Особенности социальной работы в сельском социуме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования,выявить максимально эффективную модель социальной работы с жителями сельской местности, полагаясь на опыт действующих экспериментальных проектов проводимых центрами социальной защиты в различных регионах нашей страны. А так же рассмотреть тенденции развития этой отрасли на ближайшее будущее.

Содержание

Введение: ______________________________________________стр.2 - 4
1. Сельский социум как объект социальной работы ______________стр.4- 14
2. Организационно-правовые формы социальной работы на селе ___стр. 14 -26
Заключение: ____________________________________________стр. 26 - 27
Список используемой литературы __________________________стр. 27 - 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Особенности социальной работы в сельском социуме.docx

— 74.21 Кб (Скачать файл)

   деятельности выполняется  разрозненно соответствующим ведомством  или

   министерством: социальной  защиты, труда и занятости, здравоохранения,

   образования, милицией  и рядом других ведомств. При  всем уважении к данному

   виду деятельности  отождествлять ее с социальной  работой просто нельзя, так

   как это только  ее часть -социальная помощь, социальная поддержка граждан,

   попавших в тяжелое  положение в силу объективных  причин или по вине самого

   государства, возвращение  государством долгов своим гражданам.

 

   При всей гуманности  этого вида деятельности отсутствие  второго компонента

   социальной работы, социальной защиты граждан еще  не попавших в беду, т.е.

   нуждающихся в квалифицированном  совете, необходимой информации  и знаниях,

   психологической и  юридической поддержке, она бесперспективна,  ибо не ведет

   к снижению числа  нуждающихся в помощи людей,  а скорее наоборот.

 

   Профессиональная  социальная работа предполагает  оптимальное сочетание

   \"профилактики  заболевания\" с \"лечением\" социальных недугов. При этом

   очевидно, что успехи  в профилактике рано или поздно  приведут к снижению

   числа нуждающихся в социальной помощи.

 

   Все сказанное не  плод кабинетных размышлений,  а результат многолетней

   работы во многих  сельских регионах России. Существующей  в России модели

   управления системой  социальной защиты населения  характерны следующие

   черты:

 

    1. Высокая концентрация  властных полномочий по управлению  социальной

       защитой  населения, финансовых и материальных  ресурсов на федеральном

       уровне;

 

    2. Слабое участие  в управлении системой социальной  защиты профсоюзов,

       негосударственных  страховых структур, институтов  гражданского

       общества;

 

    3. Незавершенность  правового разграничения полномочий  федеральных органов

       государственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ и

       органов  местного самоуправления в области  социальной защиты населения,

       несбалансированность  возложенных на них полномочий  с ресурсами,

       находящимися в их распоряжении;

 

    4. Дефицит ресурсов  в бюджетах всех уровней для  финансирования

       мероприятий  по социальной защите на фоне  неэффективного и нецелевого

       использования  финансовых ресурсов, наличия высоких  трансакционных

       издержек  и отсутствия действенного механизма  контроля за социальными

       трансфертами  на федеральном и региональном  уровнях;

 

    5. Высокая доля  ответственности за социальные  процессы государства и

       практически  полное отсутствие социальной  корпоративной ответственности

       и иных субъектов социального государства (семьи, церкви,

       благотворительных  общественных организаций и т.д.);

 

    6. Низкий уровень  перераспределения доходов, характеризуемый  такими

       объективными показателями, как коэффициент фондов (в России в 2004

       году  составил 15 раз); децильный коэффициент (6,9 раз); коэффициент

       Джини (по данным официальной статистики - 0,407);

 

    7. Отсутствие в  налоговой системе прогрессивной  шкалы по взиманию

       подоходного  налога;

 

    8. Низкий уровень  общественной (национальной) солидарности  из-за наличия

       в экономики  России большой доли «теневых»  отношений, что ведет к

       занижению  реальных данных о состоянии  частного бизнеса и, как

       следствие,  занижению налогооблагаемой базы  и объема страховых платежей

       либо  полному уклонению от налогов  и страховых платежей;

 

    9. Высокая степень  охвата социальными льготами  и гарантиями значительной

       части  населения, как правило, без  учета уровня доходов реципиентов;

 

   10. Низкий уровень  предоставляемых услуг населению  и социальной

       защищенности  граждан, что иллюстрируется следующими  данными:

       минимальная  заработная плата ниже прожиточного  уровня и составляет от

       него 41,5%; рост реальной заработной платы  отстает от роста индекса

       потребительских  цен в среднем на 6% в год;  средний размер назначенных

       пенсий  ниже величины прожиточного уровня  приблизительно на 20%;

       численность  населения с денежными доходами  ниже величины прожиточного

       минимума  составляет более 25 млн. чел., что  соответствует 17,8% от

       общей  численности населения России;

 

   11. Превалирование  бюджетных механизмов организации  и финансирования

       социальной  защиты преимущественно на началах  социального обеспечения

       над механизмами  социального страхования и социальной  самозащиты

       граждан.  Финансирование социальной защиты  населения осуществляется в

       основном за счет собираемых государством налогов и сборов,

       аккумулируемых  в бюджетах трех уровней и  бюджетах государственных

       внебюджетных  фондов. Причем бюджетные средства  государство направляет

       не только, на оказание социальной помощи, но и на покрытие дефицита

       бюджетов  государственных внебюджетных фондов, формирующихся за счет

       страховых  взносов;

 

   12. Отсутствие в  нормативных актах, планах и  программах государства четких

       принципов,  норм, критериев и механизмов, направленных  на построение

       адекватной  системы социальной защиты, способной  обеспечить устойчивое

       воспроизводство  населения и высокое качество  жизни, на уровне

       международных  стандартов.

 

   Многие специалисты,  работающие в сельском социуме,  видят существующие в

   социальной сфере  проблемы, озабочены имеющимися в нем негативными

   процессами. Нарастание  опасности экологической катастрофы, депопуляционные

   тенденции развития  аграрных регионов России, резкое  сокращение жителей

   села, негативные социальные  последствия радикально - волюнтаристски

   осуществляемых реформ  экономики и управления привели  сельские регионы

   страны к опасной  грани, за которой начинаются  необратимые процессы

   социальной деградации, деморализации населения, хозяйственного  упадка,

   запустения огромных  территорий. Особенно тревожными  для социального

   развития села являются  такие тенденции, как:

 

   - разрушение социальной  инфраструктуры сельских поселений,  закрытие здесь

   медицинских пунктов,  школ, библиотек, домов культуры, клубов, интернатных

   учреждений;

 

   - деморализация сельского  населения, утрата им целого  ряда традиционных

   нравственных ценностей,  составляющих основу не только  образа жизни,

   духовности сельских  жителей, но и населения страны  в целом;

 

   - катастрофическое  падение уровня жизни сельского  населения, явное

   ослабление гарантий  его социальной защищенности, произвольное  занижение

   уровня заработной  платы работников сельского хозяйства,  ее систематическая

   задержка, ведущая  к дальнейшей утрате значимости  труда

 

   как ценности жизни  для всех тех, кто живет на  селе;

 

   - актуальной проблемой  является улучшение демографической  ситуации;

   Увеличение случаев  семейного неблагополучия, детской  безнадзорности и

   социального сиротства  детей устрашает; большой проблемой  является

   отсутствие адресной социальной помощи беременным женщинам (беременные

   женщины, проживающие  в сельской местности, нуждаются  в посещении врача

   акушера-гинеколога  центральных районных больниц;  женские консультации

   беременным женщинам  необходимо посетить в период  беременности в среднем 4

   раза; для этого  необходима материальная поддержка  беременных женщин,

   проживающих в сельской местности, в виде единовременного пособия на проезд

   в пригородном транспорте  в центральные районные больницы  для наблюдения по

   беременности).

 

   - опасное снижение  ценностей образования в сельских  поселениях страны,

   сопровождаемое очевидным ограничением возможностей получить качественное

   профессиональное  образование детям из сельских  семей в силу растущей

   массовости платного  обучения в вузах;

 

   - тенденция роста  преступности, криминализация сельской  среды, явное

   увеличение здесь  доли тех, кто уже отбыл наказание  или ориентирован на

   криминальное поведение;

 

   - очевидным стало  снижение авторитета, социальной  роли, влияния на селе

   сельского учителя.  Это заметно осложняет проблему  социальной защиты и

   самоподдержки тех, кто живет на селе, осуществление здесь

   социально-педагогической  деятельности;

 

   - новые проблемы  для социальной работы на селе  в России создает растущая

   социальная дифференциация, расслоение сельского населения,  появление здесь

   очень богатых людей  и массовой бедности работоспособного  населения,

   прогрессирующей незащищенности \"слабых\" общественных групп;

 

   - в сельской зоне  России особенно многочисленной  становится доля мигрантов

   из ближнего зарубежья,  требующих специальных мер социальной

 

   защиты, обеспечения  адаптации к новым условиям;

 

   - увеличивается число  неблагополучных семей и социальное  сиротство,

   снижается здоровье  населения и продолжительность  жизни, велик рост числа

   злоупотребляющих алкоголем, увеличивается число ВИЧ-инфицированных,

   заболевших туберкулезом, и такой негативный фактор, как распространение

   наркомании

 

   - неразвитость специальных  сельских учреждений социальной  защиты,

   отсутствие корпуса  кадров, способных оказывать профессионально  эффективную

   социальную помощь, вести квалифицированную социальную  работу, отсутствие

   комплексных мер в ее осуществлении, явно усугубляет ситуацию в российском

   селе середины 1990-х годов.

 

   В целом преобразования  в социальной сфере села сдерживаются  вследствие

   недостаточной ресурсной  обеспеченности, а направленность  и масштабы

   национальных проектов, федеральных целевых программ, международных

   проектов социального  профиля пока не в полной  мере соответствуют перечню и

   остроте отмеченных  проблем.

 

   Озабоченность вызывает  и существенное различие бюджетов  в разрезе

   субъектов Российской  Федерации, направляемых на развитие  социальной сферы,

   что отражается  в первую очередь на состоянии  системы социального

   обслуживания, вызывает  рост неудовлетворенной потребности  уязвимых групп

   населения в социальных  услугах. С введением 131 закона  была нарушена

Информация о работе Особенности социальной работы в сельском социуме