Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 17:23, реферат
В качестве цели курсовой работы мы поставили изучение проблемы бедности в РФ, выявление различных вариантов касательно того, как можно измерить уровень бедности в стране.
Исходя из цели определим следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать накопленные знания по проблеме бедности.
2. Рассмотреть основные показатели уровня жизни.
3. Описать социально-демографический портрет бедного населения в России.
Введение
Глава1 Понятие и сущность бедности. История изучения бедности
1.1 Различные подходы к определению бедности
1.2 Формирование интереса к проблеме бедности в России и за рубежом
1.3 Типология бедности
Глава2 Основные показатели уровня жизни населения
Глава3 Бедность в России
3.1 Социально-демографический портрет бедных
3.2 Причины бедности
3.3 Восприятие бедности в сознании людей
3.4 Межрегиональная дифференциация бедности
3.5 Измерения бедности
3.5.1 Концепции бедности в соответствии с уровнем удовлетворения потребностей
3.5.2 Депривационный подход. Ступени депривации
3.5.3 Зарубежный подход к измерению уровня бедности: оценка для России
Глава4 Стратегии борьбы с бедностью
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава1 Понятие и сущность бедности. История изучения бедности
1.1 Различные подходы к определению бедности
1.2 Формирование интереса к проблеме бедности в России и за рубежом
1.3 Типология бедности
Глава2 Основные показатели уровня жизни населения
Глава3 Бедность в России
3.1 Социально-демографический портрет бедных
3.2 Причины бедности
3.3 Восприятие бедности в сознании людей
3.4 Межрегиональная дифференциация бедности
3.5 Измерения бедности
3.5.1 Концепции
бедности в соответствии с
уровнем удовлетворения
3.5.2 Депривационный подход. Ступени депривации
3.5.3 Зарубежный подход к измерению уровня бедности: оценка для России
Глава4 Стратегии борьбы с бедностью
Заключение
Список литературы
Введение
Бедность всегда являлась актуальной проблемой, но в России этот вопрос стоит особенно остро, так как в условиях бедности, включая состояние нищеты, сегодня в нашей стране живет почти каждый четвертый.
Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения РФ к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи и др.
И в настоящей курсовой работе нам хотелось бы показать, насколько сложна по своей структуре бедность, и сколько имеется различных подходов к ее измерению. Важно также определить пути решения данной проблемы применительно к особенностям российского общества.
Объектом данной работы является категория населения, живущие за чертой бедности.
Предметом курсовой работы является особенности социального положения населения, относящегося к бедному классу.
В качестве цели курсовой работы мы поставили изучение проблемы бедности в РФ, выявление различных вариантов касательно того, как можно измерить уровень бедности в стране.
Исходя из цели определим следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать накопленные знания по проблеме бедности.
2. Рассмотреть
основные показатели уровня
3. Описать социально-
4. Описать подходы
к изучению и измерению
5. Выявить причины бедности.
6. Описать технологии по борьбе с бедностью.
В соответствии с целью и задачами исследования выдвигается гипотеза:
Бедность как
социальное явление полностью искоренить
невозможно, но можно снизить степень
ее остроты с помощью социальных
программ и социальной политики государства.
Глава 1 Понятие бедности. История изучения бедности
1.1 Различные подходы к определению бедности
Бедность - понятие сложное, исторически обусловленное, многофакторное. Строгого, однозначного и общепринятого определения бедности не существует. Это понятие постоянно конкретизируется и модифицируется.
Бедность - характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ. [10, с.17]
Бедность - неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. [16, с.88]
Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения. [15] (При этом данное определение не является совсем точным, так как непонятно, что из себя представляют те или иные потребности, и какое значение они имеют для человека. Это мы осветим в дальнейшем.)
Амартья Сен, удостоенный за свой труд «Политэкономия голода» Нобелевской премии по экономике, показывает, что бедность не связана с количеством товаров (шире — благ), а определяется социально обусловленными возможностями людей получить доступ к этим благам. [5, с.73]
В своем докладе о бедности в Британии, проведенном в 1960 - 70-х гг., П. Таунсенд дал следующее определение бедности: «Можно сказать, что индивиды, семьи и группы населения живут в бедности, если им не хватает средств на питание, вести ту же деятельность, что и большинство населения, иметь жилищные условия и предаваться прелестям жизни, доступным большинству людей. Иными словами, если они не могут жить в обществе, к которому они принадлежат, так, как живет большинство населения». [20, с.7]
Можно также выделить определение, данное в 1963 г. известным экономистом Г. Мюрдалем. Он определил низший класс как "ущемленный в своих интересах класс, состоящий из безработных, нетрудоспособных и занятых неполный рабочий день лиц, которые с большей или меньшей степенью безнадежности отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов". [21, с.75]
То есть, можно сделать вывод, что к определению бедности можно подходить с различных позиций и точек зрения.
1.2 Формирование интереса к проблеме бедности в России и за рубежом
Интерес к бедности вполне объясним - она считается одной из самых глубоких социальных проблем. И исследования причин и места бедности в обществе начались с XVIII века. Проблемой бедности интересовались многие видные ученые - А. Смит, Т. Мальтус, Д. Рикардо, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э.Реклю, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ч. Бут, С. Раунтри. Уже работы А. Смита выявили относительную природу бедности через связь бедности и социального стыда, т.е. разрывом между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их.
Англичане Ч. Бут и С. Раунтри, исследовавшие бедность в конце XIX века, за точку отсчета в определении бедности брали возможность индивида удовлетворить свои основные потребности в еде, одежде и жилище.
Чарльз Бут был одним из первых, кто предпринял попытку установить и обосновать величину прожиточного минимума при абсолютной бедности, то есть ту грань, ниже которой отсутствуют основные средства обеспечения физического существования человека — питание и кров, без которых невозможно нормальное функционирование организма. Бут полагал, что такие потребности должны быть более или менее одинаковыми для людей определенного возраста и телосложения, независимо от страны, где они живут. Эта концепция до сих пор чаще всего используется при анализе бедности во всем мире.
В России исследования бедности начались в 1908-1909 гг., наиболее известное из которых - проведенное А.М. Стопани в 1909 г. и опубликованное в 1913 г. - касалось бюджета нефтепромышленного рабочего. По этому обследованию самые низкодоходные группы (ниже 250 руб.) тратили на физиологические потребности более трех четвертей всех доходов, в то время как самые высокодоходные (более 900 руб.) чуть больше половины; специально исследовались бюджеты безработных. В послевоенное время в СССР была опубликована единственная работа сотрудников Института труда Г.С. Саркисяна и Н.П. Кузнецовой, касавшаяся проблем бедности, но при употреблении только термина малообеспеченности.
По мнению Ржаницыной Л., доктора экономических наук, в СССР проблемы бедности официально были признаны в 70-х гг., с введением пособия на малообеспеченных людей. Но и до того низкооплачиваемые и малообеспеченные учитывались при периодических повышениях минимальных размеров заработной платы и пенсий, установлении тех или иных социальных льгот и выплат для населения. Бедными был довольно узкий круг людей, в основном по демографическим признакам: возрасту, здоровью, потере кормильца. По социальным основаниям определенную роль играла низкая квалификация, хотя она не обязательно сопровождалась низкими доходами. Некоторое значение имели территориальные различия в уровне жизни: из-за неравенства в экономическом развитии регионов, а также в городе, на селе и т.п. Тем не менее социально-экономические факторы определения зоны бедности в тех весьма выравненных условиях явно уступали семейно-демографическим. [13, с.71]
То есть можно предположить, что как и в прошлые года, так и в настоящее время не существовало единого подхода к определению бедности. И каждый автор волен был брать за основу то, что считал основополагающим в выделении такой категории населения, как бедные.
1.3 Типология бедности
Бедность в современной России не гомогенна и имеет несколько уровней, которые различаются и по материальному положению, и по социально-профессиональной деятельности, и по досуговым предпочтениям людей.
В бедности достаточно отчетливо выделяются два уровня - просто бедность и нищета. И существует дискуссия по поводу того, каких граждан относить к бедным, а каких – к нищим. Мы выделим три точки зрения, касательно этого вопроса. Тихонова в своей статье отмечает тот уровень и образ жизни, соответствующие скорее понятию «нищета», чем «просто бедность», которого отличают следующие характеристики: накопившиеся долги, в том числе по квартплате, отсутствие таких предметов домашнего имущества (пусть даже очень старых), как пылесос, мебельная стенка или мягкая мебель, ковер, цветной телевизор, а также плохие жилищные условия. Добавим к этому недоступность любых платных услуг, плохие взаимоотношения в семье, в среднем более низкие, чем у просто бедных, доходы. В целом можно сказать, что на уровне нищеты в настоящее время сконцентрированы в основном семьи «старых» бедных, которые и в советское время относились к самым неблагополучным слоям общества, а на уровне собственно бедности - семьи «новых» бедных, которые до начала реформ относились к вполне обычным семьям. [3, с.22-23]
В статье Н. М. Давыдовой
и Н. Н. Седовой фигурирует несколько
иной «общепризнанный набор
С этими двумя точками зрения не вполне соглашается Л.И. Чинакова. Прежде она проводит определенную цепочку рассуждений: «если отсутствие указанных предметов домашнего имущества (пылесоса, мягкой мебели и др.) - один из отличительных признаков нищеты от «просто бедности», то выходит, что наличие названных предметов в домашнем хозяйстве - это признак немного более приличного имущественного положения, чем нищета, т.е. «просто бедности».» [4, с.139-140] При этом Чинакова, как нам кажется, права, говоря, что авторы не учитывают качественное состояние этих предметов длительного пользования, ибо «для оценки уровня жизни населения с позиций нахождения за чертой бедности достаточно уже самого факта их наличия или отсутствия в семье». Если отсутствие перечисленных домашних вещей в хозяйстве семьи действительно является одним из признаков нищеты, то наличие в домашнем хозяйстве этих предметов, безотносительно к их качеству и степени износа, например, облысевшего от старости ковра, с трудом показывающего одну программу телевизора, дивана с давно уже истершейся и продырявившейся обивкой и т.п., на наш взгляд, нельзя считать признаком (или одним из признаков) принадлежности к несколько более высокой социальной группе, нежели нищие, к «просто бедным». Кроме того, вызывает сомнения отвлечение не только от качественного состояния, но и от общественно-экономических условий и способов приобретения этих предметов длительного пользования при оценке уровня жизни населения в аспекте нахождения за чертой бедности. [4, с.140-141]
Думаем, что перечисленные характеристики нищеты, взятые в целом, верно отражают реалии современного российского общества. Действительно, обладание черно-белым телевизором двадцатилетней давности, устаревшей и изношенной мебелью того же срока, полученной в наследство от родственников, свидетельствует о том, что материальное положение семьи далеко от благополучия.
Кравченко же считает, что в социальной иерархии нищие, которые стоят ниже бедных, зарабатывают на жизнь регулярным попрошайничеством.
Экономист и социолог Л. Зубкова полагает, что если семья в течение одного - двух лет не может себе позволить относительно крупные расходы, связанные с решением бытовых проблем, образованием детей, семейным отдыхом, она находится под угрозой деградации, у нее нет жизненных перспектив или они чрезвычайно туманны [17, с.10].
Существуют также две формы бедности: «устойчивая» и «плавающая». Первая связана с тем, что низкий уровень социальной обеспеченности, как правило, ведет к ухудшению здоровья, деквалификации, депрофессионализации, а в конечном счете - к деградации. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Социальные исследования стабильности бедности подтвердили эту гипотезу и показали, что люди, «рождающиеся как постоянно бедные», остаются таковыми в течении всей своей жизни. Вторая форма, намного реже встречающаяся, связана с тем, что бедные подчас предпринимают невероятные усилия и «выскакивают» из своего социального, фактически замкнутого круга, адаптируясь к новым условиям, отстаивая свое право на лучшую жизнь. Разумеется, что в таком «прыжке» существенную роль играют не только субъективные, личностные факторы, но и объективные условия, создаваемые государством и обществом. [6, с.279]
Информация о работе Понятие и сущность бедности. История изучения бедности