Отношение жителей города Апатиты к людям пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить и описать отношение к пожилым.
Задачи:
Изучить литературу и труды учёных по данной теме.
Выявить зависимость между отношением к пожилым и их адаптированностью в обществе.
Объект курсовой работы – пожилой человек как представитель социальной группы пожилых людей в структуре общества и системе общественных отношений

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Социологический аспект изучения проблемы пожилого возраста……………………………………………………………………... 7
1.1. Определение старости. Социальные изменения в пожилом возрасте …………………………………………………………………….. 7
1.2. Социальные проблемы пожилых людей ………………….... 19
1.3. Организация, формы и методы социальной поддержки пожилых людей……………………………………….………………..…... 27
Глава 2. Отношение к людям пожилого возраста в оценках жителей города Апатиты…………………………………………………………..…33
2.1. Общие сведения об исследовании……………………………………..33
2.2. Характеристика объекта исследования…………….………………....35
2.3. Мнения жителей города Апатиты о пожилых людях…………...……38
2.4. Общие выводы по исследованию……………………………………...43
Заключение………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

Программа моя (1).doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Петрозаводский государственный университет»

Кольский филиал

 

 

 

кафедра философии  и социологии

дисциплина: методология и методика социологического исследования

 

 

Отношение жителей города Апатиты к людям  пожилого возраста.

 

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки III курса

очного отделения

гуманитарного факультета

специальности - 040201

Социология

Комаровой Валерии

Сергеевны

 

Научный руководитель

Ст.пр. Попова

Ольга Николаевна

 

 

 

Апатиты

2010

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Социологический аспект изучения проблемы пожилого возраста……………………………………………………………………... 7

1.1. Определение  старости. Социальные изменения  в пожилом возрасте …………………………………………………………………….. 7

1.2. Социальные проблемы пожилых людей ………………….... 19

1.3. Организация, формы и методы социальной поддержки пожилых людей……………………………………….………………..…... 27

Глава 2. Отношение  к людям пожилого возраста в оценках  жителей города Апатиты…………………………………………………………..…33

2.1. Общие сведения об исследовании……………………………………..33

2.2. Характеристика объекта исследования…………….………………....35

2.3. Мнения жителей города Апатиты о пожилых людях…………...……38

2.4. Общие выводы  по исследованию……………………………………...43

Заключение………………………………………………………………….44

Список литературы………………………………………………………...47

Приложения…………………………………………………………………52

 

 

Введение

Пожилые люди как  большая группа общества имеют свою специфику и оказывают существенное влияние на жизнь социума. Их выделяют в особую социальную группу для организации всестороннего комплексного исследования их проблем и наиболее эффективных решений в этой области. В связи с этим, объектом исследования является пожилой человек как представитель социальной группы пожилых людей в структуре общества и системе общественных отношений.

Сегодня многие учёные и практики сталкиваются с  проблемой недостаточности знаний в области поведения пожилых  людей и с необходимостью изучения их социальных установок и переживаний, отношения к ним в обществе со стороны разных социальных групп, исследования ролевых аспектов пенсионеров, контактов и активности, роли профессиональной и общественной деятельности в жизни пожилых, т. е. с адаптацией и социализацией пенсионера пожилого возраста в социуме, которая представляет собой предмет изучения.

В нашей стране изучение проблем пожилых людей  проводилось уже два десятка  лет назад  (В.Д.      Шапиро,   Н.В.  Панина,  Н.Н.  Сачук,  М.Я.  Сонин, А.А.  Дыскин, Л.И. Анцыферова).   Из недавних публикаций следует отметить работыБовуар де С.,  Л.А.  Дартау, О.В. Красновой, А.Г. Лидерс и др.

