Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:44, контрольная работа
Изучение истории семьи играет важную роль в духовной жизни общества. Семья и отношения, с ней связанные, возникают и существуют как квинтэссенции наиболее острых социальных проблем. Общественные процессы преломляются в семье своеобразно, но обязательно находят в ней своё отражение.
Именно поэтому нам важно рассмотреть истоки становления семьи, детско-родительские отношения в их историческом развитии, достижения и недостатки воспитания детей в различные эпохи. Внимательный анализ поможет нам разобраться в процессе эволюции семьи и предугадать её дальнейшее развитие. Кроме того, в современном варианте семьи отношение к детям имеет свои «острые углы», сглаживать которые необходимо уметь как семейному психологу, так и, в первую очередь, самим родителям.
На развитие просвещения на Руси огромное влияние оказывала Византия. После принятия христианства вся духовная жизнь Древней Руси, а потом и русского государства определялась стремлением следовать византийским традициям. Учение византийских отцов церкви (православное) определяло воспитательные идеалы на Руси вплоть до XVII века. Характерно, что отечественный историк педагогики П.Ф. Каптерев обозначил этот этап в развитии отечественной педагогической культуры как православный. Средствами византийского влияния были церковь и книга. От греческой русская церковь восприняла завет строгого охранения православия в противовес католической западной церкви с её нововведениями.
С принятие христианства возникла потребность в подготовке грамотных людей для церковного служения. Эту цель преследовало повеление Владимира (980-1015) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей плакали о них, ибо они ещё не утвердились в вере. Не раз потом в русской истории повторится нечто подобное. Так же, например, будет Пётр I отправлять в учение дворянских недорослей, и так же матери будут плакать о них.
Открытая в Киеве дворцовая школа «
Основными предметами обучения в училищах были славянская грамота и письмо, церковное пение, а на повышенной ступени - греческий язык. Содержание обучения было единым для всех: и боярских детей, и посадских, и детей бедных родителей. Первыми учителями были привезённые князем Владимиром греки, затем - священники, впоследствии же - миряне, «мастера грамоты».
В целом же в этот период Древней Руси остро поднималась проблема воспитания, которая, однако, не выделяла человека в качестве особого объекта воспитания. В средневековой литературе весь мир рассматривался как школа, где человек учится и воспитывается всю жизнь.
Один из ярких тому примеров - «Поучение к детям» киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125 гг.). Его поучение обращено к воинскому сословию, его педагогика - для отроков-дружинников. Параллельно с наставлениями христианского характера через всё сочинение проходит мысль о необходимости активной деятельности в жизни человека. Все автобиографические примеры должны были, по мнению Мономаха, внушить главное - не лениться, трудиться неустанно, защищать родную землю, не жалея сил и жизни. Призывая к постоянному умственному труду, он приводил в пример своего отца - князя Всеволода, который изучил пять языков и оттого имел почёт от других государств. И сам Мономах был человеком, хорошо знавшим книжность, о чём говорят многочисленные цитаты и литературные реминисценции в его «Поучении». В нём заложены ценности православной педагогики (любовь, милосердие, смирение, покорность, страх Божий, потребность в учении, труде), которые стали основой её последующего развития на века.
Книжный фонд в Киевской Руси был значителен: 130-140 тыс. томов, среди которых учебные Псалтыри, Измарагды, Златоусты, Златоструи, представлявшие собой кладезь педагогической мудрости. Из зарубежных авторов особой популярностью пользовался Иоанн Златоуст, а из отечественных - Кирилл Туровский, которые были выдающимися учителями-просветителями, оставившими будущим поколениям интересные мысли о воспитании и обучении детей. Так, Иоанн Златоуст высшие ценности воспитания связывал с формированием добродетелей. Обращаясь к родителям, он призывал их в воспитании своих детей «… всячески заботиться о спасении их души», «…думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели…»[1].
Кирилл Туровский в притчах на основе поучительных примеров даёт нравственные наставления, адресованные не только родителям и учителям, но и всем православным людям.
После Владимира Мономаха (1113-1125) в Киевской
Руси усилились тенденции к
О направленности русского воспитания XVI в духе православия красноречиво говорит знаменитый памятник того времени «Домострой», который был подготовлен монахом Сильвестром. Основой этого произведения были различные источники; в нём он показал отечественный быт, сложившийся к XVI в. и дал святоотеческие наставления о христианской жизни. 64 глава Домостроя раскрывает представления Сильвестра о воспитании детей в семье. Он утверждает высокую ответственность родителей за воспитание своих детей в добром поучении, в страхе Божьем, в вежливости, в любви и наказании.
«Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей». Он призывал с детства беречь чистоту телесную и духовную, а по мере взросления детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей обучать рукоделию - мать дочерей и мастерству - отец сыновей, «кто в чём способен, какие кому Бог возможности даст». А основа всему воспитанию, по его мнению, - жизнь по заповедям господним. «Позаботься детей оставить наставленными в заповедях Господних - это лучше неправедного богатства: краше быть в праведном убожестве, нежели в неправедном богатстве». В послании к своему сыну Анфиму он писал: «И ты, чадо, тоже берегись неправедного богатства и твори добрые дела, имей, чадо, великую веру в Бога, все надежды возлагай на Господа: ибо никто, уповая на Христа, не погибнет!»[2]
На Руси детство было непродолжительным: в 12-13 лет детей уже женили. Мотивы поведения родителей были разными: материальная выгода выдать дочь замуж в определенную семью, желание породниться с друзьями и др. А главной причиной было стремление управлять судьбой детей. В 1551 году Стоглавый собор установил норму о брачном возрасте: кормчая разрешала брак в двенадцать лет для девушки и в пятнадцать лет для юноши.
В XVII веке раскольники (старообрядцы) - протопоп
Аввакум и его единомышленники не приняли
церковную реформу, проведённую Никоном,
в результате чего вынуждены были уехать
в Сибирь и основать там целые поселения
старообрядцев. Надо отметить, что и поныне
в семьях потомков старообрядцев существует
особенный, патриархальный и православный
дух, не тронутый деморализующим влиянием
извне. Изолировавшись от остального мира,
староверы сохранили духовную чистоту,
что благоприятно сказалось на их детях.
С реформами Петра I преобразования коснулись и сферы семейного права, и общественного уклада в целом. Появилось новое сословие – дворяне.
Неоднозначность, противоречивость и двойственность
положения в России того периода породили
неоднородность дворянских семей. Среди них различали
Распространенным явлением екатерининской эпохи становится домашнее воспитание, отношение к которому было неоднозначно. Домашнее воспитание давало хорошие результаты в тех случаях, где с детьми занимались люди, обладавшие высокой культурой и незаурядностью.
Содержание воспитания в дворянской семье позволяет обозначить результаты воспитания. Обращаясь к двум слоям дворянства - столичному и провинциальному, можно определить, как заметил В.О.Ключевский, два типа. Один - это великосветский кавалер, воспитанный по-французски, не признающий ничего русского. И великосветская дама, воспитанная тоже по-французски, все её интересы сводились только к тому, чтобы со вкусом одеться, грациозно войти, поклониться и т.д. Второй тип, который можно увидеть среди мелкопоместного, а иногда и среди столичного дворянства, -это тот, кто удивлял иностранцев не только знанием французского языка, но и своей образованностью, любовью к своему Отечеству, уважением русских традиций и т.д. Вот те черты, происхождение надо искать в патриархальных традициях семьи, которые были присущи всем крестьянским семьям. Тем не менее, именно в XVIII в. закладывается фундамент системы дворянского воспитания, который наиболее отчётливо проявится вХ1Х веке.
Едиными требованиями для детей дворянской и крестьянской семьи было уважение и послушание по отношению к родителям, старшим. Различием было то, что в основу воспитания дворянина было положено эстетическое воспитание и внушалось презрение к простым людям, занимавшихся физическим трудом, а в крестьянской семье основу составлял труд.
Положение главы семьи качественно
В состав семьи часто включались и домочадцы, то есть люди жившие под единой крышей. Однако слуги и крепостные могли не входить в это число. Исключением, правда, была няня. Она участвовала в трапезе наравне с другими членами семьи, что подчеркивало ее особое положение. Вспомним хотя бы няню А. С. Пушкина – Арину Родионовну. В состав семьи могли включаться и учителя, если у них были хорошие личные отношения с родителями учеников, иначе они оставались на положении слуг (вспомним учителя–француза из повести А.С. Пушкина «Дубровский»).
Главной особенностью структуры дворянской семьи в России было разделение ее на мужскую и женскую иерархии. Ее существование проявлялось в любых сферах жизни. Даже во время путешествий и поездок лица разного пола порознь отправлялись в путь. Если ведение дома считалось специфической женской обязанностью, то дела вне дома – мужской. Половые различия проявлялись также и в социальной деятельности: этикет предписывал мужчинам встречаться вечером, а женщины могли навещать друг друга днем. Причем старшей из этих двух иерархий считалась мужская иерархия. Разделение было настолько явным, что даже пол учителя всегда соответствовал полу ребенка. Так, вдовец мог воспитывать только сына, но дочь, как бы он ее не любил, обязан был отдать на воспитание родственницы. Умирая, отец мог сказать, что оставляет сына сиротой, хотя его мать была жива.
Следует отметить, что мужчины, как правило, не вмешивались в дела женской иерархии, за исключением устройства брака дочерей. Естественно, что из-за такого разделения дети были более привязаны к родителям противоположного пола.
Еще более любопытным было представление о детстве. Детство в России в XVIII – начале XIX века до семи лет считалось временем чисто биологического существования. Такое отношение отчасти объясняется высокой детской смертностью. Поэтому, уход за ребенком до семилетнего возраста передоверялся няне. Институт нянь, которым гордилась Россия, был чужд и не понятен западноевропейским моралистам: они проповедовали идеал материнской опеки.
С семилетнего возраста ребенок рассматривался как маленький взрослый. Считалось, что у него появлялся разум, и он становился пригодным к обучению. Обучение и воспитание ориентировалось, прежде всего, на служение Отечеству. В мальчике воспитывалось умение приказывать и повиноваться, а в девочке – умение жертвовать собой в качестве жены и матери. Причем, в отличие от других культур той эпохи, российское дворянское воспитание не считало возможным «ломать волю» ребенка. Предпочтение отдавалось убеждению и личному примеру. Хотя телесные наказания и существовали, но они не приветствовались и постепенно исчезали. После семи лет для ребенка стандартом поведения становилось поведение взрослых. Ребенок мог быть даже наказан за игры. Дети могли присутствовать и принимать живое участие в любых разговорах взрослых, в том числе интимных, читать любые книги. Воспитание маленького Пушкина в кругу друзей его отца (правда, гениальных), которым восхищаются пушкинисты, не было редкостью.
Различными в дворянской семье XVIII – начала XIX века были статус мужчины и женщины. Так, с семилетнего возраста девочка попадала под опеку матери, которая до ее замужества несла за нее полную ответственность. Образование же и ее нравственное воспитание было возложено на гувернанток, с которыми, впрочем, по свидетельству мемуаристок у воспитанниц редко устанавливались добрые отношения. В свет девушки впервые выходили уже, будучи потенциальными невестами. Возраст невесты обычно ограничивался 23 годами.
Информация о работе Отношение к детям в семьях от древности до наших дней