Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:07, диссертация

Краткое описание

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом аспекте;
- охарактеризовать особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;
- обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со-держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
- выявить педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема…………………………………… 11
§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12
§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36
§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60
§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79
Выводы по главе I ………………………………………………………… 95

Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………97
§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98
§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112
§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132
Выводы по главе II …………………………………………………………157
Заключение……………………………………………………………… 159
Библиографический список……………………………………………...163
Приложения……………………………………………………………… 179

Вложенные файлы: 1 файл

Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми.docx

— 366.13 Кб (Скачать файл)





Министерство образования РФ

Ярославский государственный педагогический

университет им. К. Д. Ушинского

На правах рукописи

 

  • Кириченко Елена Борисовна

 

Подготовка будущих социальных педагогов в вузе

к работе с детьми-сиротами

 

 

13.00.08 – теория  и методика профессионального образования

 

 

 

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание  ученой степени

кандидата педагогических наук

 

 

 

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор Байбородова  Л. В.

 

  • Ярославль

  • 2003

      • ОГЛАВЛЕНИЕ
      • Введение…………………………………………………………………….   3

      • Глава I. Подготовка студентов  к работе с детьми-сиротами как  социально-педагогическая проблема…………………………………… 11

     

    § 1. Сиротство как социальный и  психолого-педагогический феномен… 12

     

    § 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36

     

    § 3. Опыт подготовки специалистов к  работе с детьми-сиротами………..60

     

    § 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ………………………………  79

     

    Выводы по главе I …………………………………………………………   95

     

     

    Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической  работе с детьми-сиротами…………………………………………………97

     

    § 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………  98

     

    § 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………………    112

     

    § 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132

     

    Выводы по главе II …………………………………………………………157

      • Заключение………………………………………………………………    159

     

    Библиографический список……………………………………………...163

     

    Приложения………………………………………………………………   179

     

     

     

    Введение

     

     Актуальность исследования. Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Без этих новообразований ребенок не сможет стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот, которую смогут обеспечить специально подготовленные кадры.

      Несмотря на увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время отсутствует специальная профессиональная подготовка педагогов для работы с ними. В этой связи особую актуальность приобретает подготовка специалистов, способных оптимизировать процесс социализации детей-сирот, их адаптацию к жизни в обществе. На наш взгляд, данную задачу можно решить в рамках обучения студентов по специальности “Социальная педагогика”.

    Проблемам профессионального  развития и профессиональной подготовки кадров в области социальной педагогики и социальной работы на различных этапах и уровнях профессионального образования посвящены труды В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.П. Гурьяновой,      Н.Ю. Клименко, Р.М. Куличенко, Т.В. Лодкиной, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, Л.Е. Никитиной, С.В. Тетерского и др.

     Важную роль имеют труды по общим вопросам профессиональной подготовки учителя О.А. Абдуллиной, Н.И. Болдырева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, А.И. Щербакова и др.

    Существенное значение для определения ведущих позиций  нашего исследования имели работы, посвященные психологическим особенностям развития детей-сирот, И.В. Дубровиной, Л.Г. Жедуновой, М.И. Лисиной,  В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.А. Фурманова и др.

     Различным аспектам социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены работы Л.В. Байбородовой,                    Н.П. Ивановой, А.М. Нечаевой, Л.Я. Олиференко,  М.И. Рожкова,             Г.В. Семья, Е.Е. Чепурных, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульги и др.

    Если  содержание социально-педагогической работы с детьми-сиротами достаточно активно разрабатывается, то проблема подготовки студентов, будущих социальных педагогов, к работе с детьми-сиротами специально никем не исследовалась.

    Вышеизложенное  обусловливает следующие противоречия:

    • между потребностью общества решать проблемы социального воспитания детей-сирот в условиях увеличения их количества и отсутствием специально подготовленных выпускников вузов к работе с ними;
    • между необходимостью специальной подготовки социальных педагогов к воспитанию детей-сирот, определяемой особенностями развития и социализации этой категории детей, и неразработанностью научно обоснованного теоретического и методического обеспечения подготовки кадров данного профиля социально-педагогической деятельности.

    Противоречия  определили проблему исследования: каковы цели, содержание, формы и условия подготовки будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами?

    Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить  модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.

    Объект исследования: процесс подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами в рамках специальности “Социальная педагогика”.

    Предмет исследования: комплекс педагогических средств подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.

    Гипотеза исследования. Подготовка будущих социальных педагогов к работе с детьми-сиротами будет эффективной, если

    • обучение студентов организуется на старших курсах в рамках специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и  учреждениях интернатного типа”, выбору которой предшествует практическая работа студентов с детьми-сиротами;
    • осуществляется оценка пригодности студентов к работе с детьми-сиротами на основе сочетания профессиональных проб и рефлексии в процессе учебно-практической и добровольческой деятельности;
    • при определении целей, задач, содержания и форм подготовки будущих социальных педагогов в вузе учитываются особенности социализации детей-сирот, обусловленные депривационными, институциональными и педагогическими факторами;
    • подготовка студентов представляет собой поэтапный процесс формирования профессиональной педагогической позиции, которая характеризуется установкой на сотрудничество с детьми-сиротами и профессиональной компетентностью по данному профилю социально-педагогической деятельности.

    Задачи исследования:

    • рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом аспекте;
    • охарактеризовать особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;
    • обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать содержание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
    • выявить педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.

    Теоретико-методологической основой исследования являются идеи  гуманистической педагогики (И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский,                   А.С. Макаренко, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и др.), современные концепции социализации (Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик, М.И. Рожков и др.), философские и психолого-педагогические теории развития личности          (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский,                     С.Л. Рубинштейн и др.); теории педагогической деятельности и концепции развития личности педагога (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина,                   А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков и др.); идеи воспитания детей-сирот (Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, М.И. Рожков, Л.М. Шипицына и др.).

    Методы исследования. Теоретические - анализ литературы, анализ и синтез эмпирических данных, моделирование, аналогия и обобщение; эмпирические - изучение отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами, опрос, наблюдение, беседа, изучение результатов деятельности студентов, опытно-экспериментальная работа.

    Использовались  педагогические измерения и компьютерная обработка эмпирических данных.

    База исследования: институт педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета                         им. К.Д. Ушинского,  детские дома и интернаты Ярославской области, загородные лагеря отдыха Ярославской области, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Высшая школа социальной работы им. А. Соломон (Германия, г. Берлин), Школа для подготовки приемных родителей (Германия, г. Берлин).

      Основные этапы исследования. На первом этапе (1997 – 1999гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература по данной проблеме, анализировался отечественный и зарубежный опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами, разрабатывались основные теоретические положения исследования, накапливался эмпирический материал  в процессе работы с педотрядом, выявлялись особенности социально-педагогической работы с детьми-сиротами, были определены цели, задачи и гипотеза исследования.

    На втором этапе (1999 – 2000 гг.) проводилось опытно-экспериментальное исследование, осуществлялись разработка и апробация программ по специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа”.

    На третьем этапе (2000 - 2002 гг.) продолжались опытно-экспериментальная работа, подготовка студентов специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами, анализировались и обобщались полученные результаты, формулировались выводы исследования.

       Достоверность результатов исследования обеспечивается выбором методологических позиций, опирающихся на данные философской, социально-педагогической, психолого-педагогической литературы, использованием в комплексе теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям, задачам, объекту и предмету; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, получением конкретной позитивной динамики подготовленности студентов к работе с детьми-сиротами в процессе обучения в вузе.

    Научная новизна исследования:

    • обоснована модель подготовки студентов педагогического вуза специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами;
    • разработаны критерии и показатели подготовленности социальных педагогов к работе с детьми-сиротами;
    • определены сущность, структура, содержание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
    • выявлены педагогические условия и средства подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизировано содержание понятия “сиротство” в социально-педагогическом аспекте; выявлены проблемы и тенденции подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами в отечественном и зарубежном опыте.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методика диагностирования уровня подготовленности социальных педагогов к работе с детьми-сиротами; учебный план и программы обучения студентов специальности “Социальная педагогика” по специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа”; подготовлен спецкурс “Теоретико-методические основы социально-педагогической работы с детьми, оставшимися без попечения родителей”, для направления 540600 “Педагогика”.

    На защиту выносятся:

    • обоснование специфики социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами, которая обусловлена особенностями социализации детей-сирот и  имеет абилитационный характер;
    • модель подготовки студентов к работе с детьми-сиротами  по специальности “Социальная педагогика” в рамках специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа”, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов: целевого (формирование у студентов установки на сотрудничество с детьми-сиротами; профессиональной компетентности по данному профилю социально-педагогической работы); содержательного (социально-политическая, специально-теоретическая, психологическая, социально-правовая, методическая виды подготовки); организационного (этапы подготовки, обусловленные ведущими задачами на каждом из них: на первом – создание условий для профессионального самоопределения студентов к работе с детьми-сиротами в рамках общей системы обучения по специальности; на втором – формирование системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, в рамках специализации) и аналитико-результативного (оценка пригодности студентов к работе с детьми-сиротами, изучение эффективности подготовки студентов с помощью наблюдения, бесед, анализа, рефлексии);
    • комплекс педагогических условий подготовки студентов к работе с детьми-сиротами: отбор студентов для обучения по специализации на основе профессиональных проб и рефлексии; интеграция различных видов деятельности студентов (учебная, учебно-практическая, добровольческая, исследовательская); координация действий педагогов, участвующих в подготовке студентов; взаимодействие вуза с образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Информация о работе Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами