Пользователи центров правовой информации при библиотеках и особенности их обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Роль публичной библиотеки в обеспечении населения правовой информации крайне важна, т. к. именно она содействует повышению правовой культуры граждан их юридическому образованию и самообразованию. От правильной организации работы правовых центров при библиотеках в значительной степени зависит качество всей её работы.

Содержание

Введение.
Глава 1. Группы пользователей центров правовой информации при библиотеках.
1.1 Представители органов власти и специалисты. Особенности запроса.
1.2 Выполнение запросов обучающихся в высших учебных заведениях.
1.3 Запросы массового читателя.
Глава 2. Формы и методы информационно-библиографического
обслуживания пользователей правовых фондов.
2.1 Массовая и комплексная работы обслуживания читателей правовых
фондов.
2.2 Индивидуальная работа.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Групповое информирование представляет собой регулярное или эпизодическое доведение библиографической информации до группы потребителей, объединенных сходством информационных потребностей. Оно является приоритетным направлением в информационном обслуживании пользователей, которым охвачены муниципальные служащие, учителя, экономисты, бухгалтеры, бизнесмены, специалисты, культпросветработники, воспитатели дошкольных учреждений, представители социально незащищенных слоев населения (пенсионеры, безработные, инвалиды). На групповое библиографическое информирование в ИПБЦ «Интеллект» взято 38 коллективов, такие как Общество инвалидов Вязниковского района, Музей песни XX века, Отдел молодежи, Клуб «Патриот», Совет ветеранов, Социальный центр помощи семьи, Отдел дневного пребывания пенсионеров и инвалидов «Дом здоровья» и многие другие.

Например, для  учителей проводятся информационные часы, ток - шоу, Дни информации: «Библиотека  и образование: грани сотрудничества», «Для тех, кто учит и учится», «Образование - путь к успеху», оформляются выставки - просмотры, составляются списки литературы.

В процессе обслуживания различных групп и коллективов  значительное место занимают традиционные формы: Дни информации, тематические выставки, часы информации, Дни специалистов. Тематика которых определяется профилем или определенной темой. В рамках Дня специалиста проводятся открытый просмотр первичных и вторичных документов, обзор литературы, консультации по методике поиска документов и использованию СБА библиотеки, беседы с работниками отдела комплектования, где рассматриваются вопросы доукомплектования библиотеки необходимой литературой.

Индивидуальное  библиографическое информирование — это систематическое обеспечение  библиографической информацией  конкретного потребителя, осуществляемое с учетом его постоянно действующих (долговременных) индивидуальных запросов.

В настоящее  время приоритетным является библиографическое  информирование руководителей органов  местного самоуправления, предприятий  и организаций, муниципальных служащих, специалистов сферы культуры и искусства, здравоохранения и образования, предпринимателей (малый и средний бизнес), других абонентов (лиц, зарегистрированных библиотекой в качестве таковых в специальной картотеке индивидуального библиографического информирования). Систематическое обеспечение указанных потребителей библиографической информацией осуществляется в строгом соответствии с постоянно действующими запросами — как правило, по узким, частным темам и проблемам. Во многих случаях подобные запросы вызваны конкретными служебными ситуациями и сопряжены с использованием краеведческой информации. Основные формы индивидуального библиографического информирования — устные сообщения (лично или по телефону), подготовка подборок и досье (для просмотра и отбора необходимых материалов во время посещения библиотеки), передача информации по факсу (электронной почте).

В связи с  большой трудоемкостью индивидуального  информирования и ограниченных возможностей общедоступных библиотек число  абонентов индивидуального библиографического информирования обычно невелико. В  ИПБЦ «Интеллект» их число составляет 18 человек, в их число входят учителя, юристы, предприниматели, культпросветработники, воспитатели

дошкольных  учреждений, экономисты, медицинские  работники и другие категории. Их выявляют работники отдела обслуживания (не при записи читателей в библиотеку, а в течение определенного периода — полугодия или года в ходе индивидуальных бесед, наблюдений или анкетирования).

На основе анализа  полученных данных формируются картотеки  индивидуального библиографического информирования и постоянно действующих  запросов (в алфавитном порядке тем), согласовываются сроки доведения информации до каждого абонента, а в те дни, когда ему передается информация, в картотеке делается об этом специальная пометка.

При небольшом  числе абонентов их оповещают  устно — по телефону или при личном общении во время очередного посещения библиотеки. Преимущество такого способа передачи информации заключается в оперативности и возможности установить с потребителем непосредственный контакт, что позволяет сразу же выяснить его отношение к подготовленным материалам.

Иногда информация посылается на специальных бланках (информационных листках) или на карточках. Карточная форма очень удобна для абонента: карточки с библиографическими записями (библиографическими описаниями, справочными аннотациями и другими сведениями), постепенно накапливаются и образуют личную тематическую картотеку.

Своевременно  получая от абонента отзывы о качестве информационного обеспечения (по разным параметрам), библиотека может адекватно реагировать на изменение и уточнение его информационных потребностей. При этом важно заранее определить источники информации, выяснить, какие из них наиболее важны для потребителя, а какие он регулярно просматривает самостоятельно. Необходимо также согласовывать вопрос о видах документов и хронологических границах, в пределах которых выявляются нужные материалы.

Наиболее эффективными формами индивидуального информирования являются ИРИ (избирательное распространение  информации) и ДОР (дифференцированное обслуживание руководства). Информирование по системам ИРИ и ДОР должно отвечать некоторым требованиям, главными из которых являются осуществление информирования в автоматизированном режиме, максимальная полнота доводимой до абонента информации, краткое раскрытие содержания материалов (справочное аннотирование), а также наличие постоянно действующей обратной связи с абонентом. Однако в настоящее время не все библиотеки в состоянии обеспечить такой уровень информирования, и поэтому в библиотеках, где продолжают работать традиционно, речь может идти лишь об углубленном индивидуальном информировании с применением отдельных элементов названных систем.

Как и другие виды деятельности ИПБЦ «Интеллект», работа по библиографическому информированию планируется в годовом плане  библиографического отдела, учитывается и анализируется с учетом соответствующих организационных форм.

Библиографический отдел имеет справочный аппарат  в помощь библиографическому информированию. В него входят картотека абонентов  и сводная картотека. В картотеке  абонентов выделяют следующие основные разделы: абоненты индивидуального библиографического информирования (в алфавите фамилий); абоненты группового библиографического информирования (в алфавите названий предприятии и организаций, а внутри — по алфавиту фамилий абонентов); темы индивидуального библиографического информирования (по алфавиту); темы группового библиографического информирования (по алфавиту).

Таким образом, используя многоаспектный подход, мы можем всесторонне описать потребителя, выделенного в качестве приоритетного при организации информационного обслуживания; осуществлять мониторинг, слежение за изменениями групп пользователей; прогнозировать появление новых информационных потребностей; разрабатывать и продвигать информационную продукцию с учетом потребительских требований именно данного пользователя.

Подводя итоги  работы, следует отметить, что в  ее основу были положены теоретические  работы ведущих авторов в области  организации библиографической  деятельности библиотек, а также  публикации, отражающие опыт работы Центров правовой информации в стране.

Анализируя  библиографическую деятельность ИПБЦ «Интеллект» г. Вязники, я начала работу с выявления основных групп  пользователей и их информационных потребностей, т.к. именно от них зависит  вся библиографическая работа библиотек.

Рассматривая  основные направления библиографической  деятельности ИПБЦ «Интеллект», я в  каждой главе  обращала внимание на их специфику.

На основании  проведенного исследования можно сделать  вывод, что в  целом организация  библиографической деятельности в ИПБЦ «Интеллект» находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует рост количества пользователей и соответствует предъявленным  требованиям. Главный недостаток СБА -  это отсутствие электронного варианта, так как внедрение компьютерной техники и современных информационных технологий позволит повысить качество обслуживания пользователей. Создание электронного СБА расширит поисковые границы, улучшит справочно–библиографическую работу, повысит использование библиотечного фонда, устранит многие рутинные операции. Фонд  комплектуется с учетом запросов пользователей.

Просматривая  отчет об информационно – библиографической  деятельности библиотеки, я заметила, что за 2009 год отсутствуют сведения о формах индивидуального информирования ИРИ и ДОР. Проанализировав существующее библиографическое информирование в ИПБЦ «Интеллект» можно сказать, что оно осуществляется с применением отдельных элементов названных систем.

Подводя итоги, следует сказать, что сегодня  найдено немало интересных форм работы в справочно–библиографическом обслуживании пользователей.

Исходя из вышеперечисленного, хочется пожелать ИПБЦ «Интеллект» интенсивной компьютеризации информационно–библиографической работы, продолжения работы по формированию электронных баз данных и пополнения фонда ценными библиографическими изданиями.

