Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель исследования - разработать предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения в регионах.
Задачи исследования:
• Рассмотреть исторические аспекты пенсионного обеспечения в России;
• Дать характеристику нормативной базы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
Введение 3
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения 5
1.1 Исторические аспекты становления пенсионного обеспечения 5
1.2 Нормативная правовая база пенсионного обеспечения 8
1.3 Реформирование пенсионного обеспечения 13
2. Состояние и перспективы пенсионного обеспечения в РФ 21
2.1 Состояние пенсионного обеспечения 21
2.2 Перспективы пенсионного обеспечения 27
Заключение 39
Список использованной литературы 40
финансового обеспечения гарантированного минимального уровня покупательной способности пенсий;
введения отдельных элементов страхования в государственных и негосударственных пенсионных системах, в том числе путем создания негосударственных пенсионных фондов;
создания страховой
постепенного повышения
Вместе с тем процесс модерниза
Сейчас средний размер пенсии составляет 180% от прожиточного минимума пенсионера и равняется 38% от средней заработной платы. По расчетам специалистов-актуариев всего через пять лет средний размер пенсии понизится до 32% от средней заработной платы. Если же заработная плата работника в 2-3 раза превышает среднюю, то размер пенсии составит только пятую, а то и десятую ее часть.
По мнению специалистов Министерства труда и социальной защиты РФ, имеющиеся сегодня трудности в данной сфере объясняются тем, что не все из запланированных мероприятий пенсионной реформы 2002 г. были реализованы. Так, остается нерешенной острейшая проблема реформирования досрочных пенсий. В зачаточном положении находится система пенсионного страхования самозанятого населения. Незаконченным остается и институт накопительной составляющей трудовой пенсии, что делает его функционирование малоэффективным, поскольку пенсионные права застрахованных лиц, включенных в эту систему, девальвируются. Причинами сложившейся ситуации являются как внешние по отношению к пенсионной системе макроэкономические и демографические факторы, так и внутренние негативные факторы (нерешенность проблемы досрочных пенсий и отсутствие страховых механизмов для самозанятых граждан).
Следует признать: пока что не удалось достичь должного соответствия пенсионных институтов новому общественному укладу, изменившимся социально-трудовым отношениям, демографической ситуации в стране. Пенсионная реформа 2002 г. позволила решить лишь общие задачи перехода от социалистической модели государственного социального обеспечения к транзитной модели пенсионного обеспечения с элементами пенсионного страхования.
Это — типичные проблемы переходного этапа к рыночной экономике, которые страны бывшего СССР решают с различной скоростью, соответственно своим экономическим возможностям и выбранным приоритетам при реформирования пенсионных систем.
Важным шагом в создании современного
института пенсионного
Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Таджикистан и Украина (исключение
составляют Армения и Россия) вменили
в обязанность как
Кроме того, лишь Беларуси и Украине удалось решить задачу формирования страховых механизмов для досрочных пенсий, предоставляемых за работу во вредных и опасных условиях труда.
Нерешенные при проведении пенсионных реформ 2002 г. и 2010 г. проблемы следует отнести к внутрисистемным, связанным с формированием развитых страховых институтов, решение которых Правительство РФ планирует концептуально и законодательно оформить во второй половине 2012 г. — первой половине 2013 г.
Содержание «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации»9
Основными направлениями, которые определены в «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ», являются:
привлечение дополнительных страховых источников для повышения сбалансированности пенсионного страхования и обеспечения приемлемыми размерами пенсий самозанятое население;
формирование страховых
корректировка финансовых механизмов накопительных пенсий.
Тем самым основной вектор преобразований направлен на отказ от модели обеспечительных отношений советского периода, базировавшихся на доктрине «бесплатности» для населения пенсионного обеспечения и его бюджетного обеспечения, когда 60% средств дотировалось из федерального бюджета. Советская модель обеспечительных отношений зижделась на высокой доле наемного труда в общей численности экономически активного населения (до 90%), на низкой и однородной по размеру заработной плате, значительных общественных фондах потребления, сопоставимых по объему с заработной платой, высоких пропорциях перераспределения материальных ресурсов между отраслями экономики, возрастными группами и слоями населения, государственном регулировании цен на предметы потребления населения, тарифов на ЖКХ и другие услуги.
За 20-летний постсоветский период
механизмы формирования доходов
населения и распределения
Эти перемены потребовали качественных изменений в сфере пенсионного обеспечения, прежде всего посредством формирования институтов социального, корпоративного и личного пенсионного страхования. Объективная логика их становления требует завершения перехода к учету в пенсионном страховании интересов и возможностей отдельных категорий населения, на что направлена Стратегия. В случае реализации намеченных ею мер, пенсионная система России увеличит свой институциональный потенциал и получит новый импульс для развития. Это сильная сторона Стратегии10.
Вместе с тем, на наш взгляд, она излишне лаконична и не раскрывает ряда принципиальных моментов для понимания лицами, не подготовленными в этой области. Например, в ряду причин, препятствующих эффективному функционированию пенсионной системы, названы рост демографической нагрузки, структура занятости, размер заработной платы, макроэкономические параметры. Представляется желательным разъяснить с помощью цифр и примеров эти и другие факторы, а также изложить их роль и значимость. Причины очередных пенсионных преобразований, затрагивающих миллионы людей, должны быть объяснены на доступном для понимания языке, что позволит найти отклик и поддержку намеченного среди широких слоев населения.
