Пользователи центров правовой информации при библиотеках и особенности их обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Роль публичной библиотеки в обеспечении населения правовой информации крайне важна, т. к. именно она содействует повышению правовой культуры граждан их юридическому образованию и самообразованию. От правильной организации работы правовых центров при библиотеках в значительной степени зависит качество всей её работы.

Содержание

Введение.
Глава 1. Группы пользователей центров правовой информации при библиотеках.
1.1 Представители органов власти и специалисты. Особенности запроса.
1.2 Выполнение запросов обучающихся в высших учебных заведениях.
1.3 Запросы массового читателя.
Глава 2. Формы и методы информационно-библиографического
обслуживания пользователей правовых фондов.
2.1 Массовая и комплексная работы обслуживания читателей правовых
фондов.
2.2 Индивидуальная работа.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

В многообразии форм деятельности ПЦПИ при библиотеках  можно выделить следующие категории: формы библиотечно-информационного обслуживания, рассчитанные на все население региона и на всех пользователей ПЦПИ; на конкретные группы пользователей; на конкретных пользователей.

Видя свою социальную роль, прежде всего, в создании условий для свободного и полного удовлетворения информационно-правовых запросов всех граждан, ПЦПИ осуществляют большую работу по правовому всеобучу населения. В этих целях практически все ПЦПИ ведут «Школы правового всеобуча», выпускают информационные листовки, буклеты и бюллетени, организуют книжные выставки и стенды правовой информации, проводят Дни правовой информации. В ИПБЦ «Интеллект» так же постоянно ведутся различные   выставки, устные библиографические обзоры, Дни специалиста или Дни информации, оформлен постоянно действующий стенд «Регион крупным планом» или «Земля Вязниковская», где вся информация располагается в следующих рубриках: «Экономический паспорт района»; «О чем говорят, о чем спорят»; «Новости недели»;

«Провинциальная хроника» и т. д. 

Эти мероприятия  проводятся не только в стенах центров, но и выносятся «в город»: в школы, учреждения и организации. Регулярно проводятся экскурсии по ИПБЦ, на которых все желающие могут познакомиться с информационными ресурсами библиотеки.

ПЦПИ призваны способствовать обеспечению свободного доступа к любой правовой информации, причем как на бумажных носителях, так и в электронной форме, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет. Успешно работают в этом направлении информационно-консультационный отдел и компьютерный зал вязниковского ИПБЦ, предоставляющие пользователям весь спектр компьютерных услуг. Посетитель может сам отыскать нужную ему информацию в Интернете, на CD-ROM, справочно-правовой системе «Консультант Плюс», или это сделают сами работники отдела и он получит готовые материалы на любом удобном носителе. Доступ к базе данных читатели получают с пользовательского места, организованного в компьютерном зале.

Помимо электронно-правовой базы, библиотека располагает такими печатными изданиями, как: «Российская газета», «Независимый библиотечный адвокат», «Домашний адвокат», «Вопросы права», «Вопросы жилищного права», «Юридическая консультация для всех», «Юрист спешит на помощь», «Юридический консультант», официальная часть газеты «Владимирские ведомости» и многими другими – всего 35 наименований.

Посетители  Центра Правовой информации имеют право бесплатно пользоваться: специализированным фондом правовых изданий (тематические сборники, журналы), фондом копий опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами власти. Кроме того, каждую субботу в ИПБЦ «Интеллект» работает Общественная приемная ВРО Молодёжного Союза Юристов РФ, где каждый желающий может получить бесплатную юридическую консультацию.

Многие ПЦПИ включились в реализацию проекта  «Библиотека — информационный центр  жизнедеятельности местного сообщества»  и организуют постоянную связь населения с представителями местной власти. Например, в практику работы некоторых ПЦПИ введена такая форма общения с законодательной властью на региональном уровне, как встреча с депутатом, час депутата, на которых предполагается свободное обсуждение законопроектов, находящихся на рассмотрении в местной Думе и т. п. Участники могут высказать свое мнение, внести уточнение, предложить свою формулировку и т. п. Такие мероприятия воспитывают у населения правовую культуру, повышают гражданскую активность.     

 ИПБЦ «Интеллект» работает по программе «От правовой культуры к правовому государству». В рамках программы для учащихся старших классов работает Факультет правовых знаний «Знай свои права и обязанности». Здесь прошли занятия на темы: «Ипотека: за и против»

«Подросток на дороге»,  «Армия: за и против», «Вас доставили в отделение милиции», «Сам себе адвокат», «Территория тревоги»  и др., а программа «Молодёжь – источник перемен» направлена на обеспечение права пользователей на доступ к полной и достоверной информации по проблеме наркомании и пропаганде здорового образа жизни.

Среди разнообразных  форм работы по воспитанию правовой культуры следует отметить организацию книжных  выставок. Издания, представленные на них, позволяют познать особенности правового регулирования семейных, трудовых, гражданских отношений, знакомят с новыми законодательными инициативами. Так,  в течение года в библиотеках ЦБС был представлен цикл книжных выставок: «Избирательная система России», «Мы и закон», «Как защитить нарушенные права», «Правовая неотложка»   и др.

Большую правовую поддержку  населению оказывают тематические папки, такие как: «Малый бизнес в  нашем городе», «Ипотека: шанс для экономики и человека» и т.д. 

В целях наглядной правовой информации библиотека активно работает и над оформлением информационных стендов: «Регион крупным планом»,

«Семья – основа государственности», «Пенсионный фонд России на новом этапе пенсионной реформы», «Государство и право в современном обществе», «Занятость. Трудоустройство. Карьера», «Молодежь: будущее России», «Время. События. Люди».

Для повышения  правовой культуры граждан и содействия их юридическому образованию и самообразованию ПЦПИ издают рекомендательные списки и указатели литературы по правовой тематике. Например, рекомендательный список литературы «Закон обо мне и мне о законе»   включает более 30 источников по таким разделам, как: «Как защитить нарушенные права», «Семья – основа государственности», «Занятость. Трудоустройство. Карьера», «На новом этапе пенсионной реформы», и т. д., что дает пользователю представление о возможностях отстаивания своих прав. Рекомендательный список «Защита прав потребителей» насчитывает более 20 источников и включает в себя документы, разъясняющие права потребителей товаров и услуг в различных сферах.

Многие ПЦПИ ведут значительную лекционную работу, направленную на повышение уровня правовой грамотности населения. Так, в ИПБЦ «Интеллект» с успехом проходят лекции общественно-политических и правовых знаний, где подготавливаются занятия на самые актуальные вопросы: «Время жилья»,  «Скупой платит дважды», «Сотка преткновений» (о дачной амнистии), «На семь бед – один ответ: страховка», «Если возникли проблемы с лекарствами», «Быть поручителем не просто»   и другие.

Некоторые библиотеки выпускают дайджесты, тематические досье на правовые темы. Такие издания готовит, например, ЦПИ при Парламентской библиотеке. Он же издает государственные библиографические указатели (например, «Официальные документы органов государственной власти РФ», «Официальные периодические издания» и др.), которые являются, в сущности, путеводителями в огромном массиве правовой информации. В Интернете 15 декабря 2009 г. был открыт единый портал государственных услуг «Электронное правительство». 25 ноября 2009 года в России началась регистрация документов на кириллице.

Эффективной формой воспитания правовой культуры населения следует  считать Дни правовой информации, организуемые ПЦПИ, — традиционной формы информационного обслуживания в библиотеке, наполненной, однако, новым содержанием. Так, вязниковский  ИПБЦ «Интеллект» строит это мероприятие следующим образом: знакомство с информационными ресурсами; обзор новых законов  по какой-либо теме; комментарии к законодательству. Участникам Дней правовой информации бесплатно вручаются информационные продукты, например памятки или буклеты.

Очевидно, что  такие формы привлекают как всех пользователей ПЦПИ, так и представителей различных групп, решающих аналогичные  житейские проблемы и объединенные общим информационным интересом.

Формы библиотечного  обслуживания конкретных групп пользователей  также многообразны и отличаются особенностями их информационных потребностей. Приоритетным вниманием работников ПЦПИ пользуются, прежде всего, социально незащищенные граждане. В работе с ними, а также с предпринимателями, фермерами, военнослужащими и т. д. центры не удовлетворяются уже только режимом «запрос-ответ», а стараются наладить «обратную связь». С этой целью организуются постоянно действующие мероприятия, позволяющие выявить эффективность усилий библиотекарей: семинары (например, в ИПБЦ «Интеллект» проходит постоянный семинар для подростков «Молодёжь и время», на котором затрагиваются разные темы при обязательном присутствии специалиста в этой области); клубы по интересам для предпринимателей, ветеранов военных действий, старшеклассников. Каждый из этих клубов раскрывает в своей работе правовые аспекты той проблематики, которая актуальна именно для конкретной группы пользователей, учит их работать с информационными ресурсами по этой теме.

Все пользователи ИПБЦ «Интеллект» имеют возможность самостоятельной работы с правовыми электронными ресурсами на компьютеризированных рабочих местах центра. Тем, кто не имеет достаточного опыта, помогает сотрудник библиотеки, он оказывает эту услугу бесплатно.

В целом ПЦПИ предлагают комплексные услуги, сочетающие в себе библиографическую, аналитическую и документную информацию.

Находящиеся в распоряжении ПЦПИ ресурсы позволяют предлагать пользователям следующие услуги: поиск правовых актов в электронных базах данных; предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления; выдача справки о месте и времени опубликования документа; тематические справки; предоставление текста документа; перенос информации на бумажный или магнитный носитель; поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки;

прием заказов  на поиск правового акта по телефону, факсу, электронной почте; подборка законодательных актов по запрашиваемой теме; выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических; предоставление периодических изданий во временное пользование; предоставление аудио- и видеоматериалов с лекциями по правоведению ведущих преподавателей московских вузов; предоставление правовой информации на CD-ROM; сканирование; компьютерный перевод текста с (на) иностранного языка; доступ к правовым сайтам Интернет; ксерокопирование и распечатки правовых актов в черно-белом и цветном вариантах; оперативное информирование о новых поступлениях; резервирование издания для конкретного пользователя; предоставление электронных дисков, поступающих в библиотеку, как приложение к книгам и журналам; «ночной абонемент»; открытие «почтовых ящиков» электронной почты; консультирование по правовым вопросам; составление списков литературы к курсовым и дипломным работам; консультирование по вопросам поиска правовой информации; предоставление образцов форм типовых документов (договоров, жалоб и т. п.); консультирование самостоятельной работы с правовыми базами («Кодекс», «Гарант», «Консультант Плюс», «Система»); быстрый поиск в присутствии заказчика; текущие адресные справки; ретроспективный поиск; формирование пакета документов по запросу пользователя; предоставление реквизитов юридических служб; предоставление текстовых и табличных редакторов; поиск информации по предварительному заказу; предоставление ПК для самостоятельной работы; создание титульного листа для письменных работ; создание объявлений; распечатка с дисков и флэшкарт.

Многие из этих услуг в правовом центре «Интеллект» предоставляют бесплатно. Однако качественные услуги публичного доступа к правовой информации не могут быть совсем бесплатными. Оплачиваются, прежде всего, те услуги, которые требуют применения расходных материалов: бумаги, дисков и др. Некоторые ПЦПИ стремятся к расширению, к диверсификации своей деятельности, предлагая комплексы качественных и уникальных услуг платежеспособным потребителям, нуждающимся в информации: местным властям, прессе и прочим. К таким услугам можно отнести: заказное проблемно-ориентированное библиографическое обслуживание, обмен изданиями, защита интересов местных сообществ, информационно-аналитическая поддержка законотворчества, заказные аналитические работы, компьютерная разведка, дистанционная подготовка персонала другой библиотеки и т. д. Эти услуги предоставляются на платной основе.

В ПЦПИ регулярно проводятся практические занятия для повышения правовой грамотности пользователей и обучение самостоятельному поиску правовой информации в Интернет. Так, например, в правовом центре «Интеллект» на такие занятия приглашаются библиотекари  района. На них слушатели не только получают наглядные уроки работы в Интернет, но и памятки, буклеты, которые помогают им в дальнейшем осваивать компьютер.  Помогает удовлетворять запросы пользователей и справочно-библиографический аппарат библиотеки, в состав которого входят картотека законов, фактографическая картотека, фонд исполненных заявок.

ПЦПИ также  организуют библиотечно-информационные мероприятия, которые содействуют повышению правовой культуры населения, проводят исследования по изучению потребностей пользователей в сфере правовой информации и осуществляют рекламу деятельности центров, готовят и рассылают бюллетени новых поступлений.

Издательская  деятельность – ещё одно направление, освоенное библиотеками. Наличие  компьютерной и копировальной техники, использование  основ дизайна позволяют создавать привлекательную печатную продукцию: буклеты, афиши, программы мероприятий, рекламу библиотеки и её услуг: «Право на каждый день», «Диплом в кредит», «Знать закон – ответствовать перед законом», «Шагом марш», «Знать, чтобы не оступиться» и др. 

Рекламные материалы  библиотеки делают более доступной  информацию о ней, её услугах и  возможностях.

Реализуя программы  ИПБЦ «Интеллект» сотрудничает с такими организациями как: органы юридического надзора; управление образования; управление культуры и молодёжной политики; управление физкультуры и спорта  и др.

 

Как правило, поиск  нормативных актов в ПЦПИ осуществляет специально подготовленный сотрудник  данной библиотеки, что обеспечивает квалифицированное обслуживание посетителей.

На месте открытого доступа пользователям предоставляется возможность самостоятельно работать  с материалами, а также со списками документов и текстами документов, подобранными по запросу сотрудником Центра и информационными ресурсами Internet правовой тематики

В Центре правовой информации библиотеки читателям предоставляется  возможность свободного доступа  к информационным ресурсам справочных правовых систем компании Консультант Плюс.

В основе дифференцированного  библиографического информирования лежит знание информационных потребностей пользователей. Эффективность обслуживания абонентов во многом зависит от того, насколько точно соответствует полученная  информация  запросам.   Способ   оповещения абонентов довольно тривиальный, но достаточно действенный - по телефону или непосредственно общение с потребителем информации. При дифференцированном библиографическом информировании выделяют групповое (коллективное) и индивидуальное библиографическое информирование.

Информация о работе Пользователи центров правовой информации при библиотеках и особенности их обслуживания