Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:32, курсовая работа
Переход от неосознанного подчинения животным инстинктам к осознанному подчинению общественным интересам является ключевым моментом в понимании роли управления в истории человечества. Осознание управления дало мощный толчок социальной эволюции, так как стало возможным появление принципиально новых социальных организаций, где заботу о них берет на себя не природа, а сам человек.
Целью данной работы является раскрыть сущность социального управления обществом, выявить положительные и отрицательные его стороны.
Нередко в работах, посвященных
социальному управлению, рассматриваются
вопросы и регулирования
Такое положение дел вряд ли может дать плодотворную основу для теории и практики социального управления. Для обеспечения эффективности управленческой деятельности необходимо четкое понимание специфики различных ее видов и направлений. Потому что, если, например, мы беремся за управление производством, содержание этой деятельности складывается из одних действий и функций, требует использования одних средств и методов, а управление непроизводственными объектами складывается во многом из другого пода действий и осуществляется с использованием других средств и методов.
Поскольку в управленческой деятельности перед нами прежде всего предстают субъект и объект управления, различия между ее видами выступают как различия, с одной стороны, по субъекту и с другой — по объекту. Так, если говорить о субъекте управления, очевидны различия между управлением государственным, с одной стороны, и, с другой, осуществляемым за пределами непосредственного государственного воздействия, даже применительно к одинаковым объектам: например, управление государственными предприятиями и находящимися в собственности частных лиц и корпораций; то же самое относится и к учебным, медицинским и другим учреждениям в зависимости от того, управляются ли они или нет непосредственно государством.
Если рассматривать, скажем, такой объект управления, как организацию производственного характера, то в системе явлений и процессов, из которых складывается ее жизнедеятельность, можно вычленить элементы трех различных видов: технологические, экономические и социальные. Каждый из них образует особую подсистему в объекте управления. Соответственно и в управлении данным объектом, можно выделить три основных направления.
« Первое — управление технологическое, которое регулирует совокупность действий, операций членов организации по выполнению ее основной (основных) целевой функции (функций) — скажем, по производству определенной продукции, вы — волнению услуг, осуществлению образовательной, медицинской, правоохранительной деятельности и т.д. Заметим, что называть этот вид Управления технологическим представляется более правильным, чем "Производственным ", что довольно распространено.
Второе — управление экономическое, регулирующее экономические аспекты деятельности организации и ее связей с окружающей общественной средой. Совокупность этих аспектов и образует вторую подсистему жизнедеятельности организации, отличающуюся от технологической подсистемы.
Третьей подсистемой, требующей особого вида управленческой деятельности, является совокупность элементов, в которых воплощаются социальные качества самих образующих ее людей, уровень их культуры, общих и профессиональных знаний, их потребности, интересы разделяемые ценности, а также отношение к условиям своей жизнедеятельности, характер человеческих взаимоотношений и т.п. Целенаправленное воздействие на соответствующие явления и процессы и представляет собой третий вид, или направление управленческой деятельности, которое в производственных организациях обычно именуется управлением человеческими ресурсами, или персоналом либо даже просто "управлением людьми". [8, § 3]
Последнее название, конечно, нельзя признать удачным, так как и перечисленные выше виды управленческой деятельности тоже направлены на людей, так как они осуществляют и технологические и экономические функции.
При всей теснейшей связи
между разными видами управления,
каждый из них имеет свою специфику.
В одних случаях функции
Определить суть и
специфику социального
Видимо, социальное управление следует понимать как регулирование процессов, происходящих в охарактеризованной выше социальной сфере, как целенаправленное воздействие на социальные системы.
Цели такого воздействия заключаются в том, чтобы совершенствовать условия жизни людей, их взаимоотношения, укреплять формальные и неформальные организационные связи между ними, сплоченность, солидарность, улучшать деятельность создаваемых ими институтов и организаций. Этим определяется специфика социального управления как особой разновидности управленческой деятельности.
Государственно-правовое регулирование охватывает в современном демократическом обществе весьма широкий круг проявлений жизнедеятельности людей и элементов их жизненной среды. И авторитетнейшие поборники принципов либерализма не только не выступают против такого регулирования, но нередко требуют его усиления и расширения.
Яркий пример тому — обоснование необходимости усиления общественного контроля за телевидением и другими средствами массовой информации, с которым выступил в интервью незадолго до смерти в 1993 году создатель теории открытого общества Карл Поппер. Вот несколько выдержек из этого обширного интервью. "Телевидение обладает огромной воспитательной силой, и эта сила, эта власть может перетянуть чашу весов... в сторону закона или в сторону насилия". [6, http://bugabooks.com] Поэтому всякая власть, а особенно такая гигантская, как сейчас у телевидения, должна быть под контролем.
Я привела один пример,
касающийся области социального управления
Заметим, что идея сужения сферы социального управления присуща не только ультра—либералам, но была высказана и в рамках совершенно противоположной идеологии — марксизма. Им было провозглашено, что по мере общественного прогресса, который представлялся как утверждение и бесконечное развитие коммунизма, государство отомрет и вообще будет сужаться и упрощаться сфера социального управления, а в конце концов вообще "на смену управления людьми придет управление вещами и производственными процессами".
История не подтвердила этого прогноза, как и некоторых других, выдвинутых в марксистской доктрине. Да и сам общественный прогресс принял совсем иной характер. Магистральным путем общественного прогресса стало, похоже, утверждение открытого демократического общества, и в нем не исчезает социальное управление, а меняется лишь его характер, принципы и методы, взаимоотношения между управляющими и управляемыми, область применения Все это разительно отличается от того, что присуще обществу тоталитарного типа.
Следует обратить внимание на такой теоретический момент: управление вообще отнюдь не сводится к методам командования, оно может осуществляться и по-другому — использованием экономических рычагов, организационных и воспитательных методов.
И вот в таком другом,
в корне отличном от практики тоталитаризма
виде, лишившись своей былой
Существенной чертой современного открытого демократического общества является его социальная ориентированность. Смысл этого в том, что экономика, политическая власть и другие структуры и институты, которые присущи жизнедеятельности общества, должны в качестве главной, конечной цели своего функционирования быть ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей широких масс народа, населения.
Этот принцип уже нашел в довольно большой степени свое воплощение в странах с развитой демократией и рыночной экономикой, где благодаря преимуществам последней и давлению демократических устремлений масс достигнут высокий уровень их благосостояния.
На этот же путь становятся
все новые и новые страны. Перед ними, в
частности перед Россией, задача обеспечения
социальной ориентации формирующейся
рыночной экономики, а также и всей государственной
политики стала ныне одной из самых главных.
2.2.Методы управления общественными процессами
Реализация законов и принципов управления осуществляется применением различных методов управления.
Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Слово "метод" греческого происхождения (methodos - в переводе означает способ достижения какой-либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму .
Направленность методов управления выражает их ориентированность на конкретную систему (объект) управления.
Содержание - это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма - специфическое воздействие на реально сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.
«Можно выделить следующие методы управления:
- социальные и социально-
- экономические, обусловленные экономическими стимулами;
- организационно-
- самоуправление как
разновидность
В более общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.).
Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.
По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т. д.
Социальные методы включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др.
Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм.
Социально-политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении.
К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия.
Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.
Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.
Социальные методы управления включают в себя социально-психологические способы и приемы воздействий на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него.
Данные методы основаны
на использовании социально-
Информация о работе Понятие социального управления в социологической науке