Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:37, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение социально опасных семей.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие семьи и ее функции;
- изучить факторы, оказывающие влияние на семью;
- рассмотреть понятие социально опасной семьи;
- рассмотреть основные направления работы социального педагога с социально опасными семьями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ СЕМЬИ КАК ОСНОВНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие и функции «нормальной семьи»…………………………………... 6
1.2 Факторы оказывающие влияние на формирование личности
в семье…………………………………………………………………………….. 8
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Понятие социально опасной семьи и ее характеристика………………….. 12
2.2 Особенности работы с социально опасными семьями…………………….. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»
Таким образом, рассмотрев понятие семьи и ее основные функции можно сделать вывод о том, что семья играет немаловажную роль в развитии и воспитании ребенка. Осуществляя свои функции по воспитанию, семья передает ребенку накопленные социальные знания, нравственные навыки, ценности и идеалы, которые в дальнейшем будут определять то, как человек будет жить в обществе, контактировать с другими его членами, осуществлять свои социальные обязанности. На процесс воспитания ребенка в семье немаловажное влияние оказывает ряд факторов, которые определяют своеобразие всего воспитательного процесса в каждой конкретной семье, поскольку для каждой семьи набор факторов индивидуален. Из этого следует, что и результаты воспитания в семьях различны и позволяют судить о том, является ли данная семья нормальной для воспитания ребенка или ее можно отнести к социально опасной, требующей вмешательства из вне для коррекции воспитательного процесса.
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Понятие социально опасной семьи и ее характеристика
Социально опасные семьи - это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых [18, с. 143].
Социально опасные семьи характеризуются [18, с.144]:
1. Слабой способностью
членов этих семей к анализу
того, что происходит в семье,
неспособностью по этой
2. Слабой способностью
обсуждать словесно проблемы
семьи; члены этих семей плохо
понимают, когда психолог пытается
им объяснить на словах, как
можно улучшить жизнь семьи,
и в чем причины неблагополучия
3. Засильем в семье
эмоций, связанных с достижением
власти, доминированием, агрессией
в противовес эмоциям,
4. Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.
Социально опасные семьи или семьи «группы риска» - разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти [23, c. 139]. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло выделять категорию людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам [19, c.91]. А с другой – риск для ребенка.
Детям из семей «группы риска» свойственно: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя в общественных местах; неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам; гиперсексуальность, нарушения половой ориентации; воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень; отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность; утрата интереса к знаниям; дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.)
Говоря о семье как о факторе, провоцирующем ребенка, выделяют признаки одного из типов семей [17, с.183]:
- деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);
- неполная семья
(один из родителей
- ригидная, псевдосолидарная
семья (наблюдается
- распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная завись от него).
Можно выделить следующие факторы риска для социально опасных семей [5, с.132]:
1) медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);
2) социально – экономические
(низкий материальный уровень
семьи, плохие жилищные
а) социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);
б) социально-психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);
в) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи).
Тетерский С.В. выделяет семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания [24, с.228]:
а) семьи беженцев, вынужденных переселенцев;
б) малообеспеченные семьи;
в) семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой;
г) семьи, воспитывающие детей инвалидов;
д) неполные семьи;
е) семьи военнослужащих срочной службы;
ж) семьи безработных;
з) семьи военнослужащих – контрактников;
к) семьи, проживающие в неблагополучных регионах;
л) семьи, где родители долго не получают заработную плату
Мустаева Ф.А. выделяет следующие виды социально опасных семей [19, с.273]:
а) семью с неблагоприятной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, нечувствительны по отношению к своим детям;
б) семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
в) семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы. Он вовлекается в аморальный образ жизни
Некоторые авторы выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей [17, c.159]:
а) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем родителей; не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи чаще по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях выросли нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;
б) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно, - демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
в) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов семьи отмечают различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинять своей воле другого и т.п.;
г) педагогически некомпетентные семьи. В них недуманные или устаревшие представления в ребенке заменяют реальную картину их. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к беспризорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку
В литературе неблагополучные семьи разделяет на конфликтные, кризисные и проблемные [13, с.259]:
- Конфликтные семьи характеризуются тем, что во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи настолько различны, что возникают столкновения членов семьи, результатом которых являются сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния.
- Кризисные семьи можно определить как семьи, в которых противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения.
- Проблемные семьи характеризуются наличием особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.
Характерными особенностями таких семей являются:
- чрезвычайно эмоциональное,
ранимое и болезненно
- конформизм и попустительство
родителей, вплоть до
- использование ребенка
как средства давления и
манипуляции супругами друг
- непоследовательность
в отношениях с ребенком: от
максимального принятия до
- невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до совместного быта);
- директивный стиль
отношений и эмоциональное
- спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы. Прародители (дедушки и бабушки) активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.
Появлению трудных детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между семьями разных поколений.
Можно выделить общие для всех семей, находящихся в социально опасном положении, особенности, это:
Социализация детей в таких семьях имеет ряд особенностей. Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально – педагогическая помощь.
2.2 Особенности работы с социально опасными семьями
Социальная работа с социально опасными семьям связана с особым образом организованной деятельностью, направленной на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с социально опасной семьей представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.
Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции [25, с.51]:
а) диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);
б) охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);
в) организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);
Информация о работе Понятие социально опасной семьи и ее характеристика