Понятие социально опасной семьи и ее характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение социально опасных семей.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие семьи и ее функции;
- изучить факторы, оказывающие влияние на семью;
- рассмотреть понятие социально опасной семьи;
- рассмотреть основные направления работы социального педагога с социально опасными семьями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ СЕМЬИ КАК ОСНОВНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие и функции «нормальной семьи»…………………………………... 6
1.2 Факторы оказывающие влияние на формирование личности
в семье…………………………………………………………………………….. 8
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Понятие социально опасной семьи и ее характеристика………………….. 12
2.2 Особенности работы с социально опасными семьями…………………….. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая социально опасные семьи.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

г) социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение  членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

д) прогностическую (моделирование  ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

е) координационную (установление и  поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальная работа с социально опасными семьями состоит из:

1. Социальная защита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

а) денежные выплаты семье на детей  в связи с рождением, содержанием  и воспитанием детей (пособия  и пенсии);

б) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

в) юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы;

г) федеральные, региональные целевые и социальные программы;

2. Социальная поддержка социально опасных семей предполагает формальную и неформальную деятельность, а так же взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы. Важную роль в социальной поддержки семей, в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

а) сбор и распространение  информации по вопросам социальной поддержки  семьи;

б) предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального  обучения и трудоустройства;

в) содействие в открытии предприятий семейного типа;

г) профессиональная ориентация детей и подростков;

д) выплата пособий  по временной не занятости;

е) консультирование по вопросам подбора и использования рабочей  силы;

ж) оказание помощи в кадровом обеспечении;

з) социально – психологическая работа с клиентами

Социальное обслуживание социально опасных семей представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Правовую основу деятельности социального работника в образовательном  учреждении составляет разрешение руководителя на проведение профилактической работы с семьей. Работа с семьей включает в себя несколько этапов, первый из которой связан с изучением социальной семьи, выявления ее статуса.

На предварительном  этапе проводится изучение статуса семьи и условий жизни ребенка. Для этого проводится диагностика всех детей для выделения общей группы риска (по всем факторам показателям). Цель этого этапа заключается в определении трудностей ребенка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и пр.).

Изучение социальным работником семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп). В дальнейшем семьи обследуются в зависимости от выявленного фактора риска с использованием подобранных диагностических средств. Такая углубленная диагностика проводится совместно с психологом

Таким образом, по результатам  двух этапов диагностики определяется статус социально опасной семьи, выявляется необходимость диагностической работы с семьей, оказание специализированной помощи (медицинской, социальной, психологической), разрабатывается и реализуется программа реабилитации. Определяется так же функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.

В целом первичное изучение семьи включает:

а) выявление состава  семьи;

б) анализ внутренних и внешних контактов семьи;

в) выявление ценностных ориентаций семьи;

г) определение уровня материального обеспечения, условия  жизни и быта;

д) определения особенностей состояния здоровья членов семьи; При  первичном изучении социально опасной семьи специалист использует различные методы: беседы с членами семьи, наблюдение семьи вне дома, беседы со специальным окружением семьи.

Основные требования к проведению беседы:

- определить цель беседы;

- определить основные вопросы, которые будут заданы;

Анализируя информацию о семье социальный педагог определяет  оптимальные варианты решения проблем  семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. Социальный педагог и семья совместно, насколько это возможно, вырабатывают план ближайшего этапа работы с указанием конкретных мероприятий, сроков достижения результата. Контроль за осуществлением этих шагов в намеченные сроки проводит специалист по социальной работе. Ответственность за выполнение обязательств по контракту и текущих планов возлагается на семью.

Планирование работы можно осуществлять в следующей  последовательности:

  • составление перечня реальных проблем и их причин;
  • определение цели воздействия (ожидаемого результата);
  • определение участников воздействия («узких» специалистов);
  • определение содержания деятельности конкретных специалистов, выбор способов воздействия;
  • определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий;
  • составление плана работы с семьей.

Цели, задачи и содержание социального воздействия на семью, направленного на оказания ей помощи и преодоление проблем, будут непосредственно определяться причинами их возникновения.

