Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:11, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать изменения профессиональной ориентации молодежи в Архангельской области, определить особенности профориентации в данном регионе. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
• определить основные проблемы, ценности и принципы жизни молодежи в 90е годы;
• раскрыть сущность профессиональной ориентации и занятости молодежи в 90е годы;
• выявить основные проблемы профессиональной ориентации современной молодежи в Архангельской области;
В рамках декады профориентации специалисты ЦЗН проводили семинары и «круглые столы» для психологов, социальных педагогов, классных руководителей школ, работников системы начального профессионального образования и специалистов Управлении образования и органов социальной защиты. Каждый участник семинаров получил необходимую информацию и подборки методических и раздаточных материалов по профессиональной ориентации школьников: буклеты для выпускников и родителей, справочники по учебным заведениям.
За последнее время появился интересный опыт расширения традиционного круга социальных партнеров службы занятости в области профессиональной ориентации молодежи. Таким заинтересованным партнером в деле профориентации выпускников явились учреждения культуры, а именно районные, городские детские и юношеские библиотеки. Примеры такого взаимодействия есть в нескольких городах и районах области.
Например, профконсультант Шенкурского РЦЗН с 2002 г. принимал участие в проекте под названием «Профориентационная биржа». Данный проект был признан победителем всероссийского конкурса грантов под эгидой Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры. «Профориентационная биржа» возникла на основе совместной долгосрочной программы, разработанной специалистами центра занятости, сотрудниками районной библиотеки и педагогами городской средней школы. Цель программы – систематизировать работу по профориентации, объединенными усилиями найти более интересные формы и методы оказания помощи подросткам в профессиональном и личностном самоопределении. В помещении библиотеки был открыт консультационный пункт районного центра занятости и создан кабинет профориентации, где сосредоточена вся информационная база о профессиях, об учебных заведениях, о ситуации на рынке труда в районе и области. Занятия со школьниками проходили в форме бесед, общения с психологом и профконсультантом, встреч с представителями различных сфер профессиональной деятельности, были организованы книжные обзоры, игры, экскурсии на предприятия.
Срок действия проекта-победителя был продлен до 2009 г., в апреле 2008 г. на базе действующего консультационного пункта ЦЗН в Шенкурской детской библиотеке был открыт центр профориентации «Старшеклассник». Для работы центра выделено отдельное помещение, оснащенное компьютером, видеокомплексом, информационными стендами со справочной и познавательной литературой. В день открытия центра профориентации в библиотеке было организовано мероприятие «Калейдоскоп профессий», в нем участвовали школьники, были приглашены руководители предприятий района, работники местной администрации, управления образования, учебных заведений. Ребята театрализовано, ярко показали популярные профессии, имели возможность встретиться и побеседовать с реальными представителями этих профессий, например, пожарными. Данное событие также было отражено в районных средствах массовой информации и на сайте Департамента ФГСЗН.
В 2009 г. продолжалась работа консультационных пунктов (КП) при межтерриториальных, городских и районных центрах занятости населения.
Консультационные пункты играют важную роль в системе оказания профориентационных услуг, выступая как форма взаимодействия службы занятости с заинтересованными организациями, учреждениями и отдельными гражданами. Цель работы КП – оказание дополнительных профориентационных услуг учащимся, педагогическим работникам, работодателям, социальным работникам и др. Здесь также проходило обучение школьных психологов и социальных педагогов, студентов вузов методам профориентационной работы с учетом интересов службы занятости.
Только в первом полугодии 2009 г. в консультационных пунктах получили профориентационные услуги более 7,7 тыс. человек. Среди посетителей консультационных пунктов большую часть составили учащиеся школ и профессиональных училищ, родители выпускников школ, педагоги, психологи и социальные работники. На консультациях для школьников в консультационных пунктах практиковался просмотр видеопрофессиограмм и фильмов «Азбука профориентации», «Ищу работу».
В центрах занятости населения и на выезде, в учебных заведениях, для учащихся школ области были проведены профориентационные уроки или уроки занятости: «Формула удачного выбора профессии», «Профессиональное самоопределение, рынок труда и образовательных услуг» и др.
