Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:11, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать изменения профессиональной ориентации молодежи в Архангельской области, определить особенности профориентации в данном регионе. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
• определить основные проблемы, ценности и принципы жизни молодежи в 90е годы;
• раскрыть сущность профессиональной ориентации и занятости молодежи в 90е годы;
• выявить основные проблемы профессиональной ориентации современной молодежи в Архангельской области;
Однако у этого процесса есть и отрицательные стороны: рынок труда переполнен молодыми специалистами с «престижными» профессиями, что обостряет конкуренцию, а рынок специалистов не соответствует требованиям рынка труда. Эти факторы ставят перед молодым поколением новые требования: самостоятельно оценивать свои профессиональные устремления и способности, и сопоставлять их с существующими возможностями.
При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).
Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.
Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.
Профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.
Можно выделить четыре основные подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация7.
При этом в данной системе работы особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве трех основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной.
Полноценная консультация должна раскрывать и развивать потенциал школьника, заставлять его думать самостоятельно, т.е. формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Н. С. Пряжниковым предложена модель работы профконсультанта для задач активизирующей профконсультации. Условно можно выделить четыре группы задач: информационно-справочная, просветительская; диагностико-корректирующая, морально-эмоциональная поддержка, формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему; конкретный отбор, принятие решения или готовность совершать серию выборов, из которых складывается профессиональная и жизненная перспектива. При этом выделяется три уровня решения каждой из этих задач: пассивная позиция учащегося, совместное с учащимися решение проблемы, самостоятельные и осознанные действия учащегося по решению своей проблемы8.
Необходимо отметить, что особенностью российского рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание уделяется профориентации школьников на рабочие профессии. Правильная профессиональная ориентация подростков на рабочие профессии заключается в решении двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.
Проблема ориентации школьников на рабочие профессии имеет несколько аспектов: социально-экономический, психологический, медицинский, педагогический9.
Во-первых, профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию.
Каждая рабочая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на рабочие профессии является проблемой медицинской и психологической.
Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.
Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:
Ключевую роль в профориентации выпускников
играет информация: о содержании, условиях,
организации труда и обучения по конкретной
профессии, оплате труда, его требованиях
к организму и личности человека, возможностях
профессионально-
Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым клиентом.
Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:
Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.
2.2. Опыт работы с выпускниками школ в службе занятости населения Архангельской области
Специалисты отдела профориентации и профобучения Департамента ФГСЗН и профконсультанты центров занятости Архангельской области участвуют в реализации «Программы содействия занятости населения Архангельской области», «Основных направлений программы содействия занятости молодежи Архангельской области», областной социально-экономической целевой программы «Профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» и др., в рамках которых проводятся различные профориентационные мероприятия для молодежи и выпускников школ11.
В течение ряда лет Департаментом ФГСЗН по Архангельской области разрабатываются «Основные направления развития профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения Архангельской области» на дальнейшие два года. В них отражаются основные итоги работы предыдущего периода, определяются цели и задачи дальнейшей деятельности профконсультантов, прогнозируются ожидаемые результаты работы.
Кроме того, данным документом утверждается план конкретных мероприятий по реализации программ профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Архангельской области.
В целях содействия профессиональному самоопределению и профессиональному становлению выпускников в службе занятости населения Архангельской области сформирована система работы по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений и учебных заведений профессионального образования с использованием следующих форм и методов:
1. Организация профессионального просвещения, информирования, консультирования учащихся, родителей, работников учреждений образования, культуры, военкоматов, УИН и других заинтересованных организаций по вопросам выбора профессии и трудоустройства в консультационных пунктах центров занятости, в том числе временных/передвижных.
2. Осуществление превентивных мероприятий с выпускниками учебных заведений профессионального образования в форме индивидуального и группового консультирования, семинаров и тренингов по технологии поиска работы.
3. Проведение декад и месячников профориентации в муниципальных образованиях области.
4. Проведение дней профориентации, дней службы занятости в учреждениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования.
5. Организация информационных семинаров для школьных психологов и других работников учреждений образования по вопросам профориентации и психологической поддержке школьников.
6. Проведение «круглых столов» по проблемам занятости молодежи с участием представителей администраций, учебных заведений, работодателей.
7. Освещение в средствах массовой информации проведения социально значимых мероприятий по профессиональной ориентации и социальной адаптации молодежи и школьников.
В рамках объявленного губернатором области года семьи и молодежи Департамент ФГСЗН по Архангельской области инициировал проведение весной- осенью 2009 г. декад профориентации. Во многих городах и районах запрос на профориентационные услуги со стороны выпускников и молодежи был столь велик, что были организованы не только декады, но и месячники профориентации, в рамках которых прошли самые разнообразные мероприятия, для организации большинства мероприятий потребовалась межведомственная координация усилий специалистов заинтересованных организаций и ведомств.
Для решения данных задач органы службы занятости заключали договоры с учреждениями образования и другими организациями. В рамках договоров специалисты по профориентации вели в школах и профессиональных училищах занятия по основам выбора профессии, по методике эффективного поиска работы, выступали с лекциями перед родителями и педагогическими работниками, оказывали помощь школьным психологам в проведении профориентационных мероприятий. Профконсультанты службы занятости также выезжали в отдаленные школы сельских районов, где учащиеся зачастую не имеют других источников информации по вопросам профориентации и профессионального выбора.
С целью более полного информирования выпускников общеобразовательных учреждений в рамках года семьи и молодежи были проведены ярмарки учебных мест, и другие массовые профориентационные акции, такие как дни выпускника, дни профориентации и пр., в которых приняли участие 6,5 тысяч молодых граждан.
Как правило, такие крупные акции проводились путем взаимодействия специалистов службы занятости с местными администрациями, педагогическими коллективами учебных заведений. Широко освещалась профориентационная работа с выпускниками и во всех средствах массовой информации. После подобных мероприятий, как правило, у участников формировался запрос на индивидуальные профориентационные услуги в консультационных пунктах центров занятости населения.