Отчет Кыргызской Республики по анализу результатов выполнения решений Всемирной встречи в верхах в интересах детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:19, доклад

Краткое описание

В 1990 году Кыргызстан находился в составе Советского Союза и поэтому отдельного представительства во Всемирной встрече в верхах в интересах детей не имел. Представителем от республики в составе советской делегации была работник Детского Фонда Кыргызской Республики госпожа Турчанинова Г.И.
Отдельный Национальный план действий ( НПД ) непосредственно для Кыргызстана составлен не был, так как предусматривалось создание единого централизованного Плана действий для всех республик Советского Союза. Необходимо отметить, что несмотря на все значительные изменения в истории нашей республики, связанные с переходом к рыночной экономике, вопросы детства всегда оставались в центре внимания.

Вложенные файлы: 1 файл

edr_kyrgyzstan_ru.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Права детей–сирот и детей, лишенных родительской опеки,   регулируются Конституцией Кыргызской Республики, Кодексом «О браке и семье», Законом «О защите и охране прав несовершеннолетних». Законодательно  установлен порядок, в соответствии с которым  в случаях, угрожающих жизни и здоровью ребенка, органы опеки вправе  принять решение о лишении родителей родительских прав (статья 138), усыновлении несовершеннолетних (глава 14). Принято постановление Правительства Кыргызской Республики от 15.09.1994 года «О порядке передачи несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на усыновление (удочерение)».

В 90–е годы наблюдалось увеличение  числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ухудшение социально-экономического положения и значительный рост «социального» сиротства выявил острую необходимость в реформировании системы охраны и защиты детства. В настоящее время данная работа носит в основном характер быстрого «спасения» детей путем их помещения в государственное детское учреждение, что не всегда радикально  решает проблему.

Дети, нуждающиеся в особых мерах защиты, находятся в ведении нескольких государственных структур: Министерства здравоохранения (дети 0-4 лет), Министерства образования и культуры (дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, а также с незначительными отклонениями в умственном и физическом развитии) и Министерства труда и социальной защиты (дети-инвалиды). Детьми правонарушителями и из категории риска и неблагополучными семьями занимается Инспекция по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел, главной обязанностью которой являются организация работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Активный неправительственный сектор оказывает детям данной категории  дополнительную заботу и помощь.

 

Несмотря на сложное социально-экономическое положение дети данной категории находятся в сфере первоочередного внимания со стороны государства.

Вопросы социальной защиты нуждающихся детей в малообеспеченых семьях предусмотрены Законом Кыргызской Республики «О государственных пособиях в Кыргызской Республике». Детям предоставляются следующие виды государственной поддержки:

-единое ежемесячное  пособие;

-ежемесячное  социальное пособие.

Также  детям до 16 лет, студентам до 21 года (кроме обучающихся на вечернем, заочном и в коммерческим отделениях), а также нетрудоспособным гражданам, при условии, если среднедушевой совокупный доход их семьи не превышает установленный  назначается Единое ежемесячное пособие (ЕЕП)

Ежемесячное социальное пособие назначается нетрудоспособным при отсутствии права на пенсионное обеспечение без учета дохода граждан (семьи). Социальное обслуживание таких детей представляет собой деятельность специальных служб по социальной поддержке: оказание социально-бытовых и социально- медицинских услуг, проведение адаптации и реабилитации людей (включая малолетних детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации в связи с частичной или полной утратой возможности удовлетворять свои жизненные потребности).

 

Детские учреждения финансируются из республиканского бюджета в приоритетном порядке. Расходы на содержание детских домов и интернатов составили за 1998 – 2000 г.г.  около 13% к общим расходам Министерства образования. Если в 1999 году в целом по  министерству финансов профинансировано 84,6% от запланированных расходов, то по детским домам – 98,2%, специализированным школам и интернатам – 98,8%. Вместе с тем  предусмотренное государственное финансирование не удовлетворяет все запросы детей.

Большую поддержку оказывает неправительственный сектор.

С 1996 года Детским Фондом Кыргызской Республики, Международным Фондом «Мээрим» ведется строительство детских деревень (первая из которых уже функционирует с 1999 года в городе Бишкек) при содействии и финансовой  поддержке Международной  организации  «SOS Kinderdorf – international». Реабилитационный центр строится на берегу озера Иссык-Куль. Созданы и успешно функционируют «Центр  защиты детей», Центр для бездомных детей «Ак-Жол», Центр социальной адаптации.

Функционирование института семьи претерпевает определенные изменения, связанные с социально-экономической ситуацией в стране. Относительно высоким  остается  число детей,  чьи родители лишены родительских прав в судебном и административном порядке, хотя имеет тенденцию к снижению. Имеет место рост числа брошенных детей и отказа от новорожденных,  в основном, молодыми матерями-одиночками.

Согласно статистическим данным по стране зарегистрировано увеличение числа случаев усыновления детей грудного и младшего возраста. Оформление опекунства в отношении детей возрастной группы 9-15 лет имеет тенденцию к увеличению, 80% опекунства происходит в пределах биологической семьи. Несмотря на то, что приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, остается усыновление и опекунство,  необходимо отметить, что наряду с недостаточным скринингом родителей и опекунов имеет место сложная бюрократическая процедура по проверке состоятельности потенциальных родителей и определению состояния здоровья ребенка.

Правительство Кыргызстана совместно с ЮНИСЕФ в рамках разработки программы «Новое поколение» проводят национальное исследование по охране и защите детства, основной целью которого является изучение положения детей, лишенных родительской опеки, оценка и анализ нормативно-правовой базы и практических мероприятий, поиск путей реформирования системы и укрепления службы поддержки семьи, вовлечение родителей и общественности в решение проблем детства.    

Особенную озабоченность вызывают дети – инвалиды, многие из которых также попадают в категорию детей,  оставшихся без попечителей. Их численность  1991 года выросла с 31 ребенка на 10000 детей,  до 75 человек  в 1999 году. Родители и опекуны детей сталкиваются со многими проблемами:

  • недостаток специализированных магазинов (по приобретению инвалидных колясок, слуховых аппаратов и т.п.) и предприятий по производству необходимого оборудования;
  • отсутствие образовательных программ для здоровых детей по привитию терпимости и доброжелательности к детям инвалидам;
  • недостаток уровня образования и изолированность детей – инвалидов от общества;
  • нехватка учителей и обучающих программ для детей – инвалидов.

Сеть дошкольных учреждений для детей – сирот и детей с недостатком умственного или физического развития республики претерпела изменения. Динамика этих процессов очевидна. В настоящее время из республиканского бюджета финансируется 54% учреждений такого типа. За последние 9 лет закрылись 10 спецшкол и 2 специализированных дошкольных учреждения из-за проблем в финансировании и отсутствия подвоза детей. Большинству детей-инвалидов, особенно из бедных семей или отдаленных районов, практически недоступны современные средства лечения, ухода и реабилитации.

Остро назрел вопрос реформирования системы образования, поиска новых путей  и механизмов обеспечения доступности образования для детей данной уязвимой группы. Наряду с традиционными формами и методами содержания, обучения и воспитания детей группы получают развитие новые альтернативные формы, которые в значительной мере способствуют более полному их охвату общественным воспитанием. Инклюзивное образование получило широкое и успешное распространение в республике. Ставка сделана на создание коррекционных классов при массовых школах, что позволяет не отрывать ребенка  от семьи, и осуществлять его обучение и воспитание в условиях обычной школы. В настоящее время  более 4000 детей данной категории охвачены 30 государственными  учреждениями  образования. Доля же негосударственных учреждений в процессе обучения и воспитания  детей со специальными нуждами пока не велика, но в этом направлении начинает активно развиваться, в том числе с помощью международных организаций. Появились негосударственные социальные реабилитационные центры, которые взяли на себя функции обучать, так называемых «необучаемых» детей. В центре находятся дети, которым ранее образование было недоступно. Здесь созданы условия для выявления и развития потенциальных возможностей детей со специальными нуждами.

В рамках программы «Доступ к образованию «Жеткинчек», к началу нового учебного года выделены средства  на приобретение учебников по системе Брайля для Республиканской специальной школы интерната слепых, слуховой аппаратуры фронтального пользования для Кара-Суйской школы-интерната глухих детей и республиканского интерната  для слабослышащих и позднооглохших детей.

Существенную поддержку детям со специальными нуждами  в республике  оказывает Международный благотворительный фонд «Мээрим», Учебный  центр профессиональной подготовки,  Центр социальной реабилитации детей-инвалидов «Умут-Надежда» и другие организации. Растет и крепнет аналогичное движение во всех регионах республики. Большую помощь государству и неправительственным организациям оказывают международные организации ЮНИСЕФ, Фонды «Спасите детей» Великобритания и Дания, Европейский детский фонд. Британский фонд «Спасите детей» совместно с программой ведет проекты инклюзивного обучения детей со специальными нуждами. Фонд «Мээрим» работает по проекту «Дом развития матери и ребенка  через их инициативы», предназаначенному для детей со специальными нуждами.

 

Е) гарантировать предоставление приоритета развитию детей младшего возраста; всеобщий доступ к начальному образованию; сокращение уровня неграмотности среди взрослых; предоставление профессионального обучения и подготовка к трудовой деятельности; активизация приобретения знаний, навыков и ценностей через все доступные каналы;

Образование является приоритетной областью государственной политики Кыргызской Республики. Расходы государственного бюджета на образование составляют в среднем 23%. Также в целях реформы системы образования реализуется кредит АБР в размере 32 млн 700 тыс. долларов США.

Развитие образования осуществляется на основе Национальных программ «Билим» (система образования в целом), «Кадры XXI века» (расширение международного сотрудничества в сфере образования), «Доступ к образованию Жеткинчек» (специальная программа для предупреждения отсева детей из школы), «Аялзат» (специальная программа в поддержку женщин) и других. Благодаря особому приоритетному статусу в республике, сфера образования в целом имеет позитивный итог развития. Несмотря на серьезные финансовые проблемы, количество вновь построенных начальных и средних школ выросло на 10 %  за последние 10 лет. Сейчас в республике 2000 школ всех типов и форм собственности, около 500 дошкольных учреждений, 1 млн.124 600 детей дошкольного и школьного возраста охвачены в системе образования. Во все годы среди поступивших в начальную школу сохранялось гендерное равенство.

В общеобразовательных школах республики обучение ведется на 4 языках: кыргызском, русском, узбекском и таджикском, действуют 1259 школ с кыргызским языком обучения, 133 – русским, 138 – узбекским, 2 – таджикским. Приветствуется  создание смешанных школ, где функционируют параллельные классы с разными языками обучения.

 

Одним из показателей эффективности образования является массовый охват населения школьного возраста обучением. Динамика показателей поступивших в начальную школу свидетельствует о том, что все  годы общий показатель был достаточно высок, составляя более –99,5 %. Наиболее низкие показатели посещения школ были 1993-94 годы, когда количество отсева составило около 2%, т.е. 20000 учеников. Появление новых групп детей риска, таких как внешних и внутренних мигрантов, уличных детей, ухудшение материального положения, здоровья детей, сокращения возможностей детей-сирот создали почву для непосещения школ. Для улучшения ситуации специальным Указом Президента Республики была принята программа «Доступ к образованию Жеткинчек», реализация которой позволила остановить кризисные процессы и достичь прогресса в решении проблемы. Была проведена картография школ республики с определением причин непосещения. Для каждой группы риска определены соответствующие меры. Самые крупные группы непосещающих школу – больные дети и дети, семьи которых испытывают материальные трудности,  дети неблагополучных родителей (алкоголиков, осужденных), дети мигрантов. В рамках программы «Доступ к образованию» идет испытание нескольких пилотных проектов:

-около 23000 детей получают обувь, одежду, школьные принадлежности из Фонда  образования.

-предусмотрен  выпуск учебников для детей  из неимущих семей.

-в  школах 14 районов проводится эксперимент  по вовлечению родителей и  местных общин к решению проблем  школы и в том числе, к процессу  поддержки обучения детей из  группы риска.

-около 100 неправительственных организаций  участвуют в программе: согласно договору с Фондом образования они выявляют необучающихся детей, оказывают им материальную поддержку из Фонда образования,  затем прослеживают дальнейшую их судьбу.

-Совместно  с ЮНЕСКО и  Фондом «Мээрим»  аппробируется проект «Микрокредитование  с целью поддержки образования», в котором проценты (польза) определяются в фонд образования местных школ, учителям или жителям которого предоставлялись микрокредиты.

-Дети-сироты, достигшие очень хороших показателей  по успеваемости, в старших классах  получают президентскую стипендию программы «Жеткинчек».

-Программы  для детей со специальными  нуждами.

-Фондом  «Мээрим» реализуются проекты  создания нескольких реабилитационнно-образовательных  центров с полным комплексом  услуг для больных детей.

 

На следующем этапе развития образовательных услуг для детей важнейшим вопросом выступает качество образования. В настоящее время независимой социологической фирмой совместно с Министерством образования, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО завершается проведение национального мониторинга достижений в обучении (MLA)  начальной школы. Это первое исследование качества образования послужит внедрению и развитию культуры мониторинга с созданием соответствующих международно признанных инструментов, которые могут использоваться как Министерством образования, так и простыми учителями и родителями.  В перечне безотлагательных задач – изменение оценки знаний учеников через национальное тестирование, которое будет проводиться независимыми организациями.

Информация о работе Отчет Кыргызской Республики по анализу результатов выполнения решений Всемирной встречи в верхах в интересах детей