Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:03, научная работа
Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».
I. Методологический раздел программы…………………………………….3
1.1 Актуальность темы……………………………………………….…….….3
1.2 Определение проблемы исследования………..……………………...…..3
1.3 Научная разработанность данной темы………...………………………..5
1.4 Логический анализ понятий…………………………………………........7
1.4.1 Интерпретация понятий………………………………………………....9
1.4.2 Операционализация понятий…………………………………….……..9
1.5 Цель исследования……………...…………………………………….…...9
1.6 Задачи исследования……………...……………………………………….9
1.7 Предмет исследования………...…………………………………………10
1.8 Объект исследования………………………………………………..…...10
1.9 Гипотезы исследования………………………………………………….10
II. Методологический раздел программы……………………………….….11
2.1 Методы сбора первичной социологической информации…………….11
2.2 Место и время проведения исследования, название инструментария..11
2.3 Характеристики инструментария……………..………………………...11
2.4 Выборка…………..……………………………..………………….……..12
2.5 Метод обработки эмпирических данных…………..……………….…..12
2.6 Практическая значимость исследования…………..………….…….…..12
2.7 Анкета……………………..………………………………………………13
2.8 Рабочий план проведения исследования……………..…………………15
2.9 Библиография……………..……………………………………………...15
III. Аналитический раздел………………………………...……....................18
проблем патриотизма проводится «Ассоциацией по комплексному 5
изучению русской нации» (АКИРН), основанной Е.С.Троицким.
Следует отметить, что степень общетеоретической разработанности
проблемы оснований современного патриотизма, его консолидирующей
роли по отношению
к национально-государственной
постсоветской России в условиях общественных трансформаций является
недостаточной.
Это проявляется в
осмыслении методологических и теоретических основ патриотизма, его
взаимосвязи с национальной идеей, инструментами достижения
общенационального согласия, определенной общности целей
гражданского социума и т.д.
Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины. Джон Кеннеди.
Каждый должен начать с себя, внести свой вклад, не надеясь на кого-то другого.
Патриот - это человек, служащий родине, а родина – это, прежде всего, народ Н.Г.Чернышевский.
Люди, чьи интересы не сводятся к сугубо личным интересам, людей, которые думают о благополучии своего города, своей республики, своей страны.
Как заметил один глубокомыслящий человек, «русский человек никогда не боялся умирать, теперь надо научиться не бояться ЖИТЬ». Это, действительно, так. Нельзя однозначно определить, кто бoльший герой: тот, кто сгорел в геройском подвиге в одночасье, или тот, кто продолжает кропотливо трудиться на благо Родины каждый день. Очевидно, стране нужны люди и с тем, и с другим типом решительности и самоотверженности.
Вывод:
В результате предварительного теоретического и практического поиска ученые и исследователи пришли к выводу, что одним из наиболее эффективных путей реализации формирования в системе ценностей гражданской, патриотической позиции является создание интерактивной среды, где молодые люди могли бы проявлять себя как граждане и патриоты. Если сегодняшнее общество трудно назвать гражданским, то в рамках образовательного учреждения (например, вуза) можно попытаться создать такую среду, которая будет формировать гражданские и патриотические качества молодежи.
1.4. Логический анализ понятий
1.4.1. Интерпретация понятий
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Патриот - патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Эмигра́ция (от лат. emigro — «выселяюсь») — переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Иногда расценивается как «измена родине».
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Фактор - в широком
смысле все, что влияет на результат какого-либо
явления, его движущая сила, причина.
(http://ru.wikipedia.org/wiki/
1.4.2 Операционализация понятий
Молодежь Студент |
По возрасту:
3. более 23 лет По полу:
По уровню образования:
|
Патриотизм |
Факторы:
|
1.5. Цель исследования
Выявить соотношение
патриотов и непатриотично
1.6. Задачи исследования
1) выявить отношение молодежи к роли патриотизма в нашей стране;
2) выявить основные причины эмиграции на Запад;
3) выявить отношение к политике молодежи;
4) выявить отношение молодежи к военной службе в армии;
5) выявить, чего не хватает для поднятия патриотизма в стране.
1.7. Объект исследования
Студенты 3 курса дневной формы обучения РГТЭУ г. Москвы;
Количество респондентов: 50.
1.8 Предмет исследования – отношение студентов к Родине.
1.9. Гипотезы исследования
1. Предположим,
что роль патриотизма, по
2. Предположим,
что основными причинами
3. Предположим,
что отношение молодежи к
4. Предположим,
что отношение молодежи к
5. Предположим,
что для поднятия чувства
Опрос в форме анкетирования.
2.2.
Время, место проведения
Исследование проводилось в РГТЭУ в ноябре 2012 года.
Инструментарий: анкета «Патриотизм среди молодежи».
2.3 Характеристики инструментария
Всего в анкете студентам будет задано 14 вопросов по данной теме.
По содержанию:
- о личности респондента – 2 (1,2)
- о фактах сознания – 4 (3,4, 9, 12, 13 )
- о фактах поведения – 7 (4, 5, 6, 7, 8, 10, 11)
По форме:
- закрытые – 8 (1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10)
-полузакрытые – 4 (8, 12, 13, 11)
-открытые – 1 (2)
По оформлению:
-табличные – 0
-линейные- 10 (1-10)
-ловушки- 2 (8 ,12)
-фильтры – 0
-шкалы:
2.4 Выборка
Объем генеральной выборки |
Объем выборки |
Тип выборки |
Единицы наблюдения |
География |
Молодежь |
Количество респондентов |
Стихийная |
Респонденты |
Москва |
32 млн. |
50 |
Для проведения данного исследования и анализа информации требуется определенная категория респондентов. |
Российский государственный |
2.5 Метод обработки эмпирических данных
В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирических данных.
2.6 Практическая значимость
Данное
социологическое исследование имеет
большое практическое значение. При
получении результатов
2.7 Анкета
Дорогой друг!
Я ,Галкин К.А., студент 3 курса Российского Государственного Торгово-Экономического университета факультета социальных технологий, провожу социологическое исследование на тему: «Патриотизм среди молодежи». Моей целью является выявить соотношение патриотов и непатриотично настроенных людей среди молодежи, а именно студентов РГТЭУ.
Полученные данные будут использованы в учебных (научных) целях.
Предложенную анкету следует заполнять ручкой. В пустых квадратах напротив Вашего варианта ответа поставьте галочку. Если в списке предложенных вариантов ответов Вы не нашли своего, впишите его. Опрос проводится анонимно.
Заранее благодарю за внимание!
1. Ваш пол:
4. Как Вы считаете, человек живет благодаря государству или государство существует благодаря человеку?
5. Является ли патриотизм актуальным для каждого из нас?
Другое:_______________________
6. Ходили ли Вы голосовать на Выборы?
7. Участвовали ли Вы когда-либо в митингах, шествиях, демонстрациях?
8. Состояли ли Вы в какой-либо политической партии, блоке, политической организации, политическом движении и т. п.?
9. Хотели бы Вы жить в другой стране?
Если Ваш ответ «нет», то переходите к вопросу №11
10. По каким причинам Вы хотели бы покинуть свою страну?
другое:
______________________________
11. Что для Вас 9 мая?
12. Хотели бы Вы пройти воинскую службу по призыву?
13. Вы не хотите проходить воинскую службу по причине:
14. Чего, по Вашему мнению, не хватает для поддержания патриотизма в нашей стране?