Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:17, курсовая работа
Цель данной работы – выявить особенности деятельности первых сиротских учреждений в период с 1917 – 1930-е гг.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов и заключения.
В первом разделе анализируются предпосылки формирования системы и становление первых сиротских учреждений как совокупности форм социальной практики, раскрываются причины сиротства в изучаемый период.
Во втором – рассматриваются особенности деятельности сиротских учреждений в 1920-е – 1930-е гг.
1.Вступ.
2.Організація робочого місця.
3.Використані матеріали.
4.Технологія зварювання.
5.Контроль якості зварних з’єднань.
6.Нові досягнення в зварювальному виробництві.
7.Економічні аспекти праці та оплата праці..
8.Техніка безпеки .
9.Використана література.
10.Висновок.
9 января 1918 году декретом Совета Народных комиссаров РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних» приюты и сиротские дома преобразовались в детские дома и передавались в ведение специально созданных комиссий. В 1917 – 1918 гг. детские дома находились в непосредственном подчинении Народного Комиссариата социального обеспечения, а с 30 мая 1918 года передавались в ведение Наркомата просвещения. Все дети России признавались детьми молодого советского государства и находились под его защитой [3, c.19].
В феврале 1919 года был создан Государственный Совет защиты детей, куда вошли представители различных Наркоматов - просвещения (председатель), соцобеспечения, здравоохранения, продовольствия и труда. Совет должен был заниматься снабжением детей пищей, одеждой, помещениями, эвакуацией их в хлебородные губернии. Помимо советских государственных органов, с осени 1918 года во многих городах России действовала общественная Лига спасения детей, которая не делала различий между детьми красных и белых.
Вначале 20-х гг. ХХ в. беспризорность в стране продолжала носить массовый характер. Поэтому советское правительство продолжало создавать новые детские дома, открывать ночлежки для беспризорных детей, трудовые коммуны, детские социальные инспекции, которые вели борьбу с беспризорностью и защищали права детей.
В 1921 году на смену Совету по защите детей была создана Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК РСФСР. Ее первым председателем стал Ф.Э. Дзержинский. Комиссия включала представителей наркоматов просвещения, здравоохранения, продовольствия, труда, рабоче-крестьянской инспекции, ВЧК и Всероссийского центра профсоюзов. Комиссия имела на местах специальных уполномоченных, а затем и свои отделы при губернских Советах депутатов. Она имела право вносить законодательные предложения по улучшению жизни детей [9, c.201-202].
В задачи Комиссии входили:
- оказание помощи продовольствием, жильем, топливом, одеждой учреждениям, ведающим охраной жизни и здоровья детей, прежде всего беспризорных;
- издание в пределах своих полномочий и на основе действующих законов и постановлений центральной власти распоряжений, касающихся охраны жизни и здоровья детей;
- внесение в центральные органы власти предложений по изданию новых законов и постановлений, относящихся к сфере деятельности Комиссии.
Голод 1921 года в Поволжье внес существенные коррективы в планы работы с детьми. Помимо имеющихся 5 миллионов беспризорных, голодали еще 8 миллионов детей, многие из которых потеряли своих родителей [9, c.202]. Комиссия вынуждена была заниматься только неотложными мерами по спасению детей. Был найден единственно правильный в тех условиях способ - массовое открытие детских домов, где дети могли получать питание и медицинский уход. Были также организованы по предложению Комиссии массовые перевозки детей из районов, пораженных голодом, в другие регионы, где спешно создавались новые детские дома. Тем не менее, беспризорность продолжала носить массовый характер, и к 1922 году, по официальным данным, насчитывалось около 7 миллионов беспризорных детей. Рост беспризорности иллюстрирует Рисунок 1.
Рисунок 1 - Рост беспризорности в России
Детские дома к этому времени содержали свыше 540 тысяч детей. Началась работа по реэвакуации детей в родные места, поиску их родителей и родственников, закреплению за детскими домами шефов из числа промышленных предприятий, воинских частей, профсоюзных организаций и т.д. В то же время Наркомат народного просвещения и его отделы на местах пытались в этот период найти новые формы и методы работы с детьми или возродить дореволюционные.
Например, Московский отдел народного образования, опираясь на помощь фабричных и заводских комитетов, открывал клубы для беспризорных, прежде всего правонарушителей, ночлежки для беспризорных детей, трудовые коммуны - временные коллективы детей, объединявшихся для выполнения каких-либо работ и т.п. Для более эффективного ведения работы с детьми были созданы при местных органах народного образования детские социальные инспекции, которые ставили целью борьбу с беспризорностью несовершеннолетних, а также защиту прав детей.
1.2 Становление системы сиротских учреждений в СССР
После образования СССР главное направление работы с детьми – сиротами не поменялось. Государство по-прежнему осуществляло финансовый и идеологический контроль над сиротскими учреждениями. На смену парадигме общественного призрения, которая действовала в царской России, приходит модель государственного патернализма, где приоритеты в системе социальной политики отдаются трудящемуся населению. Система государственного патернализма исключала различные формы благотворительности. Благотворительная деятельность была официально узаконена только 7 июля 1995 года. Но ведь именно на благотворительности в царской России основывалась политика призрения, в том числе и детей сирот. Однако унификация общественной жизни, коммунистическая идеология, тоталитаризм привнесли в модель государственной социальной политики свои коррективы [17, c.296 – 297].
Важным
средством улучшения жизни
Во второй половине 20-х гг. число беспризорных пошло на убыль, и данное явление перестало быть наследием только гражданской войны и только голода в Поволжье. Приток новых беспризорных происходил теперь (1925 - 1926 гг.) из городских семей с тяжелым материальным положением, вызванным безработицей. Решено было помещать таких детей в семьи ремесленников, кустарей, крестьян и предоставлять этим семьям определенные льготы. Однако данная система не оправдывала себя, так как получить льготы семьям, бравшим ребенка на воспитание, из-за бюрократических проволочек было очень трудно. Кроме того, происходило сокращение детских домов. Поэтому проблема беспризорности, несмотря на ряд важных правительственных решений (1926, 1927 гг.), оставалась неразрешенной [2, c.197].
В этой ситуации
для разгрузки детских домов
и обеспечения мест для приема
новых детей правительство
- помещение детей в семьи ремесленников, кустарей, крестьян с предоставлением этим семьям соответствующих льгот;
- увеличение штата сотрудников детских домов.
В результате в 1926 году удалось разместить свыше 20 тысяч детей, из которых 5 тысяч были отданы в патронажные семьи. Предполагалось при этом, что штаты детских домов останутся неизменными или даже увеличатся, чтобы обеспечить прием новых воспитанников. Однако местные власти, чтобы сохранить финансы, проводили линию на сокращение штатов воспитателей и преподавателей, а также воспитанников. В результате такого подхода число детских домов и находившихся в них детей постоянно сокращалось (1923 г. -3971 детский дом и 253237 детей в них, 1927/28 гг. - 1922 детских дома и 158554 воспитанников в них) [7, c.59 - 60]. Сокращение количества детских домов и количества воспитанников в них иллюстрирует Рисунок 2.
Рисунок 2 - Число детских домов и находящихся в них детей в 1920-е гг.
Процесс сокращения числа детских домов происходил при сохранении достаточно высокого уровня беспризорности - даже по официальным данным в 1928 году в РСФСР насчитывалось до 100 тысяч беспризорников (неофициальные подсчеты давали цифру в 650-700 тысяч). Система патронажа не дала желаемых результатов, поскольку получение льгот для семей, берущих ребенка на воспитание, было связано с многочисленными бюрократическими формальностями и после 1926 года крестьяне перестали брать себе детей из детских домов.
Тем временем
руководство страны продолжало принимать
многочисленные решения и постановления,
посвященные борьбе с детской
беспризорностью. 8 марта 1926 года было
принято специальное
20 июня 1927 года ВЦИК и СНК утвердили трехлетний план действий по борьбе с беспризорностью, подготовленный наркоматом просвещения. Данный план предполагал выполнение трех основных задач: полную ликвидацию уличной беспризорности путем развертывания новой сети детских учреждений, ускорение выпуска детей из существующих детдомов при осуществлении их серьезной профессиональной подготовки, дающей возможность легко начать самостоятельную жизнь, и развертывание мероприятий, предупреждающих беспризорность (организация столовых для малообеспеченных семей и т.п.).
В последующие
годы об этом плане практически перестали
упоминать, поскольку у государства
не оказалось необходимых
Чтобы как-то выправить положение, проводились многочисленные эксперименты. Одни из них были довольно разумными, другие носили утопический характер. К числу первых следует отнести линию на превращение детских домов в общежития при общеобразовательных школах и школах профессионального обучения. Эта линия была оправдана тем, что в большинстве детских домов не было учителей. К тому же при такой системе воспитанники детских домов свободно общались со сверстниками, и между ними не возникало взаимной замкнутости, что было важно в психологическом плане.
К числу
непродуманных экспериментов
Завершение работы по ликвидации беспризорности в стране относится к середине тридцатых годов. СНК СССР и ЦК ВКП (б) в постановлении «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», опубликованном в «Правде» 1 июня 1935 года подчеркивали роль общественности в воспитании детей и молодежи. Здесь СНК СССР и ЦК ВКП (б) определили систему мероприятий по предупреждению беспризорности, по организации борьбы с малолетними правонарушителями и хулиганством детей на улице, по усилению ответственности родителей за воспитание детей.
Таким образом, массовая беспризорность
в стране была ликвидирована ко второй
половине 1930-х гг. В стране сложилась
система социального
2 Особенности деятельности первых сиротских учреждений в советский период
2.1 Деятельность советской власти по решению проблем детей – сирот в первое десятилетие
В 1918 году детские приюты и сиротские дома, существовавшие в России до революции, были преобразованы в детские дома.
Детский дом в СССР – государственное воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или потерявших связь с ними, детей одиноких матерей, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства (вследствие болезни родителей, лишения родителей родительских прав и т.д.).
Первый Всероссийский съезд деятелей по охране детства (февраль 1918 года) оценивал детские дома как очаг коммунистического воспитания. Второй Всероссийский съезд по охране детства (ноябрь 1924 года) обратил свое внимание на организацию трудового и общественно-политического воспитания детей. Третий Всероссийский съезд по охране детства (май 1930 года) указал на необходимость прикрепления каждого детского учреждения к производству в городе или к колхозу либо совхозу в деревне с целью улучшения трудовой подготовки воспитанников.
Также в решениях правительства были определены меры по улучшению учебно-воспитательной работы детских домов «О мероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовой общественно-полезной деятельности», 1925 год.
В 1920-е гг. в СССР существовали детские дома различного типа: детские городки, колонии, коммуны. В 1917 году в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1918 - 75 тысяч, в 1919 - 125 тысяч, в 1920 - 400 тысяч, в 1921-22 - 540 тысяч детей. Рисунок 3 показывает, насколько стремительным был этот рост.
Это можно объяснить исключительно социально-экономическими процессами 1920-х гг.: гражданской войной и интервенцией, голодом в Поволжье, хозяйственной разрухой и пр.
Рисунок 3 - Численность воспитанников детских домов в 1920-е гг.
Основной формой детского учреждения для сирот был детский дом типа интернат. Проживание в таком доме могло быть временным (приемник – распределитель) или длительным. Здесь ребенок обучался и воспитывался.
Информация о работе Особенности работы детских сиротских учреждений в 20-30 гг.