Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и описать отношение к пожилым.
Задачи:
Изучить литературу и труды учёных по данной теме.
Выявить зависимость между отношением к пожилым и их адаптированностью в обществе.
Объект курсовой работы – пожилой человек как представитель социальной группы пожилых людей в структуре общества и системе общественных отношений
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Социологический аспект изучения проблемы пожилого возраста……………………………………………………………………... 7
1.1. Определение старости. Социальные изменения в пожилом возрасте …………………………………………………………………….. 7
1.2. Социальные проблемы пожилых людей ………………….... 19
1.3. Организация, формы и методы социальной поддержки пожилых людей……………………………………….………………..…... 27
Глава 2. Отношение к людям пожилого возраста в оценках жителей города Апатиты…………………………………………………………..…33
2.1. Общие сведения об исследовании……………………………………..33
2.2. Характеристика объекта исследования…………….………………....35
2.3. Мнения жителей города Апатиты о пожилых людях…………...……38
2.4. Общие выводы по исследованию……………………………………...43
Заключение………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………...47
1. Конструктивная стратегия.
Характеризует зрелую личность, хорошо интегрированную, которая наслаждается жизнью, созданными тесными и близкими отношениями с другими людьми. Такие люди терпеливы, гибки, осознают себя, свои достижения, возможности и перспективы. Они принимают факты пожилого возраста, включая выход на пенсию и, в конечном счете, смерть. Представители этого типа сохраняют способность наслаждаться едой, работой, игрой и могут, и могут еще, сексуально активны.
2. "Зависимый тип".
Вторая стратегия также общественно приемлема, но имеет тенденцию к пассивности и зависимости. Индивид хорошо интегрирован, но полагается на других людей в обеспечение его материально и ждет от других эмоциональной поддержки. Он доволен выходом на пенсию, свободой от работы, хорошо понимает свои личные качества, сочетает чувства общей удовлетворенности жизнью с тенденцией к сверхоптимизму, непрактичность.
3. "Оборонительный тип".
Менее конструктивная модель приспособления к пожилому возрасту. Такие люди преувеличенно эмоционально сдержанны, несколько прямолинейны в своих поступках и привычках любят быть само обеспеченными, неохотно принимают помощь от других людей. Они избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими жизненными либо семейными проблемами, отказываются от помощи, доказывая себе то, что они независимы. Их отношение к старости пессимистично, они не видят преимуществ, в старости и завидуют молодым людям. Эти люди с небольшой неохотой и только под давлением окружающих оставляют профессиональную работу. Оборонительную позицию они временами занимают по отношению ко всей семье, что выражается в избежании проявления своих претензий и жалоб в адрес семьи. Защитным механизмом, используемым ими против страха смерти и обездоленности является активность "через силу" постоянная подпитка внешними действиями.
4."Враждебный".
Люди этого типа агрессивны, взрываются, подозрительны, имеют тенденцию к перекладыванию на окружающих собственных претензий и приписыванию им вины за все свои неудачи. Они мало реалистичны в оценки действительности. Недоверие заставляет их замыкаться и избегать контактов с другими людьми. Они отгоняют мысль о переходе на пенсию, ибо, как и люди с оборонительным отношением, используют механизмы разрядки напряжения через активность, с отягощением. Эти люди не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Это соединяется с враждебным отношением к молодым людям иногда переносом этого отношения на весь мир.
5. Самоненавидящий.
Этот тип отличается от предыдущего тем, что агрессия направлена на себя. Такие люди критикуют и призирают собственную жизнь. Они пассивны, иногда в депрессии, недостаточно инициативны. Они пессимистичны, не верят, что могут повлиять на свою жизнь, чувствуют себя жертвой обстоятельств. Люди этого типа хорошо осознают, факты старения, но они не завидуют, молодым, они не бунтуют, против собственной старости лишь безропотно принимают, что шлет судьба. Смерть не беспокоит их, ее они воспринимают как избавление от страданий9.
Взаимовлияние
человека и социального окружения
переходит в «события»
К возрастно-нормативным событиям поздних возрастов можно отнести следующие10:
По-видимому, именно
возрастно-нормативные события
Цикл человеческой жизни от рождения до смерти вызывает любопытство многих людей, которые имеют свой личный, уникальный опыт взросления и старения.
Проблема старости всегда была одной из центральных в мировоззрении людей разных эпох и народов.
Взросление обычно воспринимается как нечто привлекательное. Старение, напротив, традиционно имеет негативное значение. Каждое общество превозносило силу и плодородность, что было тесно связано с молодостью, красотой, и опасалось «изношенного бесплодия и дряхлости, которые приходят со старостью»11. С эти высказыванием Симоны де Бовуар соглашаются многие исследователи, подчёркивая пессимизм и враждебность к старению «во все времена»: молодость всегда и везде была предпочтительнее старости.
Культура в различных формах и проявлениях смягчает, а в ряде случаев и снимает природный фактор старости. Чем ощутимее разрыв между юностью и старостью в обществе, тем неблагополучнее положение с его культурой. Особенно обострил эту проблему XX век. За понятием старости встали общественные институты: государство, семья, религия, мораль. В плане содержания это привело к таким формам и субстанциям, как «пенсия», «ветеранство», «дома престарелых», «заслуженный отдых» и пр.
Ситуация, в
которых находятся старые люди западного
общества, выражает неопределённость
и двусмысленность
Существует достаточно много теорий, пытающихся объяснить статус и положение пожилых в обществе. Одной из них является теория разобществления, или теория социального освобождения, выдвинутая Дж. Розеном и Б. Ньюгартен в 1960 г., Е. Каммингом и В. Генри в 1962 г.. Эта теория предполагает разрыв между личностью и обществом, уменьшение энергии личности и ухудшение качества оставшихся связей. В основу теории разобществления легло пятилетнее изучение 275 жителей Канзаса (США) в возрасте от 50 до 90 лет12.
Разобществление определяют как систематическое уменьшение постоянных социальных контактов. В своей форме теория разобществления утверждает, что уменьшающиеся психологические и биологические возможности людей позднего возраста неизбежно влекут за собой разрыв отношений с людьми, находящимися на пике активности и занимающими центральные позиции в обществе, и замещение их мест более молодыми. Таким образом, общество самообновляется, а пожилые могут спокойно умирать.
Социальное освобождение (от англ. disengagement, которое означает освобождение) – это удаление общества от индивида (через принудительную пенсию, взросление и самостоятельность детей, смерть близких и т.п.) и удаление индивида от общества (через снижение социальной активности и более одинокой жизни).
Альтернативой теории социального освобождения является теория активности, которая появилась вслед за теорией разобществления в 1994г. Авторы теории активности – Хавигхарст и Маддокс. Согласно этой теории, пожилые люди по сути такие же, как и люди среднего возраста, с такими же психологическими и социальным потребностями. Снижение социальных взаимодействий в пожилом возрасте является результатом отказа общества от пожилых людей и сопротивления пожеланиям наиболее старых людей.
Благополучное старение подразумевает сохранение активности и возможность приостановить «сокращение» социальных связей. Это может быть достигнуто либо как можно более долгим поддержанием активности среднего возраста и даже нахождением новой работы, либо выходом на пенсию и жизнью для супруга и друзей до самой смерти. Для пожилых людей важно иметь свободу выбора роли (уверенность, что они всегда имеют несколько вариантов социальных ролей).
В противовес теории
освобождения теория активности отмечает
естественное стремление многих пожилых
людей объединяться с другими, особенно
в группы и деловые сообщества,
хотя часто это блокируется
Обе эти теории направлены на «оправдание» тех неизбежных процессов старения, через которые люди приходят к назначенному времени с огромными изменениями. Вынужденным может быть и освобождение (например, в случае болезни), и высокий уровень активности (например, при необходимости присмотра за внуками).
Ещё одна теория – теория модернизации. Основные тезисы этой теории заключаются в следующем: в XIX веке западное общество было неграмотным в культурном отношении, аграрным, большим в семейной структуре и преимущественно сельским. Старших людей было мало, авторитет их был велик. В большой семье старые люди монополизировали власть, в аграрной экономике они контролировали земельные отношения. Но с начала XX века революционный процесс, называемый модернизацией, потряс традиционное общество:
Таким образом,
теория модернизации объясняет общее
ухудшение положения пожилых
людей как следствие
Принудительный выход на пенсию для официальных лиц, как утверждает Д.Фишер, начался не в начале века, а гораздо раньше (судьи в Нью-Йорке начали выходить на пенсию с 1777 г.14).Этот процесс усилился в XVIII веке и продолжился в XIX веке. Кроме того, в XVIII веке при опросах люди преувеличивали свой возраст, а в XIX веке – приуменьшали.
Эти и другие примеры показывают, что изменение отношения к пожилым и к месту их в обществе началось на сто лет раньше, чем это определяется теорией модернизации.
Существуют некоторые события жизненного пути личности, которые в психологии получили название психобиосоциальные изменения, или переходные периоды. Эти события можно предугадать, хотя данные, касающиеся их предсказуемости, противоречивы. В исследовании Е.М. Хетерингтона и Р.Б. Болтса выделено три типа таких изменений. Нормативные возрастные изменения – это биологические изменения (например, менопауза) и социальные (такие, как брак и пенсия, которые, как правило, происходят в определённом возрасте). Эти события связаны с определёнными социальными ожиданиями. Нормативные исторические изменения – это исторические события, затрагивающие судьбы целых поколений или большой группы почти в один и тот же исторический период. Ненормативные изменения – это идиосинкразические (уникальные, характеризующие определённую личность) изменения, такие как развод, безработица и болезнь.
В литературе встречаются два названия этих возрастных и ненормативных изменений: «маркерные», или «сигнальные», события и «критические жизненные события», или «процессы». На личностном уровне событие относится к двум компонентам опыта индивида. Первый составляет ожидаемые события, которые структурируют жизнь большинства людей. К ним относятся жизнь в родительском доме, супружество, рождение детей, уход детей из дома, выход на пенсию и т.д. А, например, потеря близкого человека имеет отношение ко второму компоненту опыта индивида и, как правило, негативную окраску (потеря детей или работы, ухудшение здоровья, неожиданная потеря или тяжёлое горе).
1.2. Социальные проблемы пожилых людей
Трудовая деятельность для человека означает многое: определённое место в обществе, степень престижности, уровень благосостояния, удовлетворённость или неудовлетворённость своей деятельностью, привычку к постоянной занятости. Личное отношение к каждой из этих категорий в сопоставлении с тем новым, что приобретается или теряется, определяет характер реакции на сам факт прекращения работы и выход на пенсию. Исследования показывают, что резкое прекращение работы пожилыми людьми может привести к состоянию хронического стресса, который вызван изменением роли пенсионера в семье и обществе. В тоже время известно, что систематический труд способствует продлению жизни, укрепляет физическое и психическое здоровье, придаёт чувство общественной полноценности.
Информация о работе Отношение жителей города Апатиты к людям пожилого возраста