Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 05:42, контрольная работа
Для того чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы и осуществления эффективной профессиональной деятельности по поддержанию клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, специалист по социальной работе должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, права, а также быть готовым использовать данные знания, умения и навыки в работе.
Эффективность социальной работы во многом зависит от самого специалиста по социальной работе, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Личностные качества социального работника. Принципы этикета в социальной работе……………………………………………………………… 4
1.1 Личностные качества социального работника……………………….4
1.2 Принципы этикета в социальной работе…………………………… 6
2 Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом……………………………………………………………..8
2.1 Клиенты социальных служб………………………………………… 8
2.2 Взаимодействие социального работника и клиента…………………8
2.3 Общая классификация принципов социальной работы по Лавриненко И. М……………………………………………………………….. 12
Заключение………………………………………………………………..14
Библиографический список………………………………………………15
Точность специалиста проявляется в верности данному слову. Социальный работник не всегда может сделать для клиента то, что хотел бы сделать, поэтому иногда вместо «я сделаю» следует говорить «я постараюсь (попытаюсь) сделать». Точность – это умение не бросать слов на ветер, обязательность.
Перечисленные качества должны быть естественными для социального работника, не должно быть наигранности.
Принцип целесообразности действий. Действия социального работника должны быть сообразны той цели, которую он перед собой ставит. Избыточность или, наоборот, недостаточность действий, предпринимаемых им в рамках содействия клиенту, не только может произвести впечатление некомпетентности, но и займет время, отвлечет силы от действительно необходимых действий.
Принцип эстетической привлекательности поведения (красоты поведения). Этикет в социальной работе требует, чтобы поведение и внешний вид специалиста соответствовали его содержанию, т.е. душевным качествам личности, ее моральному облику, поэтому поведение и внешний вид специалиста должны быть привлекательными.
Принцип учета народных обычаев и традиций. Этот принцип важно учитывать в работе потому, что каждый народ имеет собственную невербальную знаковую систему, собственные обычаи и традиции. Знание народных обычаев и традиций поможет социальному работнику правильно построить разговор с клиентом, выяснить интересующие его вопросы и предложить именно ту помощь, которая требуется клиенту.
Правила поведения в различных жизненных ситуациях различны, однако в целом они соответствуют принципам этикета [1].
2 Основные подходы
2.1 Клиенты социальных служб
Клиентом социальных служб может быть практически каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию.
В первоочередном порядке в социальной защите населения в Российской Федерации нуждаются:
- граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие;
- инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
- инвалиды, в том числе с детства и дети-инвалиды;
- граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
- безработные;
- вынужденные беженцы и переселенцы;
- дети с девиантным поведением;
- семьи, в которых проживают дети-инвалиды;
- дети - круглые сироты;
- алкоголики и наркоманы;
- малообеспеченные семьи;
- многодетные семьи;
- одинокие матери;
- молодые, студенческие семьи;
- граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;
- лица с ограниченными возможностями;
- лица без определенного места жительства.
2.2 Взаимодействие социального работника и клиента
Уникальность социальной работы и ее отличие от других профессий, предназначенных для оказания помощи людям в том, чтобы способствовать достижению изменений во взаимодействиях между людьми и окружающим их миром. Каждому клиенту свойственны определенные личностные характерные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания наряду с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждую ситуацию делают уникальной.
Социальный работник должен принимать клиента таким, каков он есть. Причины того, что человек попал в трудную жизненную ситуацию могут быть разными - как объективными, так и субъективными, не зависящими от самого клиента и кроющимися в его личности и избранном им стиле жизни. Человек таков, каков он есть, и с ним надо работать, даже если клиентом социальной службы его сделали его же недостатки, но это вовсе не означает одобрения всех его поступков.
Учитывая особенности личностных качеств клиента, принимая его таким, каким он является (а не таким, каким его хотелось бы видеть), объективно оценивая его возможности и способности (в том числе потенциальные), социальный работник может строить свою тактику и помимо решения основной проблемы, воздействуя психолого-педагогическими методами добиваться положительной коррекции личностных качеств клиента, реализации его потенциала.
Профессиональный долг социального работника по отношению к клиенту заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами, избранными в зависимости от потребностей клиента; за свои действия социальный работник несет моральную ответственность. Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются такие требования, как: уважение клиента как личности, поддержание и развитие наиболее значимых его положительных качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, помощь в приобретении уважения со стороны социального окружения.
Особо следует подчеркнуть такое требование, предъявляемое к социальному работнику, как требование изучения внутреннего, духовного мира клиента. Внутренняя, духовная жизнь человека принадлежит только ему самому, является его неотъемлемой частью. Приступая к профессиональной деятельности, знакомясь с клиентом и его проблемами, решая (или способствуя решению) этих проблем, социальный работник неизбежно вторгается в личную жизнь индивида, соприкасается с его духовным миром. Поскольку одна из целей социальной работы заключается в содействии полному раскрытию потенциала личности, ее самореализации, обретению ею самой себя, социальный работник обязан пытаться понять внутренний мир своего клиента и умело на него влиять. Однако, поскольку духовный мир человека - наиболее тонкая, деликатная субстанция, грубое, бесцеремонное вторжение в него может привести к необратимым негативным последствиям. Внимательное, доброжелательное и чуткое отношение к мыслям, идеям, интересам клиента, его эмоциям и переживаниям, основанное на уважении личности, поможет социальному работнику выполнить этот его профессиональный долг по отношению к клиенту.
Чтобы стать самим собой, полностью раскрыть свой потенциал, индивид должен иметь и возможность, и необходимость, и желание. Социальный работник призван деликатно помочь индивиду осознать необходимость трансформации (внешней или внутренней), способствовать формированию потребности и принять меры для обеспечения возможности такой трансформации с согласия и одобрения клиента на основе тех знаний о нем, которые он получает в процессе изучения самого клиента, условий его жизнедеятельности и его социального окружения.
Профессиональная этика социальной работы не считает безнравственным выполнение в отдельных случаях своего долга без удовольствия и по принуждению.
Значительную роль в социальной работе играют отношения, складывающиеся между социальным работником и социальным окружением клиента - его родными и близкими, друзьями и соседями. Контакт социального работника с окружением клиента не должен возникать лишь в чрезвычайных обстоятельствах, когда необходимо принимать срочные меры, а должен быть постоянным на протяжении всего периода работы с клиентом.
Специалист всегда видит в социальном окружении своего клиента не только объект воздействия, но и своего союзника в решении проблем клиента, т.е. субъект социальной работы, поскольку близкие, как правило, объективно заинтересованы в улучшении условий жизнедеятельности своего родственника, друга, соседа. Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, учет его мнения и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания - профессиональный долг социального работника. Однако чтобы сотрудничество было плодотворным, специалист должен объективно оценивать возможности социального окружения клиента, степень его сплоченности и взаимосвязи, готовности включиться в совместную деятельность, мнение окружающих по поводу обстоятельств и личности клиента, а также, что немаловажно, степень индивидуализма и эгоизма членов окружения (в том числе и их группового эгоизма). Социальный работник должен постоянно искать средства для повышения заинтересованности и возможности участия членов социального окружения в решении проблем клиента, выполнения ими отдельных этапов и разделов общей работы, должен формировать общественное мнение в пользу своего клиента. Создание крепкого, творчески работающего коллектива, объединенного единством целей и задач, - объективная цель сотрудничества социального работника с социальным окружением клиента. Такой творческий коллектив, созданный усилиями социального работника с учетом мнения клиента, обладает большим потенциалом.
Вместе с тем социальный работник должен иметь в виду те трудности, которые могут встретиться в его работе с социальным окружением клиента. Не следует забывать, что для окружения деятельность по оказанию помощи клиенту не является неизбежной и должной, она для них - лишь возможная сфера приложения сил. Кроме того, окружение клиента, видя в социальном работнике представителя официального института, обязанного на основании действующего законодательства выполнять свои функции в отношении клиента, может сознательно устраниться от совместной деятельности, целиком положившись на специалиста. Специалист не имеет права упускать родных и близких клиента в невмешательстве в его судьбу, равнодушии, делать категоричные, скоропалительные заключения. В интересах социального работника доказать окружению клиента объективную необходимость и полезность его участия в решении проблем клиента, преодолеть возникшее противоречие во взглядах и мнениях людей, а также отчуждение их друг от друга, пробудить в них интерес к совместным действиям, тактично разъяснить их роли в отношении клиента, согласовать интересы с целью организации плодотворного сотрудничества на благо клиента и добиться добровольного участия в совместной деятельности.
В последние годы неотъемлемой частью взаимодействия социального работника с обслуживаемым им клиентом стала экспертная оценка, которая является социальным диагнозом и предполагает сбор данных о клиентах и условиях их жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи.
Подключая клиента к процессу экспертной оценки, социальные работники стремятся выявить характер и суть его потребностей и проблем, определить возможности, мотивацию и ресурсы, имеющиеся у клиента или его окружения.
Экспертная оценка носит психосоциальный характер и включает в себя анализ личности, межличностных отношений, семьи и ее взаимодействия с социальным окружением и определяющими его факторами. Основной задачей социального работника становится получение этой информации и определение средств для ее получения.
Объем и характер искомой информации зависит от специфики социальной помощи, от ее цели, структуры и теоретической ориентации социального работника. При этом очень важно учитывать право клиента на невмешательство в его частную жизнь, ограничиваясь только теми сведениями, которые необходимы для достижения цели.
В ходе взаимодействия социального работника и клиента необходимо, чтобы клиент встретил понимание и сочувствие со стороны социального работника, что, в свою очередь, способствует созданию атмосферы доверия и открытости в их отношениях. В этом случае клиенты охотно рассказывают о себе и той ситуации, в которой она оказались. Социальному работнику необходимо обратить внимание на то, что в процессе работы с различными людьми и группами людей, демонстрирующими сходные реакции, у него может сложиться своеобразный стереотип межличностных отношений, что может повредить клиенту. Другим аспектом взаимодействия является реакция клиента на социального работника: обычно она может основываться на реалистических оценках, но случается и искаженное восприятие. Анализ этих взаимоотношений должен способствовать выработке правильной оценки.
Для экспертной оценки (социального диагноза) чаще всего используется беседа с клиентами – их интервьюирование. В ходе наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента социальный работник получает информацию о том, как строить с ним взаимоотношения и как его воспринимает клиент. Беседы с коллегами, родственниками, людьми из окружения клиента также помогают понять его ситуацию. Информация, полученная в ходе бесед, используется при обсуждении планов оказания помощи клиенту и его родственникам. Наряду с личными беседами используются и семейные советы.
Эффективность взаимодействия социального работника и клиента во многом зависит от эмпатического видения проблемы. Эмпатия – особый способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоциональному состоянию; постижение через проникновение, вчувствование в его переживания[2].
2.3 Общая классификация принципов социальной работы по Лавриненко И. М.
Общую классификацию принципов социальной работы, относящихся к личности социального работника и характеру его взаимоотношений с клиентом, предлагает профессор Лавриненко И. М.
Принципы, определяющие профессиональную деятельность социальных работников:
- социальный работник должен
сознательно применять
- социальный работник должен
заниматься клиентом как
- социальный работник должен вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство, т.е. проявлять человеколюбие;
- социальный работник должен
видеть в клиенте
- социальный работник должен
предоставлять клиенту
- социальный работник должен
основываться на знании
- социальный работник должен
побуждать клиента к
Задачи, поставленные социальным работником перед клиентом:
- клиент воспринимает
- клиент видит в социальном работнике специалиста, знания которого может использовать в своих интересах;