Оциальное обслуживание пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира,- это рост абсолютного числа и относительной доли, населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи, и увеличения пожилых так, по данным ООН, в 1950г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975г. их количество возросло 550 млн. По прогнозам, к 2025г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд.100 млн. человек. По сравнению с 1950г. их численность возрастает более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличиться только в 3 раза.

Вложенные файлы: 1 файл

соц обслуживание пожилых людей.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Пора решить вопросы расселения пожилых людей вблизи проживания их взрослых детей, что во многом бы скрашивало их одиночество, позволяло  бы им чаще общаться с детьми и внуками  Необходима также организация специализированных учреждений, отдыха пожилых людей в местах постоянного их жительства.

Общение в пожилом возрасте.

Общение – это многоплановый  процесс развития контактов между  людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности.

Проблема общения пожилых  людей, их адаптация к новым ролям  и условиям жизни не только существует, но и более значима для этого  возрастного периода. Достаточно много  говориться об экономических и медицинских  проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста, но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем психологического комфорта и оптимальным для человека стилем жизни. Таким образом, несмотря на актуальность качественного медицинского обслуживания и материального обеспечения, почти всех пожилых людей не меньше  мучают психологические проблемы: нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества и близких (9;250-251).

Общение в старости обладает особой значимостью по сравнению  с другими возрастными периодами. Многие исследователи считают, что наличие у человека выраженного социального интереса и включенность его в широкие социальные связи коррелируют не только с замедленными темпами старения, но и с физическим здоровьем. Таким образом, можно предположить, что социальный интерес, проявляющийся в настроенности на людей, стремлении к бескорыстной помощи, является одним из важнейших условий здоровой и счастливой старости.

Но существует точка  зрения, что к старости человек  частично теряет способность к глубоким контактам и круг его общения обязательно сужается. Однако это далеко не всегда так. Общение пожилых людей, с одной стороны, является продолжением основных тенденций общения молодости, с другой – определяется успешностью адаптации к старости, т. е. удовлетворенностью настоящим. Если в течение жизни человек выработал зрелые контакты с окружающими, то и в старости он будет сохранять возможность удовлетворения потребности в эмоциональных контактах. Те же пожилые, кто не умел достигать близости в общении в молодости или входил с окружающими в частые контакты, вероятнее всего, будут страдать от недостатка общения в старости.

Взаимосвязь между удовлетворенностью настоящими и социальными контактами несколько менее однозначна, чем  взаимосвязь общения в молодости и старости. Если за критерий удовлетворенности социальными контактами принять отсутствие у человека чувства одиночества, то можно заключить, что удовлетворение социальными контактами не зависит от действительного их количества. Поэтому удовлетворенность настоящим является причиной удовлетворенности социальными контактами.

В этом случае у пожилых  могут наблюдаться два характерных  явления.

  Первое – это  желание общаться с молодежью,  причем именно общаться, а не  поучать. Возможно, за этим стоит всеобщая необходимость взаимосвязи поколений.

Второе – это появление  в пожилом возрасте особой близости даже к незнакомым людям, глубинного понимания ценности человеческих взаимоотношений (14;171-175).

Таким образом, общение  играет ведущую роль в пожилом возрасте, но оно имеет специфические особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ЗАЩИТЕ И ПОДДЕРЖКЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.

 

Распад Советского Союза  обернулся для нашей страны образованием нового государства с меньшим  количеством населения, сократившегося с 289 до 147 млн. человек, с расчленением основного государствообразующего этноса, с урезанной территорией, с разрывом вековых духовных, экономических, политических, социальных и иных связей.

 Новая реальность самым непосредственным образом воздействует на содержание, осмысление и восприятие нынешних интересов нашей страны и общества в целом. Для России характерны свои традиционные жизненные ценности, духовные и общественные ориентации: неприятие положений прагматической этики и приоритета материального успеха, а также признание в качестве главного в жизни – иметь спокойную совесть, душевную гармонию, хорошие семейные и дружеские отношения.

 На эти традиционные особенности  российского мышления наложили  свой отпечаток многие годы жизни при социализме , когда существовала более полувека социальная защищенность людей, подтверждая уверенность в завтрашнем дне. Государство в определенной мере провоцировало иждивенчество. Не было опасности остаться без работы или, заболев, - без средств к существованию. Не терзали сомнения за будущее детей и получение ими образования. Медленно, но решался жилищный вопрос.

 Проблема состоит в том,  что в механизмах взаимодействия  личности, семьи и общества, существует  огромное число уникальных моделей отношений. Их многообразие и динамизм предопределяются как сущностными свойствами человека, его особенностями, так и свойствами микро и макросреды, т.е. свойствами и динамикой экономических, политических, духовно-нравственных процессов, происходящих в обществе. В этом смысле переживаемый россиянами переходный период уникален по степени напряженности социально-личностных отношений, по динамизму перемен.

 Одним из основополагающих  факторов, действующих в рамках  общества, определяющим социально-экономический статус человека и семьи, является состояние и характер существующих общественных отношений.

 В условиях зарождения и  развития рыночных отношений  наиболее острыми становятся  проблемы социальной защиты населения  от негативных воздействий рынка.

 Логика развития  рыночных отношений выдвигает  на первый план социальной  защиты людей, находящихся за  пределами рынка и не имеющих  возможности существования даже  на уровне минимальных стандартов  к жизни.

 Это относится к тем, кто  по объективным причинам не  участвует в сфере производства и стоит вне взаимосвязанных моментов социальной справедливости, актуальных для всех исторических периодов:

- производственная справедливость, которая содержит предъявленные  к человеку со стороны общества  требования необходимости полезной деятельности, и которому не могут отвечать те, кто остался вне производства: старики, дети, инвалиды и др.;

- распределительной справедливости, которая предполагает ответственность  общества перед человеком цивилизованного  гражданского общества.

 На Земле с каждым годом  становится все больше и больше  людей пожилого возраста. Доля  людей пожилого и старческого  возраста в общей численности  населения России за последние  годы значительно выросла и  сегодня составляет примерно 20%. Ученые, занимающиеся проблемами народонаселения, утверждают, что этот процесс в нашей стране будет продолжаться еще не одно десятилетие.

 Наша страна переживает сейчас  нелегкие времена и все же, несмотря на большие трудности,  регулярно проводится индексация  пенсий, которые получают 29 миллионов россиян. Открыты и функционируют более 2000 учреждений социального обслуживания. 232 тысячи человек, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, проживают в стационарных учреждениях. Гораздо больше пожилых пациентов лечатся в различных лечебно-профилактических учреждениях.

 Надо признать, что совместные  усилия различных ведомств позволяют  более эффективно использовать  выделенные государством средства  и достаточно успешно проводить  в жизнь политику в отношении  пожилых.

1999 год был объявлен ООН как год пожилых людей, что является признанием людей, вступивших в период "золотой осени", а также показателем необходимости улучшения социальной, медицинской и других видов помощи престарелым гражданам со стороны общества.

 Следует также признать, что большая группа наших граждан, представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной материальной, социальной и психологической поддержке. Ведь это в большинстве своем люди, прекратившие трудовую деятельность (в России, кстати, продолжают работать всего лишь 15% мужчин-пенсионеров и 12% женщин, что очень мало). Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Они превращаются из "поставщиков", кормильцев в потребителей, что, конечно, изменяет положение пенсионеров в семье и обществе и делает его уязвимым во многих жизненных ситуациях. Поэтому своевременная поддержка пенсионеров государством, а также их родными предприятиями и учреждениями, различными фондами играет очень большую роль.

 

 Основным показателем высокой  культуры и цивилизации общества являются социальные гарантии и социальная защита престарелых граждан, а также качество оказываемой им помощи и поддержки.

 Социальная защита пожилых  и престарелых граждан на современном  уровне осуществляется по трем  основным направлениям:

-социальная защита (предоставление  старым людям льгот и преимуществ),

-социальное обслуживание 

-организация пенсионного обеспечения.

 Механизм социальной  защиты пожилых людей реализуется  на государственном (федеральном)  и региональном (местном) уровнях.

 Государственный уровень  социальной защиты обеспечивает  гарантированное предоставление  законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии  с установленными денежными и  социальными нормативами. На региональном  уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.

 Обострение проблем  в пенсионном обеспечении было связано с появлением и быстрым нарастанием задолжности по выплате пенсий в предыдущие годы, начиная с 1995 года.

 Объективной причиной  финансовой нестабильности пенсионной  системы является, с одной стороны,  кризис неплатежей, с другой – ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям в стране.

 Действующая пенсионная  система сложилась, когда экономические  отношения базировались исключительно  на государственной (общенародной) собственности и государство  жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства. В рамках системы пенсионного обеспечения решались многие , несвойственные для нее задачи.

 Предотвратить углубление  кризиса пенсионной системы и  создать предпосылки для экономического  роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешенной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительный механизмы финансирования пенсий.

 В долгосрочной  перспективе в качестве альтернативы  действующей распределительной системе предлагается смешенная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя :

- государственное пенсионное  страхование – ведущий элемент  системы , по которому выплата  пенсий осуществляется в зависимости  от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения ;

- государственное пенсионное  обеспечение для отдельных категорий  граждан, а также для лиц,  которые не преобрели права  на пенсию по государственному  пенсионному страхованию, - за счет  средств федерального бюджета ;

- дополнительное пенсионное  страхование (обеспечение), осуществляемое  за счет добровольных взносов  работодателей и работников, а  в случаях , установленных законодательством  Российской Федерации, - обязательных  страховых взносов.

 Развитие ситуации  с пенсионным обеспечением за  время, прошедшее с момента  одобрения Правительством Российской  Федерации Концепции реформы  системы пенсионного обеспечения  в Российской Федерации привело  к необходимости корректировки  отдельных направлений пенсионной реформы.

 Социальное обслуживание  граждан пожилого возраста , инвалидов,  представляет собой деятельность  по удовлетворению потребностей  указанных граждан в социальных  услугах. 

 Социальное обслуживание  включает в себя совокупность  социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

 

 Государство гарантирует  гражданам пожилого возраста  и инвалида возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Информация о работе Оциальное обслуживание пожилых людей