Тем более что большинство причин носит объективный характер, не связано с «плохим» или «хорошим управлением» пенсионной системой, а в большинстве случаев лежат не внутри пенсионной системы, а вне ее. Важнейшими проблемами для пенсионной системы являются:
феномен старения населения, включивший в орбиту своего влияния большинство экономически развитых стран;
новый тип социально-трудовых отношений, разрушающий базу социального пенсионного страхования, который является вторым по значимости вызовом для пенсионных систем большинства стран мирового сообщества;
разбалансированная структура доходов населения (типичная проблема для всех стран с транзитной экономикой), в России отягощенная значительным удельным весом теневого рынка труда.
Раскрытие содержательного значения этих вызовов позволит увидеть реальные угрозы не только пенсионной системе, но и жизнедеятельности населения.
Проблемой номер один в системе пенсионного страхования России является устойчивая тенденция к быстрому старению населения. Если в 60-е годы на этапе завершения становления советской пенсионной системы доля пенсионеров составляла не более 9-10% от общей численности населения, в 1990 г. — 18%, то в 2011 г. она приблизилась к 22%, в 2025 г. прогнозируется ее рост до 26%, а к 2030 г. — уже до 28-29%.
То есть, за 70 лет доля пенсионеров
увеличится с 10% до 28%. На компенсацию
этого фактора потребуется
Кроме того, столь высокий удельный
вес пожилых граждан вызовет
необходимость повышения
В итоге рост затрат на пенсии, лекарства, медицинские услуги и уход, связанный только со старением населения, составит к 2030 г. не менее 4,5-5% ВВП, или 0,3% ВВП ежегодно.
Второй крупной проблемой
Третья серьезная проблема — недостаточно отрегулированная система заработной платы. Расчеты свидетельствуют, что 30% работающих в России при существующей величине заработной платы за всю свою трудовую деятельность не смогут заработать себе пенсию на уровне ПМ, а еще 30% заработают себе пенсию, размер которой не превысит 1,2-1,4 ПМ пенсионера.
Важно донести не только до сообщества предпринимателей, профсоюзов, но и до граждан простую истину: чтобы получать достойную пенсию, покупательная способность которой обеспечивает 2-2,2 ПМ пенсионера (примерно на уровне 12 тыс. руб. в месяц), необходимо на протяжении 38 лет (444 месяцев) вносить в ПФР за каждого застрахованного работника не менее 6,5 тыс. руб. в месяц, что в настоящее время достижимо только для четвертой части застрахованных лиц, заработная плата которых превышает 29,5 тыс. руб. в месяц.
По нашему мнению, в России наблюдается кризис политики доходов населения, прежде всего заработной платы и регулирования политики занятости. В случае повышения учитываемой заработной платы для пенсионного страхования до 35-40% от ВВП вместо 25% от ВВП сегодня, пенсионная система могла бы функционировать без особых осложнений. Более того, в этом случае могла бы идти речь об уменьшении страховых взносов в ПФР, которые вносят работодатели (а это назревший вопрос) до 15-18% от ФОТ и соответственном введении выплаты страховых взносов самими работниками, в объеме 5-8% от размера заработной платы.
Следует отметить и недостаточность в целом финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели. Совокупная составляющая ресурсов на систему пенсионного страхования в России составляет всего 6% ВВП, что в 1,5-2 раза меньше объемов, требуемых для обеспечения даже простого воспроизводства населения.
Для сравнения: в странах Евросоюза средняя величина выделяемых финансовых ресурсов на эти цели составляет порядка 12-14% ВВП, не говоря про такие страны, как ФРГ, Франция и Италия, в которых на пенсионное страхование направляется 16-18% ВВП.
Четвертой проблемой для системы
пенсионного страхования
Это во многом объясняет устойчивую тенденцию, наблюдающуюся в стране в последние 20 лет, когда работники в массовом порядке соглашаются с предложениями работодателей на «серые схемы» получения заработной платы, которая, по оценкам экспертов, составляет не менее трети от официально регистрируемой величины. Потворствуя работодателям в уходе от уплаты до трети страховых платежей, что составляет весьма значимую величину для федерального бюджета (примерно 1,5 трлн. руб.), работники зачастую лишают себя возможности заработать достойную пенсию.
Можно спрогнозировать, что каждый шестой, а то и пятый пенсионер к 2030 г. не будет обеспечен страховой пенсией приемлемого размера. Это потребует резкого увеличения расходов на дотации к пенсиям ниже ПМ и на социальные пенсии. Экспертные оценки увеличения расходов федерального и региональных бюджетов на пособия в связи с нуждаемостью в старших возрастных группах и на социальные пенсии колеблются в диапазоне 1,5-2% ВВП.
Пятой сложной проблемой в области
формирования эффективных институтов
пенсионного страхования
Информация о работе Пенсионное обеспечение: состояние и перспективы