Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа
Роль публичной библиотеки в обеспечении населения правовой информации крайне важна, т. к. именно она содействует повышению правовой культуры граждан их юридическому образованию и самообразованию. От правильной организации работы правовых центров при библиотеках в значительной степени зависит качество всей её работы.
Введение.
Глава 1. Группы пользователей центров правовой информации при библиотеках.
1.1 Представители органов власти и специалисты. Особенности запроса.
1.2 Выполнение запросов обучающихся в высших учебных заведениях.
1.3 Запросы массового читателя.
Глава 2. Формы и методы информационно-библиографического
обслуживания пользователей правовых фондов.
2.1 Массовая и комплексная работы обслуживания читателей правовых
фондов.
2.2 Индивидуальная работа.
Заключение.
ВЛАДИМИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра литературы
Курсовая работа на тему:
Пользователи центров правовой информации при библиотеках и особенности их обслуживания.
Владимир 2010 г.
Оглавление:
Введение.
Глава 1. Группы пользователей центров правовой информации при библиотеках.
1.1 Представители органов власти и специалисты. Особенности запроса.
1.2 Выполнение запросов обучающихся в высших учебных заведениях.
1.3 Запросы массового читателя.
Глава 2. Формы
и методы информационно-
обслуживания пользователей правовых фондов.
2.1 Массовая и комплексная работы обслуживания читателей правовых
фондов.
2.2 Индивидуальная работа.
Заключение.
Введение.
Социальная роль публичных центров правовой информации при библиотеках очень велика. Она заключается в создании условий для свободного и полного удовлетворения информационно-правовых запросов граждан, общественных и государственных структур на основе фонда официальных правовых документов, формируемого с использованием современных информационных технологий.
Роль публичной библиотеки в обеспечении населения правовой информации крайне важна, т. к. именно она содействует повышению правовой культуры граждан их юридическому образованию и самообразованию. От правильной организации работы правовых центров при библиотеках в значительной степени зависит качество всей её работы.
Цель данного исследования – выявить приоритетные категории пользователей ЦПИ (центров правовой информации), их информационные потребности в области права и определить современные формы и методы их обслуживания.
Поэтому объектом исследования являются пользователи ЦПИ и их информационные потребности; предметом – формы и методы их обслуживания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить основные группы пользователей ЦПИ, изучить их особенности и информационные потребности;
- изучить теоретические
материалы, связанные с
- изучить и
проанализировать опыт
- определить
приоритетные группы
В работе были использованы
следующие методы:
- изучение и
анализ опыта работы библиотек,
- метод анкетирования.
Исследование состоит из двух глав: в первой определяются группы пользователей центров правовой информации, во второй рассматриваются формы и методы информационно-библиотечного обслуживания в ЦПИ.
Полагаем, что материалы исследования могут быть интересны всем сотрудникам ЦПИ, но в первую очередь тем, кто не имеет профессионального (библиотечного) образования.
Теоретической основой данной работы стали труды ведущих специалистов в области библиотечного дела и библиографии таких, как О.И. Коршунова, Г.И. Чижкова, К.Л. Воронько, Ю.Н. Столярова, И.Г. Моргенштерна, В.И. Терешина, Ю. Знаменщиковой, Е.И. Кузьмина, В.Н. Зайцева и др.
Если в России речь идёт о создании инновационной экономики и общества знания, то и библиотеки надо позиционировать как информационные центры. Наверное, поэтому в настоящее время вновь столь велико внимание к ПЦПИ.
МК России совместно с Федеральным агентством Правительственной связи и информации при Президенте РФ и Российским Фондом правовых реформ в 1998 году начало работу по созданию публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек. За эти годы в стране создано около 3800 ПЦПИ. В них сосредоточена и предоставляется правовая информация в электронном и традиционном виде.[ 9, 27]
Именно этот вид информации, а конкретно правовая, стал самым востребованным для всех социальных групп.
Она необходима всем слоям населения, всем заинтересованным физическим и юридическим лицам, общественным объединениям, а также для качественного и оперативного обслуживания служащих органов местного самоуправления. В настоящее время, когда в России происходят существенные политические, экономические и социальные перемены, востребованность в правовой литературе еще более возрастает. Сегодня очевидно, что рост правовой грамотности и правосознания граждан способствует повышению действенности законодательства. Публичные центры правовой информации при библиотеке как общедоступный центр открыт всем. Для удовлетворения таких потребностей жители города Вязники и Вязниковского района обращаются в ИПБЦ «Интеллект». Не случайно в постановлении главы района Е.М. Виноградова за № 150 «О повышении правовой культуры населения в 2006-2010 гг.» особая роль отводится именно нашему Центру. [1] Выделяются следующие цели обращения потребителей к информации: для использования ее в профессиональной деятельности (управление, предпринимательство, производство); в образовании; для осуществления досуговой (любительской) деятельности; в быту.
Основными пользователями ПЦПИ являются как организации, так и обычные граждане: например, в годовом отчете ИПБЦ «Интеллект» за 2009 год зафиксировано 1380 частных пользователей правовой информацией и 38 организаций, выполнено 7377 запросов.
Сочетание аспектов характеристики пользователей позволяет дать их многомерное описание.
Среди корпоративных абонентов ИПБЦ «Интеллект» можно выделить: органы местной власти (все звенья управленческой и административной структуры региона, местные властные структуры и т. п.). Читателей этой категории интересуют, прежде всего, следующие темы: техника законотворчества, политические технологии; инновации в управлении, организационная культура и т. п.;
государственные структуры (например, суды, правоохранительные органы);
органы местного самоуправления (Комитет солдатских матерей, Совет ветеранов Великой Отечественной войны);
музеи, школы, архивы, другие библиотеки, средства массовой информации, некоммерческие и коммерческие организации и т. д.
Запросы этой группы связаны, в первую очередь, с предоставлением текстов конкретных официальных правовых актов, нормативных положений общегосударственного и местного уровня, а также тематической информации. Цель их посещения ИПБЦ, как правило, определяется ими, как:
просмотр конкретного нормативно-правового документа или списка документов (примерно 60 %);
самостоятельная работа с информационно-поисковой системой на базе правовых актов «Консультант Плюс» (примерно 30 %).
От имени предприятия заказчиком информационных продуктов и услуг может выступать конкретный человек (или группа людей), что вносит в процесс обслуживания личностный аспект. Так, это может быть директор по маркетингу, мужчина 35 лет, с высшим образованием, с высоким уровнем информационной культуры, умеренный потребитель, стремящийся получить услуги, сочетающие в себе качество и экономию. [10, 12]
Их запросы, как правило, имеют адресный и фактографический характер.
В связи с тем, что большое число пользователей составляют студенты и учащиеся школ, основная часть обслуживания ИПБЦ «Интеллект» направлена на удовлетворение их запросов. Они, как правило, касаются информационных потребностей, возникающих в процессе учебы и повышения квалификации. Эту группу пользователей в основном интересуют подборки законодательных актов по определенной теме, материалы для написания курсовых и дипломных работ, статей и диссертаций, аннотированные справки, включающие публикации из периодических изданий, методика составления библиографических списков, краткие справочные аннотации к каждому названию документа, раскрывающие их содержание, и т. д.
Но все же основной функцией ПЦПИ является доведение правовой информации до простого гражданина, обеспечение ежедневных потребностей людей, сталкивающихся с проблемами в той или иной области, что требует разрешения вставших перед ними вопросов с помощью законодательных и нормативных актов.
Основой этой группы пользователей ПЦПИ являются: учащиеся, преподаватели школ, юристы, предприниматели различного уровня, специалисты различных отраслей промышленности, фермеры, военнослужащие, представители социально незащищенных слоев населения (пенсионеры, безработные, инвалиды, мигранты и др.). Темы их информационных запросов тесно связаны с теми жизненными проблемами, которые им приходится решать.
Запросы предпринимателей связаны с налоговым законодательством, арбитражем, организацией бухгалтерского учета и т. п. Так, например, в ИПБЦ «Интеллект» было зафиксировано обращение юридического лица (предприятии малого бизнеса), который специализировался на производстве оград и приобретающем исходную информацию для использования ее при разработке и производстве собственных товаров. Цели обращения к информации были деловыми, профессиональными, тематика информационных запросов связана с производством, но ему так же было не обойтись и без правовой, финансовой, экологической, экономической (конъюнктурно-коммерческой) информации. Фермеры знакомятся с земельным и налоговым законодательством, положениями о субсидиях. Пенсионеров — как одну из многочисленных групп большинства ПЦПИ — интересует, прежде всего, законодательство в социальной сфере: всевозможные льготы, вопросы начисления, расчета и перерасчета пенсий, пенсионное законодательство о ветеранах, субсидии, законодательство в области здравоохранения, наследственное право и т. д. Военнослужащих прежде всего интересует законодательство по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью, образования, жилищного права, а инвалиды — изучить льготы в сфере здравоохранения, пенсионного обеспечения и т. д. Мигрантов, переселенцев, безработных интересует трудовое законодательство, механизм получения льгот и пособий, постановки на биржу занятости и т. п.
Строя свою работу,
многие ПЦПИ не только ориентируются
на уже имеющихся пользователей,
но и пытаются предугадать информационные
запросы потенциальных пользова
В целом, в качестве наиболее запрашиваемых тем в ИПБЦ «Интеллект», можно назвать следующие:
местное самоуправление;
защита прав потребителей;
пенсионное законодательство;
жилищное законодательство;
проблемы наследования;
законодательство о земле;
социальная защита;
семейное законодательство;
здравоохранение;
регистрация транспортных средств;
законы РФ об образовании;
уголовное право;
налоговое законодательство;
организация бухучета;
права человека и др.
Следует заметить,
что кроме постоянно
Для ЦПИ при публичных библиотеках важны так же такие демографические характеристики пользователей, как возраст, пол, род занятий, образовательный уровень. Чрезвычайно существенны и признаки, характеризующие уровень информационной культуры людей, хотя их выявление сопряжено со значительными трудностями. Об информационной компетентности пользователей можно судить по частоте и регулярности их обращения в библиотеку, осведомленности об ассортименте предлагаемых услуг, ориентации в информационных ресурсах. Исходя из этого, можно определить следующие группы: информационно-активные, осведомленные пользователи;
нерегулярные пользователи, слабо ориентирующиеся в информационных ресурсах; начинающие пользователи, обладающие потенциалом стать в дальнейшем информационно-активными.
Наблюдения показывают, что пользователей ИПБЦ «Интеллект» так же можно разделить по уровню правовой грамотности на несколько групп. Первая — наиболее многочисленная — состоит из граждан, никогда не сталкивающихся с правом и правосудием, не ориентирующихся в системе российского законодательства. Попав в сложную ситуацию, они надеются на получение квалифицированного совета и помощи в разрешении возникших перед ними проблем. Им нужна не только информация, но и консультационная помощь. Вторая группа — это люди, имеющие определенные навыки работы с правовой информацией, уже изучившие доступные им нормативно-правовые акты и комментирующие материалы. Им, как правило, нужна помощь в оформлении различного рода документов (жалоб, заявлений, запросов и т. п.).
Следует признать, что деятельность публичных центров правовой информации при библиотеках по многим параметрам выходит за пределы сложившихся представлений о традиционном библиотечном обслуживании. Это ярко проявляется в соединении форм библиотечного обслуживания, присущих библиотеке, и новых, появившихся только в деятельности ПЦПИ, а также в характере услуг, оказываемых ими своим пользователям.