Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:07, диссертация
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом аспекте;
- охарактеризовать особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;
- обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со-держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
- выявить педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема…………………………………… 11
§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12
§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36
§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60
§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79
Выводы по главе I ………………………………………………………… 95
Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………97
§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98
§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112
§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132
Выводы по главе II …………………………………………………………157
Заключение……………………………………………………………… 159
Библиографический список……………………………………………...163
Приложения……………………………………………………………… 179
Министерство образования РФ
Ярославский государственный педагогический
университет им. К. Д. Ушинского
Подготовка будущих социальных педагогов в вузе
к работе с детьми-сиротами
13.00.08 – теория и методика профессионального образования
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
профессор Байбородова Л. В.
§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12
§ 2. Особенности социально-
§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60
§ 4. Критерии и показатели подготовленности
студентов к социально-
Выводы по главе I ………………………………………………………… 95
Глава II. Модель подготовки
студентов к социально-
§ 1. Задачи и содержание подготовки
студентов к социально-
§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической
работе с детьми-сиротами………………………………………
§ 3. Опытно-экспериментальная
Выводы по главе II …………………………………………………………157
Библиографический список……………………………………………...163
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Без этих новообразований ребенок не сможет стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот, которую смогут обеспечить специально подготовленные кадры.
Несмотря на увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время отсутствует специальная профессиональная подготовка педагогов для работы с ними. В этой связи особую актуальность приобретает подготовка специалистов, способных оптимизировать процесс социализации детей-сирот, их адаптацию к жизни в обществе. На наш взгляд, данную задачу можно решить в рамках обучения студентов по специальности “Социальная педагогика”.
Проблемам профессионального развития и профессиональной подготовки кадров в области социальной педагогики и социальной работы на различных этапах и уровнях профессионального образования посвящены труды В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.П. Гурьяновой, Н.Ю. Клименко, Р.М. Куличенко, Т.В. Лодкиной, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, Л.Е. Никитиной, С.В. Тетерского и др.
Важную роль имеют труды по общим вопросам профессиональной подготовки учителя О.А. Абдуллиной, Н.И. Болдырева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, А.И. Щербакова и др.
Существенное значение
для определения ведущих
Различным аспектам социального
воспитания детей, оставшихся без попечения
родителей, посвящены работы Л.В. Байбородовой,
Если содержание социально-педагогической работы с детьми-сиротами достаточно активно разрабатывается, то проблема подготовки студентов, будущих социальных педагогов, к работе с детьми-сиротами специально никем не исследовалась.
Вышеизложенное обусловливает следующие противоречия:
Противоречия определили проблему исследования: каковы цели, содержание, формы и условия подготовки будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами?
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Объект исследования: процесс подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами в рамках специальности “Социальная педагогика”.
Предмет исследования: комплекс педагогических средств подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Гипотеза исследования. Подготовка будущих социальных педагогов к работе с детьми-сиротами будет эффективной, если
Задачи исследования:
Теоретико-методологической основой исследования
являются идеи гуманистической педагогики
(И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский,
А.С. Макаренко, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский
и др.), современные концепции социализации
(Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик, М.И. Рожков и
др.), философские и психолого-педагогические
теории развития личности
(Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, А.В.
Петровский,
Методы исследования. Теоретические - анализ литературы, анализ и синтез эмпирических данных, моделирование, аналогия и обобщение; эмпирические - изучение отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами, опрос, наблюдение, беседа, изучение результатов деятельности студентов, опытно-экспериментальная работа.
Использовались педагогические измерения и компьютерная обработка эмпирических данных.
База исследования: институт педагогики и психологии Ярославского
государственного педагогического университета
Основные этапы исследования. На первом этапе (1997 – 1999гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература по данной проблеме, анализировался отечественный и зарубежный опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами, разрабатывались основные теоретические положения исследования, накапливался эмпирический материал в процессе работы с педотрядом, выявлялись особенности социально-педагогической работы с детьми-сиротами, были определены цели, задачи и гипотеза исследования.
На втором этапе (1999 – 2000 гг.) проводилось опытно-экспериментальное исследование, осуществлялись разработка и апробация программ по специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа”.
На третьем этапе (2000 - 2002 гг.) продолжались опытно-экспериментальная работа, подготовка студентов специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами, анализировались и обобщались полученные результаты, формулировались выводы исследования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается выбором методологических позиций, опирающихся на данные философской, социально-педагогической, психолого-педагогической литературы, использованием в комплексе теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям, задачам, объекту и предмету; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, получением конкретной позитивной динамики подготовленности студентов к работе с детьми-сиротами в процессе обучения в вузе.
Научная новизна исследования:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизировано содержание понятия “сиротство” в социально-педагогическом аспекте; выявлены проблемы и тенденции подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами в отечественном и зарубежном опыте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методика диагностирования уровня подготовленности социальных педагогов к работе с детьми-сиротами; учебный план и программы обучения студентов специальности “Социальная педагогика” по специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа”; подготовлен спецкурс “Теоретико-методические основы социально-педагогической работы с детьми, оставшимися без попечения родителей”, для направления 540600 “Педагогика”.
На защиту выносятся:
Информация о работе Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами