Оценивание результатов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:17, реферат

Краткое описание

Качество образования – это общественный продукт, зависящий от позиции и комплексной организации усилий всего образовательного сообщества (педагогов, управленцев образования, обучающихся и их родителей, региональных и федеральных систем образования).
Требования к качеству образования отражены в таких документах, как Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Государственный образовательный стандарт» и др.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Традиционное оценивание результатов...............................................5
Глава 2 Портфолио как одно из средств накопительной оценки.....................7
2.1. Определение портфолио................................................................................7
2.2. функции и типы портфолио..........................................................................8
2.3. Работа учителя с учащимися по составлению портфолио........................12
Глава 3. Психологические и педагогические тесты..........................................16
3.1. Идеи тестирования........................................................................................16
3.2. Психологические аспекты тестирования....................................................17
3.3. Классификация видов тестов.......................................................................18
3.4. Компьютерное тестирование.......................................................................19
Глава 4. Единый государственный экзамен......................................................20
4.1. Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля............................21
Список литературы..............................................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

современные средства оценивания..doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Портфолио отзывов - это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Эта часть портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Содержание портфолио  зависит от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов (называемых артефактами), необходимых для включения в портфолио, не существует. Каждый из людей, использующих данную технологию, самостоятельно отбирает способы показа своих работ и достижений. Если портфолио создается всеми учащимися, то педагогу совместно с ними необходимо определить и зафиксировать перечень материалов, обязательных для представления в портфолио, с целью получения той или иной оценки.  Например, к артефактам относятся копии заданий, контракты, результаты оценки компетентности на разных уровнях и этапах учебы, выполненные тесты и вопросники, примеры регулярной работы обучающегося (рефлексивные дневники). Можно использовать электронные портфолио, разработанные по установленным критериям. При этом приветствуется любая инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам.

Все материалы рекомендуется распределять по четырем разделам: портрет, коллектор, рабочие материалы и достижения.  

 

 

 

2.3. Работа учителя с учащимися по составлению портфолио

Педагогу необходимо помнить, что  портфолио создается  обучающимися для оценки своего прогресса. Учитель лишь помогает им организовать этот процесс и оценить свои достижения. Следовательно, мотивация обучающихся в начале создания и в процессе работы над портфолио должна быть высокой. Для повышения уровня мотивации необходимо, чтобы и педагог и учащиеся творчески подошли к процессу. Выскажем несколько советов, помогающих повысить уровень мотивации.

А). Педагог сам должен понимать важность создания портфолио обучающимися для их собственного развития (а  не только как внедрение новой, модной технологии).

Б). Необходимо провести урок, в ходе которого педагог не только объяснит, каким образом будет проходить работа учащихся и выскажет свои требования, но и обсудит с ними их взгляды на собственное развитие и то, как они видят место преподаваемого им предмета в данном процессе.

В). На вводном уроке  очень важно рассказать содержание предмета на ближайшую четверть (семестр, полугодие, год). Только зная основное содержание предмета, сроки и формы контроля, учащиеся по-настоящему смогут поставить цели в разделе «Портрет». Содержание изучаемого материала, сроки и формы контроля, список основной и дополнительной литературы целесообразно представить визуально (в форме краткого текста или схемы) для того, чтобы обучающиеся в любой момент могли обратиться к этому разделу. При постановке учащимися целей необходимо проконтролировать, чтобы цели соответствовали критериям их эффективной постановки. Только в этом случае учащиеся смогут затем определить уровень реализации поставленной цели. При необходимости цель может быть разбита на частные задачи.

Г). Каждый обучающийся  сам может выбрать форму создания портрета – эссе, рисунок, коллаж, схема  – всего существует более десяти форм портрета.  Самостоятельный выбор делает рефлексию более глубокой и повышает уровень творчества.

Д). В раздел «Коллектор»  входят материалы, которыми пользуется учащийся при работе по предмету –  учебники, список дополнительной литературы, образцы работ других учащихся, основные теоретические положения, глоссарий, статистические данные, другие источники информации. С одной стороны, нет необходимости перегружать данный раздел. С другой стороны, учитель должен помогать детям при составлении данного раздела, обучать их основам поиска информации, ее классификации, фиксации, конспектированию и т. д.

Е). Раздел «Рабочие материалы» включает обязательные и дополнительные работы самого обучающегося и именно он в основном подвергается анализу  и оценке. При его создании необходимо соблюдать перечисленные ниже правила оценки. Если учащиеся выполняли коллективную работу, например, проект, необходимо договориться о форме его краткого отражения в портфолио каждого из выполнявших.

Ж). Раздел «Достижения» чаще всего бывает самым сложным, так как педагоги не располагают разнообразием методов оценки достижений обучающихся. Кроме дневника и контрольной тетради в этот раздел включаются грамоты, сертификаты, похвальные листы, рефлексивный анализ, листы рейтингового контроля и др. Можно ввести систему взаимной оценки обучающихся, фиксировать ее и вносить в данный раздел, использовать характеристики (со стороны одноклассников, учителей, родителей) и другие формы и методы оценки достижений.

Оценка портфолио проводится учащимися совместно с учителем  примерно один раз в четверть. Для того чтобы в ходе оценки у обучающихся развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед уроком по оценке портфолио каждый учащийся должен проделать подготовительную работу. В ходе ее ученик еще раз просматривает поставленные цели и задачи и подбирает материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Можно разложить материал в соответствующем порядке или сделать закладки в тетради. Самый эффективный способ – письменный анализ достижений в соответствии с поставленными целями, с приложением рабочих материалов, необходимо предлагать именно его для  работы обучающихся.

Оценка портфолио  может проходить:

1. В индивидуальной  встрече педагога и обучающихся.  В этом случае выделяется время для индивидуальных встреч, или встречи организуются на уроке во время выполнения творческих заданий.

2. Учащимися в малых  группах. Учитель заранее дает  и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа должна  заслушать и обсудить каждого ученика и дать каждому рекомендации в течение 5-8 минут. Оценки и рекомендации фиксируются и помещаются в портфолио. Учитель в процессе такого урока перемещается из группы в группу. Если портфолио оценивается в баллах, то после такого урока учитель выставляет отметку на основе рекомендаций группы и содержания портфолио.

3. На основе выступлений  учащихся на конференции по  портфолио. Конференцию целесообразно  организовывать в том случае, если портфолио собирались по  различным темам (например, в предпрофильной подготовке или портфолио познавательного интереса). Каждый ученик имеет не более двух-трех минут на выступление и столько же - на ответы по вопросам. В ходе выступления необходимо отразить цели работы, их реализацию, основные достижения. Заранее организованная комиссия оценивает содержание портфолио, выступления и ответы на вопросы (по заранее определенным критериям). 

Результатом обсуждения может быть программа дальнейшего  углубления познавательного интереса ученика или, напротив, смена темы (проблемы), а соответственно и познавательного интереса. Педагог предлагает разные варианты и траектории личностного развития, а ученик выбирает.

Приведем пример критериев  оценки портфолио учащихся, разработанный Е.В. Лебедевым .

1. Внутренняя оценка (самооценка) портфолио включает группы критериев:

- самоорганизация (ответственно  подходить к делу, доводить начатое  до конца, выбирать оптимальную  структуру и содержание для  представления себя),

- профессиональная ориентация,

- обучение (помогают ли  материалы портфолио в процессе обучения, полезность навыков, приобретенных в процессе обучения, самооценка полученных знаний и умений),

- самообучение,

- самореализация.

2. Внешняя оценка включает  следующие группы критериев:

- оценка качества оформления  портфолио,

- оценка структуры портфолио,

- оценка уровня образовательной  деятельности по материалам портфолио.

Оценку портфолио можно  заносить в специальный лист оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Психологические и педагогические тесты 

3.1. Идеи тестирования

В начале ХХ века также возникает идея использования тестирования для измерения уровня учебных достижений. Американский психолог В.А.Макколл предлагает разделить тесты на психологические (определение уровня умственного развития) и педагогические (измерение успешности учащихся по предметам за определенный период обучения). Целью педагогического тестирования, по мысли Макколла, должно быть выделение и объединение учащихся с близкими показателями уровня обученности.

Основоположником педагогических измерений считается американский психолог Эдуард Ли Торндайк, который создал первый педагогический тест (ability tests). Первые тесты учебных достижений представляли собой тесты на решение арифметических задач, правописание, оценку почерка, рассуждение. Свои выводы по использованию тестовых методов в педагогике Торндайк обобщает в книге «Введение в теорию психологии и социальных измерений» (1904).

 

Во второй половине ХХ века разрабатывается более совершенная  модель анализа полученных результатов - современная теория тестов (IRT). В этот период теория тестов из описательной науки начинает превращаться в науку об отношениях, о законах функционирования и оценивания поведения испытуемых. Параллельно разрабатывались компьютерные программы для обработки тестовых результатов с помощью моделей IRT.

В середине 70-х гг. ХХ века разработаны новые критерии, предъявляемые  к тесту как способу оценки качества:

- адаптивность систем тестирования к качеству выводов испытуемых;

- объективность педагогических измерений;

- экономия ресурсов и времени проверок;

- ограничение места для записи тестируемых заключений;

- возможность применения различных форм предъявления тестовых заданий.

 

 

 В.С. Аванесов предлагает различение теста как метода и теста как  инструмента.

Тест как метод предполагает технологию измерения, которая включает в себя разработку системы тестовых заданий с заданными качественными и количественными характеристиками для объективного и надежного оценивания учебных достижений испытуемых, стандартизированную процедуру проведения тестирования, методы статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов.

Тест как инструмент измерения определяется как система  заданий (в большинстве случаев  возрастающей трудности) специфической  формы, позволяющая качественно  оценить структуру  и эффективно измерить уровень знаний, умений и навыков учащихся

 

3.2. Психологические аспекты тестирования

 

К человеку, проводящему  тестирование, предъявляются определенные требования.

1. Отсутствие  влияния экспериментатора (педагога) на результаты тестирования.

Повлиять на результаты можно различными способами. Часто педагоги даже не подозревают об этом влиянии. Например, повлиять может интонация, с которой читаются вопросы или варианты ответов (когда неосознанно выделяются голосом или произносятся в ином темпе правильные варианты), невербальные проявления (кивки головой, жесты и др.). Для того чтобы избежать влияния экспериментатора необходимо соблюдать следующие требования:

- тексты заданий или  вариантов ответов не читаются  вслух, а даются испытуемым  в печатном виде,

- шрифт всех заданий  и вариантов ответов должен  быть одинаков,

- экспериментатор не  отвечает на вопросы, не объясняет  содержания заданий, не комментирует  варианты ответов и задания.

2. Соблюдение  одинаковых для всех условий  тестирования.

Все тестируемые должны проходить тестирование в одинаковых условиях. Для этого необходимо четко соблюдать инструкцию для испытуемых и инструкцию для экспериментатора. Соответственно, в этих инструкциях должны быть четко указаны все необходимые для тестирования условия (сроки проведения, требования к помещению и оборудованию, требования к уровню квалификации экспериментатора и др.).

3. Объяснение  результатов тестирования испытуемым.

Испытуемым необходимо предоставить информацию о полученных результатах, при этом рассказать о результатах необходимо, с одной стороны, объективно, с другой стороны, таким образом, чтобы испытуемый полностью понял всю информацию.

4. Соблюдение  этических требований.

Существует несколько  профессиональных  этических  принципов, обязательных для представителей всех профессий, работающих с людьми. Например, международный этический стандарт психологов включает в себя принципы ответственности (за свою работу и принимаемые решения), компетентности, этической и юридической правомочности, квалифицированной пропаганды профессии психолога, конфиденциальности (сохранения профессиональной тайны), благополучия клиента, информирования клиента о целях обследования, морально-позитивного эффекта исследования, гражданственности и патриотизма.

 

             3.3. Классификация видов тестов

По средствам  предъявления педагогические тесты делятся на:

Информация о работе Оценивание результатов обучения