Пользователи центров правовой информации при библиотеках и особенности их обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Роль публичной библиотеки в обеспечении населения правовой информации крайне важна, т. к. именно она содействует повышению правовой культуры граждан их юридическому образованию и самообразованию. От правильной организации работы правовых центров при библиотеках в значительной степени зависит качество всей её работы.

Содержание

Введение.
Глава 1. Группы пользователей центров правовой информации при библиотеках.
1.1 Представители органов власти и специалисты. Особенности запроса.
1.2 Выполнение запросов обучающихся в высших учебных заведениях.
1.3 Запросы массового читателя.
Глава 2. Формы и методы информационно-библиографического
обслуживания пользователей правовых фондов.
2.1 Массовая и комплексная работы обслуживания читателей правовых
фондов.
2.2 Индивидуальная работа.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

ВЛАДИМИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра литературы

 

 

Курсовая работа на тему:

 

Пользователи  центров правовой информации при  библиотеках и особенности их обслуживания.

 

 

                                                                                   Выполнила студентка 3 курса

                                                                                   Заочного отделения по направлению

                                                                                  «Библиотечно-информационные ресурсы»

                                                                                   Филологического факультета

                                                                                   Спирина О. Л.

 

 

                                                                                 

 

 

 

 

Владимир 2010 г.

 

Оглавление:

Введение.

Глава 1. Группы пользователей центров правовой информации при библиотеках.

        1.1 Представители органов власти и специалисты.  Особенности запроса.

        1.2 Выполнение запросов обучающихся в высших учебных заведениях.

        1.3 Запросы массового читателя.

Глава 2. Формы  и методы информационно-библиографического  

               обслуживания пользователей правовых фондов.

        2.1  Массовая и комплексная работы обслуживания читателей правовых     

               фондов.

       2.2   Индивидуальная работа. 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Социальная  роль публичных центров правовой информации при библиотеках очень  велика. Она заключается в создании условий для свободного и полного удовлетворения информационно-правовых запросов граждан, общественных и государственных структур на основе фонда официальных  правовых документов, формируемого с использованием современных информационных технологий.

 Роль публичной библиотеки в обеспечении населения правовой информации  крайне важна, т. к. именно она содействует повышению правовой культуры граждан их юридическому образованию и самообразованию. От правильной организации работы правовых центров при библиотеках в значительной степени зависит качество всей её работы.

Цель данного  исследования – выявить приоритетные категории пользователей ЦПИ (центров правовой информации), их информационные потребности в области права и определить современные формы и методы их обслуживания.

Поэтому объектом исследования являются пользователи ЦПИ  и их информационные потребности; предметом  – формы и методы их обслуживания.  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить основные  группы пользователей ЦПИ, изучить их особенности и информационные потребности;

- изучить теоретические  материалы, связанные с организацией  работы центров правовой информации;

- изучить и  проанализировать опыт библиотек  региона и РФ по созданию  и организации ЦПИ;

- определить  приоритетные группы пользователей  ЦПИ и формы работы с ними.

В работе были использованы следующие методы:                             

- изучение и  анализ опыта работы библиотек, 

- метод анкетирования.

Исследование  состоит из двух глав: в первой определяются группы пользователей центров правовой информации, во второй рассматриваются формы и методы информационно-библиотечного обслуживания в ЦПИ.

Полагаем, что  материалы исследования могут быть интересны всем сотрудникам ЦПИ, но в первую очередь тем, кто не имеет профессионального (библиотечного) образования.

Теоретической основой данной работы стали труды  ведущих специалистов в области  библиотечного дела и библиографии таких, как  О.И. Коршунова,  Г.И. Чижкова, К.Л. Воронько, Ю.Н. Столярова, И.Г. Моргенштерна, В.И. Терешина, Ю. Знаменщиковой, Е.И. Кузьмина, В.Н. Зайцева и др.

Если в России речь идёт о создании инновационной  экономики и общества знания, то и библиотеки надо позиционировать как информационные центры. Наверное, поэтому в настоящее время вновь столь велико внимание к ПЦПИ.

МК России совместно  с Федеральным агентством Правительственной связи и информации при Президенте РФ и Российским Фондом правовых реформ в 1998 году начало работу по созданию публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек. За эти годы в стране создано около 3800 ПЦПИ. В них сосредоточена и предоставляется правовая информация в электронном и традиционном виде.[ 9, 27]

Именно этот вид информации, а конкретно правовая, стал самым  востребованным  для всех социальных групп.

