Понятие социально опасной семьи и ее характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение социально опасных семей.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие семьи и ее функции;
- изучить факторы, оказывающие влияние на семью;
- рассмотреть понятие социально опасной семьи;
- рассмотреть основные направления работы социального педагога с социально опасными семьями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ СЕМЬИ КАК ОСНОВНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие и функции «нормальной семьи»…………………………………... 6
1.2 Факторы оказывающие влияние на формирование личности
в семье…………………………………………………………………………….. 8
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Понятие социально опасной семьи и ее характеристика………………….. 12
2.2 Особенности работы с социально опасными семьями…………………….. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая социально опасные семьи.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Неблагополучие семьи должны волновать социального педагога, поскольку в таких семьях находится ребенок. Соответственно социально- педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей  ребенка    и защиту его базовых прав – права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алексеева Л.С., Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. [Текст]: Вып. 1. / Л.С. Алексеева, М.М. Плотник, А.С. Спиваковская, В.И. Ширинский – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. – 213с.
  2. Андреева И.Н., Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Н. Андреева. – М.: 2000. – 173 с.
  3. Беличева С.А.,Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России [Текст]: /С.А.Беличева – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России». 2004. - 235 с.
  4. Беличева С.А., Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход [Текст]: /С.А.Беличева – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России». 2006. 112 с.
  5. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер [Текст]: /С.А.Беличева – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 62 с.
  6. Буянов М. И., Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра [Текст]: Кн. для учителей и родителей /М.И.Буянов – М.: Просвещение, 2013. – 207с.
  7. Васильева Л.Л., Понятийный аппарат социальной педагогики [Текст]: / Л.Л.Васильева, А.В. Кащеева, Л.Ю. Петрова, Е.В. Преображенская, Т.Н. Черняева– СПб.: Питер, 2009. – 92с.
  8. Василькова Ю.В., Методика и опыт работы социального педагога [Текст]: Учебн. пособие для студентов высш. пед. учебн. завед. / Ю.В.  Василькова – М.: Академия, 2006. – 160с.
  9. Василькова Ю.В., Социальная педагогика. Курс лекций [Текст]: учебн. пособие для студентов пед. вузов и колледжей./ Ю.В.  Василькова, Т.А.Василькова  – М.: Издательский цент «Академия», 2003. – 440с.
  10. Зверева О.Л., Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – 2-е издание. / О.Л Зверева, А.Н. Ганичева  – М.: Академия, 1999. – 160с.
  11. Каптеров П.Ф., О семейном воспитании. [Текст]: Учебн. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / П.Ф. Каптеров, А.Н. Ганичева  – М.: Академия, 2002. – 168с.
  12. Кибирев А.А., Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве [Текст]: /А.А. Кибирев Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003. - С. 38-43.
  13. Куликова Т.А.,  Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник для студ. пед. учеб. заведений. – 2-е издание, исправленное и дополненное. /Т.А. Куликов – М.: «Издательский центр «Академия», 2007. – 450с.
  14. Макаренко А.С. Книга для родителей [Текст]: /А.С.Макаренко – М.: Просвещение, 1968. – 359с.
  15. Мардахаев Л.В., Социальная педагогика. Учебник [Текст]: /Л.В.Мардахеев – М.: Гардарики, 2005. – 269с.
  16. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: Учебн. пособие для студентов вуза / Б.Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – 192с.
  17. Минияров В.М., психология семейного воспитания [Текст]: /В.М.Минияров – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005 – 339с.
  18. Мудрик А.В., Социальная педагогика [Текст]: Учеб. для студ. пед. вузов - 5-е изд., доп. /А.В.Мудрик, В. А. Сластенина – М.: Академия, 2005. – 200с.
  19. Мустаева Ф.А., Основы социальной педагогики [Текст]: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений – 2-е изд., перераб. и доп. /Ф.А.Мустафаева – М.: Академический проект, 2001. – 416с.
  20. Овчарова Р.В., Справочная книга социального педагога [Текст]: /Р.В.Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 482с.
  21. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Народное образование, 2002. – 112с.
  22. Семейное воспитание [Текст]: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. А. Лебедев - М.: Академия, 2001.- 408 с
  23. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.А.Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова, Е.Я. Тищенко - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
  24. Тетерский С.В., Введение в социальную работу [Текст]: Учебное пособие для вузов /С.В.Тетерский – М.: Дельта, 2006. – 496с.
  25. Шакурова М.В.,  Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова  – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2005. -  145с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»

 

Адаптация социальная (от лат. adapto – приспособляю и socialis - общественный) - 1)  постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса.  Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. [Васильева Л.Л./7, с.15]

Асоциальная семья - семья, с которой взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которой нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства. [Васильева Л.Л./7, с.19]

Безнадзорность  детская – отсутствие воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих. Безнадзорность выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. [Васильева Л.Л./7, с.20]

Беспризорность  детская – социальное явление, заключающееся в отсутствии у детей и подростков места жительства или места постоянного пребывания. Причины беспризорности носят социально – экономический характер.  Беспризорность возникает в результате войн, революций,  голода, стихийных бедствий,  эпидемий и других потрясений влекущих за собой социальное сиротство детей. [Васильева Л.Л./7, с.22]

Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. [Васильева Л.Л./7, с.23]

Вредные привычки - навязчивые, ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его психическом и физическом развитии. [Васильева Л.Л./7, с.29]

Группа риска – группа лиц (чаще всего подростков), которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к социальной и психологической дезадаптации. [Васильева Л.Л./7, с.31]

Девиантное  поведение – действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе)  нормам и ожиданиям. [Васильева Л.Л./7, с.38]

Девиантное  развитие личности -  отклоняющееся психическое развитие, закономерно приводящее в итоге к поступкам, противоречащим морали или праву, например, к пьянству, половой распущенности, мошенничеству, воровству, преступлениям против личности, достоинства, здоровья людей. [Васильева Л.Л./7, с.38]

Девиация – отклонение от некоторой нормы, которая установлена в данном обществе (социальной группе). [Васильева Л.Л./7, с.36]

Дезадаптация  социальная – использование ребенком, подростком или взрослым деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации. [Васильева Л.Л./7, с.46]

Дезадаптация  школьная –  вид социальной дез аптации школьника, при которой оказывается невозможным обучение по программе, соответствующей интеллектуальным способностям ребенка, или пребывание в школе согласуется с принятыми дисциплинарными нормами. Дезадаптация школьная проявляется в противоречивых отношениях, между целью и результатами, намерениями и деяниями, замыслами и воплощением, побуждениями к их действию и их итогам. [Васильева Л.Л./7, с.48]

Защита детства – система практических мероприятий, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, на создание нормальных условий для их развития и воспитания. [Васильева Л.Л./7, с.31]

Опека - одна из предусмотренных гражданским и семейным законодательством форм заботы о гражданах, нуждающихся в специальных мерах правовой защиты своих прав и законных интересов. [Васильева Л.Л./7, с.53]

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. [Васильева Л.Л./7, с.59]

Семья, находящаяся  в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. [Васильева Л.Л./7, с.62]

Социализация (от лат. socialis - общественный), развитие человека напротяжении всей жизни. Предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную проработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления человека (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Термин «социализация» заимствован из политэкономии. [Васильева Л.Л./7, с.64]

Социальная  адаптация – система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям. [Васильева Л.Л./7, с.72]

Социальная  педагогика (по определению А. В. Мудрика) – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях для которых воспитание не является основной функцией. Термин «Социальная педагогика» введен в XIX веке Ф.А. Дистервегом. Предмет социальной педагогики - исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для развития и духовно – ценностной ориентации человека. [Васильева Л.Л./7, с.10]

Социальная  работа – новый для России вид практической помощи населению, официально существующий с 1991 г. В настоящее время социальная работа проводится, как правило, в форме помощи инвалидам и престарелым, одиноким и больным людям – путем прикрепления муниципальными органами опеки социального работника к лицу, не имеющему возможности самому обеспечить себя жизненно важными ресурсами, продуктами питания, предметами первой необходимости и пр. и не имеющему близких родственников для ухода за ним. Как правило, социальный работник ухаживает (покупает продукты, готовит, убирает и др.) за несколькими подопечными, навещая их один – два раза в неделю. [Васильева Л.Л./7, с.13

Социальная  реабилитация – процесс восстановления основных социальных функций личности. Как технология предполагает совокупность методов, направленных на реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, профессиональном, личностном уровнях в глазах общества. [Васильева Л.Л./7, с.23

Социальное  воспитание – создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий. [Васильева Л.Л./7, с.11

Социальное  сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении родительских обязанностей. Социальные сироты – это особая социально – демографическая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально – экономическим причинам, т.е. сироты при живых родителях. [Васильева Л.Л./7, с.72]

Социально –  педагогическая деятельность - это системообразующий компонент социального воспитания, средство социализации личности, ее адаптации современным условиям жизни, включение в социальную жизнь общества и решение социальных проблем индивида, семьи, социальных групп. [Васильева Л.Л./7, с.8

Социально –  педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему нормально функционировать в обществе, сохранять свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. [Васильева Л.Л./7, с.8

Социально –  педагогическая помощь – система социально –педагогических мер, обеспечивающих такие психолого – педагогические условия жизнедеятельности ребенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности. [Васильева Л.Л./7, с.12]

Социально –  педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. [Васильева Л.Л./7, с.13]

Социально –  педагогическая реабилитация детей и подростков – их возвращение, включение, реинтеграция в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений),

способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта. [Васильева Л.Л./7, с.81]

Социальность - личностное качество, характеризующее меру развития человека как общественного существа. Выражается в уровне овладения знаниями и умениями, а также другими элементами накопленного в обществе социального опыта. Проявляется через способность индивида реализовывать свой духовно – культурный потенциал в процессе совместной с другими людьми деятельности. [Васильева Л.Л./7, с.67]

Среда социальная - вид среды, окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Трудная жизненная  ситуация - ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, молообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. [Васильева Л.Л./7, с.79]




Информация о работе Понятие социально опасной семьи и ее характеристика