Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:07, диссертация
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом аспекте;
- охарактеризовать особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами;
- обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со-держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;
- выявить педагогические условия подготовки студентов педагогического вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема…………………………………… 11
§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12
§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36
§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60
§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79
Выводы по главе I ………………………………………………………… 95
Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………97
§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98
§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112
§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132
Выводы по главе II …………………………………………………………157
Заключение……………………………………………………………… 159
Библиографический список……………………………………………...163
Приложения……………………………………………………………… 179
Второе направление - подготовка к воспитанию детей-сирот в условиях семьи. В соответствии с тем, что Законом признаны приоритетными семейные формы устройства осиротевшего ребенка и он может быть помещен на воспитание в семью усыновителей, опекунов, приемных родителей, мы считаем целесообразным рассмотреть накопленный опыт подготовки с данными категориями граждан, желающих воспитывать ребенка в собственной семье. Несмотря на то, что это направление имеет принципиальные отличия от первого, которое выражается, прежде всего, в занимаемой позиции взрослого по отношению к ребенку, для нашего исследования существенными представляются организационно-педагогические основы подготовки приемных родителей.
Необходимо заметить, что в нашей стране подготовке кандидатов в усыновители не уделяется особого внимания, при обучении, в основном, используются индивидуальные формы и методы работы: консультация, беседа, наблюдение, убеждение и др. Так, Л.Я. Олиференко отмечает: «В регионах отсутствует описание программ подготовки приемных родителей. В то же время опыт проведения проверок показал, что такие программы есть в Самарской области, Санкт-Петербурге, Курганской области, Мурманской, Тульской, Ярославской областях, г. Москве и других» [97.С.45]. О неэффективности существующей системы подготовки усыновителей свидетельствует увеличение в целом по стране количества отмененных усыновлений. Изучение случаев отмены усыновлений показывает, что некоторые можно было бы предупредить, если бы взрослые были подготовлены к преодолению возникающих трудностей. Г.С. Красницкая отмечает: «Знакомство с деятельностью шести действующих центров по усыновлению, опеке и попечительству в нашей стране позволяет сделать вывод о том, что в создающейся системе устройства в семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время одним из самых слабо разработанных звеньев является подготовка кандидатов в родители. При хорошо разработанной нормативно-правовой базе, рекомендациях по оформлению документов вопрос подготовки родителей к принятию ребенка в семью еще не стал актуальным. В настоящее время практически нет специалистов, которые должны заниматься подготовкой будущих родителей, не существует специальной подготовки. В должностных обязанностях инспектора или специалиста по охране прав детства такая работа не предусматривается» [52].
В настоящее время в России вопросы подготовки усыновителей начинают приобретать свою актуальность. Так, лабораторией проблем социального сиротства НИИ детства РДФ разработана программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум), целью которой является «вооружение приемных родителей минимумом знаний по основным проблемам воспитания и развития детей, оставшихся без попечения родителей, содержавшихся ранее в учреждении для детей-сирот или же взятых в новую семью от родителей, лишенных родительских прав». Программа рассчитана на 72 ч. и имеет три раздела: в первом разделе анализируются особенности и основные характеристики приемной семьи, приемного родителя как профессионального воспитателя; второй раздел посвящен ребенку и его развитию, значительное место уделяется основным нарушениям в развитии ребенка, особенностям развития детей, оставшихся без попечения родителей; третий раздел – раскрывает психолого-педагогические аспекты родительско-детских отношений в приемной семье, пути преодоления трудностей в развитии и поведении детей[110].
В диссертации Ж.А. Захаровой «Социально-педагогические основы воспитания усыновленного ребенка в семье» разработана модель социально-педагогического патронажа, объектами деятельности которого становятся семьи, приемные родители, их неродные дети. Заслуживают внимания принципы, на которых должна строиться данная модель: конфиденциальность, доверие друг к другу, взаимопонимание, оказание дифференцированной помощи, гибкость подходов и технологий, гуманность и адресность. Модель включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты. При этом содержательный компонент реализуется по нескольким направлениям: психолого-педагогическое просвещение, гармонизация детско-родительских отношений, супружеских взаимоотношений, внутреннего мира приемных родителей. Существенным для нашего исследования является положение о том, что обучение родителей должно проходить как до устройства ребенка в семью, так и после, особенно на первых этапах его жизни в семье, во время адаптационного периода [37.С. 12].
Если в нашей стране система образования в этом направлении находится в стадии становления, то в мировой практике накоплен достаточно большой опыт подготовки приемных родителей.
Изучение работы по вопросу о подготовке приемных родителей Шведского центра по усыновлению, американских агентств по усыновлению позволяет учитывать некоторые их идеи и подходы при разработке программы подготовки. Так, полезным для нашего исследования представляется обращение к опыту работы Школы для приемных родителей в г. Берлине [182].
Программа, предлагаемая для работы с детьми-сиротами, сориентирована на создание для младенцев, детей и подростков таких условий, которые способствовали бы их позитивному развитию в семье.
Педагогический процесс основывается на теоретических знаниях, где личность рассматривается со всеми ее сознательными и несознательными действиями в воспитательном процессе [182]. Обучение предусматривает всесторонний обмен информацией и опытом, получение знаний происходит не только у экспертов, но и друг у друга. Отношения в группе участники строят на совместных интересах, единстве учебной цели, а не только на повышении уровня знаний.
Подготовка родителей, социальных работников и социальных педагогов предполагает дифференцированный подход к обучению. На первом занятии происходит знакомство всех участников подготовки и формирование группы. Они совместно обсуждают формы работы, составляют план подготовки.
Содержание программы ориентируется на следующие разделы:
В процессе обучения идет подготовка к взаимодействию с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Формы работы в школе основываются на компетенции и практическом опыте всех участников подготовки. В процессе обучения используются активные формы и методы работы: дискуссии, обсуждение докладов, рефератов, участникам предлагаются также просмотр фильмов, разбор ситуаций, ролевые игры, представления и спектакли, тренинги и медитации. Распространены также игры, коллажи картинок и работа со скульптурами, совместное музицирование, театральные постановки, изготовление поделок. На специальные семинары приглашаются медики, юристы, психологи.
Можно заключить, что формы и методы подготовки приемных родителей к воспитанию детей-сирот могут носить разнообразный характер, но особое внимание при их отборе и использовании следует уделять имеющемуся опыту участников, а также активизации познавательных и творческих способностей, что позволит им выработать активную профессиональную позицию. Этому также способствует организация взаимообучения участников в группе.
Наиболее распространенной и давно существующей формой семейного устройства являются семейные детские дома. Идея создания таких домов принадлежит австрийскому врачу Г. Гмайнеру, который основал в 1949 году общественный фонд «SOS – Kinderdorf» («Детская деревня») и на его средства открыл первый семейный детский дом. У Гмайнера мы встречаем и первую целенаправленную подготовку воспитателей к работе с детьми-сиротами.
Для детской деревни Г. Гмайнер отбирал матерей-воспитательниц не по уровню образования и аттестату зрелости, а по человеческим качествам их характера. При этом он отдавал отчет в том, что для воспитательной работы с детьми необходима специальная и хорошо продуманная подготовка матерей. И со временем еще при жизни Г. Гмайнера система такой подготовки была разработана. В ней принимали участие многие ученые и педагоги-практики. Годичный курс подготовки включал 35 недель теоретических занятий и 5 недель практики. Причем в качестве предварительного условия для поступления в школу требовалась годичная практика в детской деревне. Программа подготовки молодых матерей-воспитательниц носила прикладной характер.
В теоретической подготовке большое внимание уделялось изучению педагогики и психологии (всего 440 часов). В психолого-педагогические дисциплины входили: возрастная психология, дефектология, социальная педагогика, социальная психология, педагогическая психология. По учебному плану изучались также гигиена и проблемы здоровья, ведение домашнего хозяйства, основы права, молодежные суды, молодежное право и другие предметы.
Проводились и семинарские занятия, на которых обсуждались такие темы, как: работа с родителями, актуальные проблемы молодежи, педагогика сексуального воспитания, проблемы школьного обучения, самообразования, организация и проведение коммуникативного тренинга;. в соответствии с учебным планом предусматривались также экскурсии в другие социальные детские учреждения[153. С. 352].
В настоящее время в Москве осуществляется подготовка матерей-воспитательниц для работы в детской деревне. Первая в нашей стране «Детская деревня – SOS” построена в 1996 году в пос. Томилино Московской области. Программа подготовки матерей-воспитательниц, разработанная под руководством Г. Гмайнера, сохранила свою актуальность и почти не претерпела принципиальных изменений.
Предлагаемая система подготовки имеет целевую направленность, она формировалась достаточно длительное время, постоянно совершенствуясь. В данной модели большое значение уделяется системе отбора матерей и их практической подготовке.
В настоящее время в нашей стране появились новые модели устройства детей, нуждающихся в помощи государства, в семьи граждан.
Как альтернатива государственным формам устройства во многих городах развивается гибкая форма семейного попечения – патронатное воспитание. В основу данной модели положены принципы Фостеровских (замещающих) семей, широко распространенных в Европе и Америке. Современная трактовка определяет патронатное воспитание как форму устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), учреждением (организацией), патронатным воспитателем [41.С.130]. Данная модель реализуется в Москве, Саратове, Алтайском крае, в ряде детских домов Владимирской, Пермской, Калининградской областях.
Эта модель предполагает подготовку кадров для ее реализации на разных уровнях. Так, Центром обучения и исследований проблем детского благосостояния г.Москвы при поддержке ЮНИСЕФ разработана программа переподготовки кадров для уполномоченных служб органов опеки и попечительства. Программа является первым в Российской федерации специальным курсом обучения специалистов (социальных работников) для уполномоченных служб органов опеки и попечительства по работе с проблемной семьей (социальному патронату над семьей), по защите прав детей, по устройству ребенка на воспитание в семью, а также для переподготовки специалистов по охране детства, управленческих работников органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, отвечающих за организацию работы по опеке и попечительству над детьми, и имеет целевую практическую направленность.
Программа имеет системный и комплексный характер, гарантирует методическое обеспечение функционирования новой модели организации работы по опеке и попечительству в данной территории. Ценным, на наш взгляд, является универсальность построения программы, которая состоит из 14 блоков-модулей, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В зависимости от того, для какой из служб проводится обучение социальных работников, для службы по социальному патронату над ребенком в кровной семье, по устройству ребенка на воспитание в приемную семью, составляется почасовой план и своя последовательность блоков.
При организации процесса подготовки основными задачами являются:
Ожидаемые результаты и основные умения, которые формируются у слушателей в процессе обучения, напрямую увязываются с событиями, имеющими место в работе над случаем. Они отражают логическую цепочку действий социального работника: от привлечения семьи к сотрудничеству, через вмешательство, к реализации плана помощи.
Предложенная система переподготовки имеет широкую направленность и рассматривает преимущественно управленческие аспекты реализации модели патронатного воспитания. Для нашего исследования существенным представляется блочный принцип построения переподготовки, который характеризуется гибкостью и вариативностью при отборе содержания программы. Анализируя умения, которыми должны овладеть слушатели курсов, можно заключить, что переподготовка реализует отдельные направления комплексного подхода и направлена на подготовку будущих специалистов к защите законных интересов ребенка.
Рассмотрим
подготовку патронатных воспитателей,
которая осуществляется во Владимирской
области службой патронатного воспитания
совместно с центром «Надежда»
разработана программа
В задачи программы входит:
Информация о работе Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами