Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель исследования - разработать предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения в регионах.
Задачи исследования:
• Рассмотреть исторические аспекты пенсионного обеспечения в России;
• Дать характеристику нормативной базы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
Введение 3
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения 5
1.1 Исторические аспекты становления пенсионного обеспечения 5
1.2 Нормативная правовая база пенсионного обеспечения 8
1.3 Реформирование пенсионного обеспечения 13
2. Состояние и перспективы пенсионного обеспечения в РФ 21
2.1 Состояние пенсионного обеспечения 21
2.2 Перспективы пенсионного обеспечения 27
Заключение 39
Список использованной литературы 40
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Сокращенная форма обучения
Направление подготовки – Социальная работа
по дисциплине Социальная политика
Тема: Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы
2013г.
Оглавление
1.3 Реформирование пенсионного
обеспечения
Введение
Актуальность исследования. В условиях
радикальной трансформации
Накопительный элемент в обязательном пенсионном страховании является принципиально новым явлением для отечественной системы социального обеспечения. Реальное установление накопительной части трудовой пенсии началось с 2013 г., и уже сейчас необходимо искать ответы на вопросы, с которыми неизбежно столкнутся правоприменители в будущем. Одним из таких вопросов является вопрос о проблемах пенсионного обеспечения в России. Все выше перечисленное указывает на несомненную актуальность темы исследования
Цель исследования - разработать предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения в регионах.
Задачи исследования:
• Рассмотреть исторические аспекты пенсионного обеспечения в России;
• Дать характеристику нормативной базы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
• Выявить имеющиеся противоречия и тенденции развития пенсионного обеспечения в регионах;
• Определить направления совершенствования пенсионного обеспечения в регионах.
Объект исследования - система пенсионного обеспечения в РФ.
Предмет исследования – состояние
и перспективы системы
Степень изученности проблемы. Анализ литературы, нормативной правовой базы, статистических данных по теме исследования указывает на то, что пенсионное обеспечение находится под пристальным вниманием, как законодателей, так и социологов, экономистов, финансистов и политиков: Аракчеева В.С., Азаровой Е. Г., Антоновой Н.А., Белоштан Т. Б., Выговской И.Г., Галаганова В.П., Далимова Р., Ерошенкова С.Г., Захарова М.Л., Пудова А.Н. и других.
Теоретическую и методологическую базу исследования представляют научные труды отечественных и зарубежных ученых в области пенсионного обеспечения, социальной политики, а так же материалы периодической печати.
Эмпирическую основу исследования составляют законодательные и иные правовые акты РФ, материалы, опубликованные на официальных сайтах государственных органов, входящих в систему пенсионного обеспечения, данные статистики.
1 Теоретические основы
Идея всеобщего
Как и многое другое, пенсии в России ввел Петр I. Прежние цари жаловали за заслуги не деньгами, а поместьями и шубами. В указе Петра «О пенсионе бывшим военным» говорилось: «Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира». Правда, пенсионеров было немного, поскольку солдат эта мера не затрагивала, а большинство офицеров являлись помещиками и имели средства. И только в начале XVIII в. Петр I в Морском уставе ввел регулярные денежные выплаты («пенсион») вдовам и детям морских офицеров.
Впервые детально проработанное пенсионное законодательство в России было принято в России при Николае I, любившем во всем порядок и строгую регламентацию. В преамбуле указа от 6 декабря 1827 года так и говорилось: «Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности».
По николаевскому закону, все обладатели классных чинов, военные и гражданские, прослужившие 25 лет, получали право на пенсию в размере 50% оклада, 35 лет - в размере 100%. Если офицер или чиновник уходил в отставку по болезни, ему полагалась треть оклада при 10-летней выслуге, две трети - при 20-летней и полный оклад - при 30-летней.
Обязательным условием для назначения пенсии являлась «беспорочная служба». Человек, «удаленный от должности» за проступок, должен был начинать служить сначала с потерей предыдущего стажа, если еще возьмут. Лицо, подвергавшееся уголовному преследованию, вообще теряло право на пенсию, и восстановить его мог только император.
Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками»: низших служащих, не имевших чинов, преподавателей государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеров и мастеров, а с 1913 года и рабочих государственных предприятий и железных дорог. Неизменным оставался главный принцип: основанием для назначения пенсии являлась исключительно работа на государство.
Придя к власти, большевики сразу
упразднили царские пенсии, а свои
вводить не торопились. Подавляющее
большинство советских
До начала 90-х гг. прошлого века в СССР действовал Закон СССР «О государственных пенсиях» 1956 г., который функционировал более 35 лет. В этот Закон вносились дополнения и изменения, но ни одно из них не преследовало цели снизить достигнутый, достаточно высокий уровень пенсионного обеспечения. В основном изменения касались повышения минимального размера пенсии.
В 1990 г. принимается новый союзный пенсионный Закон. Однако ему не суждено было превратиться в «работающий» Закон в связи с распадом СССР. Его заменил Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», принятый 20 ноября 1990 г. (далее - Закон 1990 г.). Закон 1990 г. в первоначальной его редакции - типичный страховой Закон. В нем воплощались все принципы, на основании которых функционируют страховые пенсионные системы в других странах, заложен более высокий уровень пенсионного обеспечения по сравнению с ранее предусмотренным и фактически сложившимся, установлены соответствующие минимальные и максимальные размеры пенсий, обеспечивающие достойную жизнь пенсионеров, введена постоянная система индексации пенсионных выплат и т.д.
Общественное ожидание хорошего пенсионного закона, отмены привилегий для избранных было в то время огромно, и Закон 1990 г. оправдал такое ожидание. Им, в частности, отменялись персональные пенсии, поскольку имелось в виду, что пенсионная система для всех и каждого не может нормально функционировать и развиваться, если создана особая, привилегированная система для тех, кто во власти или вблизи ее.
Закон 1990 г. «прожил» около 10 лет. В первый период он действовал в полную силу и в него не вносились изменения, снижающие достигнутый уровень пенсионного обеспечения. В этот период, который продолжался всего около двух лет, все пенсии индексировались по истечении каждого квартала, причем они повышались в такой же степени, в которой увеличивались цены на потребительские товары и услуги (темпы инфляции за квартал составляли в то время около 200%).
Впоследствии в Закон 1990 г. вносились многочисленные поправки и дополнения. В своей совокупности они изменили сущность Закона, превратили его в антипод того Закона, который принимался в 1990 г. В итоге к 2002 г. в России сложился недопустимо низкий реальный уровень пенсионного обеспечения, в два и более раза ниже, чем в доперестроечный период. Резко сократилась также и дифференциация пенсий в зависимости от трудового вклада (она составила около 23%). Наряду с разрушением пенсионной системы для «всех» с 1996 г. вводятся сначала весомая надбавка к пенсии, а затем и вторая пенсия для чиновников разного уровня - федерального, регионального и муниципального, а также устанавливаются еще более высокие пенсии для лиц, занимавших государственные должности.
1.2 Нормативная правовая база пенсионного обеспечения.
Основными источниками пенсионного права в Российской Федерации являются:
С вступлением в силу с 1 января 2002 года законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» началась пенсионная реформа в России. Цель пенсионной реформы - дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.
Таким образом, от распределительного
принципа выплаты пенсий Россия перешла
к распределительно-
Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования. К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.
30 апреля 2008 года президент РФ подписал Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Согласно закону, начиная с 1 октября 2008 года, гражданин лично может подать заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по форме «ДСВ-1» работодателю или в Пенсионный фонд России (ПФР). Государство берет на себя обязательства паритетного софинансирования добровольных отчислений граждан по схеме «один к одному». При этом минимальный взнос от гражданина не должен быть менее двух тысяч рублей в год. Максимальный «соплатеж» государства не превысит 12 тысяч рублей в год. Таким образом, годовая сумма на счету большинства россиян, начавших копить, может составить максимально 24 тысячи рублей в год.
1 октября 2008 года будучи премьер-министром РФ Владимир Путин на заседании правительства объявил, по какому пути в России пойдет пенсионная реформа - «единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами1 взнос на обязательное пенсионное страхование будет взиматься по единой ставке 26% до уровня годовой зарплаты 415 тысяч рублей. Эту сумму планируется индексировать по мере роста средней заработной платы в стране».
27 января 2012 года было принято
Постановление Правительства
Информация о работе Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы