Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:07, диссертация
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом аспекте;
- охарактеризовать особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;
- обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со-держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
- выявить педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема…………………………………… 11
§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12
§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36
§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60
§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79
Выводы по главе I ………………………………………………………… 95
Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………97
§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98
§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112
§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132
Выводы по главе II …………………………………………………………157
Заключение……………………………………………………………… 159
Библиографический список……………………………………………...163
Приложения……………………………………………………………… 179
Последствия сиротства препятствуют формированию инициативы, активности и самостоятельности. По мнению педагогов, наиболее острой для детей, воспитывающихся вне семьи, является проблема самостоятельности. Несамостоятельность детей требует от воспитателей большого терпения, во многом его профессиональная позиция и стиль работы предопределяют дальнейшее развитие самостоятельности ребенка. Главным средством ее развития является организация общественно полезной совместной деятельности. Однако недостаточная инициативность, активность и сплоченность детей, низкий уровень взаимопомощи делают работу педагога чрезвычайно сложной и требуют больших усилий при создании условий для самореализации ребенка.
Для того, чтобы совместная деятельность приносила определенный результат, немаловажным является наличие ценностно-ориентационного единства. У детей, имеющих опыт проживания в семье, некоторые общечеловеческие ценности потеряли свое значение и являются искаженными вследствие асоциального образа жизни родителей. Поэтому наибольшую сложность для воспитателей при организации деятельности представляет работа именно с этой категорией детей по переосмыслению прошлого опыта и формированию положительного отношения к общественно полезной деятельности.
Подводя итог рассмотрению вопроса о сущности сиротства, обобщим полученные данные о сиротстве как о социальном и психолого-педагогическом явлении.
Феномен
«социального» сиротства
§ 2. Особенности социально-
Исследование феномена сиротства
показало, что в условиях увеличения
количества социальных сирот, воспитывающихся
в интернатных учреждениях, первоочередной
задачей становится оптимизация
процесса их социального становления;
важно найти механизмы
Под деятельностью
понимается специфическая форма
общественно-исторического
Л.Я. Олиференко и другие указывают на то, что «деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, - это всегда социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности» [98.С.27]. Отличительной особенностью социально-педагогической деятельности от педагогической является то, что «потребность в ней возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой» [98.С. 30].
Т.В. Лодкина отмечает, что социально-педагогическую деятельность можно определить как «педагогическую деятельность в условиях дефицита и факторов риска, отражающихся на личности ребенка. В самом общем виде социальные дефициты могут быть разделены на дефициты в условиях жизни (отсутствие семьи, родители, которые по разным причинам не могут выполнять свои функции и др.) и дефициты взаимодействия личности (ребенка) с обществом (родителями, группами, социальными институтами). Факторы риска – болезни, эмоциональные и физические перегрузки, вредные привычки, криминогенный образ жизни и др. Социальная деятельность с целью компенсирования указанных дефицитов и факторов риска имеет характер санкций и помощи. Оказание со стороны общества помощи индивиду является основной характеристикой социально-педагогической деятельности» [64.С.82].
Мы придерживаемся формулировки,
предложенной
Специфика социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами обусловлена влиянием ряда факторов. В первом параграфе мы показали, что развитие детей-сирот в интернатных учреждениях характеризуется не только отставанием, но и формированием специфических черт характера и поведения, учет которых необходим при организации социально-педагогической работы. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, «нуждается в том, чтобы ему создали ситуацию, максимально приближенную к семейной, иными словами, компенсировали дефицит» [105.С.23].
По мнению Л.Г. Жедуновой, «ситуация сиротства как стрессовая ситуация способна пробуждать личностные ресурсы ребенка и таким образом способствовать формированию продуктивных механизмов совладания с жизненными трудностями… Для детей-сирот должна быть организована специальная деятельность, направленная на формирование определенных способностей, опирающихся на логику естественного развития. К этим способностям относятся:
При таком подходе социально-
Ситуация сиротства влечет за собой множество проблем: медицинских, психологических, социальных, юридических, преодолеть которые ребенок не может самостоятельно, в силу отсутствия у него необходимого опыта. Наличие у ребенка широкого спектра проблем обусловливает организацию комплексной помощи. Согласно Методическому письму МО РФ «О социально-педагогической работе с детьми» социальный педагог – это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью ребенка и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье [83.С. 262]. В связи с этим Б.З. Вульфов отмечает, что «необходимо сотрудничество-взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому недоступное» [27.С. 46].
Следовательно, специфика социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами, обусловленная особенностями их личностного развития, заключается в том, что она имеет абилитационный и комплексный характер. В этом, на наш взгляд, проявляется ее главная особенность.
Особенности социально-педагогической деятельности также определяются типом учреждения, возрастной категорией детей, их медицинскими, социальными и психологическими проблемами.
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии возможности передачи их на воспитание в семьи, осуществляется в разные типы образовательных учреждений.
В России учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование и другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления [89]. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребёнка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения. Каждое учреждение имеет определенную специфику, которая отражается и на социально-педагогической деятельности.
Основные направления
Однако в этом есть и свои недостатки, как отмечает Л.Е. Никитина «Руководители учреждений образования, определяя должностной круг обязанностей социального педагога, исходят из потребностей своего учреждения. В условиях кадрового дефицита и множества незакрытых имеющимися должностями участков обеспечения учебно-воспитательного процесса широко распространилась практика «латания дыр». Это приводит социального педагога к «профессиональному одиночеству» и разочарованию в избранной профессии» [83.С.268].
В виду того, что в большинстве детских домов и интернатах области введена только одна (две) штатная единица должности социального педагога, в практике он как административное лицо занимается в большей мере реализацией охранно-защитной функции, то есть представляет права и интересы детей в государственных и правозащитных органах власти. Между тем именно в этой должности заложены огромные возможности в организации комплексной помощи непосредственно воспитанникам интернатных учреждений, поэтому для реализации в полной мере социально-педагогических функций требуется увеличение штата социальных педагогов подобных учреждений. Б.П. Битинас в этой связи замечает, «у нас существует огромный институт штатных воспитателей в детских домах, школах-интернатах, молодежных общежитиях, учебно-воспитательных учреждениях специального типа, в исправительных учреждениях. Представляется более целесообразным вместо воспитателя ввести в эти учреждения должность социального педагога» [14.С. 44]. Подобный опыт уже имеется в нашей стране.
Рассмотрим особенности
В многочисленных исследованиях [24, 34, 41, 106] выделена главная особенность учреждений интернатного типа, влияющая на специфику социально-педагогической деятельности, – это замещение семьи как основного института социализации учреждением.
В связи с этим главной целью учреждений становится создание условий, приближенных к семейным, которые смогли бы обеспечить успешную социализацию ребенка.
По сути, формулируя задачи учреждений интернатного типа, все ученые рассматривают главную из них – социальное становление ребенка. Соответственно в решении этой задачи определяющую роль играет социальный педагог, основу деятельности которого составляет создание условий для успешной социализации ребенка. В этих условиях социально-педагогическая деятельность в интернатных учреждениях приобретает целенаправленный характер.
Профессиональная деятельность социального педагога, работающего в учреждениях для детей-сирот и имеющего статус школьного социального педагога, по мнению В.Г. Бочаровой, должна помочь «созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствовать реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социально полезную деятельность» [21.С.35].
Среди многочисленных типов учреждений в нашей стране наиболее распространенными являются детские дома, школы-интернаты и приюты. Рассмотрим особенности деятельности социального педагога в детском доме, начав с его характеристики.
Детские дома – воспитательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [119.Т.1]. Сеть детских домов в Российской Федерации включает: дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.
С 1988 года началось создание детских домов семейного типа, основная задача которых – приблизить условия воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к домашним, позволяющим наиболее успешно осуществлять гармоничное развитие и подготовку к самостоятельной жизни.
По мнению М.А. Галагузовой, детский дом должен решать следующие задачи:
Информация о работе Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами