Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 05:42, контрольная работа
Для того чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы и осуществления эффективной профессиональной деятельности по поддержанию клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, специалист по социальной работе должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, права, а также быть готовым использовать данные знания, умения и навыки в работе.
Эффективность социальной работы во многом зависит от самого специалиста по социальной работе, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Личностные качества социального работника. Принципы этикета в социальной работе……………………………………………………………… 4
1.1 Личностные качества социального работника……………………….4
1.2 Принципы этикета в социальной работе…………………………… 6
2 Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом……………………………………………………………..8
2.1 Клиенты социальных служб………………………………………… 8
2.2 Взаимодействие социального работника и клиента…………………8
2.3 Общая классификация принципов социальной работы по Лавриненко И. М……………………………………………………………….. 12
Заключение………………………………………………………………..14
Библиографический список………………………………………………15
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный
технологический университет»
Лесосибирский филиал
Кафедра Гуманитарных и социально-политических дисциплин
Контрольная работа
По дисциплине «Основы социального образования»
Осуществление специалистом социальной работы личностного подхода к клиенту: проблемы, пути их решения
(ГСПД 000000.010 КР)
Лесосибирск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Личностные качества
социального работника. Принципы этикета
в социальной работе………………………………………………………………
1.1 Личностные качества
социального работника………………………
1.2 Принципы этикета в социальной работе…………………………… 6
2 Основные подходы профессионального
взаимодействия социального работника
с клиентом…………………………………………………………
2.1 Клиенты социальных служб………………………………………… 8
2.2 Взаимодействие социального работника и клиента…………………8
2.3 Общая классификация принципов социальной работы по Лавриненко И. М……………………………………………………………….. 12
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………15
Введение
Социальную работу вполне можно назвать деятельностью в социальной сфере c клиентами, у которых возникли проблемы. Они связаны и с внешней стороной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, инвалидность) и внутренней (например, комплекс неполноценности либо завышенная самооценка, лень, жестокость, агрессивность и тому подобное).
К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; адаптация или реадаптация людей в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.
Реализатором целей социальной работы является специалист по социальной работе, прошедший специальную подготовку для осуществления различных функций, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончая управленческой деятельностью в государственных ведомствах.
Для того чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы и осуществления эффективной профессиональной деятельности по поддержанию клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, специалист по социальной работе должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, права, а также быть готовым использовать данные знания, умения и навыки в работе.
Эффективность социальной работы во многом зависит от самого специалиста по социальной работе, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.
В данной работе мы рассмотрим личностные качества социального работника, поговорим о клиентах социальных учреждений, о методах работы с ними.
1 Личностные качества
1.1 Личностные качества
Социальная работа – это определенный вид деятельности, суть которой состоит в регуляции социальных отношений, в приведении их в соответствие с требованиями современного цивилизованного общества, в повышении их разумности, гуманности, субъективности, укреплении связей между отдельными личностями, группами и государствами в целом, оказание посильной (материальной, юридической, психологической и т. д.) помощи. Не каждый человек пригоден для социальной работы. Основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности.
Социальному работнику присущи следующие качества личности: гуманистическая направленность, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность, готовность понять других и прийти на помощь, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка и социальная адаптированность.
Личностные качества социального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй - психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе - психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.
Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность, другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.
В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д.
Без этих ведущих для данной
Ко второй группе качеств относятся такие психологические
К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.
Социальный работник должен:
- иметь хорошую
-обладать достаточно высокой
общей культурой, быть высокоэрудированным
человеком, что предполагает наличие
хороших знаний в области
- владеть информацией о
- обладать предвидением, т.е. предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь свою позицию;
- обладать определенной
- иметь профессиональный такт,
способный вызвать симпатию и
доверие у окружающих, соблюдать
профессиональную тайну, деликатность
во всех вопросах, затрагивающих
интимные стороны жизни
- обладать эмоциональной
- уметь добросовестно исполнять
свой долг, оставаясь спокойным,
доброжелательным и
- уметь принимать нужное
- уметь выслушать клиентов, быть доброжелательным, отзывчивым, бескорыстным, честным [2].
1.2 Принципы
этикета в социальной работе
В деятельности современного специалиста любого профиля этикет играет все более важную роль, способствуя развитию конструктивных, доброжелательных отношений с партнерами, клиентами и коллегами по работе. Особенно важно понимание сущности этикета и культуры поведения для такого должностного лица, каким является социальный работник. Для того, чтобы строить свое поведение в соответствии с правилами этикета, необходимо следовать его четырем общим принципам с учетом специфики социальной работы.
Принцип гуманизма требует от социального работника уважения к человеку, соблюдения достоинства личности, доброжелательного отношения. Признание ценности человека в соответствии с традициями гуманизма воплощается в вежливости, тактичности, скромности, чуткости, внимательности и точности специалиста.
Вежливость – это первый акт служения человеку. Она включает в себя такие формы внимания к клиенту, как стремление понять человека, готовность оказать помощь при необходимости.
Тактичность требует от социального работника виртуозного умения задавать вопросы, строить предположения, делать замечания человеку – их форма должна быть корректной, деликатной.
Скромность социального работника проявляется в отношении к клиентам, коллегам как к своим партнерам, во всем равным ему. Особенно важна скромность в отношениях с клиентом – социальный работник никогда не должен позволять себе «возвыситься» над клиентом, кем бы ни был этот клиент.
Чуткость социального работника – необходимое условие его взаимодействия с людьми, поскольку он часто имеет дело с клиентами, находящимися в отрицательном психоэмоциональном статусе, и, не чувствуя и не учитывая переживания клиентов, он не сможет добиться конструктивности в отношениях и совместной деятельности, вследствие чего эффективность его работы снизится.
Внимательность для социального работника является не только признаком хорошего воспитания, но и одной из основ успешной работы. Внимательность дает социальному работнику возможность своевременно и адекватно реагировать на изменения, которые происходят в жизни клиента, и вовремя принимать верные решения.