Оциальное обслуживание пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира,- это рост абсолютного числа и относительной доли, населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи, и увеличения пожилых так, по данным ООН, в 1950г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975г. их количество возросло 550 млн. По прогнозам, к 2025г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд.100 млн. человек. По сравнению с 1950г. их численность возрастает более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличиться только в 3 раза.

Вложенные файлы: 1 файл

соц обслуживание пожилых людей.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

 Гражданам пожилого  возраста и инвалидам обеспечивается  возможность получения достаточных  для удовлетворения их основных  жизненных потребностей социальных  услуг, которые включаются в  федеральный и территориальные  перечни гарантированных государством социальных услуг.

 Таким образом,  создание системы социальных  услуг, соответствующей потребности  населения – одна из важнейших  задач государства в период  становления социально- ориентированной  рыночной экономики.

 Необходима концентрация  усилий всех заинтересованных сторон – представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовывать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения.

 Структурная перестройка общества неизмеримо усилила проблемы пожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращении продолжительности жизни.

 Средняя продолжительность  жизни - величина переменная, свидетельствующая  об усилиях государства и общества, направленных на предотвращение смертности и укрепление здоровья населения. Средняя продолжительность жизни является обобщенным критерием, определяющим как присущие людям биологические закономерности старения и смерти, так и влияние социальных факторов: уровня и образа жизни, состояния здравоохранения, достижений науки.

 Первая половина 90-х  годов ознаменовалась в Российской  Федерации резким падением средней  продолжительности жизни населения.

 В 1992-93гг. средняя  продолжительность жизни у мужчин  была 59 лет и у женщин 78,7 года. По этому основному показателю состояния качества жизни Россия оказалась на последнем месте в Европе для мужчин и на одном из последних мест для женщин. Тенденция по сокращению продолжительности жизни привела к тому, что среди лиц пожилого возраста много одиноких женщин.

 Несомненно влияние  резкого ухудшения условий труда  и жизни для многих миллионов  мужчин и женщин, что особенно  сильно отразилось на пенсионерах.

 Старость, как период  жизни людей вбирает в себя  многие коренные проблемы как  биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории "маломобильного" населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами и физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.

 Психические проблемы  возникают при разрыве привычного  образа жизни и общения в  связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества  в результате потери супруга,  при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективным существованием. При этом, чем глубже самоанализ, тем сложнее и болезненнее психическая перестройка.

 Главная трудность  заключается в изменении статуса пожилых людей и максимального продления их независимой и активной жизни в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям.

 Повышенная социальная  уязвимость пожилых граждан связана  также и с экономическими факторами:  небольшими размерами получаемых  пенсий, низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении работы на дому.

 Важной социальной  проблемой пожилых людей является  постепенное разрушение традиционных  семейных устоев, что привело  к тому, что старшее поколение  не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не подсилу справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.

 В условиях нашей  страны, когда средняя продолжительность  жизни женщин примерно на 12 лет  больше, чем у мужчин, пожилая  семья, чаще всего заканчивается  женским одиночеством.

 Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том числе и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старых людей людей отличается иногда раздражи-тельностью, обидчивостью, возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству, уходу из дома. Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего, одинокие - но нужно помнить что помощь нужна не только пожилому человеку, но и его семье.

 Наступление зрелости  и старости - неизбежный процесс, но объективное положение, а также их опыт, взгляды, ценностные ориентации - являются продуктами социальной среды.

 Сегодня каждый  пятый житель России - пенсионер  по возрасту. Практически во всех  семьях хотя бы один из членов  семьи – пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. В России около 23% населения являются пожи-лыми и старыми людьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.

 По данным ООН  в 1950г. в мире было 214 миллионов  людей старше 60 лет: по прогнозам в 2000г. их уже будет 590 миллионов, а в 2005г. - 1100 миллионов, т.е. численность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз, тогда как население планеты за это время увеличится в 3 раза. В связи с этим стали говорить о "старении" общества. В нашей стране по тем же прогнозам в 2000г. 25% населения будет старше 50 лет.

 Социальная политика  по отношению к престарелым  гражданам, как и социальная  политика нашего государства  в целом, ее масштабы, направленность  и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления - геронтологической политики, касающей благосостояния и здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой.

 Особенность социальной политики государства в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период предоставляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

 В качестве основной  цели социальная защита пожилых  предполагает избавление их от  абсолютной нищеты, оказание материальной  помощи в экстремальных условиях  переходного периода к рыночной  экономике, содействие адаптации  этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.

 Анализируя накопленный  опыт работы по социаль-ной  поддержке москвичей за последние  годы можно констатировать следующее.

 Принимаемые Правительством  Москвы в течение ряда лет  меры по социальной поддержке  жителей города позволили сформировать  устойчивую, гарантированную систему  социальной защиты населения  на городском и районном уровнях,  имеющую целенаправленный, адресный характер.

 В современных социально-экономических  условиях, к сожалению, постоянно  снижается жизненный уровень  "экономически неактивной части  населения", а в Москве это  почти каждый третий житель (только  в органах социальной защиты  на учете состоит 3,5 млн. получателей пенсий и пособий). Проводимая Правительством Москвы социально ориентированная политика позволяет сохранять в городе необходимую социальную стабильность.

 Основные меры социальной  поддержки, осущест-вляемые Правительством  Москвы, нашли свое отражение в Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 1999 год.

 Намеченная на 1999 год  программа мер социальной защиты  жителей Москвы полностью выполнена.

 В целом на ее  реализацию направлено около  45% всех бюджетных расходов города, в том числе на строительство бесплатного муниципального жилья и расселение жителей из районов с пятиэтажной застройкой - 3,5 млрд.руб., дотацию на бесплатный проезд в городском транспорте льготных категорий - 3,8 млрд.руб., бесплатное лекарственное обеспечение - 2,1 млрд.руб., выплату пособий семьям с детьми и различных доплат - 1,1 млрд.руб. В процессе исполнения бюджета в целях обеспечения социальной защиты москвичей дополнительные ассиг-нования направлялись на бесплатное лекарственное обеспечение, увеличение доплат к пенсиям.

 С января 1999 года  в Москве в основном реализован  Федеральный закон "О ветеранах". Жилищно-коммунальные льготы дополнительно  получили 570 тысяч ветеранов войны  и труда, льготы по оплате  радиоточки и телеантенны - 1,3 млн.ветеранов, на что из городского бюджета допол-нительно было выделено 460 млн.руб., а всего на реали-зацию этого закона городом расходуется более 4 млрд. руб. в год. Из-за отсутствия средств федерального бюджета в 1999 году для 1,1 млн.ветеранов льгота по оплате за телефон по-прежнему финансировалась из доходов АО "Москов-ская городская телефонная сеть", на что направлено 206 млн.руб.

 Особое внимание  в 1999 году уделялось материальной  поддержке пенсионеров. Повышение  "социальной нормы" (дважды  в течение года) способствовало приближению пенсий к прожиточному минимуму. С 1 ноября 1999 года она составила 575 руб. в месяц. Численность получателей городских доплат к пенсиям до "социальной нормы" достигла к концу года 1730 тыс.чел., а сумма расходов на их выплату за 1999 год превысила 2 млрд.руб.

 Продолжалась работа  по предоставлению инвалидам  различных реабилитационных услуг  и технических средств. В 1999 году инвалидам бесплатно выдано 2,5 тыс. кресло-колясок, 150 тыс. протезно-ортопедических  изделий, 34,2 тыс. санаторно-курортных путевок, а также выделено 2,6 тыс. автомобилей "Москвич-Святогор".

 Для адресной социальной  поддержки малообес-печенных персионеров  и семей с детьми в 1999 году  активно привлекались внебюджетные  средства префектур адми-нистративных  округов, районных управ, благотво-рительных, некоммерческих организаций и внебюджетных государственных социальных фондов - социального страхования, занятости, пенсионного. На эти цели направлено более 1,2 млрд.руб.

 О резком падении  жизненного уровня пожилых граждан свидетельствует увеличение почти в 1,5 раза обращений по организации захоронения умерших пенсионеров на безвозмездной основе.

 В 1999 году продолжалась  выплата городских доплат к  пособию на погребение и предоставление  отдельных бесплатных ритуальных  услуг ГП "Ритуал". На эти цели из городского бюджета направлено около 53 млн. рублей.

 Кроме того, к пенсиям  определенным категориям ветеранов  с учетом их боевых и других  заслуг установлены дополнительные  выплаты. К этим категориям  ветеранов относятся: женщины - инвалиды и участницы ВОВ, инвалиды ВОВ, не выработавшие вследствие тяжелого ранения требуемый стаж для назначения трудовой пенсии, инвалиды с детства вследствие ранения в годы ВОВ, родители военнослужащих, погибших в армии в мирное время, Почетные доноры СССР, сдававшие кровь в годы ВОВ.

 Для обеспечения  достойной жизнедеятельности престарелых  граждан в системе социальной  защиты весьма положительно зарекомендовали  себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым  и инвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации.

 В 1999 году продолжалось  решение задачи по созданию  центров социального обслуживания  в каждом районе города. На  сегодняшний день в городе  практически завершена работа  по выполнению Программы развития  сети центров социального обслуживания. В настоящее время в Москве создано 112 центров социального обслуживания, 11 филиалов и 1 Экспериментальный комплексный центр социальной защиты населения в Юго-Восточном административном округе.

 Для обслуживания  на дому одиноких пенсионеров и инвалидов при ЦСО создано 916 отделений социального обслуживания, которые в 1999 году оказали различные социальные услуги на дому более 115 тыс. (Приложение №1 и №2) одиноких граждан, нуждающихся в посторонней помощи. За последние годы получили развитие отделения социально-медицинского обслуживания на дому, которые предназначены для оказания социальной и медицинской помощи одиноким пенсионерам и инвалидам, страдающим тяжелыми формами заболеваний. Всего в городе создано 19 таких отделений, которые оказывают помощь почти 1200 человек.

Информация о работе Оциальное обслуживание пожилых людей