Особенности работы детских сиротских учреждений в 20-30 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить особенности деятельности первых сиротских учреждений в период с 1917 – 1930-е гг.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов и заключения.
В первом разделе анализируются предпосылки формирования системы и становление первых сиротских учреждений как совокупности форм социальной практики, раскрываются причины сиротства в изучаемый период.
Во втором – рассматриваются особенности деятельности сиротских учреждений в 1920-е – 1930-е гг.

Содержание

1.Вступ.
2.Організація робочого місця.
3.Використані матеріали.
4.Технологія зварювання.
5.Контроль якості зварних з’єднань.
6.Нові досягнення в зварювальному виробництві.
7.Економічні аспекти праці та оплата праці..
8.Техніка безпеки .
9.Використана література.
10.Висновок.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая новая.docx

— 94.83 Кб (Скачать файл)

Задачей различных приемно-распределительных  пунктов было оказание общественной помощи беспризорным, особенно вначале 20-х гг. ХХ в. Детей – сирот готовили к вступлению в организованный коллектив, а затем распределяли по стационарным учреждениям. В распределительных пунктах дети находились под постоянным наблюдением педагогов и врачей и могли содержаться до 4 месяцев. За это время их либо отправляли в постоянные детские учреждения (детские дома и коммуны), либо трудоустраивали, либо возвращали родителям и родственникам, если такие находились.

Многие детские дома, колонии  и коммуны того времени приобрели  широкую известность благодаря  хорошей постановке воспитательной работы.

Несмотря  на организационные неурядицы, система  детских учреждений и система  социального обеспечения детей  в целом постепенно приобретала  довольно четкие очертания. К концу 20-х годов формально существовали уже только 3 категории детских  домов: дошкольные детские дома, детские  дома для учащихся, детские дома с профессиональным обучением. Кроме  того, имелись трудовые колонии и  трудовые коммуны для трудновоспитуемых  детей, находившиеся в ведении органов  НКВД и ОГПУ. Существовали также  детские дома лечебного и полулечебного  типа и детские дома для инвалидов, включая слепых и глухонемых.

На практике существовало гораздо больше различных  типов детских заведений, не подпадавших  ни под одну из упомянутых категорий. Так, до начала 30-х годов на местах, особенно в Поволжье, существовали так называемые детские городки, включавшие школу, интернат-общежитие, мастерские. Кроме детей, живущих  в интернате, в школе и мастерских обучались дети жителей населенного  пункта, где размещался детский городок. Существовали также школы-коммуны, призванные обеспечить свое существование  за счет труда помещенных в них  детей. Среди них имелись и  такие, которые обходились без обслуживающего и преподавательского персонала. Такой, например, была Трудовая коммуна для  беспризорных на станции Бутово Подольского  уезда Московской губернии. Существовала и такая интересная форма социального  обеспечения детей, как детские  ночлежки с домами дневного пребывания, где все неграмотные дети обязательно  должны были днем учиться грамоте  и работать в мастерских.

Нестандартным типом детского учреждения стали  пионерские дома. 100% воспитанников  таких домов были членами пионерской организации. В них принимались  дети старше 12 лет, а количество детей  не превышало 80 челок. От других заведений  такого типа их отличала ярко выраженная политическая направленность [9, c.203].

Исследуя  материал по формированию системы сиротских  учреждений в 1920-е годы, можно сделать  следующие выводы:

Определяющее  влияние на развитие сиротских учреждений в этот период оказывало социально-экономическое  положение в стране и политико-идеологические установки большевистского руководства. Для начала 1920-х гг. характерны катастрофический уровень детского сиротства и  беспризорности и государственные  меры преимущественно чрезвычайного  характера. С середины десятилетия  ситуация стабилизируется, а государственная  политика в данной сфере приобретает  более планомерный характер.

Несмотря  на тяжелое материальное положение  и известное идеологическое давление, именно период 1920-х гг. характеризуется  активным педагогическим поиском, развитием  новаторских принципов и методов  работы сиротских учреждений. Выдающиеся результаты этой работы особенно ярко проявились в деятельности ставшего легендарным А. С. Макаренко.

В то же время в работе массовых сиротских  учреждений сохранялось значительное число острых проблем. Важнейшей  среди них следует считать  проблему низкой квалификации и тяжелого положения значительной части педагогических кадров. Остро стояли также вопросы  материального снабжения. Оставалась нерешенной до конца и проблема массовой «уличной» беспризорности.

Детские дома оставались одной из самых оптимальных  форм государственного попечения осиротевших  детей. Их многочисленность была обусловлена  как крайне тяжелым экономическим  положением страны, так и выполнением  ими в связи с этим функций  «домов спасения», которые кормили  и лечили детей.

В дальнейшем количественные характеристики детских  домов были дополнены разнообразием  их типов. Это было обусловлено сменой функции содержания ребенка в детском доме на воспитательную и образовательную функции. А также спецификой контингента детей (не только беспризорные, но и дети крестьян, сироты и полу-сироты), возрастом детей (например, для детей младшего возраста и подростков), особенностями местных условий, задачами, стоящими перед учреждениями, сроками пребывания детей в учреждении, поиском организации воспитательной системы, позволяющей гибко воздействовать на воспитанников.

В 1920 г. под Полтавой была открыта колония «для малолетних правонарушителей» им. А. М. Горького, которую возглавил А. С. Макаренко, считавший, что организация нормальной жизни детей является сутью воспитательной работы, при этом он делал ставку на воспитательный коллектив.

А.С. Макаренко  уделял много внимания проблемам, связанным  с положением молодого поколения  в обществе, считая их основополагающими  в педагогике. Это значительно  расширяло представление о сфере  воспитания и внесло определенный вклад  в развитие социальной педагогики. Развивая тезис «Жизнь образует (воспитывает)», А.С. Макаренко отмечал, что воспитывает образ жизни, который ведут молодые люди. Суть «педагогики параллельного действия» - в противоречивом единстве воспитания и других социальных явлений жизни детей и взрослых, общественно-коллективного и личного. Он доказывал, что индивидуальное развитие личности не может быть абстрагировано от цели приобщения к культуре, жизни данного общества и перспектив социального развития.

Главным направлением его педагогической работы в колонии им. А.М Горького стал «путь трудовой общины, определенно прогрессирующей в разных областях жизни». И если до революции 1917 г., по словам А.С. Макаренко, в его ведении находилось «очень ограниченное социальное поле», то в 20-е гг. он уже использовал понятие «социальное поле» как совокупность факторов, ограничивающих или расширяющих сферу деятельности воспитателя [18, с. 61].

В середине 20-х гг. А.С. Макаренко определенно пытался доказать, что «воспитывает не сам воспитатель, а среда», т.е. комплекс деятельности воспитанников и воспитателей в определенных социальных условиях. Организация воспитания с привлекательными общественными и личными перспективами играла в его системе важную роль.

Для того чтобы преодолеть изоляцию воспитания от трудовой жизни, от среды, А.С. Макаренко  стремился всемерно усиливать роль социально-экономического фактора  в воспитательном процессе. Именно поэтому система воспитания строилась  им на основе общего самоуправляемого хозяйства и производства, связанного с «экономическим прогрессом всей страны».

В лучшие годы деятельности его колонии (1923 – 1926) и коммуны (1930 -1932) при 150 воспитанниках  было 50 взрослых: педагоги, мастера  производства, квалифицированные инженеры, администрация [4, с.103].

Во второй половине 20-х гг. получила известность  Болшевская коммуна (первая трудовая коммуна ОГПУ) под Москвой, которой руководил М.С. Погребинский, и где воспитывались несовершеннолетние преступники-рецидивисты. В ней хорошо было поставлено трудовое воспитание, предусматривавшее получение рабочей специальности. Для этого имелась прекрасная по тем временам материальная база: четыре фабрики, учебные корпуса, просторные общежития. Воспитательная работа строилась на основе самоуправления, ненасильственного воспитания, уважения человеческого достоинства воспитанников. Опыт работы этой коммуны был обобщен в нескольких книгах, отражен в фильмах,

Не меньшей известностью пользовалась «Школа социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых», которую в 1921 г. возглавил В. Н. Сорока - Росинский. Особенностью школы Сороки - Росинского было детское самоуправление. На первых порах из-за неумения бывших беспризорников жить в коллективе попытка создать самоуправление рушилась. Выбранных старост не слушались, на общих собраниях молчали. На втором этапе, когда отношение к труду изменилось, его стали считать неизбежным, ребята стали выбирать старост умеющих организовать труд, ребята сами организовывали труд и соревнование между классами. Старосты стали организаторами всей школьной жизни, они назначали дежурных и давали наряды по кухне. Развитие «добровольчества» привело к изменениям в самоуправлении. Вводятся старосты, которым поручалась кропотливая работа по гардеробу: выделение постельного белья, подготовка белья к выдаче, регистрация выдачи пальто и шапок. Особенно ответственной была работа старосты по амбулатории, его ребята выбирали [12, c.146].

В 20-е  гг. ХХ в. многие педагоги, увлеченные идеей воспитания коллектива, не обращали внимания на роль индивидуальности в педагогическом процессе, считая детский дом, а впоследствии и школы-интернаты идеальной формой организации коммунистического воспитания. Более того в теоретических трудах Н. Крупской и А. Коллонтай содержалась идея о передаче на воспитание государству всех детей, чтобы освободить их от влияния семьи и способствовать формированию новых людей, способных построить коммунизм.

Таким образом, в 1920-е гг. в основных чертах сложилась система сиротских учреждений Советского государства. Получили развитие различные виды и формы учреждений, была определена их ведомственная принадлежность, сложились механизмы взаимодействия, руководства и контроля. Было уточнено также и правовое положение детских домов и трудовых коммун.

 

 

2.2 Тенденции в развитии советских сиротских учреждений в 30-е гг. ХХ века.

Начало 30-х годов было отмечено новой  волной роста беспризорности, что  явилось следствием разрушения традиционного  уклада крестьянской жизни, голода 1932-1933 гг. в зерновых районах и политических репрессий. Общее число умерших от голода только на Украине оценивается в 5 млн. человек. А ведь голод был и в Казахстане, и в РСФСР. По разным оценкам масштабы голода могли составить до 7 млн. человек.

Были  приняты Постановление СНК РСФСР от 29 января 1933 года «О мерах борьбы с детской беспризорностью и ликвидации уличной безнадзорности» и Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 ноября 1934 года «О порядке устройства детей лиц, находящихся под стражей или отбывающих исправительно-трудовые работы».

Рубежом в развитии системы социальной помощи детям стал 1935 год, когда были опубликованы Постановления «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» и «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». В первом из них было официально заявлено, что детская беспризорность в СССР ликвидирована. Ответственность за своевременное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, возлагалась на местные органы власти. Устанавливались соответствующие типы детских учреждений: детские дома, находящиеся в ведении Народного Комиссариата просвещения; специальные детские дома для детей-инвалидов – Народного Комиссариата здравоохранения; а также изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители, которые курировал НКВД.

В первой половине 30-х гг. еще продолжалась деятельность общества «Друг детей». В 1931 г. состоялся I Всероссийский съезд общества, на котором в качестве основной задачи была выдвинута борьба с беспризорностью и безнадзорностью. Кроме того, общество оказывало содействие в организации дошкольных учреждений, проведении всеобщего начального и развитии семилетнего образования, внешкольной культурно-массовой, и оздоровительной работы среди детей и подростков. Одновременно «Другу детей» была придана четкая идеологическая направленность. Из почти 30 пунктов резолюции съезда только в четырех затрагивались проблемы воспитания детей, остальные были посвящены общественно-политическим и практическим задачам социалистического строительства. Спустя четыре года общество «Друг детей» было ликвидировано: в стране больше не было беспризорности. В 1937 г. прекратил свое существование Детский фонд им. В.И. Ленина.

Взамен  комиссий по делам несовершеннолетних и детской социальной инспекции  были созданы секции по борьбе с  беспризорностью в органах местных  Советов крупных городов. Были также  предусмотрены штатные должности  работников, организующих культурный досуг детей и подростков при  крупных домоуправлениях.

В связи  с ликвидацией в стране массовой беспризорности акцент воспитания был  перенесен на профилактику безнадзорности, предупреждение педагогической запущенности. Эта работа осуществлялась по нескольким направлениям, таким, как оказание помощи детям на дому, организация детских  площадок, клубов, мастерских, общественных столовых, устройство завтраков в  школах и т.д.

Однако  численность детей, поступавших  ежегодно в детские приемники-распределители, продолжала оставаться высокой. Например, в 1936-1937 годах численность детей в детских приемниках-распределителях выросла с 96,6 тысяч человек до 234,7 тысяч. Местные органы власти не справлялись с устройством детей из-за их наплыва вследствие голода 1932-1933 годов, а также массовых арестов 1937 года. В последующие предвоенные годы численность беспризорников устойчиво снижалась, но и в 1940 году через детские приемники-распределители прошло 124,7 тысяч детей [7, c. 59].

В начале 30-х годов происходит поворот  в партийно-государственной образовательно-воспитательной политике в сторону тотального контроля над процессами образования и воспитания в сиротских учреждениях, что в значительной степени обуславливалось общей политической линией в стране, направленной на ликвидацию НЭПа, осуществление форсированной модернизации и укрепления режима личной власти И.В. Сталина. Однако традиции 20-х годов сохранили известный запас прочности.

В 1930-е  гг. сформировалась достаточно гибкая, нестандартная система  учреждений для сирот типа дом - интернат, включающая в себя:

-   дошкольные детские дома для детей 3 - 7  лет;

- школьные детские дома для детей 8 – 15 лет;

- смешанные детские дома, в которых могли содержаться дети с 3 до 15 лет;

- в пионерских домах, детских городках и детских трудовых коммунах для социально-запущенных детей содержались воспитанники 12 – 17 лет.

Лучшим  типом воспитательно-образовательного учреждения, наиболее полно отвечающим целям воспитания того времени, был  признан детский дом. Существовало несколько типов детских домов: нормального типа, для трудновоспитуемых  и умственно отсталых детей, лечебного, санаторного типа, для физически  нездоровых детей. Были и специальные дома для детей бывших политкаторжан, спецпереселенцев (кулаков), врагов народа.

Информация о работе Особенности работы детских сиротских учреждений в 20-30 гг.