Важную роль в работе профконсультантов играет ориентация школьников на рабочие профессии. Например, впервые в ноябре 2003 г. в Архангельском МТЦЗН состоялась выставка-ярмарка учебных мест училищ и лицеев начального профессионального образования города. Целью данного мероприятия было ознакомление выпускников школ с возможностями получения профобразования в Архангельске. Свои информационные и демонстрационные материалы представили 14 училищ и лицеев города. День профориентации посетили более 1 тыс. учащихся из 28 школ и детских домов г. Архангельска и Приморского района. Специалисты центра занятости консультировали учащихся по вопросам выбора профессии, посетители имели возможность познакомиться с профессиограммами, получить специально подготовленные памятки и буклеты. Для оформления выставки были подготовлены стенды и видеослайды на тему выбора профессии. В течение всего дня работали два видеозала, где демонстрировался фильм «Азбука профориентации». Завершилось данное мероприятие «круглым столом», где участники обсудили итоги дня. В результате было принято решение сделать данное мероприятие традиционным.
По итогам выставки профконсультанты подготовили справочник учебных заведений начального профессионального образования г. Архангельска. Особенность данного сборника состоит в том, что помимо общих сведений об образовательных учреждениях, условиях и сроках обучения, в справочник включены профессиограммы по всем специальностям, которые можно получить в данных училищах и лицеях.
Кроме того, в целях развития интересов, склонностей и способностей учащихся через включение их в трудовую деятельность весной – летом 2009 г. профконсультанты вели активное профориентационное сопровождение организации летней занятости несовершеннолетних граждан. Индивидуально и в группах для подростков, желающих временно трудоустроиться или направленных в лагеря труда и отдыха, профконсультанты проводили беседы и консультации по вопросам выбора профессии. Были организованы просмотр видеофильмов, выставки литературы, подготовлены буклеты для школьников и их родителей.
Профконсультанты службы занятости в своей работе особое внимание уделяют молодежи, относящейся к так называемой «группе риска». Например, совместно с Управлением исполнения наказаний УВД Архангельской области, в рамках действующего Соглашения о сотрудничестве, профконсультанты Архангельского межтерриториального ЦЗН организовали профориентационные мероприятия с лицами, отбывающими наказание в Архангельской воспитательной колонии (АВК) для несовершеннолетних, готовящихся к освобождению, направленные на их социальную адаптацию после освобождения. Данные мероприятия включали в себя профинформирование, профконсультирование, психологическое тестирование. Педагогам ПУ при колонии и специалистам по социальной работе в АВК оказывалась методическая и практическая помощь в профориентационной работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Профконсультанты службы занятости активно участвуют в профилактической работе с несовершеннолетними гражданами, являются постоянными членами городских и районных комиссий по делам несовершеннолетних, регулярно участвуют в заседаниях комиссии и проводят индивидуальные и групповые профконсультации для подростков и их родителей, многие из которых являются безработными.
На протяжении длительного периода работы специалистов службы занятости наблюдается рост числа школьников, которым были оказаны информационные, консультационные профуслуги, психологическая поддержка. Так, за 2008 г. профориентационные услуги в Архангельской области были оказаны 16 тыс. учащимся, а в 1 полугодии 2009 г. профориентационные услуги получили 11,4 тыс. учащихся. Данная тенденция свидетельствует о наличии потребности учащихся в помощи при выборе профессии. Кроме того, этот показатель отражает развитие и совершенствование работы профконсультантов службы занятости с молодежью в целях повышения ее конкурентоспособности на рынке труда.
2.3. Проблемы
и перспективы
У профконсультантов службы занятости Архангельской области сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации населения со всеми заинтересованными учреждениями и организациями с учетом ситуации на рынке труда региона. Однако в целях развития и совершенствования системы профориентации молодежи, содействия эффективному развитию и рациональному использованию трудовых ресурсов Департамент ФГСЗН по Архангельской области в 2009 г. инициирует принятие областного закона «О профессиональной ориентации молодежи Архангельской области».
На наш взгляд, данный закон должен выполнять следующие задачи:
· реализация государственной политики в области профессиональной ориентации молодежи;
· обеспечение в полном объеме реализации прав молодежи на профессиональную ориентацию;
· развитие и совершенствование системы и программ профессиональной ориентации;
· обеспечение сотрудничества всех заинтересованных организаций на основе общей программы профессиональной ориентации, разработанной с учетом специфики региональных и местных условий;
· организация информационного пространства, позволяющего получить максимум сведений о рынке профессий, спрос на них в регионе;
· содействие становлению рынка профессиональных услуг;
· развитие материальной базы, создание единой системы профессиональной ориентации в регионе, проведение единой кадровой политики в области профориентации, подготовка квалифицированных кадров для осуществления этого вида деятельности, объединение научного потенциала и систематизация научных знаний в данной области.
Для реализации данных задач считаем необходимым создание в области межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. Межведомственная комиссии может осуществлять следующие направления работы:
– инициирование разработки нормативных документов, межведомственных планов и программ, поддержка региональных мероприятий, нацеленных на профориентацию населения, содействие профессиональному развитию и адаптации граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в условиях свободного рынка труда;
– определение приоритетных
направлений научных
– рассмотрение вопросов реализации закона «О профессиональной ориентации молодежи Архангельской области», иных нормативно-правовых актов по профессиональной ориентации, психологической поддержке и содействию социально-профессиональной адаптации различных категорий населения области;
– всестороннее изучение основных проблем профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, ситуации в социально-трудовой сфере с учетом процессов, происходящих в экономике, состояния социальной сферы и тенденций развития кадрового потенциала региона;
– выработка согласованных позиций, решений, концепций по проблемам профессиональной ориентации, содействия профессиональному становлению молодежи, социально-психологической реабилитации и профессиональной адаптации слабозащищенных категорий населения;
– рассмотрение аналитических и информационных материалов по вопросам профориентации и психологической поддержки населения.
Проведение активной политики занятости в регионе, дальнейшее развитие эффективно действующей системы профессиональной ориентации и психологической поддержки в рамках межведомственной координации действий всех заинтересованных сторон призвано способствовать повышению уровня занятости населения Архангельской области.
Заключение
Изучение профессиональных предпочтений молодежи является одним из методов прогнозирования рынка труда региона. Молодежный сегмент предложения рабочей силы является на современном рынке труда наиболее подвижным и динамичным, более быстро реагирующим на изменения в социально-экономической сфере общественной жизни.
Актуальность данного исследования весьма значительна и очевидна. Представляя собой одну из наиболее многочисленных социально-демографических групп, молодежь является главным источником формирования трудового потенциала страны, от качественного состояния, экономической активности и поведения в сфере занятости которой во многом зависит успешность рыночных реформ. Профессиональный выбор молодежи имеет все большее значение для выбора направлений дальнейшего социально-экономического развития, как Архангельской области, так и страны в целом.
Мониторинг профессиональных намерений молодежи может стать как эффективным инструментом изучения рынка труда, так и действенным методом разработки перспективных и своевременных профинформационных мероприятий службы занятости населения совместно с органами управления образованием всех уровней и образовательными учреждениями.
Предпочтительные сферы деятельности старшеклассников, как в Архангельской области, так и во всей стране, следующие: информационные технологии и коммуникации, культура, спорт, туризм, производство, торговля, транспорт, строительство, медицина, образование. Наиболее часто выбираемые профессии у одиннадцатиклассников Архангельских школ следующие: экономист, врач, юрист, бухгалтер, программист, инженер, менеджер. Более половины опрошенных испытывают трудности при выборе профессии: возможно, в какой-то мере на это обстоятельство повлияло значительное увеличение числа профессий, из которых современный старшеклассник может сделать выбор, – ведь чем шире диапазон выбора, как отмечал И.С. Кон, тем он психологически сложнее. Наблюдается устойчивый интерес молодежи к управленческому блоку специальностей, сфере информационных технологий и коммуникаций. При этом следует отметить активизацию интереса выпускников школ к профессиям и специальностям производственной сферы12.