Права ребенка переданного на воспитание в приемную семью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие приемной семьи………………………………………………….5
Права ребенка переданного на воспитание в приемную семью……….8
Содержание ребенка, переданного в приемную семью………………10
Характеристика технологии социальной работы приемной семьей…12
Заключение………………………………………………………………….…..27
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ЗПРdoc.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу  денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных  средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

В п. 2 ст. 155 СК установлена  обязанность органа опеки и попечительства по оказанию приемной семье необходимой  помощи и содействия в создании нормальных условий жизни и воспитания ребенка, включая решение вопросов материального, жилищного и иного обеспечения. В частности, для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемным семьям в преимущественном порядке выделяются путевки для детей в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ.

В постановлении  Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано  в целях поддержки приемных семей, создающих крестьянские (фермерские) хозяйства, предоставлять им дополнительные льготы и оказывать помощь.

Органы опеки  и попечительства вправе осуществлять контроль за выполнением приемными  родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, в том числе контроль за расходованием денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. В этих целях может использоваться информация о жизни приемной семьи, развитии и воспитании в ней детей, которая содержится в паспорте приемной семьи.

 

 

 

  1. Характеристика технологии социальной работы с приемной семьей.

Технология  социальной работы — это совокупность взаимосвязанных процедур и способов профессионального воздействия  на социальный объект с целью его  улучшения, обеспечения оптимизации функционирования при возможном тиражировании данной системы воздействия. При узкопрофессиональной направленности социальной работы ее технология являет собой совокупность способов профессионального воздействия на социальный объект, позволяющих более эффективно и своевременно оказывать помощь нуждающимся категориям населения при возможном повторении этой процедуры воздействия.

У обеих сторон происходит в результате взаимодействия формирование определённого опыта, формируется рефлексивная позиция, происходит взаимоподдержка и взаимостимулирование.

В основе социальной работы с приемной семьей лежит личностно-проблемный подход. Специалисты по социальной работе помогают семьям, опираясь на внутренний потенциал семьи и поддержку  окружения, эффективно решать проблему, потому что владеют знанием и методами решения наиболее типичных проблем.

Принципы социальной работы - это гуманное отношение  к приёмной семье, каждому ее члену  и вера в их силы; квалифицированная  помощь и поддержка. Основными принципами в условиях их жизнедеятельности являются:

- социального  реагирования;

- опоры на  собственные силы;

- конфиденциальности;

- рекомендательный  характер советов специалистов;

- приоритет  интересов семьи;

- непрерывность  сопровождения;

- мультидисциплинарность сопровождения;

- стремление  к автономизации.

Принцип 1. Принцип социального реагирования.

Данный принцип  подразумевает осознание необходимости  принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации приёмной семьи, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий.

Принцип 2. Принцип опоры на собственные силы.

Активная позиция  приёмной семьи в разрешении своих  проблем. Социальный работник должен стимулировать  приёмных родителей к самопомощи, проявлять собственную активность.

Принцип 3. Принцип конфиденциальности.

В процессе сопровождения  приёмной семьи социальному работнику  становится доступной информация о  приёмной семье, причинах её возникновения, которая будучи разглашена, может принести вред, дискредитировать или опорочить семью. Такая информация не должна разглашаться, она может использоваться только в профессиональных целях.

Принцип 4. Рекомендательный характер советов специалистов.

Ведущей идеей  сопровождения выступает положение о необходимости развития самостоятельности приёмной семьи в решении актуальных для неё проблем. Все решения специалиста могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение остаётся за семьёй. Специалист изучает семью и помогает ей до тех пор, пока не улучшится в ней обстановка.

Принцип 5. Приоритет интересов приёмной семьи.

В нём отражено базовое противоречие метода сопровождения. Очевидно, что «виновником» любой  проблемной ситуации каждого члена  семьи выступает не только социальное окружение, но и особенности данной семьи.

Принцип 6. Непрерывность сопровождения.

Приёмной семье  гарантировано непрерывное сопровождение.

Принцип 7. Мультидисциплинарность сопровождения.

Принцип требует  согласованной работы «команды»  специалистов, проповедующих единые ценности, включённые в единую организационную модель и владеющие единой системой методов. В работе с семьёй все специалисты должны быть сплочёнными. Они всесторонне изучают и решают проблемы семьи: социальный педагог внимательно изучает личность ребёнка; психолог определяет отклонения детей от психологических норм, чтобы помочь им в преодолении кризисной ситуации.

Принцип 8. Автономность.

Это один из самых  сложно реализуемых принципов. С  одной стороны, автономность каждого  члена семьи выступает гарантом защиты от административного давления специалиста по социальной работе, с другой - от ближайшего окружения, которое может тоже пытаться навязывать ему свои интересы.

Кроме того, социальное сопровождение предполагает целенаправленность, комплексность, непрерывность, долговременность, стимулирование мотивации, прогнозируемый результат. Как технология, социальное сопровождение предполагает выделение определённого алгоритма. Но реальная практика деятельности показывает, что все технологии протекают друг в друга и в «чистом виде» ни одна из них не существует. Технология социальной работы с семьей вбирает черты диагностики, поддержки, профилактики, помощи и др.

Профессор Е.И. Холостова считает, что процесс  сопровождения приёмной семьи предусматривает диагностический, организационный и коммуникативный этапы.

1. Диагностический  этап.

Диагностический этап имеет целью выявление уровня готовности семьи к установлению опеки, включающее первичную (пилотажную) и углубленную диагностику. При первичной диагностике внимание обращается на истинные мотивы принятия неродного ребенка и начальный уровень психолого-педагогической компетентности потенциальных родителей.

2. Организационный  этап.

На организационном  этапе создаются условия для  включения членов семьи в оценку ситуации и ресурсов, проектирование или адаптацию помогающих программ, организацию семейно-бытового совместного труда, налаживание общения, внешних и внутренних связей.

3.Коммуникативный  этап.

На коммуникативном  этапе поддерживаются сформированные умения и навыки, расширяются используемые средства, стимулируется перевод помощи в самопомощь.

Социальное  сопровождение приёмной семьи должно быть направлено на укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, на решение семейных проблем, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Исходя из этого, социальный работник по социальному  сопровождению детей-сирот в приёмной семье призван выполнять следующие  функции:

- диагностическую  (изучение особенностей семьи,  выявление её потенциалов);

- охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение её социальных гарантий, создание условий для реализации её прав и свобод);

- организационно - коммуникативную (организация общения,  инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- социально  - психолого - педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, профилактическая поддержка);

- прогностическую  (моделирование ситуаций и разработка  определённых программ адресной  помощи);

-координационную  (установление и поддержание связей, объединение департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Специалист  по социальной работе во время осуществления  процесса социального сопровождения детей-сирот в приёмной семье должен работать совместно с другими специалистами: психологами, медиками, педагогами, юристами.

Содержание  социального сопровождения приёмной семьи в каждом отдельном случае обусловлено её индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.

Таким образом, социальное сопровождение приёмной семьи представляет собой комплекс мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем, защите прав и интересов детей-сирот и приёмных родителей. [8; 241]

Основные  направления социального сопровождения  детей-сирот в приёмной семье.

Приёмная семья  обеспечивает ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, первичную социализацию, помогает стать социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создаёт атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное развитие.

Успешное решение  задач воспитания и соблюдения прав детей-сирот возможно только при объединении усилий приёмной семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребёнка, приёмных родителей и социума. Приёмная семья нуждается в сопровождении не только со стороны органов опеки и попечительства, но и со стороны образовательного учреждения, которое посещает ребёнок из приёмной семьи. Деятельность образовательного учреждения посредством социального сопровождения способна охватить все аспекты проблем приёмной семьи с целью обретения семьёй чувства безопасности и защищённости в системе общественных отношений, в освоении способов самостоятельного решения имеющихся жизненных проблем, регулировании отношений с детьми, социумом в целом.

Многие приёмные семьи перестают быть базой стабильности для ребёнка, приёмные родители всё чаще, занимают отстранённую, попустительскую позицию в отношении детства.

На основании  работ Данилиной Т.А. и Евдокимовой  Е.С. можно выделить следующие направления  социального сопровождения приёмной семьи:

- социально-правовое;

- социально-педагогическое;

- социально-психологическое;

- социально-медицинское.

Целью социально-правового направления является предупреждение нарушений прав и охраняемых законом интересов детей, переданных в приёмную семью; участие в правовой защите личностных интересов детей; оказание консультативной помощи приёмным родителям, педагогам и другим сотрудникам образовательного учреждения, работающим с приёмными семьями; участие в повышении юридической компетентности; оказание информационной помощи по различным вопросам.

Данное направление  включает в себя обследование жилищно-бытовых  условий, воспитания детей-сирот в  приёмных семьях; помощь в оформлении документов на предоставление льгот, выплат, назначенных детям-сиротам по закону.

Социально-правовое направление предусматривает контроль за целевым расходованием денежных средств, предназначенных детям .

Специалист  по социальной работе при обследовании условий жизни детей-сирот выясняет обеспечен ли ребёнок всем необходимым (хватает ли одежды, обуви, мягкого  инвентаря, игрушек, школьно-письменных принадлежностей).

В акте обследования жилищно-бытовых условий находят  своё отражение выводы специалиста  по социальной работе:

- жилищно - бытовые  условия проживания приёмной  семьи: общая и жилая площадь,  принадлежность и благоустроенность жилья, санитарно-гигиеническое состояние - хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; дополнительные сведения о бытовых и финансовых условиях жизни;

- наличие у  ребёнка: отдельной комнаты, кровати,  места для игр, занятий, игрушек,  книг, режима дня и питания;\- факт надлежащего или ненадлежащего исполнения приёмными родителями своих обязанностей в качестве законного представителя несовершеннолетнего подопечного; бытовые условия проживания и содержания несовершеннолетнего, его здоровье, образование и досуг; удовлетворении базовых потребностей ребёнка - в пище, жилье, гигиене, обеспечение одеждой, предоставление медицинской помощи;

- обеспечение  безопасности ребёнка: отсутствие  доступа к опасным предметам  в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., оценка риска нанесения несовершеннолетнему вреда как в домашних условиях, так и в других местах;

Информация о работе Права ребенка переданного на воспитание в приемную семью