Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработать предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения в регионах.
Задачи исследования:
• Рассмотреть исторические аспекты пенсионного обеспечения в России;
• Дать характеристику нормативной базы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения 5
1.1 Исторические аспекты становления пенсионного обеспечения 5
1.2 Нормативная правовая база пенсионного обеспечения 8
1.3 Реформирование пенсионного обеспечения 13
2. Состояние и перспективы пенсионного обеспечения в РФ 21
2.1 Состояние пенсионного обеспечения 21
2.2 Перспективы пенсионного обеспечения 27
Заключение 39
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Социальная политика - копия.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Сокращенная форма обучения

 

 

Направление подготовки – Социальная работа

по дисциплине Социальная политика

 

 

 

Тема: Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013г.

 

Оглавление

Введение                                                                                                         3

1. Теоретические основы  пенсионного обеспечения                                 5

1.1 Исторические аспекты  становления пенсионного обеспечения                   5

1.2 Нормативная правовая база  пенсионного обеспечения                                 8

1.3 Реформирование пенсионного  обеспечения                                                 13

2. Состояние и перспективы  пенсионного обеспечения в РФ                21

2.1 Состояние пенсионного  обеспечения                                                            21

2.2 Перспективы пенсионного  обеспечения                                                       27

Заключение                                                                                                  39

Список использованной литературы                                                         40

 

Введение

 

Актуальность исследования. В условиях радикальной трансформации общества, а именно перехода на рыночные условия жизни, с особой остротой встают проблемы социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения, в том числе пенсионеров. Важнейшей составляющей частью социальной политики в отношении пенсионеров выступает пенсионное обеспечение. Последствия рыночных отношений: нестабильность вызывает требование стабильности; дифференциация доходов вызывает более справедливое перераспределение доходов; инфляция - регулирование цен; безработица - социальные гарантии и т.д. Поэтому пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов в обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства.

Накопительный элемент в обязательном пенсионном страховании является принципиально новым явлением для отечественной системы социального обеспечения. Реальное установление накопительной части трудовой пенсии началось с 2013 г., и уже сейчас необходимо искать ответы на вопросы, с которыми неизбежно столкнутся правоприменители в будущем. Одним из таких вопросов является вопрос о проблемах пенсионного обеспечения в России. Все выше перечисленное указывает на несомненную актуальность темы исследования

Цель исследования - разработать  предложения по совершенствованию  пенсионного обеспечения в регионах.

Задачи исследования:

• Рассмотреть исторические аспекты пенсионного обеспечения в России;

• Дать характеристику нормативной базы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

• Выявить имеющиеся противоречия и тенденции развития пенсионного обеспечения в регионах;

• Определить направления совершенствования пенсионного обеспечения в регионах.

Объект исследования - система пенсионного  обеспечения в РФ.

Предмет исследования – состояние  и перспективы системы пенсионного  обеспечения в РФ.

Степень изученности проблемы. Анализ литературы, нормативной правовой базы, статистических данных по теме исследования указывает на то, что пенсионное обеспечение находится под пристальным вниманием, как законодателей, так и социологов, экономистов, финансистов и политиков: Аракчеева В.С., Азаровой Е. Г., Антоновой Н.А., Белоштан Т. Б., Выговской И.Г., Галаганова В.П., Далимова Р., Ерошенкова С.Г., Захарова М.Л., Пудова А.Н. и других.

Теоретическую и методологическую базу исследования представляют научные труды отечественных и зарубежных ученых в области пенсионного обеспечения, социальной политики, а так же материалы периодической печати.

Эмпирическую основу исследования составляют законодательные и иные правовые акты РФ, материалы, опубликованные на официальных сайтах государственных органов, входящих в систему пенсионного обеспечения, данные статистики.

 

1 Теоретические основы пенсионного  обеспечения

1.1 Исторические аспекты  становления пенсионного обеспечения

 

Идея всеобщего государственного обеспечения по старости возникла, по историческим меркам, вчера. Впервые ее реализовал в 1889 году германский канцлер Отто фон Бисмарк.

Как и многое другое, пенсии в России ввел Петр I. Прежние цари жаловали за заслуги не деньгами, а поместьями и шубами. В указе Петра «О пенсионе бывшим военным» говорилось: «Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира». Правда, пенсионеров было немного, поскольку солдат эта мера не затрагивала, а большинство офицеров являлись помещиками и имели средства. И только в начале XVIII в. Петр I в Морском уставе ввел регулярные денежные выплаты («пенсион») вдовам и детям морских офицеров.

Впервые детально проработанное пенсионное законодательство в России было принято  в России при Николае I, любившем во всем порядок и строгую регламентацию. В преамбуле указа от 6 декабря 1827 года так и говорилось: «Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности».

По николаевскому закону, все  обладатели классных чинов, военные и гражданские, прослужившие 25 лет, получали право на пенсию в размере 50% оклада, 35 лет - в размере 100%. Если офицер или чиновник уходил в отставку по болезни, ему полагалась треть оклада при 10-летней выслуге, две трети - при 20-летней и полный оклад - при 30-летней.

Обязательным условием для назначения пенсии являлась «беспорочная служба». Человек, «удаленный от должности» за проступок, должен был начинать служить сначала с потерей предыдущего стажа, если еще возьмут. Лицо, подвергавшееся уголовному преследованию, вообще теряло право на пенсию, и восстановить его мог только император.

Впоследствии пенсионная система  в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории  людей, которых сегодня называют «бюджетниками»: низших служащих, не имевших чинов, преподавателей государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеров и мастеров, а с 1913 года и рабочих государственных предприятий и железных дорог. Неизменным оставался главный принцип: основанием для назначения пенсии являлась исключительно работа на государство.

Придя к власти, большевики сразу  упразднили царские пенсии, а свои вводить не торопились. Подавляющее  большинство советских трудящихся не получали пенсий по старости 20 лет, колхозники - почти 40 лет. В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м - для старых большевиков, в 1928 году - для работников горнорудной и текстильной промышленности, в 1937 году - для всех городских рабочих и служащих.

До начала 90-х гг. прошлого века в СССР действовал Закон СССР «О государственных пенсиях» 1956 г., который функционировал более 35 лет. В этот Закон вносились дополнения и изменения, но ни одно из них не преследовало цели снизить достигнутый, достаточно высокий уровень пенсионного обеспечения. В основном изменения касались повышения минимального размера пенсии.

В 1990 г. принимается новый союзный  пенсионный Закон. Однако ему не суждено  было превратиться в «работающий» Закон в связи с распадом СССР. Его заменил Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», принятый 20 ноября 1990 г. (далее - Закон 1990 г.). Закон 1990 г. в первоначальной его редакции - типичный страховой Закон. В нем воплощались все принципы, на основании которых функционируют страховые пенсионные системы в других странах, заложен более высокий уровень пенсионного обеспечения по сравнению с ранее предусмотренным и фактически сложившимся, установлены соответствующие минимальные и максимальные размеры пенсий, обеспечивающие достойную жизнь пенсионеров, введена постоянная система индексации пенсионных выплат и т.д.

Общественное ожидание хорошего пенсионного  закона, отмены привилегий для избранных  было в то время огромно, и Закон 1990 г. оправдал такое ожидание. Им, в  частности, отменялись персональные пенсии, поскольку имелось в виду, что пенсионная система для всех и каждого не может нормально функционировать и развиваться, если создана особая, привилегированная система для тех, кто во власти или вблизи ее.

Закон 1990 г. «прожил» около 10 лет. В первый период он действовал в полную силу и в него не вносились изменения, снижающие достигнутый уровень пенсионного обеспечения. В этот период, который продолжался всего около двух лет, все пенсии индексировались по истечении каждого квартала, причем они повышались в такой же степени, в которой увеличивались цены на потребительские товары и услуги (темпы инфляции за квартал составляли в то время около 200%).

Впоследствии в Закон 1990 г. вносились  многочисленные поправки и дополнения. В своей совокупности они изменили сущность Закона, превратили его в антипод того Закона, который принимался в 1990 г. В итоге к 2002 г. в России сложился недопустимо низкий реальный уровень пенсионного обеспечения, в два и более раза ниже, чем в доперестроечный период. Резко сократилась также и дифференциация пенсий в зависимости от трудового вклада (она составила около 23%). Наряду с разрушением пенсионной системы для «всех» с 1996 г. вводятся сначала весомая надбавка к пенсии, а затем и вторая пенсия для чиновников разного уровня - федерального, регионального и муниципального, а также устанавливаются еще более высокие пенсии для лиц, занимавших государственные должности.

 

1.2 Нормативная правовая база пенсионного обеспечения.

Основными источниками пенсионного  права в Российской Федерации являются:

  • Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» - на условиях и по нормам, установленным ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и семьям этих лиц по их желанию.
  • ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
  • ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» - регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля над их деятельностью.
  • ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
  • ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
  • ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» - устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
  • ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» - устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

С вступлением в силу с 1 января 2002 года законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» началась пенсионная реформа в России. Цель пенсионной реформы - дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.

Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия перешла  к распределительно-накопительному принципу. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования. К старости на пенсионном счете у  гражданина будет накапливаться  определенная сумма. Российская экономика  получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.

30 апреля 2008 года президент РФ  подписал Федеральный закон  «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Согласно закону, начиная с 1 октября 2008 года, гражданин лично может  подать заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии по форме  «ДСВ-1» работодателю или в Пенсионный фонд России (ПФР). Государство берет на себя обязательства паритетного софинансирования добровольных отчислений граждан по схеме «один к одному». При этом минимальный взнос от гражданина не должен быть менее двух тысяч рублей в год. Максимальный «соплатеж» государства не превысит 12 тысяч рублей в год. Таким образом, годовая сумма на счету большинства россиян, начавших копить, может составить максимально 24 тысячи рублей в год.

1 октября 2008 года будучи премьер-министром  РФ Владимир Путин на заседании правительства объявил, по какому пути в России пойдет пенсионная реформа - «единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами1 взнос на обязательное пенсионное страхование будет взиматься по единой ставке 26% до уровня годовой зарплаты 415 тысяч рублей. Эту сумму планируется индексировать по мере роста средней заработной платы в стране».

27 января 2012 года было принято  Постановление Правительства Российской  Федерации «Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации»2. Согласно Постановлению, Пенсионный фонд, помимо уже установленных инвестиционных инструментов, может использовать банковские депозиты в кредитных организациях для размещения временно свободных пенсионных накоплений. Это позволит повысить эффективность управления этими деньгами.

Информация о работе Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы