1%.

Престижность – еще один фактор, наряду с семейным, во многом определяющий выбор будущей профессии. Вот как выглядит в глазах молодых степень социального статуса следующих видов деятельности (наивысший бал - 10). Первые 10 мест занимают: юрист (8%), владелецкоммерческого банка (7,9%), врач (7,1%), менеджер (6,9%), журналист (6,6%), бухгалтер (6,6%), владелец магазина (6,4%), телохранитель (5,9%), криминальный авторитет и школьный учитель получили одинаковое количество процентов (5,2), рабочий (3,9%), тракторист (3,6%) и, наконец, инженер (4,5%)5.

Анализ этого опроса показывает, что наряду с ожидаемыми ответами «юрист» и «коммерсант», соседствует  профессия «врач», что говорит  о высокой социальной значимости данной профессии и об осознании  молодежью этой значимости, что, в  свою очередь, говорит о том, что ценностные ориентации молодого поколения не деградировали в такой степени, в какой об этом говорится.

Особенно хочется сказать о  том, что «криминальный авторитет» к сожалению приобретает какую-то степень социальной значимости, оттесняя по престижности профессии школьного учителя и инженера, что говорит об интенсивной интеграции криминала в общественное сознание как вполне нормального явления.

Падение престижности и доходности в сознании молодежи некоторых важнейших  с социальной точки зрения профессий не означает падения престижности и доходности квалифицированного труда вообще, а лишь означает смену приоритетов в рамках специальностей квалифицированного труда. Это хорошо видно на примере ответов молодежи на открытый вопрос о наиболее престижных и прибыльных профессиях6.(см. таблицу 4)

 

Таблица 4

Как видно из данной диаграммы, первые 5 мест занимают профессии сферы  коммерции и бизнеса, если не считать, конечно, юриста. Но в предыдущих опросах, которые были показаны в прошлых  частях, данные профессии не доминировали так сильно. Это объясняется тем, что получить образование для престижной профессии, а тем более получить престижную работу, в нынешней России очень не просто. Во-первых, из-за дороговизны обучения в ВУЗах, даже государственных. Во-вторых, из-за отсутствия цивилизованного рынка труда, прежде всего для молодых специалистов. В-третьих это нестабильная экономическая ситуация в стране, которая не способствует нормальному развитию частного сектора экономики. И, наконец, в-четвертых, высокая криминализованность экономики.

Важно заметить, что, при ответе на вопрос о самых прибыльных профессиях, профессия юриста резко сдает  свои позиции, остальные параметры  остаются примерно на тех же местах, что в опросе по престижности. Но теперь появляется профессия сферы криминала и проституции, которая по доходности, в понимании молодежи, перекрывает даже профессию врача-стоматолога, актера или певца, милиционера и военного.

 

Глава 2. Основные принципы профориентации молодежи в Архангельской области

2.1. Проблемы профессиональной  ориентации современной молодежи

       

     Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.

     Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимых категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:

  • недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;
  • необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, таких как, учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д., что создает для предприятий дополнительные трудности;
  • трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;
  • совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;
  • инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).

     Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Проводимые в современных условиях мероприятия профориентационного воздействия не способствуют достижению главной цели — выбору профессии, соответствующей индивидуальным особенностям, жизненному пути индивида и потребностям общества в кадрах, процесс профессионального выбора стал во многом стихийным.

     Изменилась также система образования. Исполнение государственных планов сменилось ориентацией на потребителя: профессиональные учебные заведения открыли набор на те специальности, которые пользуются спросом у молодежи, а процесс подготовки принял массовый характер. Появились негосударственные учебные заведения, а также платное обучение, что позволяет обучаться специальности независимо от наличия способностей. В современном обществе уже нет противоречия между ожиданиями молодежи и структурой системы образования.

Информация о работе Особенности профессиональной ориентации и занятости молодежи в современный условиях - социологический аспект