Отчет Кыргызской Республики по анализу результатов выполнения решений Всемирной встречи в верхах в интересах детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:19, доклад

Краткое описание

В 1990 году Кыргызстан находился в составе Советского Союза и поэтому отдельного представительства во Всемирной встрече в верхах в интересах детей не имел. Представителем от республики в составе советской делегации была работник Детского Фонда Кыргызской Республики госпожа Турчанинова Г.И.
Отдельный Национальный план действий ( НПД ) непосредственно для Кыргызстана составлен не был, так как предусматривалось создание единого централизованного Плана действий для всех республик Советского Союза. Необходимо отметить, что несмотря на все значительные изменения в истории нашей республики, связанные с переходом к рыночной экономике, вопросы детства всегда оставались в центре внимания.

Вложенные файлы: 1 файл

edr_kyrgyzstan_ru.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

В марте 2000 года Кыргызская Республика подписала соглашение по Инициативе Вакцинной Независимости, в соответствии с которым обязалась постепенно увеличивать долю правительства в закупке первичной серии вакцин (БЦЖ, АКДС, коревой и полиомиелитной) для детей до 2 лет от 8% в 2000 году до 24% в 2004 году.

В республике, наряду с традиционными противотуберкулезными мероприятиями (вакцинация новорожденных и ревакцинация детей вакциной БЦЖ, туберкулинодиагностика, массовое флюорографическое обследование населения) повсеместно внедряются новые высокоэффективные методы диагностики и лечения больных туберкулезом (стратегии ДОТS), рекомендуемые ВОЗ, которые позволят обеспечить раннее выявление больных методом бактериоскопии и излечение 70-80 % больных из числа впервые выявленных за 4-8 месяцев.

Правительством Кыргызской Республики утверждена программа борьбы с венерическими заболеваниями, в том числе ВИЧ/СПИД, которая включает  вопросы оказания медицинской помощи и просветительской работы среди населения,  в том числе среди несовершеннолетних. В республике создано Республиканское объединение “СПИД”, координирующее усилия государственных органов и общественности по профилактике СПИДа и болезней, передающихся  половым путем. В рамках программы ПРООН “Профилактика СПИДа и болезней, передающихся половым путем в Кыргызской  Республике”, подписанной Правительством Кыргызской Республики, ПРООН, Министерством здравоохранения Кыргызской Республики разработан ряд школьных программ о формировании здорового образа жизни, включающий вопросы профилактики ВИЧ/СПИД, венерических заболеваний и планирования семьи.

Количество больных СПИДом в республике сравнительно низкое. На декабрь 2000 года было зарегистрировано 11 случаев СПИДа, включая 4 женщины. Зарегистрирован один случай смертности от СПИД (согласно данным Министерства  Здравоохранения).

Для улучшения населения страны  питьевой водой в 1999 году принят Закон Кыргызской Республики «О питьевой воде» и разработана национальная программа «Питьевая вода». В настоящее время Правительством Кыргызской Республики и Международным Агентством Развития  решается вопрос о распределении кредитов Всемирного Банка и Азиатского Банка Развития  по  улучшению инфраструктуры  водоснабжения и доступа к безопасной питьевой воде с компонентом гигиенического образования населения.

С целью сравнения показателя младенческой смертности с данными стран Европейского региона, начата работа по переходу  на новые расчеты показателя младенческой смертности по критериям живорожденности и мертворожденности, рекомендуемым Всемирной Организацией Здравоохранения, в связи с чем определены пилотные регионы (Чуйская область, г. Бишкек).

 

 

В) покончить с недоеданием, в том числе, путем обеспечения нормального питания в семьях, а также путем разработки действий, включающих предоставление рабочих мест и возможностей получения дохода; распространения информации; и содействие повышению производства и распределения продуктов;

Тяжелая социально-экономическая обстановка приводит к нарушениям  в организации прикорма в бедных семьях, в результате чего  в рацион ребенка рано вводятся каши и поздно мясо и рыба. В результате перехода страны к новым рыночным отношениям, приватизации и разгосударствления государственной собственности сложилась серъезная ситуация с обеспечением детей раннего возраста детским и диетическим питанием,  т.к. в течение последних 8 лет более 80 % детских молочных кухонь (ДМК) были закрыты. С 1988 года проводится активная работа по восстановлению ранее закрытых  ДМК, за последние 2 года восстановлено 44 ДМК.

Среди матерей Кыргызстана  традиционно и в соответствии с рекомендациями ВОЗ/ЮНИСЕФ активно пропагандируется  и поощряется исключительно грудное вскармливание, в результате чего значительно увеличился процент охвата грудным вскармливанием у детей в возрасте до 6 месяцев жизни с 35 % до 80 %, исключительно грудного вскармливания (без дачи воды и других жидкостей) с 15 % до 56 %.

В соответствии с реализацией национальной программы по поощрению и поддержке грудного вскармливания все родовспомогательные учреждения республики переведены на режим совместного пребывания матери и ребенка, повсеместно практикуется раннее прикладывание новорожденного младенца к груди матери сразу после рождения. Два родильных дома получили международный сертификат и высокое звание «Больница дружелюбного отношения к ребенку», в 2001 году планируется  прохождение международной сертификации еще в 2-х родовспомогательных учреждениях республики. 

В республике налажена научно-производственная база для развития промышленного производства продуктов детского и диетического питания. В Кыргызском НИИ акушерства и педиатрии в течение 35 лет выполняются научные работы по организации детского питания. В соответствии с  разработками данного института выпускаются адаптированные смеси, уникальные биодобавки, осуществляется их экспорт и в соседние государства.

В последние годы  регистрируется рост числа детей с йододефицитными состояниями (у около 52% детей школьного возраста имеются признаки эндемического зоба), что обусловлено завозом в республику и употреблением в пищу нейодированной соли. В целях проведения неотложных мероприятий Правительство Кыргызской Республики в сентябре 1994 г. приняло Постановление «О ликвидации йододефицитных расстройств среди населения Кыргызской Республики». В 2000 году в республике был принят закон « О профилактике йододефицитных заболеваний», который запрещает импорт, производство и продажу нейодированной соли.

При финансовой поддержке ЮНИСЕФ была проведена акция по раздаче капсул йодированного масла всем детям до 5 лет в Джалал-Абадской области, имевшей самые высокие показатели распространенности йододефицитных состояний. ЮНИСЕФ предоставил два аппарата для йодизации соли, что позволило увеличить производство йодированной соли в 4 раза.

Железодефицитная анемия является одной из наиболее частых патологий как у женщин, так и у детей всех возрастных групп. В республике осуществляется пилотный проект при поддержке ЮНИСЕФ «Профилактика и Борьба с Анемией», в рамках которого производится раздача препаратов железа женщинам фертильного возраста, беременным женщинам и детям до 2 лет. Этот проект также имеет компонент по обогащению пшеничной муки солями железа, для чего на трех крупных мелькомбинатах (Кара-Балтинском, Карасуйском и Бишкекском) установлено специальное оборудование.

Преодоления проблем йододефицитных расстройств и железодефицитной анемии требует дальнейшей тщательной работы и решения многих  сложных проблем.

 

Г) поднять статус девушек и женщин и обеспечить им полный доступ к таким основным услугам, как здравоохранение, правильное питание, образование, профессиональное обучение, кредиты, продление, планирование семьи, дородовое обслуживание, уход во время родов, направление к специалистам и др;

Как и во время существования СССР, так и с первых дней независимости Кыргызской Республики, в законодательстве Кыргызской Республики, в том числе и в Конституции ( 1993 г.), закреплено равноправие женщин и мужчин. В 1996 году ратифицирована Конвенция по уничтожению всех форм дискриминации женщин. В стране нет и фактической дискриминации. В системах здравоохранения, образования и культуры страны преобладающее большинство высококвалифицированных специалистов  – женщины.  Во всех сферы жизнедеятельности общества широко представлены женщины: государственные деятели, ученые, деятели культуры, искусства и литературы, депутаты, учителя, общественные лидеры. В 1996 году, в целях кардинального улучшения положения женщин, в республике была принята Национальная программа «Аялзат» на 1996-2000 годы, создана Госкомиссия по делам семьи, женщин и молодежи*, представленная в областях Центрами женских инициатив. При Администрации Президента КР действует Национальный Совет по гендерной политике, а при Правительстве КР функционирует Межведомственный Совет по гендерному равенству. Такое внимание обоснованно, так как при том, что текущая ситуация относительно благополучна, многие женщины опасаются  проникновения фундаменталистических религиозных настроений, которые безусловно ухудшат статус женщины. Отметим, что была попытка рассмотрения  ущемляющих права женщин поправок в Законодательство со стороны некоторых  парламентариев.

В  переходной период  девушки и женщины страны проявляют   высокую степень активности. Если начале становления независимости Кыргызстана существовало не более 20 женских организаций, которые защищали права женщин, то сегодня функционируют более тысячи НПО,  отстаивая права женщин, их   интересы.

В сфере образования и профессионального обучения нет проблем гендерного неравенства ( за исключением очень малочисленных этнических групп), все данные в разделе Е) образование относятся и к девочкам и женщинам.  Более того, для студенток-сирот и из малообеспеченных семей, отличившихся в учебе в ряде ВУЗов вводится, при условии отличной учебы, обучение на бесплатной или льготной основе. Работают специальные масштабные программы (Фонд  «Мээрим»), как «Здоровая мать -здоровый ребенок -здоровая нация», «Кыз -бала», «Молодежный центр здоровья и милосердия». 

Многие международные организации и местные НПО работают в сфере микрокредитования.  В силу активности  женщины Кыргызстана чаще получают микрокредиты, гранты по сравнению с мужчинами. По данным Государственного фонда поддержки предпринимательства, число женщин, занимающихся средним бизнесом и получивших финасирование в виде кредита, выросло с 15% в 1998 году до 31% в 2000 году.

Число женщин предпринимателей, получающих краткосрочные займы, составляет сейчас 70% от всех получателей займов.  

 

По данным Службы занятости 53% от общего количества безработных составляют женщины. .Это составляет 3.3% от общего числа  женщин трудоспособного возраста. При этом следует заметить, что в сельских местностях женщины зачастую не обращаются в службу занятости.

 

В Кыргызской Республике в целях рождаемости здорового поколения действует Закон о репродуктивном здоровья, согласно которому осуществляется охрана материнства через широкую сеть лечебно-профилактических  и иных учреждений, путем запрещения труда в тяжелых и вредных условиях, и т. пр.   Беременным женщинам осуществляется социальная поддержка посредством выплаты пособий до и после родов.

Планирование семьи. Фертильного населения в КР более 2 млн. человек (от 15-49 лет). Охвачено контрацепцией до 41%. В течении последних лет снижены уровни абортов до 19,0% на 1000 населения . Программа охраны репродуктивного здоровья женщин  реализуется в нашей стране  при финансовой поддержке ЮНФПА (фонд народонаселения ООН). В настоящее время на всех этапах системы здравоохранения создаются специализированные учреждения, координирующие медицинские услуги в области охраны репродукции здоровья:

а) на ФАПАХ СВА (сельская врачебная амбулатория) и УБ (участковой больницы) - работниками медико-социального патронажа:

б) на уровне центров семейной медицины, кабинетами планирования семьи и медико-социального патронажа;

в) на уровне областей – консультациями или кабинетами  мед. соц. патрон. планирования семьи.

На уровне Республики центр КНЦ репродукции человека. Благодаря реализации данной программы активизирован интергенетический интервал между родами до 3-х лет у женщин фертильного возраста (52%).

Остается недоработанным вопросы об альтернативах нежелательной беременности для девочек-подростков, не урегулирован вопрос доступности медицинских  услуг женщинам - вынужденным переселенкам. .Не все услуги доступны женщинам из отдаленных горных сел, несмотря на предпримаемые фондом «Мээрим» и другими организациями медицинские десанты, которые проводят осмотр и лечение сельских женщин. Многие  женщины из отдаленных районов не могут поехать в крупные специализированные лечащие учреждения из-за финансовых проблем.

 

В республике каждой женщине гарантируется бесплатное дородовое медицинское обслуживание. В системе здравоохранения функционирует первичная медико-санитарная помощь, сейчас внедрена новая система медицинского обслуживания группами семейных врачей.

В течении беременности каждая женщина посещает прикрепленных врачей более 13 раз, и во время каждого посещения беременная получает все виды  необходимых медицинских услуг и по показаниям консультации врачей узкого профиля. При необходимости для пролонгировании беременности женщины направляются в акушерский стационар. Осложненные формы течения беременности прерываются по медицинским показаниям до 22 недель беременности. Остается нерешенным вопрос о действенной помощи беременным женщинам с железодефицитной анемией.

 

Уход во время родов также предоставляется бесплатно.

Каждый случай родов проводится в акушерских стационарах. К сожалению, в отдельных районах есть случаи родов  на дому, с обязательной последующей госпитализацией в роддомы (акушерские стационары) – 1,5%. При  физиологическом течении родов, роды в сельской местности принимаются акушеркой. В случаях патологии течения беременности на родах обязательно присутствует врач, либо перенаправляется беременная с патологией в крупный родовспомогательный центр.

Однако экономические проблемы препятствуют бесперебойной работе системы по оказанию медицинских услуг в до и послеродовой период, поскольку не все женщины, особенно из отдаленных сельских горных регионов,  имеют средства для транспортных расходов, на приобретение специальных вне обязательного перечня, лекарств.

 

Д) обеспечить поддержку родителям и другим опекунам в выращивании детей и проявлении заботы о них; препятствовать отделению детей от их семей, а в случаях такого отделения, обеспечивать надлежащий уход в альтернативной семье или помещение в соответствующее заведение;

Информация о работе Отчет Кыргызской Республики по анализу результатов выполнения решений Всемирной встречи в верхах в интересах детей