Патриотизм среди молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:03, научная работа

Краткое описание

Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».

Содержание

I. Методологический раздел программы…………………………………….3
1.1 Актуальность темы……………………………………………….…….….3
1.2 Определение проблемы исследования………..……………………...…..3
1.3 Научная разработанность данной темы………...………………………..5
1.4 Логический анализ понятий…………………………………………........7
1.4.1 Интерпретация понятий………………………………………………....9
1.4.2 Операционализация понятий…………………………………….……..9
1.5 Цель исследования……………...…………………………………….…...9
1.6 Задачи исследования……………...……………………………………….9
1.7 Предмет исследования………...…………………………………………10
1.8 Объект исследования………………………………………………..…...10
1.9 Гипотезы исследования………………………………………………….10

II. Методологический раздел программы……………………………….….11
2.1 Методы сбора первичной социологической информации…………….11
2.2 Место и время проведения исследования, название инструментария..11
2.3 Характеристики инструментария……………..………………………...11
2.4 Выборка…………..……………………………..………………….……..12
2.5 Метод обработки эмпирических данных…………..……………….…..12
2.6 Практическая значимость исследования…………..………….…….…..12
2.7 Анкета……………………..………………………………………………13
2.8 Рабочий план проведения исследования……………..…………………15
2.9 Библиография……………..……………………………………………...15
III. Аналитический раздел………………………………...……....................18

Вложенные файлы: 1 файл

issledovanie.docx

— 98.38 Кб (Скачать файл)

проблем патриотизма  проводится «Ассоциацией по комплексному 5

изучению  русской нации» (АКИРН), основанной Е.С.Троицким.

Следует отметить, что степень общетеоретической  разработанности 

проблемы  оснований современного патриотизма, его консолидирующей 

роли по отношению  к национально-государственной идеологии 

постсоветской России в условиях общественных трансформаций  является

недостаточной. Это проявляется в недостаточном социально-философском

осмыслении методологических и теоретических основ патриотизма, его

взаимосвязи с национальной идеей, инструментами  достижения

общенационального согласия, определенной общности целей 

гражданского  социума и т.д.

 

Не спрашивай, что твоя родина может сделать  для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины. Джон Кеннеди.

Каждый должен начать с себя, внести свой вклад, не надеясь на кого-то другого.

Патриот - это  человек, служащий родине, а родина – это, прежде всего, народ  Н.Г.Чернышевский.

Люди, чьи  интересы не сводятся к сугубо личным интересам, людей, которые думают о  благополучии своего города, своей  республики, своей страны.

 

Как заметил один глубокомыслящий человек, «русский человек никогда не боялся умирать, теперь надо научиться не бояться ЖИТЬ». Это, действительно, так. Нельзя однозначно определить, кто бoльший герой: тот, кто сгорел в геройском подвиге в одночасье, или тот, кто продолжает кропотливо трудиться на благо Родины каждый день. Очевидно, стране нужны люди и с тем, и с другим типом решительности и самоотверженности.

 

Вывод:

В результате предварительного теоретического и  практического поиска ученые и исследователи  пришли к выводу, что одним из наиболее эффективных путей реализации формирования в системе ценностей  гражданской, патриотической позиции  является создание интерактивной среды, где молодые люди могли бы проявлять  себя как граждане и патриоты. Если сегодняшнее общество трудно назвать  гражданским, то в рамках образовательного учреждения (например, вуза) можно попытаться создать такую среду, которая  будет формировать гражданские  и патриотические качества молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Логический анализ  понятий

1.4.1. Интерпретация понятий

 

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку,  традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

 

Патриот - патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

 

Эмигра́ция (от лат. emigro — «выселяюсь») — переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Иногда расценивается как «измена родине».

 

 

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Фактор - в широком смысле все, что влияет на результат какого-либо явления, его движущая сила, причина.  (http://ru.wikipedia.org/wiki/фактор)

 

1.4.2 Операционализация понятий

Молодежь

Студент

По возрасту:

  1. до 18 лет
  2. 19-22 года

3. более 23 лет

По полу:

    1. мужской
    2. женский

По уровню образования:

  1. среднее
  2. неоконченное высшее
  3. высшее
  4. другое

Патриотизм

Факторы:

  1. патриотическое самосознание, гражданская ответственность и мужество, общественная инициативность и активность, готовность трудиться для расцвета Родины, защищать ее, поднимать и укреплять международный авторитет.
  2. уважение к Конституции, законам Российского государства, принятым правовым нормам, сформированная потребность в их соблюдении, высокое правосознание.
  3. уважение к родителям, своей родословной, к традициям и истории родного народа, осознание своей принадлежности к нему как его представителя, наследника и продолжателя.
  4. дисциплинированность, трудолюбие, упорство, творчество, чувство заботливого хозяина своей земли, забота о ее природе, экологии.
  5. гуманизм, уважительное отношение к культуре, традициям других народов, населяющих Россию, высокая культура межнационального общения.

 

 

 

 

 

 

1.5. Цель исследования

 

Выявить соотношение  патриотов и непатриотично настроенных  людей среди молодежи, а именно студентов РГТЭУ и выработать предложение для специалистов в этой сфере.

 

1.6. Задачи исследования

1) выявить  отношение молодежи к роли  патриотизма в нашей стране;

2) выявить  основные причины эмиграции на  Запад;

3) выявить  отношение к политике молодежи;

4) выявить  отношение молодежи к военной  службе в армии; 

5) выявить, чего не хватает для поднятия патриотизма в стране.

 

1.7. Объект исследования

 

Студенты 3 курса  дневной формы обучения  РГТЭУ  г. Москвы;

Количество  респондентов: 50.  

 

1.8 Предмет исследования – отношение студентов к Родине.

 

1.9. Гипотезы исследования

 

1. Предположим,  что роль патриотизма, по мнению  молодежи, велика.

2. Предположим,  что  основными причинами эмиграции  на Запад являются низкий уровень  жизни в нашей стране и невозможность  самореализоваться полностью.

3. Предположим,  что отношение молодежи к политике  нейтральное.

4. Предположим,  что отношение молодежи к военной  службе в армии отрицательное.

5. Предположим,  что для поднятия чувства патриотизма  в нашей стране не хватает  должного вмешательства государства  в жизнь молодежи.

 

 

II. Методико-процедурный раздел

2.1. Метод сбора эмперической  информации

 

 Опрос в форме анкетирования.

 

2.2. Время, место проведения исследования, названия инструментария.

 

Исследование  проводилось в РГТЭУ в ноябре 2012 года.

Инструментарий: анкета «Патриотизм среди молодежи».

 

 

2.3 Характеристики инструментария

Всего в  анкете студентам будет задано 14 вопросов по данной теме.

По содержанию:

- о личности респондента –  2 (1,2)

- о фактах сознания – 4 (3,4, 9, 12, 13 )

- о фактах поведения – 7 (4, 5, 6, 7, 8, 10, 11)

По форме:

- закрытые –  8 (1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10)

-полузакрытые – 4 (8, 12, 13, 11)

-открытые – 1 (2)

По оформлению:

-табличные – 0

-линейные- 10 (1-10)

-ловушки- 2 (8 ,12)

-фильтры – 0

-шкалы:

    1. ранговые - 2 (9, 11)
    2. номинальные - 1 (3) 

2.4 Выборка

Объем генеральной выборки

Объем выборки

Тип выборки

Единицы наблюдения

География

Молодежь

Количество респондентов

Стихийная

Респонденты

Москва

 

 

 

32 млн.

50

 

Для проведения данного исследования и анализа информации требуется  определенная категория респондентов.

Российский государственный торгово – экономический университет


 

 

 

2.5  Метод обработки эмпирических  данных

В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирических данных.

 

 

2.6 Практическая значимость исследования

Данное  социологическое исследование имеет  большое практическое значение. При  получении результатов анкетирования  можно выявить отношение современной  молодежи к Родине.

 

2.7 Анкета

 

Дорогой друг!