В научной литературе часто речь идет о пожилых людях, которых авторы как бы противопоставляют  себе, «нам» или кому-то еще. Например «Наше общество имеет очень негативные аттитюды к старому возрасту. Это отражает наше отношение к пожилым людям, наши ожидания от них». Использование этих местоимений создает концептуальное поле для обоснования «включения» других в свою группу или «исключения» из нее. Более того, если существует мнение, что «старые люди подвергаются дискриминации», то, действительно, существует эта категория людей, которая отделена от «нас», более молодых и сильных. Мнение о том, что молодость и молодые лучше, а старость и старые хуже, отражается в поляризации видения этими возрастными группами друг друга. Популярный негативный взгляд на поздний возраст тесно связан с тем, как само общество видит и отражает этот период жизни. Старый человек идентифицируется с тем, кто имеет умаляющие и унижающие его личность дополнительные качества. Действительно, термин «старый» часто используется для того, чтобы бы унизить другого человека, используя, например, фразы типа «старый дурак» и т.д. Те, кто употребляет такие выражения, естественно, не относят себя к этой возрастной группе; старый возраст - это нечто отдельное от них, ведь еще в порядке здоровье, умственные способности, физические возможности. Они считают, что старые люди обычно идут проверенными путями, неспособны к восприятию новых идей, ригидны, обременены всевозможными трудностями1.

До сих пор обширные исследования о фактах жестокого обращения с пожилыми людьми проводились в отношении развитых стран, и имеющиеся данные ограниченны. Однако имеющаяся информация говорит о том, что старые люди — и женщины, и мужчины — становятся жертвами жестокого отношения и что такое отношение к пожилым людям удивительно распространено как в развитых, так и в развивающихся странах. Обзоры, проведенные в Австралии, Канаде и Великобритании, показали, что доля пожилых людей, о которых сообщалось, что они подвергались жестокому обращению или оставались без ухода, колеблется от 3 до 10 процентов. В Канаде наиболее распространенной формой жестокого обращения было отсутствие внимания — в 55 процентах всех сообщенных случаев. Пятнадцать процентов составляли случаи физической жестокости, а в 12 процентах случаев отмечалась финансовая эксплуатация. В России в течение только одного года 36 процентов среднего медицинского персонала заявили, что они были свидетелями физического насилия; 10 процентов, как было выявлено, совершили по меньшей мере один акт физического насилия; 81 процент были свидетелями случая психологического насилия; 40 процентов оскорбляли больного.

В развивающихся странах, где живет наибольшее число пожилых  людей в мире, — в основном бедных, — пока не проводилось каких-либо исследований или систематического сбора статистических данных. Но даже в этом случае существуют достаточные свидетельства, основанные на сводках преступлений, журналистских сообщениях, информации служб социального обеспечения и на отдельных небольших исследованиях, которые говорят о широком распространении случаев жестокого обращения с пожилыми людьми в физическом, моральном и финансовом плане.

В Бразилии проведенный  обзор выявил, что 35 процентов сообщенных случаев жестокого обращения носили психологический, физический или финансовый характер. Остальные 65 процентов случаев были связаны с так называемым «социальным плохим отношением», когда жертвы считали, что они подвергаются дискриминации со стороны общества в силу своего возраста2.

Цель курсовой работы – изучить и описать отношение к пожилым.

Задачи:

    1. Изучить литературу и труды учёных по данной теме.
    2. Выявить зависимость между отношением к пожилым и их адаптированностью в обществе.

Объект курсовой работы – пожилой человек как представитель социальной группы пожилых людей в структуре общества и системе общественных отношений

Предмет курсовой работы – адаптация и социализация людей пожилого возраста в обществе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи исследования, предмет, объект, отражена значимость работы. В  первой главе «Социологический аспект проблемы пожилого возраста» рассматриваются понятия и типологии старости, социальные изменения в пожилом возрасте  и социологические исследования на эту тему, социальные проблемы пенсионеров и методы социальной поддержки пожилых людей.

Во второй главе  подробно разрабатывается программа  социологического исследования, посвященная теме «Отношение жителей города Апатиты к людям пожилого возраста».

В заключении подведены общие итоги исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социологический аспект изучения проблемы пожилого возраста

1.1. Определение  старости. Социальные изменения  в пожилом возрасте.

Знакомясь с  периодизацией индивидуального  развития взрослого человека, следует  учитывать некоторые специфические  проблемы. Не существует жёстких временных  границ начала и завершения каждой стадии жизни. Они зависят от закономерностей  созревания организма и начала инволюционных процессов в нём. Для этих процессов характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития предопределяют различные возможности жизни – от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других.

Имеется много  различных периодизаций человеческих возрастов, разработанных специалистами  из разных областей человеческого знания. Для полного и глубокого понимания  существа проблем периодизации развития взрослого человека познакомимся с некоторыми из них.

Первоначально весь жизненный цикл делится на три  эпохи: детство, взрослость и старый возраст. Эпохи делятся на возрасты. К эпохе детства традиционно  относят младенческий, ранний, дошкольный, младший школьный и подростковый возрасты. К эпохе взрослости относят юношеский возраст, первый зрелый возраст (до середины кризиса жизни) и второй зрелый возраст. К эпохе старости относят пожилой возраст, старость и долгожительство.

Принятая в международных сравнениях классификация включает 8 периодов3:

Младенчество

до 1 года

Детство

от 1 года до 5-7 лет

Школьные годы

5 – 14 лет

Юношеские годы

15 – 24 года

Годы наибольшей активности

25 – 44 года

Средний возраст

45 – 64 года

Ранний период старости

65 – 74 года

Старость

от 75 лет


Российская  демография и статистика ориентированы  на юридическое понимание трудоспособного  возраста: первый период – до 16 лет, второй – от 16 до 60 для мужчин и  до 55 для женщин, третий – старше второго для мужчин и для женщин (пенсионный возраст).

Для жителей Мурманской области пенсионный возраст начинается от 50 лет у женщин и 55 лет у мужчин.

А. Толстых отличает, что в старости происходит изменение  личности и картина измерений  чрезмерно насыщена разнообразным набором качеств, которые редко встречаются в одном человеке. Поэтому существует необходимость рассмотрения различных типологий старости4.

И. Кон приводит свою классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.

  1. Первый тип – активная, творческая старость.

Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать  в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности.

  1. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни – материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.
  2. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное  приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.
  3. Четвертый тип – люди, смыслом жизни для которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней.

Все эти 4 типа старости И. Кон считает психологически благополучными и замечает, что есть и отрицательные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием агрессивного мира, критикующие все кроме себя. Другой вариант негативного проявления старости – разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности.

Л.И. Анциферова5, отечественный психолог, выделяет два типа, отличающихся друг  от друга уровнем активности, стратегиями совладения с трудностями, отношение к миру и к себе, удовлетворенностью жизни.

Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. У  них отличается высокая активность, которая связана с позитивной установкой на будущее. Нередко эти люди воспринимают установку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Занятия новым делом установление дружеских контактов,  сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью  и увеличивают  ее продолжительность.

У представителей второго типа развивается пассивное  отношение к жизни, оно отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижается показатели теста интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тяжелое  чувство ненужности. Такие люди тяжело переживают свой поздний возраст не борются за себя, погружаются в прошлое и,  будучи физически здоровыми быстро дряхлеют6.

Разработкой типологии  старения занимались и зарубежные психологи.

Ф. Гизе предложил 3 типа стариков и старости.

  1. Старик - негативный, отрицающий у себя какие либо признаки старости.
  2. Старик экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешнее влияние и путем наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдения за выросшей молодежью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких людей, изменения положения в семье).  
  3. Интравертированный тип, остро переживающий процесс старения. Появляется тупость по отношению  к новым интересам, оживления воспоминаний о прошлом, ослабление эмоций, стремление к покою7.

Английский  ученый Д.Б Бромлей8 предлагает пять стратегий приспособления в старом возрасте. Эти пять типов выделены в результате исследования сорока хорошо адаптированных и тридцати плохо адаптированных субъектов.

Информация о работе Отношение жителей города Апатиты к людям пожилого возраста