Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:56, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение понятия, сущности и типологии миграции.
В соответствии с поставленной целью выявились следующие основные задачи, рассмотреть:
- теоретические основы миграции (понятие, сущность и причины);
- типологии миграции (легальные миграции, вынужденное перемещение, экологическая миграция, трудовая миграция и др.);
Методы исследования:
- обработка, анализ научных источников;
- анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы миграции....…………………………..…4
§1 Понятие миграции……………………………………………………..…4
§2 Миграционный процесс и причины миграции…………………………..6
Глава II. Типологии миграции……………………………………………10
§1 Легальные миграции………...……………………………………………10
§2 Вынужденное перемещение……………………………………………...12
§3 Добровольные и насильственные репатрианты….……………………..16
§4 Перемещенные лица………………………………………………………17
§5 Экологическая миграция…………………………………………………19
§6 Трудовая миграция…………………………….………………………….21
Заключение…………………………………………………………………..28
Список использованной литературы………….…………………………29
§5 Экологическая миграция
Экологические мигранты — лица, вынужденные покинуть места своего постоянного проживания и перемещающиеся в пределах своей страны или пересекающие ее границы вследствие резкого ухудшения состояния окружающей среды или экологических катастроф. Изменения в экологии и окружающей среде проявляются в разнообразных формах. Они могут быть внезапными и непредвиденными (например, стихийные бедствия, землетрясения, циклоны и т. п.), или же иметь более плавный характер (например, длительные по времени процессы опустынивания и деградации земель).16
Люди, подвергшиеся переселению вследствие изменений в окружающей среде, как правило, не рассматриваются в качестве беженцев, даже если они при этом вынуждены пересекать национальную границу и переселяться в другую страну. Это объясняется тем, что, в отличие от беженцев, которые лишены защиты со стороны своего государства, и в связи с этим для обеспечения личной безопасности прибегают к помощи международного сообщества, экологические мигранты, как правило, могут рассчитывать на защиту своего государства, даже если его возможности по оказанию чрезвычайной помощи или долгосрочному содействию в восстановлении ограниченны. Исключения из этого правила бывают при ситуациях, когда действия по разрушению окружающей среды, такие, как отравления источников, сжигание посевов или осушение болотистых местностей, умышленно используется для преследования, запугивания или перемещения определенных групп населения. В этих случаях пострадавшее население, покидающее свою родину в поисках защиты в другом государстве, вполне обоснованно может рассматриваться в качестве беженцев.
ООН выделяет шесть типологических факторов экологических перемещений:
- элементарные разрушения (циклоны, вулканы, землетрясения и другие естественные бедствия);
- биологические разрушения (насекомые, вредители, флора);
- техногенные разрушения, вызванные взаимодействием природных и человеческих действий в течение длительного периода (вырубка лесов, деградация земли, эрозия почвы, опустынивание и т. д.);
- случайные разрушения как побочные продукты индустриальной революции (например, отравления при использовании химикатов и т. д.);
- разрушения, вызванные развитием и урбанизацией;
- разрушения, вызванные войной.
§6 Трудовая миграция
Трудовая миграция - вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками работы. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту жительства условиями: социокультурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др. Различают внутреннюю трудовую миграцию — в пределах одного государства и международную — с пересечением государственной границы.17
Внутренняя трудовая миграция регулируется национальным законодательством и подзаконными актами, в Российской Федерации — Трудовым законодательством, правительственными постановлениями и инструкциями по вопросам переселений, перевода работников на другую работу и др.
Международная трудовая миграция может носить постоянный характер, т.е. она связана с переездом на постоянное место жительства из одной страны в другую. Временный характер носят трудовая миграция по контрактам, ограниченным во времени (в этом случае используется термин «гостевые рабочие», от нем. gastarbeiter); сезонная миграция; миграция приграничных рабочих («фронтальеров»). Международная трудовая миграция регулируется Конвенцией о защите прав всех трудящихся, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции № 45/158 от 18 апреля 1990 г., которая определяет термин «трудящийся-мигрант» как лицо, которое будет заниматься, занимается, или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не являются.
Цели политики
в области трудовой миграции, вытекающие
из общепризнанных международных норм:
реализация права граждан на свободу
перемещений; содействие сокращению безработицы
и облегчению ситуации на национальных
рынках труда; повышение благосостояния
трудящихся; предотвращение утечки интеллектуального
потенциала страны за границу; защита
прав и интересов трудящихся-
Общее понятие трудящегося-мигранта в конвенции конкретизируется в определениях отдельных категорий мигрантов. Выделены приграничные мигранты, вынужденные на пути на работу или домой регулярно - ежедневно или реже - пересекать государственную границу; сезонники; «моряки», рыбаки - лица, нанятые для работы на судах; работающие по найму на основе контракта и некоторые др. К трудящимся-мигрантам конвенция относит также и мигрантов, работающих не по найму, которые являются трудящимися-мигрантами, занимающимися вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору по найму, и которые обеспечивают за счет такой деятельности средства своего существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами своей семьи, а также любых иных трудящихся-мигрантов, работающих не по найму, в соответствии с применяемым законодательством государства работы по найму или двусторонними или многосторонними соглашениями. Именно этот вид трудовой миграции широко распространен сегодня в странах СНГ.
Конвенция трактует трудящихся-мигрантов не столько как экономических, сколько как социальных субъектов.
Причинами международной трудовой миграции являются:
- неравномерность мирового экономического развития;
- неравенство доходов и возможностей в разных странах, в частности между промышленно развитыми и развивающимися странами;
- дисбаланс населения, проявляющийся в избытке рабочей силы в развивающихся странах и в ее недостатке в определенных отраслях в развитых странах и др.
Мировыми центрами притяжения иммиграционной рабочей силы являются: США, Австралия, страны Западной Европы (Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды), нефтедобывающие страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Кувейт, Оман), страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Бруней, с недавних пор Южная Корея).
Трудовая международная миграция осуществляется как в законной, так и незаконной формах.
Международная трудовая миграция является распространенным явлением. Ежегодно в поисках работы в мире перемещается около 20 млн. легальных мигрантов, а в процессе международной миграции участвует более 100 стран мира. В середине 1990-х гг. численность экономически активных иностранцев в зарубежных странах составляла от 36 до 42 млн. человек, а с учетом членов их семей — 80 — 97 млн.
Миграция работников из развивающихся стран в развитые страны постоянно росла в послевоенный период и к концу 1980-х гг. составляла не более 4,2% от общего уровня рабочей силы промышленно развитых стран (на США приходилась основная масса этого роста — более 80% новых мигрантов из развивающихся стран, в то время как на Канаду и Австралию приходилось 10%). В Европейском союзе мигранты в основном были сосредоточены во Франции, Германии, Италии и Великобритании. В период после 1990-х гг. количество лиц, прибывающих из развивающихся стран, возрастало намного более высокими темпами, чем из других стран, и мигранты из них составляют почти 60% всех трудящихся-мигрантов в развитых странах.18
Примерно половина всех зарегистрированных мигрантов перемещаются из одной развивающейся страны в другую. Около 2 млн. азиатских работников покидают ежегодно свои страны в поисках работы в других странах в этом же или в других регионах на условиях краткосрочных контрактов занятости.
Общие масштабы этих потоков трудно установить, так как не все страны осуществляют такой контроль и не все из них сообщают о потоках трудовой миграции, но это явление, несомненно, имеет существенные и растущие мас- штабы. Предполагается, что в настоящее время во всем мире насчитывается более 80 млн. экономически активных мигрантов, из которых примерно 30 млн. человек работают в развивающихся странах.
Международные мигранты — это работники различной квалификации. Верхнюю строчку в этом списке занимают специалисты и управляющие, которые перемещаются в рамках внутренних рынков труда транснациональных корпораций при расширении торговли или направлении прямых иностранных инвестиций. Эти так называемые «перемещенные лица внутри компаний» все чаще встречаются в более динамичных районах мира, куда они приносят с собой новые способы производства и управленческие методы. Три четверти таких работников переводятся из одной богатой страны в другую, особенно через Атлантический океан, в то время как остальные в основном перемещаются между новыми индустриальными странами в Восточной Азии и Южной Америке. Помимо перемещения в рамках этих внутренних рынков отмечаются и крупные потоки специалистов и высококвалифицированных работников, которые обладают квалификацией в таких областях, как информационные и телекоммуникационные технологии, здравоохранение, образование, морской и воздушный транспорт, журналистика и коммуникация, а также индустрия развлечений.
Тем не менее, ведущее место в современных миграционных потоках занимают работники, меняющие место жительства с целью заполнения рабочих мест, не требующих квалификации, в тех нишах рынка труда, которые оставляют свободными работники принимающей страны, перемещающиеся на лучшие рабочие места.
Существует много способов определения категорий трудящихся-мигрантов на основе их мотивов, квалификации, возраста, специальности или расстояния от страны происхождения. Критерии, которые чаще всего при этом применяются, основаны на предполагаемой продолжительности пребывания, что отражает положение, в соответствии с которым контроль за въездом и пребыванием в стране является ключевым аспектом национального суверенитета. Большинство трудящихся-мигрантов въезжают в другую страну по одной из следующих трех причин:
- миграция в
целях постоянного проживания, которая
в первую очередь охватывает
высококвалифицированных
- миграция на
определенное время для всех
видов занятости. Обычно речь
идет о приглашенных
-временная миграция
для трудоустройства на
Несмотря на то, что мигранты из развивающихся стран могут занимать практически любые виды рабочих мест, они, как правило, концентрируются на нижнем уровне шкалы занятости. В основном они выполняют «грязную», опасную и трудную работу, причем такие рабочие места, как правило, сохраняются именно за мигрантами.
На другом конце
этой шкалы находятся
Многие государства
приветствуют приезд специалистов из
других стран. Например, Австралия и
Канада разработали системы, которые
облегчают въезд специалистов из
развивающихся стран в качестве
иммигрантов. В США также принимают
меры, которые позволяют специалистам
относительно легко получать временные
визы для въезда в страну, если их
запрашивает местный
В России в последние годы происходит сокращение общего миграционного притока и прироста численности постоянного населения за счет миграции. На смену иммиграции на постоянное место жительства пришла временная трудовая иммиграция, закрывая ниши в потребностях экономики. При этом масштабы официального привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации увеличивались, но в гораздо меньшей степени, чем неофициального. Так, за 2002 г. по сравнению с 2001 г. количество «легализованной» иностранной рабочей силы увеличилось в стране практически на треть (с 240 до 359 тыс. человек); в 2004 г. 426 тыс. человек были привлечены к работе в Российской Федерации на основании выданных работодателям официальных разрешений. Хотя фактическое использование трудящихся-мигрантов осталось по-прежнему на уровне не менее 2 — 3 млн. человек. Следовательно, меры, применявшиеся с 2002 г. к работодателям и работникам, направленные на «выведение их из тени», оказались неэффективными. По-прежнему для работодателей гораздо экономически выгоднее сохранять нелегальные взаимоотношения с работниками.19