Патриотизм среди молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:03, научная работа

Краткое описание

Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».

Содержание

I. Методологический раздел программы…………………………………….3
1.1 Актуальность темы……………………………………………….…….….3
1.2 Определение проблемы исследования………..……………………...…..3
1.3 Научная разработанность данной темы………...………………………..5
1.4 Логический анализ понятий…………………………………………........7
1.4.1 Интерпретация понятий………………………………………………....9
1.4.2 Операционализация понятий…………………………………….……..9
1.5 Цель исследования……………...…………………………………….…...9
1.6 Задачи исследования……………...……………………………………….9
1.7 Предмет исследования………...…………………………………………10
1.8 Объект исследования………………………………………………..…...10
1.9 Гипотезы исследования………………………………………………….10

II. Методологический раздел программы……………………………….….11
2.1 Методы сбора первичной социологической информации…………….11
2.2 Место и время проведения исследования, название инструментария..11
2.3 Характеристики инструментария……………..………………………...11
2.4 Выборка…………..……………………………..………………….……..12
2.5 Метод обработки эмпирических данных…………..……………….…..12
2.6 Практическая значимость исследования…………..………….…….…..12
2.7 Анкета……………………..………………………………………………13
2.8 Рабочий план проведения исследования……………..…………………15
2.9 Библиография……………..……………………………………………...15
III. Аналитический раздел………………………………...……....................18

Вложенные файлы: 1 файл

issledovanie.docx

— 98.38 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии.

Социологическое исследование на тему:

«Патриотизм среди молодежи».

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса,

  факультета  социальных

технологий 

группы  ГМУ-35

Галкин  К.А.

 

 

Проверил:

Потапов В.П.

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание программы:

 

I. Методологический раздел программы…………………………………….3

  • 1.1 Актуальность темы……………………………………………….…….….3
  • 1.2 Определение проблемы исследования………..……………………...…..3
  • 1.3 Научная разработанность данной темы………...………………………..5
  • 1.4 Логический анализ понятий…………………………………………........7
  • 1.4.1 Интерпретация понятий………………………………………………....9
  • 1.4.2 Операционализация понятий…………………………………….……..9
  • 1.5 Цель исследования……………...…………………………………….…...9
  • 1.6 Задачи исследования……………...……………………………………….9
  • 1.7 Предмет исследования………...…………………………………………10
  • 1.8 Объект исследования………………………………………………..…...10
  • 1.9 Гипотезы исследования………………………………………………….10
  •  

    II. Методологический раздел программы……………………………….….11

  • 2.1 Методы сбора первичной социологической информации…………….11
  • 2.2 Место и время проведения исследования, название инструментария..11
  • 2.3 Характеристики инструментария……………..………………………...11
  • 2.4 Выборка…………..……………………………..………………….……..12
  • 2.5 Метод обработки эмпирических данных…………..……………….…..12
  • 2.6 Практическая значимость исследования…………..………….…….…..12
  • 2.7 Анкета……………………..………………………………………………13
  • 2.8 Рабочий план проведения исследования……………..…………………15
    • 2.9 Библиография……………..……………………………………………...15

     

    III. Аналитический раздел………………………………...……....................18

     

    I. Методологический раздел

     

     

    1.1. Актуальность темы

     

    Проблема  гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».

    Минуло 100 лет. Сравнивая наше время с советским  периодом со всевозможными комсомолами, пионерскими лагерями, демонстрациями, где поддержанию патриотизма  уделялось, чуть ли ни первое место, мы (говоря от лица молодежи) остались «без царя в голове». Сейчас необходимость  воспитания патриотизма у россиян, а именно молодежи вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях страна должна стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины, как в мирное, так и в военное время.

    Таким образом, актуальность темы моего исследования обусловлена:

    1) нарастанием  аполитичности среди молодежи;

    2) мотивацией  к эмиграции;

    3) подменой  идеалов;

    4) слепому  копированию и следованию иностранным  тенденциям и настроениям;

    5) отрицанием  истории, неуважительным отношением  к памятникам истории, заслугам  и достижениям родной страны;

    6) нарастающим  космополитизмом и проч.

     

    1.2. Обоснование проблемной ситуации

     

    На данный момент прослеживается резкое снижение политической активности у  молодежи, как по качественным, так и по количественным показателям. Экстремистские проявления в молодежной среде, в  особенности, откровенно фашистского  и националистического характера, становятся реальной угрозой социальной и межнациональной стабильности в стране. Почти половина 15-17 летних подростков хотела бы родиться в другой стране. Это свидетельствует об антироссийской направленности системы ценностей современной молодежи, и как следствие о низком уровне патриотических чувств. Хотя, такое явление как патриотизм, невероятно важен для любого государства.