Она необходима всем   слоям населения, всем заинтересованным физическим   и   юридическим   лицам, общественным объединениям, а также для качественного и оперативного обслуживания служащих органов местного самоуправления. В настоящее время, когда в России происходят существенные  политические, экономические   и   социальные   перемены,   востребованность в  правовой литературе еще более возрастает. Сегодня очевидно,  что рост правовой грамотности     и     правосознания    граждан    способствует     повышению действенности законодательства. Публичные центры правовой информации    при   библиотеке   как   общедоступный   центр открыт всем.    Для удовлетворения таких потребностей жители города Вязники и Вязниковского района обращаются в ИПБЦ «Интеллект».  Не случайно в постановлении главы района Е.М. Виноградова за № 150 «О повышении правовой культуры населения в 2006-2010 гг.» особая роль отводится именно нашему Центру. [1] Выделяются следующие цели обращения потребителей к информации: для использования ее в профессиональной деятельности (управление, предпринимательство, производство); в образовании; для осуществления досуговой (любительской) деятельности; в быту.     

Основными пользователями ПЦПИ являются как организации, так и обычные граждане: например, в годовом отчете ИПБЦ «Интеллект» за 2009 год зафиксировано 1380 частных пользователей правовой информацией и  38  организаций, выполнено 7377 запросов.

Сочетание аспектов характеристики пользователей позволяет дать их многомерное описание.

Среди корпоративных  абонентов ИПБЦ «Интеллект» можно выделить: органы местной власти (все звенья управленческой и административной структуры региона, местные властные структуры и т. п.). Читателей этой категории интересуют, прежде всего, следующие темы: техника законотворчества, политические технологии; инновации в управлении, организационная культура и т. п.;

государственные структуры (например, суды, правоохранительные органы);

органы местного самоуправления (Комитет солдатских матерей, Совет ветеранов Великой Отечественной войны);

музеи, школы, архивы, другие библиотеки, средства массовой информации, некоммерческие и коммерческие организации и т. д.

Запросы этой группы связаны, в первую очередь, с предоставлением текстов конкретных официальных правовых актов, нормативных положений общегосударственного и местного уровня, а также тематической информации. Цель их посещения ИПБЦ, как правило, определяется ими, как:

просмотр конкретного  нормативно-правового документа или списка документов (примерно 60 %);

самостоятельная работа с информационно-поисковой системой на базе правовых актов «Консультант Плюс» (примерно 30 %).

От имени  предприятия заказчиком информационных продуктов и услуг может выступать конкретный человек (или группа людей), что вносит в процесс обслуживания личностный аспект. Так, это может быть директор по маркетингу, мужчина 35 лет, с высшим образованием, с высоким уровнем информационной культуры, умеренный потребитель, стремящийся получить услуги, сочетающие в себе качество и экономию. [10, 12]

Их запросы, как правило, имеют  адресный и фактографический характер.

В связи с тем, что большое  число  пользователей составляют студенты и учащиеся школ, основная часть обслуживания ИПБЦ «Интеллект»  направлена на удовлетворение их запросов. Они, как правило, касаются информационных потребностей, возникающих в процессе учебы и повышения квалификации. Эту группу пользователей в основном интересуют подборки законодательных актов по определенной теме, материалы для написания курсовых и дипломных работ, статей и диссертаций, аннотированные справки, включающие публикации из периодических изданий, методика составления библиографических списков, краткие справочные аннотации к каждому названию документа, раскрывающие их содержание, и т. д.

Но все же основной функцией ПЦПИ является доведение  правовой информации до простого гражданина, обеспечение ежедневных потребностей людей, сталкивающихся с проблемами в той или иной области, что  требует разрешения вставших перед ними вопросов с помощью законодательных и нормативных актов.

Основой этой группы пользователей ПЦПИ являются: учащиеся, преподаватели школ, юристы, предприниматели различного уровня, специалисты различных отраслей промышленности, фермеры, военнослужащие, представители социально незащищенных слоев населения (пенсионеры, безработные, инвалиды, мигранты и др.). Темы их информационных запросов тесно связаны с теми жизненными проблемами, которые им приходится решать.

Запросы предпринимателей связаны с налоговым законодательством, арбитражем, организацией бухгалтерского учета и т. п.  Так, например, в ИПБЦ «Интеллект» было зафиксировано обращение юридического лица (предприятии малого бизнеса), который специализировался на производстве оград и приобретающем исходную информацию для использования ее при разработке и производстве собственных товаров. Цели обращения к информации были деловыми, профессиональными, тематика информационных запросов связана с производством, но ему так же было не обойтись и без правовой, финансовой, экологической, экономической (конъюнктурно-коммерческой) информации. Фермеры знакомятся с земельным и налоговым законодательством, положениями о субсидиях.  Пенсионеров — как одну из многочисленных групп большинства ПЦПИ — интересует, прежде всего, законодательство в социальной сфере: всевозможные льготы, вопросы начисления, расчета и перерасчета пенсий, пенсионное законодательство о ветеранах, субсидии, законодательство в области здравоохранения, наследственное право и т. д.  Военнослужащих прежде всего интересует законодательство по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью, образования, жилищного права, а инвалиды — изучить льготы в сфере здравоохранения, пенсионного обеспечения и т. д. Мигрантов, переселенцев, безработных интересует трудовое законодательство, механизм получения льгот и пособий, постановки на биржу занятости и т. п.

Строя свою работу, многие ПЦПИ не только ориентируются  на уже имеющихся пользователей, но и пытаются предугадать информационные запросы потенциальных пользователей. Одной из таких групп являются подростки, которых пока немного среди пользователей ПЦПИ, однако ряд правовых центров создает базы и банки данных по правовым проблемам детей и молодежи, видя в их правовом просвещении одну из своих основных задач по информационному обслуживанию.  Например, в ИПБЦ «Интеллект» - «Молодежь региона».

В целом, в качестве наиболее запрашиваемых тем в ИПБЦ «Интеллект», можно назвать следующие:

местное самоуправление;

защита прав потребителей;

пенсионное  законодательство;

жилищное законодательство;

проблемы наследования;

законодательство  о земле;

социальная  защита;

семейное законодательство;

здравоохранение;

регистрация транспортных средств;

законы РФ об образовании;

уголовное право;

налоговое законодательство;

организация бухучета;

права человека и др.

Следует заметить, что кроме постоянно востребованных тем существуют так называемые «сезонные» темы: военный призыв, выборы, уплата налогов и др.

Для ЦПИ при  публичных библиотеках важны  так же такие демографические  характеристики пользователей, как возраст, пол, род занятий, образовательный уровень. Чрезвычайно существенны и признаки, характеризующие уровень информационной культуры людей, хотя их выявление сопряжено со значительными трудностями. Об информационной компетентности пользователей можно судить  по частоте и регулярности их обращения в библиотеку, осведомленности об ассортименте предлагаемых услуг, ориентации в  информационных ресурсах.  Исходя из этого, можно определить следующие группы: информационно-активные, осведомленные пользователи;

нерегулярные  пользователи, слабо ориентирующиеся  в информационных ресурсах; начинающие пользователи, обладающие потенциалом стать в дальнейшем информационно-активными.

Наблюдения  показывают, что пользователей ИПБЦ «Интеллект» так же можно разделить по уровню правовой грамотности на несколько групп. Первая — наиболее многочисленная — состоит из граждан, никогда не сталкивающихся с правом и правосудием, не ориентирующихся в системе российского законодательства. Попав в сложную ситуацию, они надеются на получение квалифицированного совета и помощи в разрешении возникших перед ними проблем. Им нужна не только информация, но и консультационная помощь. Вторая группа — это люди, имеющие определенные навыки работы с правовой информацией, уже изучившие доступные им нормативно-правовые акты и комментирующие материалы. Им, как правило, нужна помощь в оформлении различного рода документов (жалоб, заявлений, запросов и т. п.). 

Следует признать, что деятельность публичных центров  правовой информации при библиотеках по многим параметрам выходит за пределы сложившихся представлений о традиционном библиотечном обслуживании. Это ярко проявляется в соединении форм библиотечного обслуживания, присущих библиотеке, и новых, появившихся только в деятельности ПЦПИ, а также в характере услуг, оказываемых ими своим пользователям.

Информация о работе Пользователи центров правовой информации при библиотеках и особенности их обслуживания