Я ,Галкин К.А., студент 3 курса Российского Государственного Торгово-Экономического университета факультета социальных технологий, провожу социологическое исследование на тему: «Патриотизм среди молодежи». Моей целью является выявить соотношение патриотов и  непатриотично настроенных людей среди молодежи, а именно студентов РГТЭУ.

Полученные  данные будут использованы в учебных (научных) целях.

Предложенную  анкету следует заполнять ручкой. В пустых квадратах напротив Вашего варианта ответа поставьте галочку. Если в списке предложенных вариантов  ответов Вы не нашли своего, впишите  его. Опрос проводится анонимно.

Заранее благодарю за внимание!

 

1. Ваш пол:                                                    2. Ваш возраст?    __  лет.

 

    1.  мужской;   
    2.  женский.

 

    1. Важен ли для вас патриотизм?

 

 

    1. Считаю, что это неотъемлемая часть  жизни
    2. Да
    3. Нет
    4. Затрудняюсь ответить

 

4. Как Вы считаете, человек живет благодаря государству или государство существует благодаря человеку?

 

  1.  человек живет благодаря государству;
  2.  государство существует благодаря человеку.

 

 

5. Является ли патриотизм актуальным для каждого из нас?

 

    1. Да
    2. Нет

                Другое:_______________________________________________

                                                

 

 

6. Ходили ли Вы голосовать на Выборы?

 

    1.  да
    2.  нет

 

7. Участвовали ли Вы когда-либо в митингах, шествиях, демонстрациях?

 

    1.  да
    2.  нет

 

8. Состояли ли Вы в какой-либо политической партии, блоке, политической организации, политическом движении и т. п.?

 

    1.  да
    2.  нет

 

9. Хотели бы Вы жить в другой стране?             

 

    1.  да
    2.  нет
    3. затрудняюсь ответить

 

Если  Ваш ответ «нет», то переходите к  вопросу №11

 

10. По каким причинам Вы хотели бы покинуть свою страну?

 

    1.  получить более качественное образование
    2.  получать более высокую зарплату
    3.  обеспечить моей семье безоблачное будущее
    4.  я не могу находиться среди российского общества
    5.  я всегда мечтал жить в другой стране, она близка мне по духу
    6.  у меня родственники в другой стране, которые ждут меня

другое: _________________________________________;

 

11. Что для Вас 9 мая?

 

    1.  выходной день;
    2.  повод расслабиться, сходить на праздничный концерт или просто посидеть в приятной компании;
    3.  исторический праздник, день памяти воинам-освободителям, хождение на торжественное возложение венков, военный парад на Красной площади, праздничный салют;
    4.  обычный, ничем не примечательный день.
    5. затрудняюсь ответить

 

12. Хотели бы Вы пройти воинскую службу по призыву?

 

    1.  да
    2.  нет
    3. затрудняюсь ответить
    4. другое:________________________________________________

 

 

 

 

13.  Вы не хотите проходить воинскую службу по причине:

 

    1. пустой траты времени и лучших лет жизни;
    2. низкого качества воинской службы и невозможность применения полученных знаний в области военного дела в дальнейшей гражданской жизни;
    3. нежелания связывать свою дальнейшую судьбу с военным делом;
    4. учебы и желания получать знания в дальнейшем, расти как специалист, ученый, доктор наук, профессор и т. д.;
    5. дедовщины, плохого питания.
    6. другое: ______________________________________________

 

14. Чего, по Вашему мнению, не хватает для поддержания патриотизма в нашей стране?

 

      1. вводить больше уроков по поддержанию  патриотизма в учебных учреждениях;
      2. создать больший уклон в сторону знаний русского языка, истории России и русской отечественной литературы;
      3. вводить специальные массовые мероприятия  по поддержанию патриотического духа;
      4. зарождать патриотизм от семьи;
      5. поднимать патриотизм посредством СМИ;
      6. повысить степень доверия населения у правительства;
      7. организовывать военные игры для подрастающего поколения;
      8. создать особую национальную идею;
      9. поднять православную религию;
      10. в нашей стране с патриотизмом все хорошо, всего хватает;
      11. не хватает ровным счетом ничего для поддержания патриотизма.

Информация о работе Патриотизм среди молодежи