Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель исследования - разработать предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения в регионах.
Задачи исследования:
• Рассмотреть исторические аспекты пенсионного обеспечения в России;
• Дать характеристику нормативной базы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
Введение 3
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения 5
1.1 Исторические аспекты становления пенсионного обеспечения 5
1.2 Нормативная правовая база пенсионного обеспечения 8
1.3 Реформирование пенсионного обеспечения 13
2. Состояние и перспективы пенсионного обеспечения в РФ 21
2.1 Состояние пенсионного обеспечения 21
2.2 Перспективы пенсионного обеспечения 27
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Пенсионное обеспечение - одна из главных
социальных гарантий развития государства,
поскольку оно затрагивает
Объективная необходимость содержания
обществом престарелых и
Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.
Виды трудовых пенсий:
– трудовая пенсия по старости;
– трудовая пенсия по инвалидности;
– трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной части.
Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.
При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, устанавливаемого в твердой сумме.
Трудовая пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, имеющим не менее пяти лет страхового стажа.
Трудовая пенсия по инвалидности назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы и имеющим хотя бы один день страхового стажа. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении, при наличии у умершего кормильца хотя бы одного дня страхового стажа.
Нетрудоспособными членами семьи признаются:
– дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
– один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;
– родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
– дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети — наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.
Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.
Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ.
Пенсия по государственному пенсионному
обеспечению — ежемесячная
– компенсации им заработка (дохода),
утраченного в связи с
– либо в целях компенсации
– либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Виды государственных пенсий:
– пенсия за выслугу лет;
– пенсия по старости;
– пенсия по инвалидности;
– пенсия по случаю потери кормильца;
– социальная пенсия.
Государственная пенсия за выслугу лет может быть установлена федеральным государственным служащим, военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), космонавтам, работникам летно-испытательного состава.
Федеральные государственные гражданские
служащие при наличии стажа
Пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей устанавливаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Пенсия гражданам из числа космонавтов — испытателей, космонавтов — исследователей, инструкторов — космонавтов — испытателей, инструкторов — космонавтов — исследователей устанавливается при наличии выслуги в соответствующих должностях не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении, при условии оставления работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.
Государственная пенсия за выслугу лет работникам летно-испытательного состава назначается гражданам Российской Федерации, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на периоды работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет (без учета периодов военной службы в должностях летного состава и периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации).
Государственная пенсия по старости устанавливается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф:
Государственная пенсия по инвалидности может быть установлена военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам. Государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.
Государственная пенсия по инвалидности назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа.
Государственная пенсия по инвалидности участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», устанавливается при наличии статуса участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» либо статуса лица, награжденного знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; наступлении инвалидности I, II или III группы независимо от причины инвалидности, за исключением случаев наступления инвалидности вследствие совершения участником Великой Отечественной войны и гражданином, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.
Государственная пенсия по случаю потери кормильца может быть установлена нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) граждан.
Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) может быть установлена нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации.
Преобразования отечественной пенсионной системы на протяжении двух последних десятилетий были обусловлены изменением общественного строя страны и переходом к рыночной экономике, что потребовало формирования принципиально иной институциональной базы пенсионного обеспечения. Наряду с государственно-обеспечительным бюджетным финансированием начали применяться механизмы пенсионного страхования, роль которых становится все более значимой.
В условиях восстановления потенциала экономики в 90-е годы, а так же в силу отсутствия страховых механизмов в советский период при проведении пенсионной реформы 2002 г. приходилось решать задачи связанные со становлением системы пенсионного страхования:
Информация о работе Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы