Отчет Кыргызской Республики по анализу результатов выполнения решений Всемирной встречи в верхах в интересах детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:19, доклад

Краткое описание

В 1990 году Кыргызстан находился в составе Советского Союза и поэтому отдельного представительства во Всемирной встрече в верхах в интересах детей не имел. Представителем от республики в составе советской делегации была работник Детского Фонда Кыргызской Республики госпожа Турчанинова Г.И.
Отдельный Национальный план действий ( НПД ) непосредственно для Кыргызстана составлен не был, так как предусматривалось создание единого централизованного Плана действий для всех республик Советского Союза. Необходимо отметить, что несмотря на все значительные изменения в истории нашей республики, связанные с переходом к рыночной экономике, вопросы детства всегда оставались в центре внимания.

Вложенные файлы: 1 файл

edr_kyrgyzstan_ru.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

С 1994 года Правительством республики принята “Идеология экологического образования”, в которой рассмотрены также вопросы обучения и воспитания детей и молодежи. В дальнейшем этот документ получил свое отражение в учебно-воспитательном процессе школ и вузов, в связи с чем сегодня в Кыргызстане существует ряд школ, лицеев которые полностью берут ориентацию на экологическую защиту, в школах и вузах введен предмет” Экология”. В отдельных вузах открыты факультеты с экологической направленностью. Частично функцию экологического образования взяли на себя неправительственные общественные экологические организации.  Министерство охраны окружающей среды совместно  с ПРООН  работает в проекте по эковолонтерам.

 В активе экологического  движения участие в таких важных  проектах и программах, как Здоровая  нация ( правительственный проект, с участием НПО), экологический мониторинг высоких горных систем Центральной Азии на примере Тянь-Шаня ( 1995г –проект ЮНЕСКО), Национальный план охраны окружающей среды( 1996 г. проект Всемирного банка и правительства), Лайф ( 1996 г. проект ПРООН), Биосферная территория Тенир-Тоо ( 1995 – 1997), подготовка трансграничного проекта ГЭФ по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня (1997).

 Национальная стратегия устойчивого  человеческого развития в Кыргызской  Республике, принятая на республиканском Форуме в мае 1997 года, одной из составных частей имеет устойчивое природопользование.

 В 1998 году образован Консорциум  экологических организаций, в который  наряду с представителями эко-НПО  нашей страны вошли представители  британской организации Fauna and Flora International.

Экологическое движение Кыргызстана находит международное  признание, свидетельством чего является принятие в члены Международного союза охраны природы и аккредитация при Секретариате Конвенции по борьбе с опустыванием и засухой.

Непосредственно в Кыргызстане  через местные представительства  оказывают помощь  Программы развития ООН(UNDP), ЮНЕСКО, Всемирный банк, фонды Сорос-Кыргызстан, Фридриха Эберта, Конрада Аденауэра, международные организации HIVOS,   Milieukontact Oost-Europa, Каунтерпарт Консорциум и другие, в том числе связанные с охраной природы: Международный союз охраны природы (IUCN), Фонд охраны дикой природы ( WWF).

Деятельность государственных и общественных  экологических организаций получает свое отражение в средствах массовой информации, однако общая информированность населения и его участие в экологических акциях очень низки. Появились первые малотиражные издания: Бюллетень Общественного Центра экологической информации и журнал «Права человека и окружающая среда».

На недавно прошедшем совете Международного союза охраны природы с участием Центральноазиатской группы было признано своевременным проведений общественных слушаний по Декларации прав Земли в странах нашего региона, в том числе и в Кыргызстане. Первые Центральноазиатские слушания проведены в июне 1999 года при участии и поддержке Всемирного Совета Земли, Фонда за выживание человечества и Общества Зеленого Креста на Иссык – Куле.

Необходимо отметить самую активную позицию неправительственных общественных экологических объединений, таких как  Экологическое движение “ Алейне”, Молодежное экологическое движение “ БИОМ”. Фонд «Мээрим» с 1995 года ведет экологическо-образовательную работу с детьми в рамках всемирной программы “GLOBE” «Глобальные исследования и наблюдения во имя окружающей среды», в которой участвуют школьники из более 80 стран мира. Обработанные школьниками  данные экозамеров направляются через ИНТЕРНЕТ в банк «GLOBE», Фондом «Мээрим» проводятся также международные летние экологические школы.  К настоящему времени существует около 150 общественных организаций, имеющих в своем уставе или в составе экологическую активность. Об этом свидетельствует справочник «Экологический Кыргызстан», выпущенный в 1997 году НПО «Алейне» при поддержке Германского общества охраны природы.

Вместе с тем за  период с 1991 года ситуация с зеленым массивом страны в целом ухудшилась. Проводящиеся время от времени массовые высадки деревьев не обеспечивают существенного прироста площадей зеленых насаждений из-за низкой приживаемости  саженцев, что связано  с тем, что оросительные сети, призванные обеспечить полив, не обеспечены в засушливый период достаточным количеством поливной воды.

Особую экологическую проблему представляют радиоактивные отходы бывших урановых заводов, действовавших во время СССР, скопившиеся в отвалах и хвостохранилищах. Республика не в состоянии самостоятельно ликвидировать последствия деятельности бывших крупнейших военных фабрик.  Часть из них находится в непосредственной близости  от населенных пунктов. Меры по снижению опасности, исходящей от них, до сих пор не решили проблему окончательно.

 

Другая проблема, которая требует своего решения,  это отставание инфраструктуры, отвечающей за санитарно-эпидемиологическое  состояние среды обитания от требований современности из-за финансовых ограничений, что может привести к  росту инфекционных и паразитарных заболеваний. Мэрия города Бишкек (столица) принимает не совсем успешние попытки решить эти вопросы.

 

 

К) заняться решением проблем бедности и задолженности; привлекать средства на развитие; прекратить прямое перекачивание ресурсов из развивающихся в развитые страны; создать справедливую систему торговли; обеспечить детям приоритет в экономическом и общественном развитии.

Борьба с бедностью путем экономической активизации населения и поддержки социально уязвимых слоев населения являются приоритетными задачами государства. Крайне высока бедность среди жителей сельского населения (80%), исключением является Чуйская область. Бедные семьи более крупные по своему составу: в среднем в бедных семьях на два члена семьи больше, чем в небедных. Как правило, это дети до 15 лет. Количество населения, живущего в условиях крайней бедности, в течение 1998-1999 годов увеличилось с 19,11% в 1996 году до 23,3% в 1999году. В общей численности населения в республике около 30% составляют дети в возрасте 14 лет, из них свыше 61% проживают в бедных семьях, имеют сравнительно меньшие возможности доступа  к основным видам услуг. Бедность детей находится в прямой зависимости от уровня  обеспеченности их родителей, при этом уровень бедности тем выше, чем больше в семье число детей. Из числа бедных семей с детьми у половины доходы в два раза ниже черты бедности. В тяжелом положении находятся дети с одним родителем. Уровень бедности среди таких семей достигает 73%. Это вызывает необходимость усиления адресной помощи.

Сегодня около 10% населения республики являются получателями ЕЕП(485,9 тыс.человек). Около 90% получателей ЕЕП проживают в сельской местности. Среди получателей государственных пособий по малообеспеченности ( ЕЕП ) больше всего детей в возрасте до 16 лет -97%, студенты и учащиеся составляют 2,5%, инвалиды - 0,2%. Большинство получателей ЕЕП – это дети, проживающие в семьях, имеющие трудоспособных родителей. Большое значение придается реализации социальных программ, способствующих сокращению бедности, в том числе Национальной программе по преодолению бедности «Аракет», Национальным программам по реформированию системы образования «Билим» и «Кадры ХХI века», программе реформы системы здравоохранения «Манас», государственной программе «Аялзат», программе «Рынок труда и занятость населения», и другим программам.

В целях смягчения и снижения уровня бедности, а также создания устойчивой среды для гармоничного и стабильного развития общества, при поддержке Всемирного банка завершается разработка программы Комплексные основы развития Кыргызстана на 2001–10 годы.

Бедность в Кыргызстане не является следствием недостаточного развития систем образования и здравоохранения. Она имеет скорее экономический характер, напрямую связанный с проблемами перехода общества из одной социально-экономической формации в другую. Бедные граждане – это люди, которым тяжело дается адаптация к новым рыночным условиям, что более того усугубляется несовершенством и неэффективностью деятельности органов государственной власти и управления по созданию благоприятной среды для жизни и экономической деятельности населения.

Особой задачей государственной политики по поддержке социально уязвимых слоев населения является создание работоспособной и устойчивой системы оказания адресной помощи пожилым, малообеспеченным, инвалидам, безработным, а также жертвам стихийных бедствий.

В целях повышения эффективности данной политики, усиливается  адресная персонифицированная социальная поддержка незащищенных слоев населения, не имеющих возможности обеспечивать свои потребности собственным трудом. Совершенствуются принципы адресности и определения степени нуждаемости в государственной материальной поддержке. В Кыргызской Республике активно внедряются социальные паспорта для малообеспеченных семей и граждан, позволяющие создать «банк данных» о различных социальных категориях граждан и группах населения. На основе социальных паспортов разрабатываются региональные карты бедности, что позволит выявить наиболее бедные села и количество проживающих в них семей и граждан, живущих за чертой бедности и принять практические меры по выводу этих семей и граждан из состояния бедности.

Кыргызская Республика осуществляет политику поддержки высоких стандартов системы образования, охватывающей дошкольное, всеобщее начальное образование, а также открытую, конкурентную систему среднего и высшего образования. В области здравоохранения, государство обеспечивает предоставление необходимого и доступного минимума государственных медицинских услуг, в особенности для необеспеченных слоев населения. Определяющей целью осуществляемых правительством реформ в сфере образования и здравоохранения является достижение главного результата – значительного и качественного прироста человеческого капитала, самого главного фактора стабильного и устойчивого развития Кыргызстана.

В интересах повышения экономической активности населения, развития навыков предпринимательства среди граждан Кыргызстана, расширяются программы микро-кредитования населения, в особенности среди малообеспеченных граждан. На сегодняшний день в республике функционируют около 20 различных организаций, предоставляющих микрокредиты населению. Наиболее активными из них являются ФИНКА, Компания по поддержке кредитных союзов, Кыргызская сельскохозяйственная корпорация, ПРООН. Филиалы этих организаций расположены во всех областях Кыргызстана и охватывают более 39 тыс. человек.

Кыргызстан стремится к расширению действия этих программ как в географическом, так и численном охвате малообеспеченного населения с тем, чтобы каждый желающий имел возможность получить микрокредит и свободно осуществлять экономическую деятельность. Безусловно, это будет способствовать созданию новых рабочих мест и снижению безработицы.

Другим путем  решения проблемы бедности населения является создание  условий для работоспособных граждан самостоятельно обеспечивать свои потребности и улучшать личное благосостояние, в том числе и за счет справедливой системы торговли. Из стран СНГ, Кыргызская Республика первой стала полноправным членом Всемирной Торговой Организации и активно участвует в мировой торговле.

 

 

Д. Приобретенный опыт

 

Ключевые моменты, способствовавшие движению вперед

в интересах детей за последнее десятилетие.

 

  • Признание независимости и суверенитета Кыргызстана международным сообществом
  • Кыргызстан стал полноправным членом ООН и других международных организаций
  • Ориентация государственной политики на демократию и человеческие ценности
  • Поддержание государством мира и национального согласия
  • Приверженность государства курсу на социально ориентированную рыночную экономику с адресной поддержкой уязвимых групп населения
  • Развитие и усиление гражданского общества, рост активности неправительственных организаций, особенно женских на национальном уровне и местном уровнях
  • Создание независимой судебной системы
  • Свобода слова
  • Демократический процесс выборов
  • Многопартийная система
  • Децентрализация системы государственного управления, позволяющая местным органам эффективней оценивать и решать проблемы на местном уровне
  • Образование и здравоохранение – приоритетные направления государственной политики
  • Ратификация Конвенции о правах ребенка с последующим включением ее в Национальное законодательство
  • Присоединение и ратификация основных международных пактов и соглашений по правам человека
  • Признание русского языка государственным
  • Этническое согласие и существование культурного диалога
  • Приоритетизация проблем защиты и охраны детства правительством и международными организациями

 

Ключевые моменты, препятствующие движению вперед

в интересах детей за последнее десятилетие.

 

  • Социально - экономическая ситуация, обусловленная переходом к рыночной экономике с ростом безработицы и уровня бедности, негативно  отразившаяся на положении наиболее уязвимых слоев общества – женщин и детей
  • Нехватка бюджетных средств для государственной системы социальной поддержки и социальных услуг
  • Кыргызстан принял достаточно полные законодательные и административные меры, касающиеся прав женщин и детей, но их осуществление замедляются такими факторами, как плохая координация, особенно в сфере защиты детства, ограниченностью в финансах, отсутствием достаточных навыков сотрудничества официальных структур с с представителями гражданского общества ………………….
  • Проявление международного экстремизма и вооруженные конфликты на юге республики
  • Недостаточная административная координация и сотрудничество на республиканском и местном уровнях в вопросах детства
  • Остаточное гендерное неравенство
  • Тенденция к снижению  качества образования в сельских школах
  • Доступ и качество медицинского обслуживания вызывают озабоченность

 

Обзор нерешенных проблем и приоритетные задачи на будущее

 

  • Сокращение бедности
  • Усиление сектора общественных (социальных) услуг
  • Дальнейшая демократизация общества
  • Главенство закона
  • Готовность к чрезвычайным ситуациям, включая предупреждение вооруженных конфликтов и борьба с ними
  • Повышение ответственности государства за гарантированный доступ к необходимым ресурсам наиболее уязвимых слоев населения
  • Дальнейшее выполнение положений Конвенции о правах ребенка и других международных соглашений
  • Поддержка гражданского общества, особенно детские и молодежные организации
  • Увеличение доступа к качественному образованию
  • Защита здоровья каждого человека через усовершенствование существующей системы здравоохранения
  • Гендерное равенство и предупреждение социального неравенства
  • Поддержка семьи; надлежащая защита и охрана детства
  • Борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков
  • Дальнейшее развитие средств массовой информации
  • Усиление потенциала женщин для их полноправного участия во всех сферах жизни общества
  • Стимулирование и поощрение гражданской активности и образованности, особенно среди женщин и несовершеннолетних (до 18 лет) через концептуализированные мероприятия, проводимых НПО, СМИ и местными общинами.
  • Защита и пропагандирование интересов детей на всех уровнях
  • Безопасная окружающая среда

Информация о работе Отчет Кыргызской Республики по анализу результатов выполнения решений Всемирной встречи в верхах в интересах детей