    В научно-исследовательской  литературе проблеме патриотизма уделяется  явно недостаточное внимание. В изучении его природы, сущности, содержания, с учетом важнейших изменений, происшедших  в нашем обществе, сделаны лишь первые шаги. Поэтому в период реформирования российского общества рассмотрение ряда важнейших сторон данной проблемы является одной из актуальных задач  отечественной науки.

    Говоря о  реальных социальных проблемах, влияющих на снижение патриотизма, можно выделить, что они напрямую связаны  с  экономической ситуацией в стране. В последнее десятилетие потенциал  государственной экономики раскрывался  в условиях небывалого роста цен, денежной инфляции и падения средней  зарплаты значительно ниже уровня прожиточного минимума. С 1992 г. по 1995 г. резко изменилась структура доходов семей - в 2.5 раза увеличились доходы от предпринимательства, почти не изменился вклад социальных выплат и пособий, и сократились  доходы от зарплаты с 70% до 40%. Реальный уровень жизни упал у 60% населения, увеличилась доля расходов на питание.

    Крушение  Советского Союза как государства, образование в 1991 г. нового государственного образования с новыми границами, с новым государственным аппаратом, с новой экономикой и кризисом власти, создали ситуацию, в которой  идеология старого государства  не могла отвечать современным политическим требованиям, а новая идеология  практически не была создана.

    Для создания и поддержания должного уровня патриотических настроений в обществе необходимо существование  сильной идеологической концепции, включающей в себя признаки государственности  и признаки принадлежности отдельного гражданина к народу Российской Федерации. Другими словами, России необходим  политический PR.

    Для нормального  существования российского общества необходимо нейтрализовать  пропаганду комплекса неполноценности и  преклонения перед Западом, распространяющейся практически во всех сферах деятельности общества - от науки, промышленности, менеджмента, банковского дела, торговли до литературы, кино, эстрады, других видов искусства, т.е. необходимо активизировать процесс  реабилитации российских ценностей, сформировать понятие образа жизни россиянина, его менталитета и т.д.

     

    1.3. Научная разработанность  темы  исследования.

     

    Лутовинов В. И. (Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодёжи в современных условиях (социально-философский анализ): Дисс. докт. филос.наук. - М: Военный университет, 1998, С. 34) использует совершенно ясные и неоспоримые аргументы в защиту своих позиций. Но данные концепции не в состоянии дать исчерпывающей трактовки таких сложных интегральных понятий как патриотизм, Отечество, Родина.

     

    Философ-энциклопедист  А.Ф. Лосев писал: «Родина ... не есть только территория, она не есть только национальность, она не есть только социальная жизнь. Родина есть Родина. Я знаю, что это нечто большое, великое, нечеловеческое; я знаю, что  это что-то прекрасное, желанное и  возвышающее». Хотя предложенные подходы  и дают возможность рассмотреть  и учесть основные типы факторов развития при построении конкретных образовательных  программ, направленных на формирование патриотизма, но есть внутренние противоречия в каждом из этих подходов. Многие элементы патриотизма несут в себе одновременно и охранительный, конструктивный и  деструктивный аспект.

     

    В исследованиях  И.Ф. Бондаренко и В.В. Колпачёва (Патриотизм и патриотическое воспитание воинов: история, традиции, современность. Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Н. Козлова. - Ставрополь: МО РФ, 1997. -36 с, С. 10-И.) выделены следующие основы или истоки патриотизма:

    Естественные  основы. Первичный патриотизм был  характерен, прежде всего, для кочевых  народов и держался на кровной  связи между членами семьи, рода. Это был патриотизм родственников, позволявший делить всех людей на своих и чужих. По мере перехода от кочевого образа жизни к оседлому, появляется привязанность людей  к конкретной территории, её ландшафту, климату, флоре и фауне. Так патриотизм крови был усилен патриотизмом земли, причём последний приобретал всё  более важное, самоценное значение. Уже древним русичам была хорошо известна магия, мистерия родной Земли.

    Экономические основы. Они кроются в чувствах собственности на средства производства, земельные наделы, в производственных связях между людьми.

     

    Клименко И.М. Формирование патриотизма  в процессе обучения истории и  внеучебной работы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02- 1999

    Лосев А.Ф. Родина //Патриотизм: общероссийский и национальный. - М., 1996. С. 150.

    Включение патриотизма  в систему социальных и личностных ценностей молодежи связано с развитием у них чувства долга, ответственности перед той социальной группой, с которой они себя идентифицируют (этнос, нация, государство), верности традициям, социальной зрелости и осуществляется посредством личной причастности в процессе прохождения личностью всех уровней самоидентификации: Я-этнонациональное — Я-гражданоско-государственное — Я-планетарное и только тогда — Я-Личность.

     

    Апробация и  использование материалов. Основные идеи диссертационного исследования рассматривались  на всероссийских научно-практических конференциях: «Активизация творческого, научного потенциа- ла первокурсников как одна из форм гражданско-патриотического воспитания молодежи» (Екатеринбург, 2002); «Образовательная стратегия в начале XXI века и проектирование региональных образовательных систем» (Тюмень, 2003); «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (Москва, 2003); «Формирование гражданственности и патриотизма молодёжи современной России: теория и практика» и «Духовно-нравственный потенциал России: связь поколений» (Тюмень, 2005); на региональных научно-практических конференциях: «Педагогический вуз как региональный культурно-образовательный центр в условиях Урала и Сибири» (Тобольск, 2003); «Воспитательная работа в педагогических вузах Западной Сибири: современное состояние, перспективы развития» (Нижневартовск, 2005); на внутривузовской научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты методики преподавания в вузе» (Тюмень, 2004).

    Философское осмысление патриотизма осуществлялось в различных

    течениях и направлениях русской и зарубежной философской мысли:

    традиционализме, славянофильстве,  евразийстве,  либерализме,

    западничестве, народничестве, анархизме, монархизме, социал-

    демократизме, марксизме, религиозный мистицизм и других.

    Наиболее  активно и плодотворно эта  проблема разрабатывалась в

    концепциях Русской идеи. Представителями данного направления

    отечественной философской мысли были выявлены теоретические основы

    патриотизма, важнейшие методологические положения, связанные с

    пониманием  его природы, сущности, роли и места  в условиях российской

    действительности. Традиция глубокого мировоззренческого изучения

    проблем патриотизма  была заложена B.С. Соловьевым и Н.А. Бердяевым.

    Разработкой и развитием патриотизма в  традициях Русской идеи

    занимались  С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, Г.В.

    Плеханов, П.Б. Струве, А.Н. Толстой, Г.П. Федотов, Г.В.  Флоровский и 

    другие.

    Теоретико-методологическому  и политологическому осмыслению

    проблем патриотизма  способствовали идеи Г.В.Ф. Гегеля, а  также теория

    классовой борьбы К. Маркса, В.И. Ленина.

    Патриотизм  в концепции евразийства разрабатывался в трудах Н.С.

    Трубецкого, П.Н. Савицкого, П.П. Сувчинского, Г.В. Флоровского,

    Н.Н.Алексеева, Л.Н.Гумилева.

    В рамках темы интерес представляют исследования, касающиеся

    проблем общественного  сознания, в том числе его политической и 

    исторической  формы В.А. Артемова, А.П. Белик, В.А. Ельчанинова, А.И.

    Ракитова, В.Н.Филиппова, А.С. Фролова, Н.И. Чинаковой, Р.Г. Яновского

    и др.

    Соотношение советского патриотизма и пролетарского 

    интернационализма исследуется в работах М.С. Джунусова, А.И.

    Доронченова, П.М. Рогачева,  М.А. Свердлина, И.Н. Марюшкина, Э.В.

    Тадевосяна  и др. Военно-патриотический аспект проблемы исследуется в

    трудах Д.А. Волкогонова, В.И. Нечипуренко, А.М. Скрыльника, В.И.

    Дерюгина, А.Д. Лопуха и др. Патриотизм в аспекте духовно-экологической

    ноосферной цивилизации исследуется в работах А.В. Иванова, И.В.

    Фотиева, М.Ю. Шишина. Патриотическая деятельность рассматривается

    в трудах лидеров  патриотического движения С.Н. Бабурина, С.Ю.

    Глазьева, Г.А. Зюганова, В.В. Жириновского, Д.О. Рогозина.

    В настоящее  время исследованием проблем  патриотизма занимается

    несколько творческих коллективов институтов социологии, социально-

    политических  исследований и психологии РАН, Главного управления

    воспитательной  работы ВС РФ, Центра военно-стратегических

    исследований  Генерального штаба ВС РФ и др. Комплексный  анализ

    Информация о работе Патриотизм среди молодежи