Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 18:56, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ становления в системе права социального обеспечения как отрасли и как науки такой новой правовой категории, как трудовой стаж и связанных с ним правовых последствий для системы социального обеспечения России. На основе этого анализа выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в области социального обеспечения.
Основными задачами исследования являлись:
- дать понятие и рассмотреть виды трудового стажа;
- рассмотреть порядок исчисления трудового стажа;
- рассмотреть порядок исчисления трудового стажа в г. Оренбурге.
Введение…………………………………………………………………………
6
1 Понятие и виды трудового стажа…………………………………………….
9
1.1 Научное юридическое понятие трудового стажа…………………………
9
1.2 Классификация видов трудового стажа…………………………………..
11
1.3 Юридическое значение трудового стажа в общем и частном аспектах….
16
1.4 Подтверждение(доказательства) трудового стажа………………………...
20
1.5 Гарантии при осуществлении иной деятельности………………………...
23
2 Порядок исчисления трудового стажа……………………………………….
25
2.1 Порядок исчисления страхового стажа при установлении трудовой пенсии по старости………………………………………………………………
25
2.2 Порядок исчисления специального трудового стажа при досрочном назначении трудовой пенсии по старости……………………………………..
28
2.3 Порядок исчисления страхового стажа при назначении пособий по временной нетрудоспособности………………………………………………..
31
2.4 Порядок исчисления трудового стажа при определении права на пенсию за выслугу лет военнослужащих………………………………………
34
2.5 Порядок исчисления стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет…………………………………………………………...
35
2.6 Порядок исчисления специального трудового стажа при предоставлении дополнительных отпусков……………………………………
36
3 Порядок исчисления трудового стажа в г. Оренбурге………………………
39
Заключение……………………………………………………………………….
42
Список использованных источников………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
6 |
1 Понятие и виды трудового стажа……………………………………………. |
9 |
1.1 Научное юридическое
понятие трудового стажа………………… |
9 |
1.2 Классификация видов трудового стажа………………………………….. |
11 |
1.3 Юридическое значение трудового стажа в общем и частном аспектах…. |
16 |
1.4 Подтверждение(доказательства) трудового стажа………………………... |
20 |
1.5 Гарантии при осуществлении иной деятельности………………………... |
23 |
2 Порядок исчисления
трудового стажа……………………………………… |
25 |
2.1 Порядок исчисления страхового стажа при установлении
трудовой пенсии по старости………………………………………………………… |
25 |
2.2 Порядок исчисления
специального трудового стажа
при досрочном назначении |
28 |
2.3 Порядок исчисления
страхового стажа при назначении пособий по
временной нетрудоспособности……………………………… |
31 |
2.4 Порядок исчисления
трудового стажа при |
34 |
2.5 Порядок исчисления стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет…………………………………………………………... |
35 |
2.6 Порядок исчисления
специального трудового стажа
при предоставлении |
36 |
3 Порядок исчисления трудового стажа в г. Оренбурге……………………… |
39 |
Заключение…………………………………………………… |
42 |
Список использованных источников………………………………………….. |
45 |
Приложение А…………………………………………………………………… |
52 |
Введение
На современном этапе в обществе широко обсуждается одна из острейших социальных проблем - каким образом следует реформировать пенсионную систему. Актуальность этой проблемы обусловлена многими причинами. Это именно та проблема, которая рано или поздно затронет все население страны независимо от уровня доходов, поскольку пенсионная система в громадной степени предопределяет уровень жизни людей после их выхода на пенсию. С другой стороны, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения на современном этапе, не позволяющий значительной части пенсионеров удовлетворять жизненно необходимые потребности, красноречиво свидетельствует о столь серьезных недостатках проводимых преобразований, что понимание необходимости их устранения стало всеобщим.
Переход страны к рыночной экономике и отказ государства от монополии в экономической сфере объективно потребовали коренного реформирования государственной системы социального обеспечения путем внедрения в нее страховых начал. Прежде всего это касается пенсионного обеспечения тех, кто занят в общественном производстве. Внедрение принципов обязательного социального страхования не может произойти одномоментно, в связи с чем пенсионная система России на протяжении последних нескольких лет претерпевает серьезные преобразования.
Одним из необходимых элементов страховых пенсионных систем является страховой стаж, поскольку именно с ним связано не только право на получение пенсии в порядке обязательного пенсионного страхования, но и определение ее размера. Поэтому актуальность проблемы страхового стажа на современном этапе во многом обусловлена актуальностью завершения в России пенсионной реформы.
