Понятие социального управления в социологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Переход от неосознанного подчинения животным инстинктам к осознанному подчинению общественным интересам является ключевым моментом в понимании роли управления в истории человечества. Осознание управления дало мощный толчок социальной эволюции, так как стало возможным появление принципиально новых социальных организаций, где заботу о них берет на себя не природа, а сам человек.
Целью данной работы является раскрыть сущность социального управления обществом, выявить положительные и отрицательные его стороны.

Вложенные файлы: 1 файл

Жигулина Курсовая.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Нередко в работах, посвященных  социальному управлению, рассматриваются  вопросы и регулирования производственной деятельности, и управления в политической сфере, а нередко речь идет вообще о всем круге явлений и процессов, существующих в обществе и испытывающих на себе воздействие.

Такое положение дел  вряд ли может дать плодотворную основу для теории и практики социального  управления. Для обеспечения эффективности  управленческой деятельности необходимо четкое понимание специфики различных ее видов и направлений. Потому что, если, например, мы беремся за управление производством, содержание этой деятельности складывается из одних действий и функций, требует использования одних средств и методов, а управление непроизводственными объектами складывается во многом из другого пода действий и осуществляется с использованием других средств и методов.

Поскольку в управленческой деятельности перед нами прежде всего  предстают субъект и объект управления, различия между ее видами выступают как различия, с одной стороны, по субъекту и с другой — по объекту. Так, если говорить о субъекте управления, очевидны различия между управлением государственным, с одной стороны, и, с другой, осуществляемым за пределами непосредственного государственного воздействия, даже применительно к одинаковым объектам: например, управление государственными предприятиями и находящимися в собственности частных лиц и корпораций; то же самое относится и к учебным, медицинским и другим учреждениям в зависимости от того, управляются ли они или нет непосредственно государством.

 Если рассматривать, скажем, такой объект управления, как организацию производственного характера, то в системе явлений и процессов, из которых складывается ее жизнедеятельность, можно вычленить элементы трех различных видов: технологические, экономические и социальные. Каждый из них образует особую подсистему в объекте управления. Соответственно и в управлении данным объектом, можно выделить три основных направления.

« Первое — управление технологическое, которое регулирует совокупность действий, операций членов организации по выполнению ее основной (основных) целевой функции (функций) — скажем, по производству определенной продукции, вы — волнению услуг, осуществлению образовательной, медицинской, правоохранительной деятельности и т.д. Заметим, что называть этот вид Управления технологическим представляется более правильным, чем "Производственным ", что довольно распространено.

Второе — управление экономическое, регулирующее экономические аспекты деятельности организации и ее связей с окружающей общественной средой. Совокупность этих аспектов и образует вторую подсистему жизнедеятельности организации, отличающуюся от технологической подсистемы.

Третьей подсистемой, требующей особого вида управленческой деятельности, является совокупность элементов, в которых воплощаются социальные качества самих образующих ее людей, уровень их культуры, общих и профессиональных знаний, их потребности, интересы разделяемые ценности, а также отношение к условиям своей жизнедеятельности, характер человеческих взаимоотношений и т.п. Целенаправленное воздействие на соответствующие явления и процессы и представляет собой третий вид, или направление управленческой деятельности, которое в производственных организациях обычно именуется управлением человеческими ресурсами, или персоналом либо даже просто "управлением людьми". [8, § 3]

Последнее название, конечно, нельзя признать удачным, так как  и перечисленные выше виды управленческой деятельности тоже направлены на людей, так как они осуществляют и технологические и экономические функции.

При всей теснейшей связи  между разными видами управления, каждый из них имеет свою специфику. В одних случаях функции технологического, экономического и социального управления оказываются разведены между разными подразделениями управляющей системы: например, технологическая служба занимается только первым из названных видов управления, служба маркетинга — вторым видом, а кадровая служба — только третьим видом. Но зачастую они оказываются тесно сплетены в единой деятельности субъектов управления — руководителя организации и даже отдельных функциональных звеньев управленческой системы. Но и в таких случаях отмеченные виды управления не являются неразделимыми; каждый из них имеет свою специфику, свой объект воздействия и осуществляется своими средствами и методами

Определить суть и  специфику социального управления — значит выработать четкое понимание  того, какой круг общественных процессов  оно охватывает своим регулирующим, направляющим воздействием. К сожалению, обоснованной, убедительной и принятой достаточно широким кругом специалистов концепции по этому вопросу, исходному для построения всей теории социального управления, в науке пока не выработано.

Видимо, социальное управление следует понимать как регулирование процессов, происходящих в охарактеризованной выше социальной сфере, как целенаправленное воздействие на социальные системы.

Цели такого воздействия  заключаются в том, чтобы совершенствовать условия жизни людей, их взаимоотношения, укреплять формальные и неформальные организационные связи между ними, сплоченность, солидарность, улучшать деятельность создаваемых ими институтов и организаций. Этим определяется специфика социального управления как особой разновидности управленческой деятельности. 

Государственно-правовое регулирование охватывает в современном  демократическом обществе весьма широкий  круг проявлений жизнедеятельности  людей и элементов их жизненной  среды. И авторитетнейшие поборники  принципов либерализма не только не выступают против такого регулирования, но нередко требуют его усиления и расширения.

Яркий пример тому — обоснование  необходимости усиления общественного  контроля за телевидением и другими  средствами массовой информации, с  которым выступил в интервью незадолго до смерти в 1993 году создатель теории открытого общества Карл Поппер. Вот несколько выдержек из этого обширного интервью. "Телевидение обладает огромной воспитательной силой, и эта сила, эта власть может перетянуть чашу весов... в сторону закона или в сторону насилия". [6, http://bugabooks.com] Поэтому всякая власть, а особенно такая гигантская, как сейчас у телевидения, должна быть под контролем.

Я привела один пример, касающийся области социального управления. Но из него видно — и это относится ко всем другим проявлениям рассматриваемой деятельности, — что социальное управление, конечно, представляет собой определенное "вмешательство" в жизнь людей и ограничение (не всегда, но во многих случаях) их свободы, однако все это делается в демократическом открытом обществе в интересах, ради людей. 

Заметим, что идея сужения  сферы социального управления присуща  не только ультра—либералам, но была высказана  и в рамках совершенно противоположной  идеологии — марксизма. Им было провозглашено, что по мере общественного прогресса, который представлялся как утверждение и бесконечное развитие коммунизма, государство отомрет и вообще будет сужаться и упрощаться сфера социального управления, а в конце концов вообще "на смену управления людьми придет управление вещами и производственными процессами".

История не подтвердила  этого прогноза, как и некоторых других, выдвинутых в марксистской доктрине. Да и сам общественный прогресс принял совсем иной характер. Магистральным путем общественного прогресса стало, похоже, утверждение открытого демократического общества, и в нем не исчезает социальное управление, а меняется лишь его характер, принципы и методы, взаимоотношения между управляющими и управляемыми, область применения Все это разительно отличается от того, что присуще обществу тоталитарного типа. 

Следует обратить внимание на такой теоретический момент: управление вообще отнюдь не сводится к методам  командования, оно может осуществляться и по-другому — использованием экономических рычагов, организационных и воспитательных методов.

И вот в таком другом, в корне отличном от практики тоталитаризма  виде, лишившись своей былой гипертрофированной значимости, занимая подобающее ему  место, социальное управление в открытом обществе может играть важную благотворную роль в создании все более благоприятных условий жизни людей. 

Существенной чертой современного открытого демократического общества является его социальная ориентированность. Смысл этого в том, что экономика, политическая власть и другие структуры и институты, которые присущи жизнедеятельности общества, должны в качестве главной, конечной цели своего функционирования быть ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей широких масс народа, населения.

Этот принцип уже нашел в довольно большой степени свое воплощение в странах с развитой демократией и рыночной экономикой, где благодаря преимуществам последней и давлению демократических устремлений масс достигнут высокий уровень их благосостояния.

На этот же путь становятся все новые и новые страны. Перед ними, в частности перед Россией, задача обеспечения социальной ориентации формирующейся рыночной экономики, а также и всей государственной политики стала ныне одной из самых главных.  
 

2.2.Методы управления  общественными процессами

Реализация законов  и принципов управления осуществляется применением различных методов  управления.

Метод управления - это  совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Слово "метод" греческого происхождения (methodos - в переводе означает способ достижения какой-либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму .

Направленность методов  управления выражает их ориентированность  на конкретную систему (объект) управления.

Содержание - это специфика  приемов и способов воздействия.

Организационная форма - специфическое воздействие на реально сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные  методы и их сочетания (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

«Можно выделить следующие  методы управления:

- социальные и социально-психологические,  применяемые с целью повышения  социальной активности людей;

- экономические, обусловленные экономическими стимулами;

- организационно-административные, основанные на прямых директивных  указаниях;

- самоуправление как  разновидность саморегулирования  социальной системы.» [5, c. 32]

В более общем виде все методы управляющего воздействия  можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.).

Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.

По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов  социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т. д.

Социальные методы включают широкий спектр методов социального  нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др.

Методы социального  нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм.

Социально-политические методы включают социальное образование  и привлечение работников к участию  в социальном управлении.

К конкретным методам  социального нормирования относятся  правила внутреннего трудового  распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного  воздействия.

Методы социального  регулирования используются для  упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.

Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.

Социальные методы управления включают в себя социально-психологические  способы и приемы воздействий  на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него.

 Данные методы основаны  на использовании социально-психологических  механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные  и неформальные группы, личности  с их ролями и статусами, связанными системой взаимоотношений и социальных потребностей и др.

Информация о работе Понятие социального управления в социологической науке