Понятие социального управления в социологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Переход от неосознанного подчинения животным инстинктам к осознанному подчинению общественным интересам является ключевым моментом в понимании роли управления в истории человечества. Осознание управления дало мощный толчок социальной эволюции, так как стало возможным появление принципиально новых социальных организаций, где заботу о них берет на себя не природа, а сам человек.
Целью данной работы является раскрыть сущность социального управления обществом, выявить положительные и отрицательные его стороны.

Вложенные файлы: 1 файл

Жигулина Курсовая.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

· помощь людям в адаптации  к меняющимся социально-экономическим  условиям; обеспечение дисциплины и  правопорядка;

· развитие трудовой, социально-политической, производственно-творческой и других видов общественной активности; формирование у людей восприимчивости к инновациям, развитие их инновационных ориентации.

Третья группа функций  представляет собой:

· целенаправленное воздействие на общество с целью:

- формирования, существования  и развития социальных систем (социальных общностей, организаций). В данном случае речь идет о подборе и расстановке кадров, формировании и развитии социальной организации коллектива;

· развитии его социальной структуры;

· создании и изменении  социальных институтов, необходимых  для функционирования коллектива.» [7, с. 75]

В приведенной классификации  выдерживается принцип подхода  к характеристике конкретных функций  социального управления, в соответствии с которым выявляется их «набор», обусловленный спецификой объекта социальною управления.

Вместе с тем при  достаточно обстоятельной характеристике функций в одном ряду оказались  как собственно управленческие, так  и функции по достижению результатов конкретных видов деятельности.

Выявление функций управления выступает одним из важнейших  аспектов системы управленческого  знания.

В зарубежной литературе управление характеризуется через  его функции. В зависимости от выделяемого «набора» функций оно  определяется, например, как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».

Управление может пониматься как «эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами».

В приведенных трактовках фиксируются два основных аспекта: выявляются основные функции управления, в результате реализации которых  осуществляется эффективное и производительное достижение целей организации.

При этом определения  управления разнятся, как правило, в  зависимости от того, какие функции  выделяются.

В отечественной литературе функции социального управления рассматриваются с аналогичной  точки зрения. Сложилась традиция при классификации относить к ним планирование, организацию, мотивацию контроль; иногда к ним добавляют прогнозирование, учет, общение.

В ряде источников функции  управления выделяются более дробно, и в качестве общих функций, реализация которых представляет собой и управленческий цикл, различают целеполагания, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, стимулирование, учет, контроль. Логическая последовательность реализации общих функций управления в таком случае рассматривается как управленческий цикл.

Некоторые авторы в качестве основной функции управления, определяющей содержание всех остальных, называют целеполагание, все остальные функции рассматриваются  как подчиненные ей.

В традиционной трактовке функций  управления основаниями для их выделения служат, судя по всему, условия индивидуальной деятельности людей: цели, средства, мотивы, обратная связь. Каждое из этих условий рассматривается как результат управленческих решений.

Так, в результате функции планирования появляются цели, в результате функции организации -- упорядоченность, в результате мотивации - желание трудиться.

Идея выделения функций на основе условий деятельности имеет немало рационального, однако необходимо учитывать, что традиционная модель трактовки  управленческих функций применима, прежде всего, на уровне отдельного работника.

Управленческие функции на уровне социальной общности более сложны. В частности, деятельность общностей  предполагает регламентацию взаимодействий между ними, властных отношений, более сложную, чем цель, управляющую информационную модель.

Существует иной подход к анализу  управленческих функций, когда под  ними понимаются виды управленческих действий, выделяемые по характеру  предмета деятельности и ее результату.

В этом случае выделяются информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции. К предмету информационно-управленческих функций относится информация, ее преобразование, вследствие чего формулируются цели деятельности, вырабатываются нормы и оценки. Результатом этой функции становятся выявление проблем и разработка управленческих решений.

К предмету сервисно-управленческих функций относится формирование как у субъектов управленческой деятельности, так и управляемых  субъектов мотивов к тем или  иным действиям, статусов этих субъектов (прием на работу, увольнение, повышение, понижение, наделение полномочиями и др.).

Если информационно-управленческие функции предписывают управляемому субъекту, что нужно делать, то сервисно-управленческие функции выступают инструментом реализации первых.

Например, такие функции, как мотивация  и стимулирование, позволяют выявить, на каких условиях персонал организации  выполняет работу, предусмотренную  проектом. Заключение договоров и  соглашений между работниками и  руководителями закрепляет те или иные работы, предусмотренные проектом, за конкретными исполнителями.

Наряду с вышеназванными можно  выделить и собственно сервисные  функции, которые уже не являются управленческими: деятельность по оказанию социальной помощи, медицинских услуг, обучению, организации досуга и др. Выполнение этих функций является содержанием социальной политики, речь о которой пойдет ниже. Результатом выполнения сервисных функций выступает решение какой-либо проблемы, реализация управленческого проекта, отдельного управленческого решения.

Для выполнения сервисных функций  создаются специальные органы и  учреждения. Например, учреждения социальной защиты оказывают конкретные услуги инвалидам, пенсионерам, другим категориям населения, а не управляют их деятельностью. Деятельностью этих учреждений руководят государственные, региональные, муниципальные органы посредством выработки и принятия необходимых решений, проведения соответствующей кадровой политики, контроля за выполнением этих решений и законов.

Информационно-управленческие и сервисно-управленческие функции представляют собой сложные управленческие функции. Наряду с ними можно выделить и простые управленческие функции, состоящие из набора элементарных управленческих действий, имеющих место в любом управлении: познания, оценивания, выбора, обмена, хранения информации. Комбинации простых функций дают в результате сложные управленческие функции.

Многие из указанных  функций (в частности, функции управления проблемами организации и функции  развития) имеют скрытый (неявный, латентный) или полускрытый характер, что приводит к неадекватным представлениям. В частности, популярное представление об организации как целенаправленной системе является следствием недостаточной осознанности нетрадиционных функций управления.

«В результате многие руководители не видят большой разницы между управлением обществом и большой фабрикой. А разница между тем огромна – как между человеком и машиной (роботом). Если машину (фабрику) конструировал сам человек, хорошо знающий как она функционирует и что можно от нее ожидать, то общество никто не конструировал и законы его развития нам пока почти не известны, поэтому, в отличие от фабрики, целеполагание к нему может быть применимо лишь когда будут получены объективные знания о законах функционирования общества. Без таких знаний все попытки устанавливать перед обществом конкретные цели (коммунизм, развитый социализм, цивилизованная рыночная экономика) являются не более чем утопиями, вызванными искаженным представлением об обществе как большой фабрике.» [1, c. 28 ]

1.3. Типология  социального управления

В условиях родоплеменных  отношений вожди племени, наделенные властью и пользующиеся авторитетом, выступали выразителями «доброй  воли» и осуществляли координацию  всех основных функций жизнедеятельности  родоплеменных коллективов. В этом механизме управления существенную роль играло групповое сознание, воплощенное в традициях, с чем связан свойственный родоплеменному мышлению ритуально-символический характер коллективных решений и практических действий. Здесь еще слабо дифференцирована сфера субъекта и объекта управления.

В рабовладельческом  обществе уже возникают законодательные  принципы, дифференциация власти, строгое  разграничение сфер субъекта и объекта  управления. Если родоплеменная общность регулировалась неписаными законами, то при рабовладении появляются писаные законы (например, законы Хаммурапи). Своего высшего развития законодательная власть впервые достигла в римском праве. Именно на этой стадии развития общества управление обрело классовое содержание. Рабы выступали лишь как объект управления, подвергаясь крайне жесткой его форме, уподобляющей их домашним животным.

В условиях феодализма происходит большая дифференциация систем управления - политических, правовых, нравственных, религиозных, философских, художественных и прочих призванных обеспечить соответствующие принципы общественного поведения людей, социальных групп, общества в целом. Политическая власть носила здесь элитарный характер (передавалась по наследству), как, впрочем, и почти все формы материального и духовного производства (ремесло, врачевание, культура земледелия, художественная и др.). Для феодализма вообще характерна сложная иерархичность субъекта управления.

В основе изменения и  усложнения механизмов управления социальными  процессами при капитализме лежали процессы развития материального и духовного производства, форм собственности, различных видов конкурентной борьбы, а в этой связи и правовых отношений.

 В период своего  становления капитализм вывел  на жизненную арену массу волевых,  одаренных, предприимчивых и талантливых людей, умевших организовать свое дело в интересах и развития производства, и получения прибыли. Были максимально использованы достижения науки и техники, а также вскрыты глубокие резервы человеческих возможностей. В каждом конкретном случае организация управления имела четко выраженный целенаправленный характер, подчиняясь вместе с тем в целом стихийным силам рынка.

 Рынок выступает  мощным регулятором, своего рода  водоворотом, захватывающим в  своем неумолимом потоке буквально все стороны жизни капиталистического общества, даже и межличностные отношения, местом, где все продается и покупается. Рынок регулирует и контролирует соотношение спроса и предложения, выявляет жизнедеятельность тех или иных предприятий, учреждений, фирм, коллективов и даже отдельных лиц, постоянно удерживая интенсивность их деятельности, на максимально высоком уровне, стимулируя стремление к конкурентоспособности.

Некоторые буржуазные ученые пытались дать математическое обоснование  того механизма, который регулирует рыночные отношения, чтобы достигнуть равновесия между спросом и предложением. Но без сознательного вмешательства в сам процесс производства проблему рынка не решить. Показателен тот факт, что в капиталистических странах (таких, как Япония, США, Франция и т.д.) в качестве одного из методов регулирования стихии рынка все шире используется система планирования. В условиях общей демократизации общественной жизни политическая власть, навсегда утратив наследственный характер, становится выборной, а правящая элита формируется из людей, способных руководить различными звеньями общественной жизни.

На государственно-монополистической  стадии развития капитализма система  управления сочетает в себе последние  достижения в области организации  и управления с системой эксплуатации трудящихся. Усложнились и механизмы обратной связи в виде прямых и косвенных форм контроля за деятельностью законодательных и исполнительных органов со стороны трудящихся: это и выборы, и общественное мнение, которое фиксируется определенными институтами, тщательно изучается и как-то принимается в расчет, и массовые выступления широких слоев населения, прежде всего борцов за мир, против ядерной угрозы, за сохранение окружающей среды и т.д.

Управление различными видами материального и духовного производства стало самостоятельной профессией, требующей специального образования, опыта, склада ума и даже характера.

Сформировалась особая наука об управлении, которая опирается  на экономические исследования, социологию, психологию, математику, кибернетику и др.

Сформировался и институт менеджеров - наемных специалистов по управлению различными областями  деятельности.

Важными элементами системы  управления наиболее развитых государств являются выработка тактики планирования, внедрение эффективных методов организации труда, системы учета и контроля, широкое использование электронно-вычислительной техники, информатики и т.п.

Итак, социальное управление носит конкретно-исторический, а  в классовом обществе классовый  характер. Любой общественной формации наряду с общими принципами управления присуща и своя специфика, которая проявляется в целях, формах и методах его осуществления. Общим для всех является то, что классовые противоречия определяют и специфику управления: здесь каждый человек управляем, но далеко не каждый управляет, то есть, управляет одна часть общества (меньшинство), а объектом управления оказывается другая часть (большинство).

Выдвинутая перед нашим  обществом задача ускорения социально-экономического развития страны предъявляет соответствующие требования и к совершенствованию системы управления, его организационных принципов и структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Специфика  социального управления общественными  процессами

Социальное управление, или управление социальными процессами — это один из видов управленческой деятельности в обществе. В чем же его специфика, чем оно отличается от других видов управления? Хотя в нашей научной литературе, как и на практике, немало говорится о социальном управлении, суть, специфика этого вида, или направления в многогранной деятельности по управлению общественными системами вычленяется не всегда четко.

Информация о работе Понятие социального управления в социологической науке