В связи с проводимой реформой институт общего трудового стажа, вероятно, утратит свое значение. По мере завершения формирования в
России системы обязательного социального страхования на смену общему трудовому стажу придет страховой стаж.
В современный период институт трудового стажа развивается на основе новых концепций и принципов.
Изменение экономических условий жизни нашего общества требует научного анализа института трудового стажа с новых позиций.
В условиях реформирования всей системы социального обеспечения и одного из важнейших ее элементов - системы пенсионного обеспечения вопрос о качественно новой правовой категории права социального обеспечения России - страховом стаже - в отечественной юридической литературе не был объектом научного исследования.
В связи с этим, возникла острая потребность в более глубоком и детальном изучении этой проблемы как в историческом аспекте, так и с позиций новых социально-экономических условий.
Все это обусловило выбор данной темы и определило ее актуальность.
Целью настоящего исследования является анализ становления в системе права социального обеспечения как отрасли и как науки такой новой правовой категории, как трудовой стаж и связанных с ним правовых последствий для системы социального обеспечения России. На основе этого анализа выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в области социального обеспечения.
Основными задачами исследования являлись:
- дать понятие и рассмотреть виды трудового стажа;
- рассмотреть порядок исчисления трудового стажа;
- рассмотреть порядок исчисления трудового стажа в г. Оренбурге.
Методологическую основу работы
составляют положения Конституции
Теоретической основой настоящего исследования послужили труды российских ученых-экономистов, социологов, исследования в области общей теории права, трудового права и права социального обеспечения.
1 Понятие и виды трудового стажа
1.1 Научное юридическое понятие трудового стажа
Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.
Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой, учитываемых при определении права граждан на пенсионное обеспечение.
Однако в Федеральном законе от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дается уже не теоретическое, а легитимное определение трудового стажа. А именно, трудовой стаж – это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Как следствие, трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет и количественную, и качественную характеристики. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность, а качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (например, вредность или опасность трудовой деятельности).
В настоящее время трудовой стаж как институт социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных актов:
Международно-правовые акты. Так, если международным договором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора РФ. Среди таких международно-правовых актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках СНГ.
Законодательные акты, а именно:
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (действующая редакция от 02.04.2014) (далее по тексту – ТК РФ). Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение. Одна из немногих статей ТК РФ, посвященных вопросу трудового стажа, закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 02.04.2014) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014);
- Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. (действующая редакция от 28.12.2013);
Подзаконные нормативные акты:
Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» от 24 июля 2002 года № 555 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 594);
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 11 июля 2002 года № 516 и другие.
Множество других актов министерств и ведомств.
На основании вышеизложенного можно прийти к следующему выводу: на правовое регулирование трудового стажа как института социального обеспечения направлен целый комплекс разно уровневых нормативных актов. Однако это больше недостаток, чем достоинство данного института.
В первую очередь такой недостаток проявляется в том, что чем больше актов – тем больше в них противоречий. Кроме того, по-прежнему продолжает действовать целый ряд устаревших нормативных документов.
Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывает проблемы при применении их на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего, на гражданах.
Как показал всеобщий опрос, до 90% опрошенных респондентов (рядовых граждан) не знают о том, что понятие «страховой стаж» подменяется понятием «трудовой стаж» и не представляют порядок исчисления стажа. А ведь это напрямую связно с их правами в социальном обеспечении.
Сложность, многообразие и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих трудовой стаж, затрудняет правоприменительную практику. В связи с этим Пленум Верховного суда РФ 20 декабря 2005 года принял Постановление «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» № 25, где значительное место отведено вопросам исчисления и доказательства стажа.
1.2 Классификация видов трудового стажа
Реформа пенсионного законодательства РФ внесла существенные изменения в правовое регулирование трудового стажа, с которым связаны определенные правовые последствия в социальном обеспечении граждан.
В одних случаях от трудового стажа зависит само право на материальное обеспечение, в других – его размер, а в третьих – и то, и другое.
В зависимости от юридического значения трудового стажа в законодательстве РФ предусмотрены следующие его разновидности:
Общий трудовой стаж (далее по тексту - ОТС) – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, выделяемая статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц и включающая:
- периоды работы в качестве рабочего, служащего или члена кооперативной организации, а также периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию и т.д.
- служба в Вооруженных силах и иных воинских формированиях РФ, органах внутренних дел РФ, Вооруженных силах РФ, органах внутренних дел РФ и т.д.
- периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания гражданина;
Информация о работе Порядок исчисления трудового стажа в г. Оренбурге