Таким образом, все поставленные передо мной задачи выполнены, цель дипломной работы достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Виноградов, Е. М. Постановление «О повышении правовой культуры населения Вязниковского района на 2006-2010 годы» // Маяк. – 2006. – 21 февраля.
  2. Басов, С. Клиент, скорее,  жив!.. К итогам второго форума Публичных библиотек России // Библиотечное дело. - № 1. – С. 25-29.
  3. Библиотеки. Население. Местная власть. Информационное сотрудничество продолжается [Текст] / под ред. И. Б. Михнова, Т. Л. Маниловой. – М.: Либерия, 2003. – 192 с.
  4. Верхоланцева, Т. Ю. Новые аспекты информационной деятельности в ЦПИ [Текст] / Т. Ю. Верхоланцева. – Пермь: Пермь, 2004. – 186 с.
  5. Жабко, Е.  Лидерство в сотрудничестве при формировании и использовании национального электронного ресурса Президентской библиотеки // Библиотечное дело. - № 1. – С. 16-18.
  6. Коршунов, О. П. Библиотековедение.  Общий курс: учебник [Текст]  / О. П. коршунов. – М.: Книжная палата, 1998. – 231 с.
  7. Леонова, Л. Чтоб жизнь была, как ровная дорожка, учи закон, знай закон // Библиотека. – 2006. – № 1, – С. 28 – 29.
  8. Макеев, С.  Связующее звено российских библиотек.  О задачах развития филиальной сети ФГБУ «Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина» на 2010-2012 годы // Библиотечное дело. – 2010. – С. 27-29
  9. Мелентьева, Ю. П. Публичные центры правовой информации: новые возможности библиотечного обслуживания [Текст] / Ю. П. Мелентьева. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004. – 96 с. – (Специал. издат проект для библиотек).
  10. Мошкина, Т. В. Под знаком перемен: библиотека в правовом информационном пространстве региона // Библиополе. – 2007. – № 1. – С. 38 – 40.
  11. Орлова, О. и др.  Проводники права // Библиотека. – 2006. –  № 9. – С. 6– 8 . 
  12. Романович, Ж. А.  Сервисная деятельность: учебник [Текст] / Ж. А.  Романович, С. Л. Калачев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и К», 2008. – 268 с.
  13. Стародубова, Н. З. Публичные центры правовой информации: история вопроса и настоящее их состояния  // Библиотека.  –  2005. – № 4. – С. 54 – 56.
  14. Столяров, Ю. Н. Библиотечный фонд правовой информации: учеб. прктич. пособие [Текст] / Ю. Н. Столяров. – М.: Либерия, 2003. – 256 с.
  15. Фирсов, В. Новый год.  Давайте жить по праву // Библиотечное дело. - № 1. – С. 2-7.
  16. Фирсов, В., Борисова Е. Правовое пространство библиотеки. Рекомендации.  Комментарии.  Анализ. //  Библиотечное дело. - № 1. – С. 8.
  17. Фирсова, И. Важная миссия: правовое воспитание // Библиотека. – 2007. – № 11. – С. 60 – 62.
  18. Черепанова, И. Центр правовой информации в библиотеке: «Важна каждая мелочь» // Библиотечное дело. – 2007. – № 13. – С. 39 – 40.
  19. Чупракова, И.  Опыт публичных библиотек Беларуси по правовому просвещению населения // Библиотечное дело. - № 1. – С. 12-14.
  20. Шкодских, С. Р. Правовое просвещение – средство соц. защиты // Библиополе. – 2007.  – № 10.– С. 19.

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 2

Папки по праву.

 1. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей.

 2. Гражданство: Проблемы беженцев, переселенцев, миграция.

 3. Будущее в рассрочку (все о кредитах).

 4. Малый бизнес (в нашем городе).

 5. Законы в сфере землепользования.

 6. Жилье (живем по новому кодексу).

 7. Мировой судья в гражданском судопроизводстве.

 8. Налоги (новое в налоговом законодательстве).

 9. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество.

     Приватизация квартир. Покупка – продажа жилья. Право собственности

     на земельный участок.

10. На пороге новой жизни (понятие брака, его виды, брачный контракт,

      права и обязанности супругов).                                                 

11. Информация о трудовых отношениях, трудоустройство.

12. Информация о проблемах семьи, женщин, детей.

      Семейное законодательство.

      Защита семейных прав.

      Защита прав и интересов детей.

13. «Передай добро по кругу» (о детях инвалидах).

14. Новое в пенсионной реформе (о пенсиях нынешних и будущих).

15.  Документы органов власти. Совет народных депутатов муниципального      

      образования «Город Вязники».

16.  Документы органов власти. Администрация образования Вязниковский   

      Район.

17. Подросток и закон в современном обществе: уголовная ответственность,

      право на труд, права абитуриента, права подростка в образовательном      

      учреждении.

18 .Образование  и право.

19.Квартирный  вопрос «Жилищное законодательство - молодым».

20.Ипотека: Шанс  для экономики и человека.

21.Молодежь региона:  портрет поколения.

22.Для вас  призывники.

23.Моложежь и  армия.

 


Информация о работе Пользователи центров правовой информации при библиотеках и особенности их обслуживания