Особенности работы детских сиротских учреждений в 20-30 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить особенности деятельности первых сиротских учреждений в период с 1917 – 1930-е гг.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов и заключения.
В первом разделе анализируются предпосылки формирования системы и становление первых сиротских учреждений как совокупности форм социальной практики, раскрываются причины сиротства в изучаемый период.
Во втором – рассматриваются особенности деятельности сиротских учреждений в 1920-е – 1930-е гг.

Содержание

1.Вступ.
2.Організація робочого місця.
3.Використані матеріали.
4.Технологія зварювання.
5.Контроль якості зварних з’єднань.
6.Нові досягнення в зварювальному виробництві.
7.Економічні аспекти праці та оплата праці..
8.Техніка безпеки .
9.Використана література.
10.Висновок.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая новая.docx

— 94.83 Кб (Скачать файл)

Воспитательно-образовательные  процессы в стране шли интенсивно, бурно, противоречиво, осуществлялся  интенсивный поиск новых методов  и способов организации и деятельности сиротских учреждений. Процессы развития и торможения, творчества и догматизма сталкивались друг с другом.

Таким образом, государственная система социальной защиты детей, сложившаяся в СССР к началу Великой Отечественной  войны, была ориентирована не на предупреждение беспризорности, а преимущественно  на борьбу с ее отрицательными последствиями. Иначе и не могло быть в условиях, когда рост числа беспризорных детей  был прямым следствием государственной  политики - коллективизации, выселения  кулачества, голода, массовых репрессий. С окончательным утверждением в  стране тоталитарного режима все  многообразие различных видов детских  учреждений исчезло. Его заменили унифицированной системой детских домов-интернатов, которые существуют и по настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная система защиты прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, начала складываться с первых лет советской власти и вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства детей-сирот.

В 20 - 30-е годы ХХ века Советский  Союз переживал нелегкие времена. Переход  от капитализма к социализму, перестройка  экономики, политики, идеологии привели  к социальным кризисам, таким как  голод, нищета, из-за которых на улицах страны выросло количество детей-сирот  и детей, лишенных попечения родителей, беспризорных и безнадзорных детей.

Советское правительство не оставляло  без внимания эту проблему и создавало  всевозможные программы по защите прав детей-сирот и детей и беспризорников. Далеко не все проблемы беспризорности и безнадзорности были решены. На улицах все равно оставались беспризорные дети, но их количество заметно уменьшалось с развитием государственной системы воспитания и системы учреждений для детей-сирот.

После Октябрьской революции 1917 года на смену парадигме общественного  призрения приходит модель государственного патернализма, где приоритеты в системе  социальной политики отдаются трудящемуся  населению. Система государственного патернализма исключала различные  формы благотворительности. А ведь именно на благотворительности в  царской России основывалась  политика призрения, в том числе и детей  сирот. Однако унификация общественной жизни, коммунистическая идеология, тоталитаризм привнесли в модель государственной  социальной политики свои коррективы. Государство усилило не только экономический, но и идеологический контроль. В 1920-е -1930-е гг. государство сделало  заботу о детях - сиротах исключительно  собственной прерогативой и создало  систему детских сиротских учреждений.

Особенностями этой системы учреждений являются:

Во-первых, использование в качестве главного государственного учреждения для детей сирот детского дома  типа интернат, в котором решались вопросы не только содержания, но и воспитания, образования, социальной адаптации детей. С 1920 года план НКСО предусматривал организацию детских домов нового типа, «построенных на общественно-трудовых началах».

Во-вторых, наличие разнообразия детских учреждений для сирот: коммуны, детские городки, пионерские дома, трудовые колонии и трудовые коммуны, для трудновоспитуемых детей, находившиеся в ведении органов НКВД и ОГПУ. Существовали также детские дома лечебного и полулечебного типа и детские дома для инвалидов, включая слепых и глухонемых.

В-третьих, разнообразие системы детских домов с учетом специфики контингента (детские дома с профессиональным обучением), возрастом детей (детские дома для дошкольников, детские дома для учащихся), местными условиями (городские, сельские), детские дома смешанного типа;

В-четвертых, влияние на развитие сиротских учреждений в этот период оказывало социально-экономическое положение в стране и политико-идеологические установки большевистского руководства.

Для начала 1920-х гг. характерны катастрофический уровень детского сиротства и  беспризорности и государственные  меры преимущественно чрезвычайного  характера. С середины десятилетия  ситуация стабилизируется, а государственная  политика в данной сфере приобретает  более планомерный характер.

Для 1930-х  гг. характерна полная ликвидация беспризорности, сокращение численности сирот, но одновременно появление социального сиротства  – то есть сирот при живых родителях. Причиной такого сиротства явились  коллективизация, индустриализация и  политические репрессии. Не смотря ни на что в СССР количество детей - сирот к концу 1930-х гг. уменьшилось. После Постановления СНК РСФСР от 25 февраля 1932 года по докладу комиссии ВЦИК о борьбе с детской беспризорностью в системе НКСО созданы специальные детские дома для детей – инвалидов, где они могли получить образование и трудовую подготовку.

Именно  в этот период идет и становление  теории социальной работы. Социально-педагогический подход развивали П.П. Блонский (1884 – 1941), С.Т. Шацкий (1878 – 1934), А.С. Макаренко (1888 – 1939) и др.[14, c.423]

Многие  педагоги того периода отдавали предпочтение детским домам смешанного типа. «Детский дом должен являться частицей жизни – говорили они, - в жизни же все возрасты связаны и смешаны». В настоящее время в реформировании детских домов используется опыт тех лет.

В  школьных детских домах открываются дошкольные отделения, а в дошкольных – школьные. В таких учреждениях смягчается психологический климат, делается шаг  в сторону «семейного воспитания».

Таким образом, государственная система учреждений для детей – сирот решила основную проблему устройства детей и их социального обеспечения. В СССР была ликвидирована беспризорность и ее отрицательные последствия. С другой стороны, с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все многообразие различных видов детских учреждений исчезло. Его заменили унифицированной системой детских домов-интернатов, которые существуют и по настоящее время.

Изучение  исторического опыта показывает: помощь детям - сиротам была бы эффективнее при ее децентрализации, привлечении широкой общественности, а также при индивидуальном характере помощи и взаимодействии всех сторон, участвующих в процессе. Имеются в виду благотворительные, частные, общественные организации, церковь, а не только государство.

Опыт  создания первых сиротских учреждений в России свидетельствует, что необходимо способствовать интеграции деятельности государственных и общественных учреждений и организаций в социальной поддержке детей – сирот. В первую очередь эта работа должна быть направлена на помощь в самообеспечении, самореализации, достижении личного успеха, а не на развитие иждивенчества и расчет на помощь государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Агапов Е.П., Волощукова К.В. История социальной работы: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»: Академцентр, 2009. – 259 с.
  2. Беляков В.В. История призрения детей в России. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 259 с.
  3. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения. /Исторический очерк. - М.: Дом,1993. – 24 с.
  4. Беспятова Н.К. Коммунары тридцатых годов. // Педагогика. – 1996. № 4. – С. 97 – 104.
  5. Детский дом: уроки прошлого. /Сборник. /Сост. Мыльникова Г. М. - М.: Юристъ,1990. – 191 с.
  6. Егошина В.Н. Елфимова Н.В. Из Истории призрения и социального обеспечения детей в России. – М.: 1993. – 71с.
  7. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика.  - 2000. № 3. - С. 58 - 67.
  8. Исторический опыт социальной работы в России/ Под общей редакцией Л.В. Бадя. - М.: «Дом», 1994. – 256 с.
  9. История социальной работы: учебное пособие/ Е.Ю.Костина.            - Владивосток: Издательский дом Дальневосточного федерального университета, 2012. – 324 с.
  10. История социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. – М.: Изд-во РГСУ, 2011. – 400 с.
  11. История социальной работы в России: хрестоматия/ сост. Г.А. Кудрявцева. – М.: Флинта: МПСИ, 2009. – 488 с.
  12. Королева В.М. Организация и развитие учебно-воспитательных учреждений для социальной защиты детей и подростков в 20-е годы. // Вопросы истории педагогики в СССР и за рубежом. Сборник трудов. – М.: Педагогика, 1974.   - С.131 – 150.
  13. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: учебное пособие. - 2-е изд. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 344 с.
  14. Нечаева А.М. Охрана детей сирот в России (История и современность). – М.: «Дом»,1994. -176с.
  15. Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории – 2000. № 11. - С.134 – 135
  16. Социальная энциклопедия./ Редколлегия: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. – М.: «Большая Российская энциклопедия». - 483с.
  17. Фирсов М.В. История социальной работы: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект Трикста, 2004. – 608с.
  18. Фролов А.А. Административное управление и самоуправление в педагогике А.С. Макаренко. // Педагогика. – 2011. № 10. - С.57 – 65
  19. Циткилов П.Я. История социальной работы: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов –на – Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

Интернет – ресурсы

Волохатова В.М. Сиротские учреждения Советской России. История становления и проблемы функционирования [Электронный ресурс]: Диссертация – Режим доступа: http://www/dissecat.com/ 31.01.2013

 


Информация о работе Особенности работы детских сиротских учреждений в 20-30 гг.