Для решения проблем  семьи социальный педагог в свой деятельности может обращаться к различного рода специалистов, таких как работники службы занятости, социальные службы, управления социальной защиты населения, Пенсионного фонда и пр.

Например, специалисты центра занятости могут помочь в подборе работы, в предоставлении возможности для профессиональной переподготовки в зависимости от требований семьи в настоящий момент. Сама ситуация, когда родители или один из них долгое время находится без работы , влияет на то, что родители теряют надежду ее найти и не стараются ее искать. Задачей социального педагога является провести работу таким образом, что бы родители или родитель стремились трудоустроиться.

Социальный педагог вместе с представителями других ведомств необходимо может осуществлять работу с малообеспеченной семьей, направленную на: изменение социальных установок и семейных ценностей; формирование мотивации на лечение от алкоголизма и наркотической зависимости.

В ряде случаев, для содействия в оформлении гарантированных семье пенсий, льгот, пособий привлекаются сотрудники управление социальной защиты населения, отдела пенсионного обеспечения.

В решении жилищных проблем семье социальный педагог может привлечь юридические и социальные службы, которые окажут консультативную помощь и юридическую поддержку, в результате чего могут быть, например, восстановлены нарушенные ранее права несовершеннолетнего на жилье, либо улучшены жилищные условия, оказано содействие в проведении ремонта жилья.

В случаях возникновения угрозы утраты жилья ребенком (родители пьют, продают жилье), социальный педагог осуществляет взаимодействие с органами опеки и попечительства о закреплении жилья за несовершеннолетним, что позволит избежать проблему его «бездомности» в дальнейшем.

Учитывая контингент семьи, социальный педагог должен осуществлять за контроль использования по назначению предоставленной материальной или натуральной помощи, а в дальнейшем - за сохранность результатов ремонта. Патронаж такой семьи должен осуществляться регулярно.

При наличии семей  с нарушениями здоровья социальный педагог вправе предложить, клиенту  обратиться в органы здравоохранения, которые направят его для прохождения полного амбулаторного медицинского обследования, либо в условиях стационара, получения лечения, рекомендаций по устройству в реабилитационные центры.

Социальный педагог может привлекать таких специалистов как психолог, администрация школ, детских садов, органов опеки и попечительства и т.д. для решения других проблем семьи.

Деятельность социального  педагога при работе с семьей обладает некоторой спецификой и представляет три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную (обучение, воспитание), психологическую (поддержка, коррекция), посредническую (организация, координация, информирование) [12, с.39].

Таким образом, можно  сделать вывод, что социально опасная семья - это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых. 

Члены социально опасных  семей обладают слабой способностью анализа ситуации в семье, не желанием или отсутствием возможности исправления этих ситуации.  В таких семьях дети часто испытывают стресс, отсутствие внимания взрослых, не понимания их нужд и потребностей.

Основными направлениями работы социального работника с социально опасными семьями являются:

1. Выявление актуальных  проблем жизнедеятельности ребенка  в социально опасной семье.

2. Социально педагогическая  поддержка ребенка попавшего  в трудную жизненную ситуацию.

3. Гармонизация взаимоотношений  между ребенком и родителями, воспитание толерантности.

4. Разработка индивидуального  маршрута социально педагогической  поддержки семьи. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семья, находящаяся в  социально опасном положении – семья, имеющая детей, в отношении которых родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.

    В семьях, находящихся  в социально опасном положении – это семья, в которой утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально  опасном положении:

1. Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.

2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.

3. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).

4.  Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучные семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями.

Работа социального  педагога включает несколько этапов, направленных на выявление семей попадающих под критерии социально опасных семей. Это выявление социально опасных семей посредством анализа данных о ребенке,  установление взаимодействия с такими семьями, выработка совместно с родителями определенных направлений деятельности по устранению причин, оказывающих негативное влияние на воспитание ребенка в социально опасной семье, привлечение специалистов к устранению проблем той или иной семьи.

Информация о работе Понятие социально опасной семьи и ее характеристика